Прогресс не случайность а необходимость

Эссе

Эссе на тему “Прогресс – не случайность, а необходимость” – (Г. Спенсер)”

На мой взгляд, в своем высказывании английский философ затрагивает актуальную во все времена проблему взаимосвязи прогресса и развития общества. Чтобы обосновать свое отношение к данной проблеме, обращусь к таким понятиям, как «прогресс», «регресс», «критерии прогресса». Мыслители давно задумывались над вопросом, в каком направлении движется человечество. Вера в общественный прогресс сопровождала человека тысячелетиями, и поэтому идея прогресса была самой главной идеей в социальной философии даже тогда, когда ее подвергали критике. Итак, под прогрессом (от лат. progressus – движение вперед) понимается направление развития от низшего к высшему, от менее совершенного – к более совершенному.

Соответственно общественный прогресс — это процесс развития и совершенствования человеческого общества, поступательное движение общества от простых и низших форм общественной жизни к более сложным и высоким. В этих определениях шкала изменений установлена по принципу «простой – сложный», «низший — высший». Попробую это обосновать.

Известно, что без изменения ничего нет. Все природные и социальные процессы находятся в состоянии постоянного изменения. Но не всякое изменение приводит к развитию и тем более к прогрессу. Для этого необходимо наличие соответствующих условий. Понятие «изменение» по объему шире понятий «развитие» и «прогресс». Всякое развитие и всякий прогресс предполагают изменение, но не всякие изменения, как уже отмечалось, обязательно ведут к прогрессу или развитию. Что касается соотношения понятий «развитие» и «прогресс», то понятие развития шире понятия прогресса. Поэтому всякий прогресс связан с развитием, но не всякое развитие есть прогресс. Понятие прогресса применимо только к человеческому обществу, поскольку общественный прогресс – это переход от менее совершенных форм организации человеческой деятельности к более совершенным, это поступательное развитие всей мировой истории.

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

На мой взгляд, нельзя прогресс сводить только к количественным изменениям, потому что для социального прогресса главной характеристикой являются качественные изменения. Переход от старого к новому подготавливается всем ходом предшествующей истории. Предпосылки возникновения нового уже находятся в недрах старого, и когда рамки старого становятся узкими для нового, тогда происходит скачок в развитии общества. Он может носить как эволюционный, так и революционный характер. Вообще, надо сказать, что революции – исключение, тогда как эволюционный путь прогресса является естественной формой восходящего развития общества.

4 стр., 1971 слов

Правовая жизнь и правовой прогресс современного общества

... (правовая жизнь государства, отдельных его территорий), временному (правовая жизнь современного общества и прошедших правовых эпох); по уровню правового развития общества (правовая жизнь правового общества и ... «правовое развитие», «социально-правовая среда», «правовая активность», «действие права», «правовой прогресс» и др. Как составная часть общественной жизни, правовая жизнь непосредственно ...

Человечество непрерывно совершенствуется и идет по пути социального прогресса. Это универсальный закон общества. Но отсюда вовсе не следует, что в его развитии не бывает регресса, для которого характерны переход от высшего к низшему, изменения к худшему, возвращение к изжившим себя структурам, понижение уровня организации, утрата способности к выполнению тех или иных функций. Примером регресса в обществе может служить переход от демократии к тоталитаризму, к авторитаризму.

История – сложный и противоречивый процесс. Она есть продукт деятельности миллионов и миллионов людей, в ней происходит борьба между новым и старым, и бывают периоды, когда новое терпит поражение, в результате чего общество совершает гигантские скачки назад. Иначе говоря, прогресс и регресс сосуществуют, а сам прогресс противоречив. Поэтому если попытаться прогресс человечества изобразить графически, то получится восходящая не прямая, а изломанная линия, отражающая подъемы и спады, ускоренное движение вперед и огромные скачки назад.

Одним словом, все прогрессивное в одних областях, как правило, сопровождается негативными процессами в других. Например, египетские пирамиды свидетельствуют о громадных успехах египетской цивилизации, но при их строительстве погибли тысячи и тысячи людей. В современных условиях удобства городской жизни оплачиваются «болезнями урбанизации»: транспортным утомлением, загрязненным воздухом и т. д.; удобства передвижения в автомобиле – перегруженностью городских магистралей, транспортными пробками. Другими словами, человечеству приходится платить за прогресс высокую цену. Тем не менее, несмотря ни на что, прогресс носит объективный и неизбежный характер, и никто, на мой взгляд, не в силах остановить движение общества по восходящей линии. Значит, прогресс действительно необходим, и в этом я солидарна с автором.

Вместе с тем общественный прогресс немыслим без субъективного элемента, то есть без деятельности людей, творящих свою собственную историю и преследующих сознательно поставленные цели. Именно от активности людей, от их целенаправленности и желания изменять существующие порядки в лучшую сторону, создавать необходимые условия для проявления сущностных сил человека во многом зависит социальный прогресс. И в этом смысле проблема общественного прогресса напрямую связана с проблемой критериев прогресса. Ими являются: развитие человеческого разума; совершенствование нравственности людей; прогресс науки и техники; развитие производительных сил, включая самого человека; возрастание степени свободы, которое общество может предоставить человеку. Но самым универсальным критерием социального прогресса является мера свободы, которую общество в состоянии пре- доставить индивиду. Чем благоприятнее условия для развития физических, интеллектуальных, психических сил человека, его моральных качеств, тем шире простор для развития индивидуальных, присущих каждому отдельному человеку свойств. Чем человечнее условия жизни, тем больше возможностей для развития в человеке всего человеческого: разума, нравственности, творческих сил. Человечность, признание человека высшей ценностью выражается понятием «гуманизм». Из сказанного выше можно сделать вывод: прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма. Наконец, в подтверждение авторской позиции можно привести высказывание русского писателя Н. Г. Чернышевского: «Отвергать прогресс такая же нелепость, как отвергать силу падения».

17 стр., 8327 слов

Будущее в руках молодежи. Роль молодежи в современном обществе: ...

... только участвуют в развитии общества. Подрастающее поколение стремится познать все аспекты жизни и иногда способы, выбранные для познания, очень предосудительны. Когда человек пишет эссе о роли молодежи в современном обществе, он обычно ...

На основании вышеизложенного можно сделать следующий вывод: я согласна с английским философом Гербертом Спенсером в том, что прогресс – не случайность, а необходимость.

Популярные сочинения

  • Сочинение Описание гранатового браслета в повести Гранатовый браслет

    Вот он лежит на черной подушке такой желтый, массивный. Когда его никто не хочет носить или смотреть, то прячется в красную бархатную коробочку. По его бокам рассыпались плохо ограненные камешки красного цвета.

  • Сочинение на тему Становление характера Васютки (5 класс)

    Детские годы центрального персонажа «Васюткино озеро» Астафьева проходили в тайге, где он проживал с родителями. В этом автор и герой были похожи, поэтому многое в рассказе

  • Сочинение по повести Не стреляйте в белых лебедей Васильева

    Главной темой произведения являются авторские размышления о взаимоотношениях природы и человека, а также нравственное отношение людей к окружающему их животному миру.

Прогресс не случайность а необходимость г спенсер. Сочинение на тему: «Прогресс и человечество»

Прогресс – закон природы. Франсуа Вольтер

Прогресс – это способ человеческого бытия. Виктор Гюго

Для того чтобы народы могли развиваться, расти, покрываться славой и успешно мыслить и работать, – в основе их жизни должна лежать идея прогресса. Эмилио Кастеляр

Прогресс – единственный способ не деградировать. Александр Локтев

Цивилизация – это движение, а не состояние. Арнольд Тойнби

Истина, добытая трудом многих поколений, легко даётся даже детям, в чём и состоит сущность прогресса. Александр Потебня

Технический прогресс – плод ума острого и быстрого, но не величавого и не высокого, – как и всё, что нужно искать, согнув спину и потупясь душою в землю. Сенека

Техника со временем достигнет такого совершенства, что человек сможет обходиться и без самого себя. Ежи Лец

Если раньше атмосферные помехи были слышны, то телевидение позволяет их увидеть. Алекси Андреев

Мы уже не верим в прогресс – разве это не прогресс? Хорхе Луис Борхес

Мы изменили свое окружение так радикально, что теперь должны изменять себя, чтобы жить в этом новом окружении. Норберт Винер

Настанет время, когда наши потомки будут удивляться, что мы не знали таких очевидных вещей. Сенека

Нет дела, коего устройство было бы труднее, ведение опаснее, а успех сомнительнее, нежели замена старых порядков новыми. Никколо Макиавелли

Политическая неподвижность немыслима, человеческий дух должен развиваться. Франсуа де Шатобриан

Прогресс – не вопрос скорости, а вопрос направления. Неизвестный автор

Развитие – процесс подсознательный, который сразу же прекращается, когда о нем начинают думать. Бернард Шоу

13 стр., 6184 слов

Влияние научно-технического прогресса на человека, общество и экологию

... человечества, а можно для его уничтожения. Люди сами задают науке направление. Однако неоспоримым остается одно – наука ... ресурсов. Бурное развитие научно–технического прогресса, масштабный рост сельскохозяйственной деятельности человека — всё это усугубило ... школы, что кислород вырабатывают растения, поэтому, учитывая современную тенденцию вырубки лесов и активный прирост населения людей, ...

У нас перемены к лучшему следуют с такой быстротой, что ничто хорошее не успевает прижиться. Хенрик Ягодзиньский

Эх, старые добрые времена, когда можно было отдать свою жизнь за построение нового мира, а умереть в старом. Аркадий и Борис Стругацкие

Прогресс есть замена одних неприятностей другими. X. Эллис

Прогресс: наши предки спокойно ходили в звериных шкурах, а нам и в человеческой не по себе. Е. Лец

Прогресс заключается в том, что на все нужно меньше времени и больше денег. Ф. Синатра

Прогресс цивилизации состоит в расширении сферы действий, которые мы выполняем не думая. А. Уайтхэд

Прогресс человечества основывается на желании каждого человека жить не по средствам. С. Батлер

Промышленный прогресс совсем не параллелен в истории с прогрессом искусства и истинной цивилизации… Жозеф Эрнест Ренан

Весь прогресс, на который можно надеяться, — это сделать людей несколько менее злыми. Гюстав Флобер

Прогресс — не случайность, а необходимость. Герберт Спенсер

Прогресс и целесообразность по самой сути своей — это лишь средства для достижения блага. Гилберт Кит Честертон

Возражения против прогресса всегда сводились к обвинениям в аморальности. Джордж Бернард Шоу

Разумный человек приспосабливается к миру, неразумный приспосабливает мир к себе. Поэтому весь прогресс зависит только от людей неразумных. Джордж Бернард Шоу

Прогресс человечества состоит в устранении всего, что ставит в зависимость и подчинение человека от человека, один класс от другого класса, один пол от другого пола. Август Бебель

Прогресс наук и машин — это полезное средство, но единственной целью цивилизации является развитие человека. Эннио Флайано

Прогресс человеческий несет с собой смертный приговор и религиозной идее, и религиозному чувству. Георгий Валентинович Плеханов

Прогресс, образование, культура, все то, к чему стремится человечество, являются и его могильщиками. Посмотрите на демографическую ситуацию наиболее развитых народов и сравните ее с менее цивилизованными. В. Зубков

Прогресс в области домашнего хозяйства заключается в том, что мужчины изобретают машины, которыми женщины не могут пользоваться без помощи мужчин. В. Блоньская

Когда-то прогресс науки страдал от редкости книг; теперь он страдает от их чрезмерного обилия, которое запутывает и стесняет собственное мышление. К. Вебер

Даже ничтожнейший прогресс требует долгих лет мучительного вызревания. Э. Золя

То, что мы называем прогрессом, является заменой одной неприятности на другую. X. Эллис

Неудовлетворенность — первейшее условие прогресса. Т. Эдисон

Каждый шаг прогресса, совершенного миром, представлял собой движение от эшафота к эшафоту, от одного позорного столба к другому. У. Филлипс

Люди, зачарованные идеей прогресса, не задумываются о том, что каждый шаг вперед — это шаг на пути к концу. М. Кундера

Чем быстрее летают самолеты, тем дольше добираться до аэропорта. Автор неизвестен

Центр новых образовательных технологий Томского государственного педагогического университета Всероссийская научно-практическя интернет-конференция «Новые образовательные технологии: опыт, проблемы, перспективы».

1 стр., 421 слов

Сайт для учителей и школьников

... люди прогуливаются по парку. И на душе от прекрасной погоды становится так прекрасно! *** Сочинение для школы про апрель Вот уже ... появилась. Весна вступила в свои права! *** Короткие школьные сочинения Вот и подошёл к концу прекрасный месяц апрель. Он ... апрель шагает по улицам. Снега почти не осталось,и совсем тепло. Мы раскрыли окно. С самого утра за окном на ...

зам. директора ВР, учитель-логопед МБОУ «Лучановская СОШ» Томского района, *****@***ru

Прогресс — не случайность, а необходимость.

Дерзать! Ценой дерзаний достигается прогресс. Все блистательные победы являются в большей или меньшей степени наградой за отвагу. В. Гюго

Мы живем в XXI веке, веке информации. Информатизация общества – это реальность наших дней. Современные технологии все больше и больше внедряются в нашу жизнь, становятся необходимой частью современной культуры. Информационно-коммуникационные технологии обладают огромными возможностями, которые эффективно и творчески может использовать учитель. В настоящее время разработано множество компьютерных игр, интересных мультимедийных пособий для дошкольников, отвечающих современным требованиям и успешно использующихся в практике . Но нам этого не достаточно. Мы в постоянном поиске, потому что современная жизнь-это постоянная динамика. Мы живём в цифровом веке. Чтобы спокойно и уверенно справляться с новыми задачами, нам нужны правильные инструменты и умение пользоваться ими. Всегда следует помнить главное: знания должны побуждать к действию. Большинству нравится энергия победы. Гораздо меньшее число людей испытывают удовольствие от самого процесса движения к цели. Но, как ни странно, я себя отношу именно к этой группе. Сегодня мы имеем свободу достижения результатов, свободу управления собой. Символом современной культуры стало «знание», полученное с помощью компьютера и . Работа человека с информацией теперь есть потребность. Меняться трудно. Большая часть того, что мы делаем, основана на автоматизме. Без возможности открытого информирования о своей деятельности широкому кругу людей школа существовать не может. Это требование времени. Исторически школа всегда была замкнута на себя, что значительно ограничивало ее потенциальные возможности. Благодаря использованию , прежде всего наличию собственного сайта, у нас появилась возможность выйти за пределы школьного пространства и доносить информацию о своих достижениях и результатах работы до потенциально неограниченного количества представителей общественности; преследуя определенные интересы. Сайт позволяет вести диалог с внешним миром более свободно и с максимальной пользой. Сайт школы сегодня доступен для различных групп пользователей средствами интернет — технологий. Благодаря сайту, родители могут получать информацию о качестве работы школы, отслеживать успеваемость своего ребенка, благодаря электронному журналу, вносить свои предложения. С другой точки зрения, сайт школы — лицо школы: здесь мы представляем всю необходимую информацию о школьной жизни. Нам удалось придать официальному сайту школы определённую индивидуальность. Сегодня он в числе образовательных сайтов высокой информационной насыщенности по оценке Всероссийского независимого рейтинга. Достижения и направления школьной деятельности доступны для каждого пользователя. Каждый учитель имеет возможность иметь личную персональную страничку, благодаря чему они приобретают еще одну возможность самовыражения. Но для того, чтобы эта информация доходила своевременно до всех участников образовательного процесса, имею в виду учеников, их родителей, педагогов, должны быть соблюдены технические условия. В каждом доме необходим компьютер с выходом в Интернет. На сегодняшний день это условие в нашем селе не выполняется в силу самых разных причин. В этом учебном году Лучановская СОШ начала работать над проектом, результатом которого станет созданное единое информационно-образовательное пространство, которое позволит педагогам влиться в информационное пространство с целью представления, обобщения, систематизации и распространение педагогического опыта, опыта работы школы широкой аудитории пользователей Интернет. В результате нам уже удалось установить новые связи в образовательном Интернет — пространстве, посредством активного обмена информацией. Происходит формирование положительного имиджа педагогической профессии через взаимодействие со . В течение 2012-2013 года много усилий приложено для развития сетевого взаимодействия через создание мини-сайтов учителей-предметников на nsportal, создан сайт школьного логопункта, в развитии блог учителей-логопедов школы.

6 стр., 2865 слов

Роль искусства в жизни общества

... самостоятельная сфера духовной деятельности. В магических ритуалах древних людей, безусловно. Искусство обладает огромной и благой силой воздействия на духовную жизнь личности, общества, человечества. Мыслители-романтики зачастую даже преувеличивали возможности и ...

Вот на этом хочется остановиться подробнее. Новые федеральные образовательные стандарты требуют от школы реализации компетентностного подхода в образовании. Именно поэтому учителю, чтобы обучать детей, необходимо самому владеть такими компетентностями как: умения критически, рефлексивно мыслить, выстраивать коммуникацию, вести переговоры, действовать в команде. Своевременное адекватное реагирование родителей на проблемы воспитания и обучения детей, сотрудничество со специалистами — залог успешного . На сегодняшний день проблема мотивации – одна из центральных в педагогической работе. Известно, что использование в разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность работы. В руках учителя-логопеда самая дорогая ценность – ребенок, его развитие и перспективы. Информационно-коммуникационные технологии обладают огромными возможностями, которые эффективно и творчески может использовать учитель-логопед. Реальность сегодняшнего дня требует от педагога мобильности и своевременного реагирования на различные жизненные изменения. На сегодняшний день это современное информационное направление педагогического творчества. Глобальная сеть не просто открыла доступ к материалам всем участникам учебно-воспитательного процесса, но и позволила показать, как учитель может использовать новые педагогические технологии для самоконтроля и развития. Процесс создания сайта, работа с ним, обмен опытом друг с другом дают возможность повышать самооценку своей самостоятельной творческой деятельности и совершенствовать её. Информатизация образовательного процесса на современном этапе выдвигает задачу перехода к новым педагогическим технологиям и прогрессивным методам образования. Следующим шагом, предпринятым школьной администрацией, было решение о возрождении школьной газеты. https://tom-luchschool. edu. tomsk. ru/o-shkole/nasha-gazeta С в нашей школе возглавила эту работу учитель и литературы Группа десятиклассников с энтузиазмом взялась за новое интересное дело. Осваивали новые компьютерные программы, необходимые для вёрстки газеты. Школа приобрела цветной принтер для печати газеты. Первый номер вышел ко Дню учителя. С какой проблемой столкнулись в очередной раз: информацию приходится в буквальном смысле добывать, т. к. опыт работы юнкоров, который был в советской школе, ушёл в прошлое. И это первое, что в ближайшее время необходимо возродить в нашей школе! Тираж газеты-1 экземпляр, который размещается на стенде 2 этажа. Что сделать — красота требует жертв! Формат небольшой, поэтому многие школьники эти выпуски даже не видели. Поэтому февральский номер газеты решили напечатать в большом формате, но в чёрно-белом варианте. Сегодня есть идея увеличить тираж до 20 экземпляров, чтобы каждый номер был в классе, один номер будем передавать сельской библиотеке. И ещё одна интересная идея, которая в ближайшее время будет реализована: школьное телевидение. Работа предстоит большая, но очень интересная. Поскольку система «информационно-образовательная», то работать в ней сможет всё сообщество, имеющее отношение к образованию, участники образовательного процесса: педагоги и руководители, учащиеся и родители, выпускники, а также широкий круг общественности. И ещё одним положительным моментом в создании единого информационного пространства стала возможность информирования широкой общественности о жизни и деятельности школы через публикации в газетах Богашёвского . Мы понимаем, что сделали серьёзный прорыв в создание открытого образовательного пространства. https://tom-luchschool. edu. tomsk. ru/o-shkole/nashi-dostizheniya/smi-o-nas

4 стр., 1621 слов

Понятие интеллектуального труда и его значение в жизни общества

... роль в позитивном развитии экономики. 2.Значение интеллектуального труда в жизни общества Развитие науки, научно-технический прогресс привели к тому, что интеллектуальный труд приобрел массовые ... умственного труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий труд, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся и студентов. Отличаются они по организации трудового процесса, ...

Так живёт сегодня наша школа. Многие прогрессивные изменения произошли буквально за учебный год. Конечно, многое нужно ещё сделать, переделать, а что-то и изменить. Самое главное — не успокаиваться. Жизнь очень интересна своими неожиданными открытиями. Как хочется успеть!

Информационная обеспеченность Лучановской на сегодняшний день:

Официальный сайт МБОУ «Лучановская СОШ» https://tom-luchschool. edu. tomsk. ru

альтернативный сайт Лучановской школы https://nsportal. ru/site/164731

персональный сайт директора школы https://azalia. ucoz. ru/

персональный сайт заместителя директора ВР https://tatianapyzhik. ucoz. ru/

персональный сайт учителя-логопеда «Учитель-учителю»

https://nsportal. ru/tatyana-egorovna

сайт школьного логопункта https://nsportal. ru/site/ugolok-logopeda

https://nsportal. ru/gostisheva48

персональный сайт учителя истории

https://nsportal. ru/galina-khrebtova

персональный сайту учителя

https://nsportal. ru/paklina-tatyana-alekseevna

https://nsportal. ru/stalmakova-olga-nikolaevna

страница областного телевизионного интернет-конкурса » Классный учитель»

страница областного телевизионного интернет-конкурса «Классный учитель»

Г. Спенсер говорил: «Прогресс – не случайность, а необходимость». Действительно, прогресс – это важное, необходимое условие благоприятного существования общества.

Прогресс – это направление развития, характеризующееся поступательными движением от низших и простых форм к более высоким и сложным. Прогресс относителен, затрагивая одни стороны жизни, он может быть совершенно не применим к другим. Тем не менее, к прогрессу во все времена стремились большинство людей, обществ, государств. Необходимость в прогрессе рано или поздно затрагивает любое общество или государство. В современном обществе необходимость в прогрессе очевидна, так как показателем прогресса является не только развитие науки и техники, но и увеличение средней продолжительности жизни человека, увеличение прав и свобод и многое другое. Все эти факторы оказывают положительное влияние на формирование «здорового общества».

13 стр., 6155 слов

Человек в новом информационном обществе

... котором реализуется информационная революция и который ведет к новому состоянию общества. Это новое состояние называется информационным обществом или информационной цивилизацией [1]. Суммируя все сказанное, можно сформулировать концепцию современного информационного общества. Общество является информационным, если: 1) ...

В подтверждение всего вышесказанного приведу пример из истории. 19 февраля 1861 года в России было отменено крепостное право. В результате реформы свобода была дана лишь половине крестьян, но освобожденные уравнивались в правах с представителями других сословий. Несмотря на имеющиеся недостатки, отмена крепостного права сделала значительный шаг в развитии общества.

С 2006 года в России стартовал национальный проект «Здоровье». Его целями являются укрепление здоровья граждан, повышение доступности и качества медицинской помощи. Такой проект направлен на сохранение и повышение здоровья граждан. Ведь здоровые люди могут двигать вперед общество, развивать его, преобразовывать мир.

Таким образом, прогресс действительно необходим. Постоянное развитие различных сфер жизни позволяет преобразовывать окружающий мир в лучшую сторону.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) — начать подготовку

Обновлено: 2017-09-08

Внимание!

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите

Ctrl+Enter

  • Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

К1

К2 К3

«Прогресс указывает только направление движения, и ему безразлично, что ожидает в конце этого пути – благо или зло» (Й. Хейзинга).

Прогресс – это противоречивое явление, которое несет не только благо, но и зло, проблема общественного прогресса комплексная и прогресс в одной сфере жизни приводит к регрессу в другой, что очень метко выразил нидерландский философ Й. Хейзинга. С развитием техники возрастают и темпы жизни людей, начинает формироваться индустриальная цивилизация. На этом этапе люди и начинают рассуждать о направлении прогресса, его неоднозначности и противоречивости. Всё чаще человечество посещает вопрос о возможных угрозах, стоящих перед ним.

Приведем теоретические доводы и аргументы в обоснование моей точки зрения. Прежде всего, рассмотрим само понимание общественного прогресса. Общественный прогресс — это направление движения, совокупность всех поступательных изменений в развитии общества, развитие общества от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному. В разное время, разными мыслителями общественный прогресс понимался по-своему, в соответствии с исторической эпохой. Например, французские просветители (А. Тюрго, М. Кондорсе) видели его в развитии человеческого разума, распространения просвещения. Некоторые мыслители (например, А. Сен-Симон) оценивали движение вперед по состоянию общественной нравственности, приближению ее к раннехристианским идеалам. Г. Гегель связывал прогресс со степенью сознания свободы. В XIX в. марксизм усматривает прогресс в переходе от одной общественно-экономической формации к другой, степени развития производительных сил. Некоторые социологи считали, что прогрессом являются усложнение социальной структуры и рост социальной неоднородности. Современные же ученые приходят к выводу, что критерием прогресса является создание возможностей для максимального развития личности. Понятию прогресса противоположно понятие регресс, для которого характерно обратное движение — от высшего к низшему, деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям. Большинство социологов согласны с тем, что прогрессивное развитие общества не исключает возвратных движений, регресса, цивилизационных тупиков и даже срывов. Само развитие человечества вряд ли имеет однозначно прямолинейный характер, в нем возможны и ускоренные рывки вперед, и откаты назад.

1 стр., 419 слов

Разумный человек приспосабливается к миру; неразумный – упорно ...

... мира, желает изменить его к лучшему. Под общественным прогрессом ученые понимают совокупность всех поступательных изменений в обществе, его развитие от простого к сложному, переход с более низкого уровня на ... жизни общества, а в первую очередь – науке и технике. Инновация – это создание чего-либо принципиально нового, что не существовало ранее. А какой же человек не будет довольствоваться тем, ...

Неоднозначность прогресса можно проиллюстрировать тем, что последствия одних и тех же открытий и изобретений могут быть направлены, как во благо, так и во зло. К примеру, открытие деления атомного ядра привело к созданию новых источников энергии, а также созданию массового оружия. Из курса истории мы знаем об открытиях в области ядерной физики, о создании нового источника энергии: в 1954 в СССР вступила в строй первая в мире АЭС (г. Обнинск), в 1954 г. в США вошла в строй первая атомная подводная лодка «Наутилус». В 1959 году в СССР спущено на воду первое в мире невоенное атомное судно — ледокол «Ленин». Но эта энергия применялась и для создания атомного оружия: в августе 1945 г. на японские города американцами были сброшены первые атомные бомбы «Малыш» (6 августа, Хиросима) и «Толстяк» (9 августа, Нагасаки).

Общее количество погибших составило от 90 до 166 тысяч человек в Хиросиме и от 60 до 80 тысяч человек — в Нагасаки. Негативную всемирную известность получила авария четвёртого энергоблока Чернобыльской атомной электростанции в 1986 г. реактор был полностью разрушен, и в окружающую среду было выброшено большое количество радиоактивных веществ.

Каждый из нас является свидетелем развития средств связи: появление Интернета, позволяющего людям из всех стран и всех континентов обмениваться огромными объемами информации, привело к информационному перевороту. Письмо по электронной почте доставляется мгновенно и цена доставки не зависит от места назначения, проверить электронный почтовый ящик можно из любого места, где есть телефонные линии и доступ в Интернет. Но эти изменения приводят к неоднозначным последствиям: ослабление зрения, потеря навыков живого общения, страх общения лицом к лицу, психологическая зависимость от всевозможных гаджетов, доступ к «сомнительной» информации, — вряд ли можно назвать благом для человека.

Итак, приведя теоретические доводы и ряд примеров, мы убеждаемся, что прогресс в одной сфере жизни приводит к регрессу в другой, что сами усовершенствования, изобретения становятся благом или злом для человека и общества в зависимости от того, как эти нововведения используются самими людьми.

Афоризмы, цитаты, фразы о научно-техническом прогрессе

Повышение энергопреобразования окружающей среды посредством человека – вот что такое ваш пресловутый Прогресс. Михаил Веллер «Всё о жизни»

Мало ли, знаете, кому что в голову взбредет, сумасброды всегда найдутся — будет бросать сучья в огонь, кретин, и сгорим мы всем племенем: или пусть прекратит, или дубиной ему по башке. Собаку приручает… да она сожрет ночью наши запасы, детей перекусает! гони-ка его в лес с глаз долой. М.Веллер «Всеобщая теория всего»

Мы уже не верим в прогресс — разве это не прогресс? Хорхе Луис Борхес

Движение вперед — естественный закон, закон природы , и оно не может быть за более или менее длительное время подавлено силами человека, оружием титанов или проклятием попов. Жизнь и развитие возможны только благодаря поступательному движению. Будущее принадлежит только прогрессу. Э.Геккель

Человеческое мышление, изменив форму, изменит со временем и средства ее выражения; господствующая идея каждого поколения будет начертана уже иным способом, на ином материале. Виктор Гюго «Собор Парижской богоматери»

Прогресс — не случайность, а необходимость. Г.Спенсер

Прогресс — это закон природы. Остановка его — это постепенное разложение общества; способствовать прогрессу и препятствовать застою — долг каждого из нас. В.Вейтлинг

Необходимость! Ты мать всего на земле. Перси Биши Шелли

Необходимость — мать изобретательности. Джонатан Свифт

Разумный человек приспосабливается к окружающему миру, неразумный упорствует в попытках приспособить его для себя. Поэтому судьба прогресса в руках неразумных людей. Джордж Бернард Шоу

Нетерпеливость и неудовлетворенность — необходимые условия прогресса. Томас Алва Эдиссон

Мир не любит перемен, хотя это единственное, что движет прогрессом. Чарлз Франклин Кеттеринг

Прямо трудно поверить, как прекрасно можно обойтись без изобретений 2500 года. К.Тухольский

Facebook