LiveInternetLiveInternet
Воскресенье, 23 Июня 2013 г. 16:22 + в цитатник Живые родники юности По рассказу В. Распутина «Женский разговор» Время обнимать и время отклоняться от объятий… Книга Екклезиаста гл. 3, ст. 5 Ничто так не украшает юного возраста, как венец целомудрия… Свт. Иоанн Златоуст Вступительное слово учителя У каждого писателя свои истоки, свои живые родники. А откуда берет начало творческая биография Валентина Григорьевича Распутина? Родился будущий писатель в поселке Усть-Уда, в трехстах километрах от Иркутска, и рос он в этих же местах, в деревне с красивым, напевным именем Атланка. И сама деревня, и её жители вошли в литературные произведения Распутина. Писатель говорил, что его детство и его творчество немыслимы без влияния Сибири, тайги и, особенно, Ангары: «Я верю, что и в моем писательском деле она сыграла не последнюю роль: когда-то в неотъемлемую минуту вышел я к Ангаре и обомлел – и от вошедшей в меня красоты обомлел, а также от явившегося из неё сознательного и материального чувства Родины». Распутин не представлял себя без родной сибирской деревни, частью которой он был. Отсюда такое глубокое проникновение в народную жизнь, уважение к вековым традициям, обостренное внимание к нравственным проблемам, к судьбе родной земли и людей, живущих на этой земле.
Мотивация. В рамках сотрудничества Иркутска и департамента Верхняя Савойя было принято решение представить в Верхней Савойе спектакль на французском языке в исполнении иркутских профессиональных актёров. Пьеса построена в форме диалога бабушки и внучки, в котором выражены противоречия между двумя поколениями, между городом и деревней, между прошлым и будущим. В финале спектакля диалог переходит в монолог автора, делая зрителя участником размышлений двух персонажей. Для постановки был предложен рассказ русского писателя В.Г.Распутина «Женский разговор». — Как вы думаете, почему из золотого фонда русской литературы было выбрано именно это произведение? — О чем говорит этот факт? — Чем этот рассказ может заинтересовать современного читателя или зрителя? Чтобы ответить на этот непростой вопрос, бережно перечитаем это произведение и поразмышляем о проблемах, которые поставил перед нами Валентин Григорьевич Распутин. Целостный анализ рассказа «Женский разговор» Свой рассказ писатель назвал «Женский разговор». — Какие читательские проекции можно сделать по заглавию произведения? — Подберите синонимы к слову «разговор». Разговор – беседа, диалог, общение, контакт… — С какими целями люди вступают в диалог? Первая коммуникативная функция диалога – обмен мнениями о чем-либо или о ком-либо.
По рассказу В.Г.Распутина «Женский разговор». Кто жить научит? ...
... как наставление, наставление Распутина. Как и в большинстве своих произведений В.Распутин обращается в «Женском разговоре» к пожилым персонажам. ... бы подтверждает данную ей характеристику: «Девка рослая, по виду,…но умишко детский, несозревший, голова отстает». ... рассказа, несколько раз натыкалась на сообщения компьютера о том, что то-то и то-то слово просторечное, рекомендуется заменить. Распутин ...
Человеку необходимо высказаться, быть услышанным (а значит, понятым и принятым), получить ответы на мучившие его вопросы, встретить одобрение, поддержку, найти выход из тяжелой жизненной ситуации, услышать другого человека, посмотреть на свою проблему глазами собеседника, пересмотреть свои ценности, разобраться в себе самом… О женском разговоре поведал нам писатель. Известно, что женщинам свойственно уделять особое внимание речевому общению. Разговор героинь в рассказе Валентина Распутина ориентирован на три временные плоскости: прошедшее время (молодость бабушки Натальи, замужество, военное лихолетье и послевоенные годы); настоящее время (беда, случившаяся с внучкой); будущее время – дальнейшая судьба Виктории).
Разговор Натальи и Вики – это беседа о сокровенном, что испокон века интересовало человека, — о предназначении женщины в обществе, о нравственной чистоте, духовной красоте, о моде и старине, о достоинстве и женской чести. Читаем первый абзац. Четко обозначено художественное время — мартовский вечер, восьмой час вечера: «мерцал под ранним вечером ранний вечер», «до темноты взошло и разгорелось звездное небо с юным месяцем во главе, и пролился на землю капельный, росистый, сухой свет». Тяжело отступает зима, но уже «новым, не зимним, мягким пологом лежала по белому полю нежная синева» весны. Художественное пространство рассказа — ангарская деревня с затопленными полями и лугами, с порушенным «за-ради электричества» (строительства Братской ГЭС) вековечным порядком. Знаменательно использование автором в описании деревни глаголов с негативной семантикой: «сковырнули», «свалили», «порушили». Затем пространство локализируется: действие рассказа происходит в избе «за беленькими занавесками в два окна, глядящих на Ангару». Дом бабушки Натальи предстает перед читателем как символ уюта, тепла, исцеления, это духовное начало человека, источник целомудрия и знаний, накопленных десятилетиями.
Но! «В деревне у бабушки посреди зимы Вика оказалась не своей доброй воле», а отправлена отцом «на высылку», на перевоспитание. Не случайно использование автором односоставных предложений («пришлось делать», «пока хватились», «выхватили из карусели»), которые передают драматизм сложившейся с героиней ситуации. Вика уже второй месяц «мается» у бабушки. Словарная работа. Маяться – мучиться, страдать, терзаться, тосковать, томиться. По мнению бабушки Натальи, Виктория — «девка рослая, налитая, по виду – вправду в бабы отдавай, но умишко детский, несозревший, голова отстает…. Затаенная какая-то девка, тихоомутная. Распахнутые глаза на крупном смуглом лице смотрят подолгу и без прищура, а видят ли они что – не понять». Эпитет «тихоомутная» заставляет читателя вспомнить известную поговорку: «В тихом омуте черти водятся». Девушка смотрит на мир, на людей широко распахнутыми глазами, потому что не имеет внутреннего стержня, не знает, как жить дальше, «всё ещё по привычке задает вопросы там, где бы пора жить с ответами». Поводом для разговора бабушки с внучкой послужило письмо, в котором отец Вики собирался приехать «с досмотром». — От чего мучается юная героиня рассказа? — Как пейзаж помогает понять душевное состояние девушки? «Избы на другой стороне улицы стояли придавленно и завороженно… Такое там царило безлюдье, такая немота и такой холод… и такой бедной, сиротливой показалась земля, что Наталье стало не по себе».
Образ Натальи в романе «Тихий Дон» (М. Шолохов)
... права не случайно. Автор, таким образом, обозначает свою позицию в пользу Натальи. Семья, семейные традиции, домашний очаг, родная земля – это главные ценности в жизни человека. Эти ценности воплощает в себе Наталья. ... он заботился обо всех домочадцах, нес ответственность за их судьбы. Уже в первых главах романа мы видим, как он переживает о нравственном облике Григория, который засматривается ...
Смятение, растерянность, одиночество, тоску, тревожность Вики помогает передать автору прием психологического параллелизма: состояние девушки совпадает с состоянием природы. — О чём внучка спрашивает бабушку? Что больше всего волнует Викторию? Почему она задаёт именно эти вопросы? Значит, она не получила ответов у родителей? — Почему в рассказе ни слова не говорится о маме? — Почему поколение Виктории старуха называет «расхлябами»? Словарная работа Расхлябанный – распущенный, своевольный, дерзкий, живущий по своей воле, не имеющий нравственных ориентиров. Ложное осознание собственной силы лишают девушку здравого смысла перед необходимостью делать выбор: с кем дружить, учиться или безмятежно проводить время со сверстниками, вступать в половую жизнь или нет. — Согласны ли вы с мнением бабушки? — В чём Виктория видит предназначение женщины? На кого хочет быть похожей? Кому стремится подражать? Для Вики женщина – лидер, которая ни от кого не зависит, «а от неё все зависят». Бабушка не принимает такой позиции, резко её осуждает: «Ну, прямо совсем полная воля. Как у собак». Поворотом в разговоре становится вопрос внучки: «А почему говорят: целомудрие? Какое там мудрие?» — Как вы понимаете значение этого слова? — Составьте синонимический ряд к слову «целомудрие». Целомудрие – невинность, непорочность, девственность, чистота, телесное и духовное здоровье, воздержание, скромность, красота, основа счастья… — Подберите антонимы к этому слову. Антонимический ряд: распущенность, вседозволенность, развращенность, нечистота, противоестественность, оскверненность, разнузданность, растленность… Словарная работа. Целомудренный – сохранивший себя в девственной или брачной чистоте, непорочности. (В.И. Даль т.4, с. 578) Философское определение. Целомудрие – строгая нравственная чистота. (С.И. Ожегов).
Целомудрие – положительная характеристика, которая раскрывается в соблюдении сознательного самозапрета на познание, переживание и совершение того, что может ослабить или разрушить способность противостоять и сопротивляться злу. В обыденном сознании целомудрие ассоциируется с воздержанием от сексуальных опытов. По мнению Андрея Кураева, целомудрие – это не просто образ сексуального поведения, это умение всегда действовать из своей глубины, не отдаваясь на волю поверхностных, сиюминутных влечений, это постоянная верность самым светлым минутам своей жизни. — Какова этимология этого слова? В переводе с греческого языка означает «целое, здоровое, неиспорченное, то есть цельность всего человеческого существа». Понятие целомудренности в сознании русского человека имело чрезвычайно глубокий смысл, связывали это понятие не только с телесным, но и духовным самосохранением, с нравственным самочувствием. П.А. Флоренский писал: «По своему этимологическому составу греческое слово «целомудрие» указывает на здравость, неповрежденность, единство и вообще нормальное состояние внутренней духовной жизни христианина, цельность и крепость личности, свежесть духовных сил, духовную устроенность внутреннего человека».
«Целомудрие – это то, что оберегает дух человека от погружения его в плоть; это самосохранение человеческого духа, без чего человек становится плотью, животным, теряет всё человеческое», — такое определение этому слову давал Ефрем Сирин. Целомудрие – это чистота ума и сердца, чистота мыслей, поступков, это определенный тип мировоззрения, целостное отношение к миру, необходимое нравственно-психологическое условие для прочного брака и счастливой семьи. Быть целомудренным – значит мудро охранять свою душевно-телесную целостность, непорочность и чистоту. «Целомудрие – эта та купина, которая горит огнем благодати, не сгорая. Целомyдpие не только совместимо с бpаком, целомyдpие является основой бpака, когда два человека могyт дpyг на дpyга смотpеть и видеть взаимнyю кpасотy как святыню, котоpая им довеpена и котоpyю они должны не только сохpанить, но довести до полного совеpшенства», — утверждал Антоний Сурожский. — А как бабушка Наталья, героиня рассказа Распутина, понимает это слово? — В чем она видит смысл замужества? «… всё честь по чести, по закону, по сговору. А не по обнюшке. Вся тута, как Божий сосуд: пей, муженек, для тебя налита. Для тебя взросла, всю себя по капельке, по зернышку для тебя сневестила.
Потронься: какая ласковая, да чистая, да звонкая, без единой трещинки… Всё у него для тебя приготовлено, нигде не растеряно. А у тебя для него. Всё так приготовлено, чтоб перелиться друг в дружку, засладить, заквасить собой на всю жизнь». — Что значит девушке «сневестить» для суженого? — Что значит взять в жены «надкушенную»? Словарная работа Сневестить – сберечь духовную и телесную чистоту. — Подберите синонимичный ряд к просторечному глаголу «сневестить». Исконная этимология слова «невеста» — девушка, не ведающая порока, греха блуда. — Каким смыслом наполняет эту лексему автор? — Почему бабушке Наталье удалось сохранить духовную и телесную чистоту и в девичестве, и в замужестве? — На каких живых родниках воспитывалась нравственность Натальи? — Как она оценивает «ранешнюю» любовь? — Почему с горечью утверждает, что всё теперь не так? «Видно, как всё кругом перекошено, перекручено», — печалится старуха. — Почему в рассказе ни слова не говорится об отце не родившегося ребенка? — Почему то, что случилось с внучкой, назвала «потратой»? Словарная работа Потрата – потеря, убийство, горе, смерть, безобразие, боль, слезы, страдание, увечье… «Не сказала ты мне: еройство у тебя это было али грех? Как ты сама-то на себя смотришь?» — деликатно спрашивает Наталья девушку.
— Как Вика воспринимает бабушкины слова? Она называет их «стариной», чем-то отжившим, давно прошедшим, немодным, неактуальным, но продолжает искать ответы на свои мучительные вопросы, а потому волнуется. Вполне закономерен её вопрос: «А у вас как с дедушкой было?» — Как вы оцениваете рассказ Натальи о военном и послевоенном прошлом? — Что в её представлении «быть замужем»? — Что значит «светить искриночкой, звездочкой» мужу? — Почему она во второй раз выходит замуж? Наталья так объяснила свой выбор: «Это я ему нужна, что без меня он не протянет». Пожалела человека. А понятие «жалеть» на Руси было больше, чем «любить». — Что, по её мнению, поможет девушке, будущей жене и матери, жить достойно? В завершении беседы бабушка говорит внучке: «Устою возьми». — Что она имеет в виду под словом «устой»? Устои – вековой порядок, уклад, непреходящие, вечные ценности, нравственные правила, духовные идеалы. Бабушка искренне хочет помочь внучке разобраться в мучительных вопросах, на которые ей никто не может дать ответа. Она ни в чем не укоряет девушку, не поучает, не терзает наставлениями, а всей душой любит. Доверительный, откровенный разговор способен врачевать человека. Наталья стремится раскрыть Виктории благодатную красоту целомудрия, повернуть внучку к свету, убедить, что только духовная и телесная чистота – источники совершенной радости, живые родники юности.
Старикам свойственно превосходить молодое поколение не только опытностью, но и нравственной жизнью. Их достоинства драгоценны не сами по себе, но и потому что имеют благотворное влияние на детей и внуков. С какой любовью Валентин Распутин отзывался о своей бабушке, принимавшей горячее участие в его воспитании: «Моя бабушка, Марья Герасимовна, не просто помогла мне, а всю себя отдала, вместе с говором, характером, судьбой, мышлением, чтобы я мог написать своих старух. Ни с кем в жизни я не разговаривал с таким интересом и с такой пользой, как с нею, особенно когда повзрослел, а она слегла, и торопиться ей стало некуда. И когда упрекали меня в том, что старухи мои якобы слишком умничают, всегда хотелось ответить: «Да знаете ли вы наших деревенских стариков? Нет, вы их не знаете». Наедине с природой и трудами они всю жизнь при истине и Боге, они не распылили и не раскрошили свою жизнь на кривые побегушки по пустым весям, учениям и страстям». Люди старшего поколения хранят бесценный опыт, который они бережно передают молодым. Половое воспитание на Руси осуществлялось посредством образа жизни родителей. Мальчик запечатлевал образ жизни отца – работника, хозяина, защитника семьи и Отечества.
Девочка – образ матери — воспитательницы, хозяйки, хранительницы любви и лада в семье. Девочку всегда готовили к супружеству и материнству. Каждый ребенок знал, что в будущем ему предстоит стать семьянином и хозяином, по тому, каким он будет семьянином или хозяином, его будут оценивать окружающие. Эти ясные цели были достижимы при укладной жизни. А уклад предполагает жизнь по вековым, устоявшимся традициям, передававшимся из поколения в поколение. Эту острую проблему связи поколений и затрагивает в своем рассказе Распутин. Сопричастность всему живому и вечному в Наталье будет противостоять разрушающей силе безнравственности. Человеку, утратившему чистоту, на помощь может прийти пример преподобной Марии Египетской, свидетельствующий о том, что даже падший человек великими трудами может вновь обрести целомудрие. Культура воспитания целомудрия сегодня утеряна, но не утеряна потребность в ней. Человек по своей природе нуждается в светлых и святых идеалах, тянется к духовности… Заключительное слово учителя В воспитании важно, чтобы ребенок не оставался один на один с самим собой, со своими проблемами, страхами, искаженными представлениями о самом главном. Связь поколений ослабла, но ещё не утрачена, если состоялся такой доверительный разговор о сокровенном, состоялся диалог двух поколений.
Не случайно через всю ткань рассказа проходит звездное небо и юный месяц, которые становятся невольными свидетелями женского разговора, расширяют, делают беспредельным художественное пространство произведения. Символично последнее предложение рассказа: «И только небо разворачивалось, играло и играло мириадами острых вспышек, предвещая? Своими огненными письменами неотвратимость». Две женщины говорят о дольнем и горнем. Земное и небесное в произведении Распутина слились воедино, слилось то, что века волновало человека. Символично и художественное пространство рассказа – пришла ранняя весна, а с ней надежда на возрождение, на то, что Викторию преобразят живые родники юности, о которых так доверительно, по-доброму поведала бабушка Наталья… Растопит ли этот разговор с бабушкой немоту и холод в душе Виктории? Что будет для девушки «якорем спасения в дни житейских бурь и тревог»? Финал рассказа остается открытым. Иосиф Бродский говорил: «Мир, вероятно, спасти уже не удастся, но отдельного человека спасти всегда можно»…
Рубрики: | Распутин Валентин |
Метки:
Валентин Распутин
3 пользователям
Нравится Поделиться
0
Нравится
Понравилось 3
0
Женский разговор В.Распутин методическая разработка по литературе (9 класс) на тему
Имя урока «Знаешь, что дальше?»
Тема: Нравственные уроки в рассказе В.Распутина «Женский разговор»
(Открытый урок литературы в 9 классе по творчеству В.Г.Распутина)
Задача: личностно-ориентированное обучение и воспитание в свете роли и значения семьи, сохранения преемственности в семье, роли старшего поколения в воспитании молодёжи.
Цели:
- содержательная: раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В.Г.Распутина.
- деятельностная: формирование умений анализировать художественное произведение, выявлять авторскую позицию через анализ эпизодов рассказа; писать эссе на заданную тему
- развивающая: формировать ключевые компетенции учащихся: ценностно-смысловые (способность понимать окружающий мир – понимание того, что всё в мире сложно, особенно пора взросления); общекультурные (познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры – соблюдение Заповедей Христовых); коммуникативные (навыки работы в коллективе, умение слушать товарища, отстаивать собственное мнение).
Методы обучения: эвристическая (продуктивное творческое мышление — эвристическое) беседа с элементами последовательного анализа.
Технические средства обучения: интерактивная доска.
Электронная поддержка урока: презентация.Другие дидактические материалы: рабочий лист ученика, лист ватмана для создания кластера.
Содержание учебного материала: нравственные уроки Распутина
Единица содержания образования: рассказ В.Г.Распутина «Женский разговор»
Технология «Методика понимания текста» с использованием стратегий критического мышления.
Алгоритм урока
1.Организационный момент.
2. Предтекстовая работа.
- Нами прочитан рассказ Валентина Григорьевича Распутина «Женский разговор», поделимся впечатлениями от прочитанного рассказа.
- Перед вами конспект «Нравственные уроки В.Г.Распутина».
Со многими его произведениями вам ещё только предстоит познакомиться. Исходя из конспекта, попытайтесь определить тему и цель нашего урока.
Эйдос-конспект «Нравственные уроки В.Г.Распутина»
Название повести | Главная мысль |
«Деньги для Марии» (1967) | Нельзя разрушить крестьянское общежитие |
«Последний срок» (1970) | Нельзя разрушить семью |
«Живи и помни» (1974) | Нельзя разрушить связь личной судьбы с судьбой |
«Прощание с Матёрой» (1976) | Нельзя разрушить связи с природой |
«Пожар»(1985) | Нельзя разрушить свою землю |
«Женский разговор» (1994) | ? |
И ОСТАТЬСЯ … ЧЕЛОВЕКОМ! |
Тема. Нравственные уроки Распутина в рассказе «Женский разговор».
Знать: нравственные законы, по которым живут герои рассказа.
Уметь: анализировать художественное произведение, выявлять авторскую позицию через анализ эпизодов рассказа; писать эссе на заданную тему.
- Дома вы должны были создать кластер «Нравственные ценности». Давайте выясним, что, по вашему мнению, входит в понятие нравственности?
Кластер
историческая память любовь к Родине любовь к природе
любовь к отчему дому любовь к народу бережное отношение
гуманизм духовность
нравственные ценности культура
милосердие сопричастность, любовь
совесть сострадание ко всему живому терпимость добро честь, честность
- Притекстовая ситуация
- Давайте обратим внимание на название произведения. «Женский разговор». Какие ассоциации вызывает у вас эпитет «женский» в данном сочетании. Это разговор женщин или разговор о чём-то?
- Подберите синонимы к слову «разговор», открывая его смыслы
/Диалог, беседа, обмен мнениями, собеседование, сопереживание, речь (разг.)/
- Давайте прочитаем 1-е предложение.
- Какой разговор у нас сейчас пойдёт?
/Неспешный разговор, разговор по душам/
- Текстовая ситуация
- Кто героини рассказа?
/Шестнадцатилетняя Вика, деревенская бабушка Наталья/
- По какой причине Вика оказалась в деревне у бабушки?
/Связалась с компанией, сделала аборт. Бросила школу. Отец привёз её к бабушке на перевоспитание/.
- Что вы можете рассказать о семье Вики?
/Родители живут скромно (старенькая «Нива»).
Видимо, много работают. В город переехали из деревни. Редко бывают у мамы. На дочь обращали мало внимания: не сразу заметили, что Вика попала в плохую компанию, перестала ходить в школу. В самую трудную минуту они снимают с себя ответственность за воспитание дочери и отправляют её в деревню к бабушке/
— Вика приехала к бабушке не по доброй воле. «Девка рослая, налитая по виду, а «умишко детский, несозревший. Голова отстаёт. Всё ещё по привычке вопросы задаёт там, где пора бы с ответами жить». Второй месяц мается она у бабушки. Подруг нет. Телевизора нет. Из развлечений – только книги.
- Какой композиционный приём использует писатель при построении рассказа?
/Антитеза. Миропонимание двух героинь: нравственного (старухи-праведницы) и реалистического, распущенного, жестокого (Вики).
Спор о человеческой морали традиционных представлений современной женщины в современном обществе/.
- Понимают ли бабушка и внучка друг друга?
/Это разговор двух поколений, прошлого и настоящего, города и деревни/
- Когда происходит разговор Вики и бабушки Натальи? Почему именно ночью?
/Легче открывать тайны, коснуться сокровенных мыслей/
- Что волнует бабушку?
/ «.. еройство у тебя это было али грех? Как ты сама-то на себя смотришь? Такую потрату на себя приняла!»/
- С чего начинается спор внучки и бабушки?
/Спор о роли женщины в обществе/
- Какой, по мнению Вики, должна быть современная женщина?
/ «Ни от кого не зависит, а от неё все зависят. Все бегают за ней, обойтись без неё не могут. Женщина ценится сейчас целеустремлённая – идёт к цели. Надо сильный характер иметь. Всё теперь не так, как раньше»/
- Как выглядит современная женщина на взгляд бабушки Натальи?
/ «…совсем полная воля. Как у собак». «Куда стреленная? Рот разинешь – так и стрелют. Такие меткачи пошли».
«Самые разнесчастные бабы. Собака, гончая порода называется. И гонит, и гонит, свету невзвидя. Покуль из себя не выскочит. Глядь: хвост в стороне, нос в стороне и ничегошеньки вместе».
«Какая есть гончая на задних лапах. Ни кожи, ни рожи. Баба своей породы должна быть»./
- Что такое целомудрие? Перед вами – таблица, в которой дано понимание слова «целомудрие» бабкой Натальей. Понимает ли значение этого слова Вика?
— Попытайтесь дать своё толкование слова «целомудрие».
Понимание целомудрия Натальей | Моё понимание |
«С умом штанишки не скидывают… К нему прижаться потом надо, к родному-то мужику, к суженому-то… Прижаться надо, поплакать сладкими слезьми. А как иначе: всё честь по чести, по закону, по сговору. А не по обнюшке. Вся тута, как Божий сосуд: пей, муженёк, для тебя налита… Чистая. Звонкая. Без единой трещинки. Божья сласть. Всё у него для тебя приготовлено, нигде не растеряно. А у тебя для него». С лежи супружьей подняться, «искриночкой, звёздочкой, без никакой крадучи светить. Ты хозяйка, сариса». |
- А вот как даёт толкование этого слова словарь Ожегова.
Толковый словарь Ожегова |
Целомудрие — моральная добродетель, означающая контроль сексуальных желаний. Исторически требованияцеломудрия основаны на религиозных этических представлениях и нравственных заповедях. «Целомудрие: 1. То же, что девственность;
|
- Попытаемся определить проблему данного эпизода в рассказе.
/Утрата нравственных ценностей, моральных добродетелей/
- Итак, у каждой — своя правда. Здесь – бабушка и внучка, ведущие неспешный разговор о женщине, о целомудрии. А что там, за окном?
/Безлюдье, немота, холод, оцепеневшая земля, бедная, сиротливая. «Везде там… Господи помилуй»/
- Как вы думаете, психологический пейзаж за окном, изображённый Распутиным, с кем из героев рассказа можно соотнести?
- А что Вика знает о жизни бабушки?
/Ничего. В деревне последний раз была лет пять назад. Ещё одного внука совсем не привозили/
- Как отзывается бабушка о современной жизни?
/ «Сама жизнь гончей породы. А он (человек) уж привык, ему другого и не надо. Как кругом всё перекошено, перекручено»/.
- Определим проблему эпизода.
/Об утрате человеческих ориентиров в современном обществе/
- Что в разговоре с бабушкой заинтересовывает внучку?
/А как раньше было? С дедушкой?/
- О чём рассказывает бабушка? Что ёе волнует много лет спустя?
/ «Невенчанные легли. Хорошего мало. Но венчаться было негде. Церкви посбивали. Год голодный». Было ей 18 лет.
«Не было, чтоб нежности друг дружке говорить. Взгляда хватало, прикосновенья». Шесть лет прожила с первым мужем Николаем. Двое детей от первого мужа. Война отняла супруга.
Молодой было чем похвалиться перед мужем. «Своим. Всем своим. Во мне солнышко любило играть… После похоронки – затмение нашло» Семён дал другу слово жениться на Наталье. Сопротивлялась, но потом поняла, что «без меня он долго не протянет. Чему быть, тому не миновать». Семь лет прожили вместе. Двое мужиков в одного слились с высоты прожитой жизни.
«Когда прикасался ко мне… струнку за стрункой перебирал, лепесток за лепестком. Чужой так не сумеет»/.
- Как реагирует Вика на рассказ бабушки?
/ «Какие вы раньше забавные были». «Забавная ты бабушка»./
- Давайте определим проблему эпизода.
/Проблема потери связи со своими корнями/
- В рассказе Распутин повествует ещё об одной женщине – Дусе. Счастлива ли она?
/Отбила мужа у сестры, остались двое детей. Семья была всю жизнь несчастна. На старости лет Дуся крестилась, чтобы спастись от греха. «Тебе спасаться до-ол-гонько надо. Не андел»/
- Какие нравственные устои нарушила Дуся?
/Вековые устои, нравственное падение героини: увела мужа у сестры, выпивала, хозяйство вела кое-как, осиротила двух детей/
- А какие нравственные законы нарушает Вика?
/Любовь к ближнему, милосердие, сострадание. Не убий!/
- Какой наказ даёт бабушка внучке?
/ «Устою возьми. Без устои так тебя истреплет, что и концов не найдёшь/.
- В чём особенность речи бабушки?
/Самобытность речи бабушки и ёе метафоричнсть: завсегда, встронь, дохтор. Вихтория, взамуж, заради; «… взяла я под крылышко свои 18 годочков…», «… выходили поспевать в мужниных руках…». «В склад» говорила, как пела/
- Найдите в речи бабушки сравнения? В чём их необычность?
/Целеустрёмлённая женщина – выдохшаяся гончая
Внучка – недозрелый плод, в котором «кислоты много»/
- Знает ли жизнь Вика?
- Обратите внимание на особенности построения диалога. Как построены реплики Вики, а как – бабушки?
/Реплики Вики – из вопросительных предложений, бабушки – односложные, с многоточием/
- Послетекстовая работа
- Вспомните, какие добродетели являются главными в жизни христиан?
/Вера, надежда, любовь к Богу и ближним./
- Важными христианскими добродетелями являются умеренность (нежадность) и целомудрие (целостность и чистота души и тела человека)/
- Какие же «устои» должна взять с собою во взрослую жизнь Вика? У вас на столе «Десять заповедей Божьих».
Это наши национальные нравственные ценности, завещанные нам нашими предками. При ответе обратите внимание на кластер «нравственность».
- Итак, давайте подведём итоги.
РАЗГОВОР
(о чём?)
- О роли женщины в обществе
- Об утрате человеческих ориентиров в современном обществе
- Об утрате нравственных ценностей, моральных добродетелей
- О потери связи со своими корнями
- Вернёмся к нашему конспекту. Какой нравственный урок преподаёт Валентин Григорьевич Распутин в рассказе «Женский разговор»?
Эйдос-конспект «Нравственные уроки В.Г.Распутина»
Название повести | Главная мысль |
«Деньги для Марии» (1967) | Нельзя разрушить крестьянское общежитие |
«Последний срок» (1970) | Нельзя разрушить семью |
«Живи и помни» (1974) | Нельзя разрушить связь личной судьбы с судьбой |
«Прощание с Матёрой» (1976) | Нельзя разрушить связи с природой |
«Пожар»(1985) | Нельзя разрушить свою землю |
«Женский разговор» (1994) | Нельзя утратить человеческие ориентиры |
И ОСТАТЬСЯ НРАВСТВЕННЫМ ЧЕЛОВЕКОМ! |
Слово учителя:
— Рассказ «Женский разговор» написан в 1994 году, после долгого молчания Распутина. Лихорадочная хаотичность жизни отрывала автора от письменного стола болезнями, депутатской работой, прямой публицистической деятельностью. Было не до художественного слова… Но, несмотря на все сложности, Валентин Григорьевич был уверен, что “никакое общество… не сможет долго продержаться в силе и здравии, если оно откажется от вековых традиций и устоев своего народа. Это все равно что, подрубив корни, уповать на ветви”.
- Досказала бабушка свою историю, и Вика уснула – поняла ли, разгладилась ли душой – кто знает?
Героини как бы растворяются в природе. Бабушка с внучкой молчат: ни звука не доносит глубокая ночь. Что завтра будет? Изменится ли отношение внучки к жизни, неизвестно.
Писатель не торопит с моралью, в надежде, что не эта девочка, так другая, кто-нибудь из вас, повнимательнее, поймёт и услышит, не даст победит себя поспешному знанию «с первого класса».
Поэтому рассказ завершается величественной картиной мироздания. (Выразительное чтение учителем последнего абзаца).
Как вы думаете, изменится ли что-то в жизни Вики после этого разговора? И что позволяет вам так думать? Знаете, что дальше?..
- Спасибо, ребята. Благодарю вас за творческий подход к анализу рассказа.
Д.З. Написать эссе на тему (по выбору)
- Какие чувства, переживания распутинских героев и самого автора Вам знакомы?
- Какие открытия принесла вам проза В.Г. Распутина?
- Валентин Распутин — национальный писатель или общечеловеческий?
- Кто из героев В.Г. Распутина вызывает наибольшее сочувствие?
- Какая мысль, высказанная в произведениях В.Г. Распутина, вызывает желание поспорить?
Книги онлайн
Валентин Распутин Женские разговоры
В деревне у бабушки посреди зимы Вика оказалась не по своей доброй воле. В шестнадцать годочков пришлось делать аборт. Связалась с компанией, а с компанией хоть к лешему на рога. Бросила школу, стала пропадать из дому, закрутилась, закрутилась… пока хватились, выхватили из карусели — уже наживленная, уже караул кричи. Дали неделю после больницы отлежаться, а потом запряг отец свою старенькую «Ниву», и, пока не опомнилась, к бабушке на высылку, на перевоспитание. И вот второй месяц перевоспитывается, мается: подружек не ищет, телевизора у бабушки нет — сбегает за хлебом, занесет в избу дров-воды и в кровать за книжку. Темнеет мартовским вечером в восьмом часу, а электричество… прошли те времена, когда электричество всякую минуту было под рукой. Сковырнули заради него ангарские деревни, свалили как попало в одну кучу, затопили поля и луга, порушили вековечный порядок — все заради электричества, а им-то и обнесли ангарские деревни, пустив провода далеко в стороне. Выгоняли его при старых порядках для местных нужд из солярки, а солярка теперь сделалась золотой, требует прорвы денег. Утром посветят, чтобы на работу отправить, а вечером — не всегда… Наталья по-старушечьи укладывается рано, вслед за солнышком; Вика поскрипит-поскрипит на продавленной пружинной кровати и тоже затихнет.
Девка она рослая, налитая, по виду — вправду в бабы отдавай, но умишко детский, несозревший, голова отстает. Все еще по привычке задает вопросы там, где пора бы с ответами жить. И вялая, то ли с ленцой, то ли с холодной. Скажешь — сделает, не скажешь — не догадается. Затаенная какая-то девка, тихоомутная. Распахнутые серые глаза на крупном смуглом лице смотрят подолгу и без прищура, а видят ли они что — не понять.
В этот вечер не спалось. Бывает же так: как из природы томление находит, как не оконченное что-то, зацепившееся не дает отпущения ко сну. Вздыхала, ворочалась Наталья; постанывала, крутилась Вика. То принималась играть с котенком, то сбрасывала его на пол. За беленькими тонкими занавесками в двух окнах, глядящих на Ангару, мерцал под ранним месяцем ранний вечер. Сбилось со своего сияния электричество — и опять увидели небо, запотягивались, как всякая Божья тварка, за солнышком, стали замечать, когда скобочка молодого месяца, когда полная луна.
День отстоял на славу — солнечный, яркий, искристо играли тугие снега, берущиеся в наст, звенькало из первых сосулек, загорчил первым подтаем воздух. За Ангарой, после заката, долго горело растекающееся зарево и долго томилось, впитываясь внутрь, долго потом уже новым, не зимним мягким пологом лежала по белому полю нежная синева. Но еще до темноты взошло и разгорелось звездное небо с юным месяцем во главе и пролился на землю капельный, росистый сухой свет.
Нет, не брал сон, ни в какую не брал. Истомившись, бабушка и внучка продолжали переговариваться. Днем Наталья получила письмо от сына, Викиного отца. Читала Вика: собирается отец быть с досмотром. Из-за письма-то, должно быть, и не могло сморить ни одну, ни другую.
- Уеду, — еще днем нацелилась Вика и теперь повторила: — Уеду с ним. Больше не останусь.
- Надоело, выходит, со мной, со старухой?
- А-а, все надоело…
- Ишо жить не начала, а уж все надоело. Что это вы такие расхлябы — без интереса к жизни?
- Почему без интереса? — то ли утомленно, то ли раздраженно отозвалась Вика. — Интерес есть…
- Интерес есть — скорей бы съесть.
Только-только в дверку скребутся, где люди живут, а уж — надоело!.. В дырку замочную разглядели, что не так живут… не по той моде. А по своей-то моде… ну и что — хорошо выходит?
- Надоело. Спи, бабуля.
- Так ежели бы уснулось… — Наталья завздыхала, завздыхала. — Ну и что? — не отступила она. — Не тошно теперь?
- Тошно. Да что тошно-то? — вдруг спохватилась Вика и села в кровати. — Что?
- Ты говоришь: уедешь, — отвечала Наталья, — а мы с тобой ни разу и не поговорили. Не сказала ты мне: еройство у тебя это было али грех? Как ты сама-то на себя смотришь? Такую потрату на себя приняла!
- Да не это теперь, не это!.. Что ты мне свою старину! Проходили!
- Куда проходили?
- В первом классе проходили.
Все теперь не так. Сейчас важно, чтобы женщина была лидер.
- Это кто ж такая? — Наталья от удивления стала подскребаться к подушке и облокотилась на нее, чтобы лучше видеть и слышать Вику.
- Не знаешь, кто такая лидер? Ну, бабушка, тебе хоть снова жить начинай.
Лидер — это она ни от кого не зависит, а от нее все зависят. Все бегают за ней, обойтись без нее не могут.
- А живет-то она со своим мужиком, нет? — все равно ничего не понять, но хоть это-то понять Наталье надо было.
Вика споткнулась в растерянности:
- Когда ка-ак… Это не обязательно.
- Ну, прямо совсем полная воля.
Как у собак. Господи! — просто, как через стенку, обратилась Наталья, не натягивая голоса. — Ох-ох-ох, тут у нас. Прямо ох-ох-ох…
Вика взвизгнула: котенок оцарапал ей палец и пулей метнулся сквозь прутчатую спинку кровати на сундук и там, выпластавшись, затаился. Слышно было, как Вика, причмокивая, отсасывает кровь.
- А почему говорят: целомудрие? — спросила вдруг она. — Какое там мудрие? Ты слышишь, бабушка?
- Слышу. Это не про вас.
- А ты скажи.
— Самое мудрие, — сердито начала Наталья. — С умом штанишки не скидывают. — Она умолкла: продолжать, не продолжать? Но рядом совсем было то, что могла она сказать, искать не надо. Пусть слышит девчонка — кто еще об этом ей скажет. — К нему прижаться потом надо, к родному-то мужику, к суженому-то, — и подчеркнула «родного» и «суженого», поставила на подобающее место. — Прижаться надо, поплакать сладкими слезьми. А как иначе: все честь по чести, по закону, по сговору. А не по обнюшке. Вся тута, как Божий сосуд: пей, муженек, для тебя налита. Для тебя взросла, всю себя по капельке, по зернышку для тебя сневестила. Потронься: какая лаская, да чистая, да звонкая, без единой без трещинки, какая белая, да глядистая, да сладкая! Божья сласть, по благословению. Свой он и есть свой. И запах свой, и голос, и приласка не грубая, как раз по тебе. Все у него для тебя приготовлено, нигде не растеряно. А у тебя для него. Все так приготовлено, чтоб перелиться друг в дружку, засладить, заквасить собой на всю жизню.
- Что это ты в рифму-то?! Как заучила! — перебила Вика.
- Что в склад? Не знаю… под душу завсегда поется.
- Как будто раньше не было таких… кто не в первый раз.
- Были, как не были. И девьи детки были.
- Как это?
— Кто в девичестве принес. Необмуженная. До сроку. Были, были, Вихтория, внученька ты моя бедовая, — с истомой, освобождая грудь, шумно вздохнула Наталья. — Были такие нетерпии. И взамуж потом выходили. А бывало, что и жили хорошо в замужестве. Но ты-то с лежи супружьей поднялась искриночкой, звездочкой, чтоб ходить и без никакой крадучи светить. Ты хозяйка там, сариса. К тебе просются, а не ты просишься заради Бога. А она — со страхом идет, со скорбию. Чуть что не так — вспомнится ей, выкорится, что надкушенную взял. Будь она самая добрая баба, а раскол в ей, терния…
- Трения?
- И трения, и терния. Это уж надо сразу при сговоре не таиться: я такая, был грех. Есть добрые мужики…
- Ой, да кто сейчас на это смотрит, — с раздражением отвечала Вика и заскрипела кроватью.
- Ну, ежели не смотрите — ваше дело.
Теперь все ваше дело, нашего дела не осталось. Тебе лучше знать.
И — замолчали, каждая со своей правдой. А какая у девчонки правда? Упрямится и только. Как и во всяком недозрелом плоду кислоты много.
За окном просквозил мотоцикл с оглушительным ревом, кто-то встречь ему крикнул. И опять тихо. Наталья бочком подъелозилась к спинке кровати и отвела рукой занавеску. Еще светлее стало в спальне — отцеженным, слюдянистым светом.
- Зачем ты? Закрой! — встревоженно встрепенулась Вика.
Тонко, из звездной волосинки назревший, висел месяц. И скрадывал — где еще звездочка зазевалась. Полнится каждую ночь, полнится, пока не наберется в круглую сытую луну. Избы на другой стороне улицы стояли придавленно и завороженно — ни дымка, ни огонька, ни звука. Снежные шапки на крышах, подтаявшие за день, сидели набекрень и леденисто взблескивали под могучим дыханием неба. Такое там царило безлюдье, такая немота и такой холод, так искрилось небо над оцепеневшею землей и такой бедной, сиротливой показалась земля, что Наталье стало не по себе. Опустив занавеску и уползая под одеяло, она прошептала:
- Господи, помилуй…
- Что там, бабушка? — не поняла Вика.
- Везде там, внученька, Господи, помилуй…
- Ты что — больше ничего не видела?
- Нет. Спи.
Не сразу, через молчание, через вздохи, совсем по-бабьи:
- А у вас как с дедушкой было? Наталья далеко была, не поняла:
- С дедушкой? Что было?
- Ну, как в первый раз сходились? Или ты забыла?
Наталья вздохнула так, что показалось — поднялась с кровати. Пришлось во-он откуда возвращаться, чтобы собраться с памятью. И сказала без радости, без чувства:
— Мы невенчаные легли. Это уж хорошего мало. Повенчаться к той поре негде было, церквы. посбивали. Взяла я под крылышко свои восемнадцать годочков, перешила старое платье под новое — вот и вся невеста. Год голодный стоял. Выходили в деревне и в 16 годочков, как тебе… Так выходили доспевать в мужних руках, под прибором… — Наталья сбилась и умолкла.
- Ну и что с дедушкой-то? — настаивала Вика.
- А что с дедушкой… Жили и жили до самой войны.
У вас в заводе не было, чтоб нежности друг дружке говорить. Взгляда хватало, прикасанья. Я его до каждой чутельки знала.
- У вас и способов не было…
— Чего это? — слабо удивилась Наталья. — Ты, Вихтория, не рожала… Как пойдет дитенок, волчица и та в разум возьмет, как ему помогчи. Без докторов, без книжек. Бабки и дедки из глубоких глубин укажут. У людей пожеланье, угаданье друг к дружке должно быть. Как любиться, обзаимность учит. Тяготение такое. У бабы завсегда: встронь один секрет, а под ним еще двадцать пять. А она и сама про них знать не знала.
- Это правильно, — подтвердила Вика. А уж что подтверждала — надо было догадываться. — Женщина теперь сильнее. Она вообще на первый план выходит.
- Да не надо сильнее.
Надо любее. Любее любой.
- Бабушка, ты опять отстала, ты по старым понятиям живешь. Женщина сейчас ценится… та женщина ценится, которая целеустремленная.
- Куда стреленая?
- Не стреленая. Целе-устрем-ленная. Понимаешь?
- Рот разинешь, — кивала Наталья, — так и стрелют, в самую цель.
Об чем я с тобой всю ночь и толкую. Такие меткачи пошли.
Вика с досады саданула ногой по спинке кровати и ушибла ногу, утянула ее под одеяло.
- Ты совсем, что ли, безграмотная? — охала она. — Почему не понимаешь-то? Целе-устрем-ленная — это значит идет к цели. Поставит перед собой цель и добивается. А чтобы добиться, надо такой характер иметь… сильный.
Устраиваясь удобнее, расшевелив голосистые пружины кровати, Наталья замолчала.
— Ну и что, — сказала потом она. — И такие были. Самые разнесчастные бабы. Это собака такая есть, гончая порода называется. Поджарая, вытянутая, морда вострая. Дадут ей на обнюшку эту, цель-то, она и взовьется. И гонит, и гонит, свету не взвидя, и гонит, и гонит. Покуль сама из себя не выскочит. Глядь: хвост в стороне, нос в стороне и ничегошеньки вместе.
- Бабушка, ну ты и артистка! При чем здесь гончая? И где ты видала гончую? У вас ее здесь быть не может.
- По тиливизиру видала, — смиренно отвечала Наталья.
— К Наде, к соседке, когда схожу вечером на чай, у ней тиливизир. Все-то-все кажет. Такой проказливый, прямо беда.
- И гончую там видала?
— И гончую, и эту, про которую ты говоришь, целе-устреленную… Как есть гончая на задних лапах. Ни кожи, ни рожи. Выдохнется при такой гоньбе — кому она нужна? Нет, Вихтория, не завидуй. Баба своей бабьей породы должна быть. У тебя тела хорошая, сдобная. Доброе сердце любит такую телу.
- Все не о том ты, — задумчиво отвечала Вика. — Все теперь не так.
Котенок спрыгнул с ее кровати, выгибая спину, с поднятым хвостом вышагал на середину комнаты и, пригнув голову, уставился на окно, за которым поверх занавески играло ночное яркое небо. Звездный натек застлал всю комнату, чуть пригашая углы, и в нем хорошо было видно, как котенок поворачивает мордочку то к одному окну, то к другому, видна была вздыбившаяся пепельная шерстка и то, как он пятится, как неслышно бежит в кухню.
«Не о том, — согласилась с внучкой Наталья. — Хочешь не хочешь, а надо сознаваться: все тепери не так. На холодный ветер, как собачонку, выгнали человека, и гонит его какая-то сила, гонит, никак не даст остановиться. Самая жизнь гончей породы. А он уж и привык, ему другого и не надо. Только на бегу и кажется ему, что он живет. А как остановится — страшно. Видно, как все кругом перекошено, перекручено…».
- Тебя об одном спрашиваешь, ты о другом, — с обидой сказала Вика, не отставая: что-то зацепило ее в этом разговоре, чем-то ей хотелось успокоить себя.
- Про дедушку-то? — вспомнила Наталья. — Ну так а что про дедушку. Твой-то дедушка и не тот был, с которым я до войны жила…
- Как не тот? — поразилась Вика.
— Ну, а как ему быть тому, если того на войне убили, а твой отец опосле войны рожденный? Ни того, ни другого давно уж нету, но сначала-то был один, а уж потом другой. Сначала Николай был, мы с ним эту избенку, как сошлись и отделились от стариков, в лето поставили. Здесь дядья твои Степан да Василий родились, Николаевичи. Отсюда он, первый-то дедушка, на войну ушел. А второго дедушку, твоего-то, он же, Николай, мне сюда послал.
- Как сюда послал? Ты что говоришь-то, бабушка? — Вика рванула кровать, как гармонь, и уселась, наваливаясь на спинку и подбивая под себя подушку. — Ты расскажи.
Что делать: заговорила — надо рассказывать. Наталья подозревала, что младшие ее внуки мало что знают о ней. Одного совсем не привозили в деревню. Вика же была здесь лет пять назад, и неизвестно, когда приехала бы снова, когда бы не эта история. Знают только: деревенская бабушка; вторая бабушка была городской. Подозревают, что деревенской бабушке полагался деревенский дедушка, но его так давно не было, что о нем и не вспоминали. Легче было вспоминать того, первого, о нем хоть слава осталась: погиб на фронте.
- Как он мог прислать, если он погиб? — и голос звонче сделался у Вики, выдавая нетерпение, и кровать под нею наигрывала не переставая. — И как это вообще можно прислать?
- Вот так, — подтвердила Наталья и покивала себе. — Чего только в жизни не состроится. Ко мне Дуся на чай ходит… знаешь Дусю?
- Ну.
— Она опосле войны у родной сестры мужика отбила. У старшей сестры, у той уж двое ребятишек было, а не посмотрела ни на что, увела. Мужик смиренный, а взыграл, поддался. Та была путная баба, а у Дуси все мимо рук, все поперек дела. Ни ребятишек не родила, ни по хозяйству прибраться… охальница, рюмочница… Ну, как нарочно, одно к одному. И терпел мужик, сам стряпал, сам корову доил. Теперь уж и его нет, и сестры не стало, а Дуся к тем же ребятам, которых она без отца оставила, ездит в город родниться, помочь от них берет. Приходит позавчера ко мне:
«Наталья, я в городу была, окрестилася. Потеперь спасаюсь». — «Тебе спасаться до-олгонько надо, — говорю ей. — Не андел».
- Бабушка! — вскричала Вика. — Тебя куда опять понесло? Мне неинтересно про твою Дусю, ты про себя, про себя. Про второго дедушку.
— Ворочаюсь, ворочаюсь, — согласилась Наталья, вздыхая. — Я тоже стала — куда понесет. Ну, слушай. С Николаем я прожила шесть годов. Хорошо жили. Он был мужик твердый. Твердый, но не упрямый… ежели где моя права, он понимал. За ним легко было жить. Знаешь, что и на столе будет, и во дворе, и справа для ребятишек. Меня, если по-ранешному говорить, любил. Остановит другой раз глаза и смотрит на меня, хорошо так смотрит… А я уж замечу и ну перед ним показ устраивать, молодой-то было чем похвалиться.
- И чем ты хвалилась?
— А своим. Все своим. Чем еще? Работой я в ту пору не избита была, из себя аккуратная, улыбистая. Во мне солнышко любило играть, я уж про себя это знала и набиралась солнышка побольше. Потом-то отыгра-ало! — протянула она, проводя границу. — Потом все. Сразу затмение зашло. Отревела опосле похоронки, пообгляделась, с чем осталась… Двое ребятишек, одному пять годков, другому три. А младшенький еще и слабенький, никак в тело не мог войти, ручки-ножки как прутики…
- А папы, значит, тогда еще не было? — пробовала Вика спрямить бабушкин рассказ.
— Папы твово не было. Он из другого замеса. Похоронку на Николая принесли зимой, вскорости война кончилась, а осенью, как поля подобрали, прихожу повечеру домой, какой-то мужик на бревнышках под окошками сидит. В шинельке в военной, в сапогах. Меня увидал — поднялся. «Я, — говорит, — вместе с вашим мужем воевал и был при нем, когда он от раны смертельной помер. Я, говорит, писал вам, как было… получали мое письмо?»
Письмо такое было, оно и потеперь у меня в сохранности. Зашли мы в избу, давай я чай гоношить. А сама все оглядываюсь на него, все думаю: зачем приехал? И ехать неблизко, из-под самого из-под Урала, гора поперек земли так называется. Как снял шинельку — худой, длинный, шея колышком стоит, руки-ноги, как у мальчонки мово, у Васьки, болтаются. По всему видать, досталось солдатику. Один раз был раненый и другой раз контуженый. Контузия получилась хужей раны, он никак не мог ее в докончательности снять.
- Ну и что? — не выдержала Вика. — Вы пили чай, и он сказал, что его прислал первый дедушка вместо себя?
— Не егози, — одернула ее Наталья. — Это у вас — раз и готово. В первый день он только и сказал, что дал Николаю слово проведать нас. Я отвела его ночевать к старикам. Ты по воду ходишь по заулку… третья изба по правую руку на углу, совсем уж старенькая, под тесовой крышей… это наш был дом, у меня там отец с матерью жили. Ну, и я там жила, покуль мы с Николаем здесь не построились. Отвела я его туда, забрала ребятишек… они, ребятишки, когда я на работе, у стариков оставались. Он ребятишкам гостинцы дал, по большому куску сахару. Приметила, как уходила: отец заради такого гостя из запасу бутылку достал, а он пить не стал. Мне, говорит, контузия не позволяет.
Набираясь сил, Наталья придержала рассказ. Тишина стояла такая, что словно бы потрескивание звездочек доносилось с неба тонким сухим шуршанием. Спущенная с постели, болтающаяся рука Вики виделась несоразмерно большой и неестественно белой, окостеневшей. И уже не из левого, а из правого окошка смотрел на Вику запрокидывающийся серпик месяца.
— На другой день он пришел с утра, — без подталкивания продолжила Наталья. — Я, говорит, вчера не все сказал. Его Семеном звали, твой отец Семенович. Прошу, говорит, меня выслушать до конца и не удивляться, а дать свою волю. Я так и закаменела, в голову что ударило: живой, думаю, Николай, но сильно покалеченный и боится показаться. А он говорит… он вот какую страсть говорит. Будто просил Николай придти ко мне и передать его пожеланию. Сильно, мол, любил он меня и дал мне перед смертью вольную от себя. Какую вольную? Выдти за другого. Стоит в шинельке, я его и раздеться не позвала, голова дергается… это у него от контузии… как за нервы заденет, голову поддергивает… не так, чтоб сильно, но заметно. И говорит… Мне, говорит, Николай сказал, что нигде, во всем белом свете не найду я бабу лучше и добрей, чем ты. А тебе от него завещание, что будет тебе со мной хорошо. Вот такая смертная воля. Я так и села…
- Но тебе же приятно было, что он тебе предложение сделал? — спросила Вика, неумело подтрунивая.
Наталья не стала отвечать.
— И ты заради этого поехал? — спрашиваю его. «Поехал». — «Отец, мать есть у тебя?». — «Мать померла, отец есть». — «Что это за приказания такая, что от отца, от братьев, поди, от сестер пошел неведомо куда и про родню забыл?» Молчит. «Что за приказания такая лютая?» — «Что в ней, — говорит, — лютого? Ты Николая любила, а я ему верил. Я тебя не знал, ты меня не знала, а он знал и тебя, и меня. Он бы зря не стал нас сводить». — «Не-ет, ты голову, — говорю, — на место поставь и подумай: на что тебе брать чужую бабу с хвостами, когда теперь молодых девок невпересчет? На что? Во мне уж теперь ни одной сочинки для любовей не осталось, я тебе совсем даже негожая. Я, поди, старше тебя». Стала спрашивать про годы — так и есть на три годочка я старше. «Ты, видно, — говорю, — хороший человек, Николай плохого не подослал бы, но я твою милость принять не могу. Уходи, уезжай». Он постоял, постоял и ушел.
- Ушел?! — поразилась Вика. — Как ушел? Откуда же он потом взялся?
— Ушел, уехал, — подтвердила Наталья ровным голосом и перевела дух. — А недели через три или там через сколько, снег уж лег, с торбой обратно. Это он на зиму одежу привез. Ко мне не зашел, встал на постой у моих стариков. Прямо родня. Начал ходить на колхозную работу. Я на него не гляжу, будто его и нету, и он не глядит, будто не из-за меня воротился.
Вика опять не удержалась:
- Ну, бабушка, какие же вы раньше были забавные! А ты уж его полюбила, да?
- Да какая любовь?!.
- У вас что — и любви в то время по второму разу не было?
— Слушай, — с досадой отвечала Наталья, недовольная, что ее перебивают, как ей казалось, глупостью. — Любовь была, как не быть, да другая, ранешная, она куски, как побирушка, не собирала. Я как думала: не ровня он мне. Зачем мне себя травить, его дурить, зачем людей смешить, если никакая мы не пара? На побывку к себе брать не хотела, это не для меня, а для жизни устоятельной ровня нужна.
Наталья замолчала. Все-таки сбилась она с рассказа, потеряла нитку, которую тянула, и теперь словно бы нашаривала ее, перебирая торчащие прихваты.
— Ну, живет, — повздыхав, повела она дальше. — Ребятишки там, у стариков, и он там. Стал их к себе приучать. Они уж и домой не идут. Сам же и приведет, уговорит, что до завтрашнего только дня расстаются, а со мной разговор самый посторонний. Борьба у нас пошла — кто кого переборет. Я упористая, и он на войне закаленный. Вижу, он мою же силу супротив меня сколотил:
ребятишки души в нем не чают, а там и старики его сторону взяли. Особливо мать. Пошло на меня нажимание со всех сторон. Бабы в деревне корят: дура да дура. А сам вроде и ни при чем, даже и не подступает.
Вика рассмеялась:
- А тебе уже обидно, что не подступает. Ты уж ревнуешь…
- Я не ревную, а обложили.
Это бы ладно, это бы я выдюжила, я баба крепостная…
- С чего ты крепостная? Крепостные при царе были. Крепкая, что ли, ты хотела сказать?
— Я любой приступ бы выдюжила, это мне нипочем, — повторила Наталья, не без похвальбы. — Но я говорю: он был контуженный, больной. А контузия такая: лягет и весь свет ему не мил. Не слышит ниче и не видит, глаза страхом каким-то зайдутся. Койни-как оторвет себя от кровати, встанет, а идти не может. Потом опять ниче. Ну, вот. Смотрела я, смотрела и высмотрела, что это я ему нужна, что без меня он долго не протянет.
- И ты его за это полюбила?
— Что ты все: полюбила, полюбила… — без раздражения, спокойно ответила Наталья. — Это уж вы любитесь, покуль сердце горячее. А я через сколько-то месяцев, это уж вода побежала по весне, смирилась и позвала его. Без всяких любо-вей. Чему быть, того не миновать. Он пришел и стал за хозяина. Семь годов мы с ним прожили душа в душу, дай-то Бог так кажному. И в год потом загас. Не жилец он был на белом свете, я это знала. Но мне и семь годов хватило на всю остатную жизню.
- Он что — лучше был первого дедушки? — спросила Вика, уже теряя интерес и сползая в постель: история кончилась.
— Отшлепать бы тебя за такие разговоры, — слабо возмутилась Наталья. — Так я тебе скажу, внученька. Я древляя старуха, столько годов прожила, что на две могилы хватит. Источилася вся от жизни. И отсюда, с высокой моей горушки, кажется мне: не два мужика у меня было, а один. В одного сошлось. На войну уходил такой, а воротился не такой. Ну, так, а что с войны и спрашивать? Война и есть война. Ты говоришь… молоденькая, без подумы говоришь… Когда он прикасался ко мне… струнку за стрункой перебирал, лепесток за лепестком. Чужой так не сумеет.
- Забавная ты, бабушка, — неопределенно сказала Вика и громко, со вкусом зевнула.
— Вот поживешь с мое, и даст тебе Бог такую же ночку поговорить со внукой. И скажет она тебе: забавная ты старуха. Не отказывайся: и ты будешь забавная. Куда деться? Ох, Вихтория, жизня — спаси и помилуй… Устою возьми. Без устои так тебя истреплет, что и концов не найдешь.
Наталья отлежала спину и со стоном повернулась набок. Вика уже посапывала. Ее лицо, большое и белое, лежало на подушке в бледном венчике ночного света, склонившись чуть набок, на подставленную руку. Наталья вгляделась: нет, неспокойно засыпала девчонка — подергивались, одновременно вздрагивая, плечи, левая рука, ища гнезда, оглаживала живот, дыхание, то принималось частить, то переходило в плавные неслышные гребки.
…С тихим звоном билась в стеклину звездная россыпь, с тихим плеском наплывал и холодно замирал свет. Стояла глубокая ночь, ни звука не доносилось из деревни. И только небо, разворачиваясь, все играло и играло мириадами острых вспышек, выписывая и предвещая своими огненными письменами завтрашнюю неотвратимость.
1994
Оглавление
- Валентин Распутин Женские разговоры
- Реклама на сайте