По роману И. Шмелёва «Лето Господне»

Эссе

«Очарованный радостью»

(По роману И.С.Шмелева «Лето Господне»)

Эссе

«Радость всегда есть…», — считал Иван Сергеевич Шмелев.

Книга «Лето Господне» стала для меня настоящим открытием. Она вся соткана из волшебного серебра. Что ни слово – жемчужина, что ни описание – шедевр. А между тем в ней нет никакой экзотики, никакого особенного сюжета. Там просто описана жизнь людей, их каждодневные заботы, их тяготы и их праздники. Почему же так интересен роман? Дело в том, что писатель смотрит на жизнь глазами шестилетнего ребенка. И это путешествие в волшебную страну детства, где нет места скуке и разочарованию, равнодушию и фальши. Наивная непосредственность и искренность дают оценку всем явлениям жизни, а мир для ребенка наполнен образом Бога-творца. Этот мир годового круга православных праздников: Пасхи, Святок и Великого поста.

В произведении И.С. Шмелева удивительным образом переплетаются два мира, два восприятия: материальное и духовно-религиозное, при этом они настолько срастаются и сплетаются, что одно немыслимо без другого. Книга «Лето Господне» — это книга-воспоминание и книга-напоминание. Напоминание о православной России прошлого, где соборность помогала людям и в битвах, и в мирной жизни.

«Я слышу всякие имена, всякие города России. Кружится подо мной народ, кружится голова от гула. А внизу тихая белая река, крохотные лошадки, санки, ледок зеленый, черные мужики, как куколки. А за рекой, над темными садами, — солнечный туманец тонкий, в нем колокольни-тени, с крестами в искрах, — милое мое Замоскворечье»,» – с каким-то благоговением, любованием описывает Шмелев старую Москву.

Извечная проблема взаимоотношения человека и общества нашла свое решение в этом романе. Маленький герой получает от людей старшего поколения бесценные уроки добра, милосердия, терпения, трудолюбия.

«Служение другим людям — вершина нравственного восхождения, преодоление сознания личностного превосходства над другими людьми — высшее проявление нравственности», — утверждает И.С.Шмелёв.

Глазами ребенка мы видим, что духовность и нравственность переплелись так тесно, что без них невозможно было бы жить. Автор раскрывает нам глаза на настоящие человеческие ценности. Невозможно говорить о долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о семье, не ощутив в душе светлую и чистую любовь к Богу.

2 стр., 893 слов

Анализ повести Шмелева «Лето Господне»

... людям быть нравственными, духовными, их жизнь наполняется глубоким смыслом. Из своего эмигрантского далека московское детство видится Шмелёву утраченным раем. Его роман «Лето Господне» ... около семи лет. Это жизнерадостный ребёнок, «забавник», по словам окружающих. Ваня чувствительный и ... Название «Лето Господне» имеет библейское происхождение. Это словосочетание можно найти в книге пророка Исайи ...

Все, что окружает и волнует маленького мальчика, когда-то было миром самого писателя. Он сохранил в своей душе эти чувства и сумел образно передать их нам, читателям. Поражаешься, с какой точностью, восхищением он описывает картины жизни. Кажется, попадаешь в какой-то иной для нас мир. Глазами мальчика любуешься видами тогдашней Москвы, восхищаешься куполами церквей. А вокруг тебя звучит музыка, бесконечная музыка жизни: музыка весенней капели, музыка старой Москвы, музыка колоколов и певчих птичек – весь мир – музыка.

Если вдуматься, жизнь в доме артельного мастера очень нелегка: каждодневная работа, превратности природы, не всегда гладкие отношения между людьми. Но как нельзя не уважать отца мальчика за его по-настоящему строгую и справедливую любовь к своим работникам и к своей семье. Перед нами проходят грустные для ребенка сцены, когда отец ругает и наказывает Василия Васильевича, Дениса, толкового парня-управляющего, за то, что они в Прощенное воскресение были пьяны: один из-за этого потерял сумку с деньгами, покалечил людей, катая их на санях с гор. А другой пропил деньги. Но сумка нашлась, а в ней оказалось даже больше денег, чем должно быть. Честность, благоверность людей заставляет нас гордиться своими предками, восхищаться праведниками земли Русской, для которых жить по законам Святого писания было нормой, а не каким-то подвигом.

А поведение отца ребенка? Умение мучиться вместе с оступившимися и умение прощать – одно из ярких проявлений благородного и большого сердца. И детское восприятие, впитывая отцовскую любовь к миру, наполняется душевной силой и красотой. Ведь наказывая провинившихся работников, сердясь и возмущаясь, отец скорее заботится не о себе, а о тех, кто погряз в пороках, кому необходимо неравнодушное отношение окружающих, поддержка, а иногда и отчуждение близких: только тогда человек, позволивший себе безнравственное поведение, испытывает страх перед одиночеством, его пугает, что его не любят. Именно глазами ребенка смотрит на мир И.Шмелев – каждому, наверное, знакомо чувство малыша, когда он теряет из виду мать. Поэтому-то мы ощущаем всеобщую радость и отца, простившего работников, и Василия Васильевича, и Дениса, и, конечно, мальчика, для которого ситуация стала примером христианского отношения к людям: все люди одинаково нужны Богу, каждый достоин внимания и любви окружающих. Взаимовыручка, искреннее желание людей не испортить предстоящий замечательный праздник Пасхи делают людей добрее, внимательнее друг к другу.

Совестливость, пожалуй, — самое необходимое качество характера людей. В «Лете Господнем» герои неравнодушны к миру. Они искренне возмущены парнем, который скверно ругается и продает воздушные шары в пост. Забыли в эти дни про свои доходы хозяева мясных и колбасных лавок: остановили торговлю на время поста. И торговец шарами, движимый общим настроением, поразмыслив, радостно отпускает шары в воздух, забыв, что они должны были принести ему доход. Праздники сближают людей, раскрывая в них лучшие стороны души.

4 стр., 1669 слов

Для человека с талантом и любовью к труду не существует преград

... тяжелого труда, который любовь не делала бы — не только легким, но даже приятным». Заниматься любимым делом и трудиться с удовольствием — это счастье для любого человека, но далеко не каждому человеку дано ощутить радость труда. Некоторые люди ...

Очень впечатлила меня сцена, когда люди дружно возят ледяные глыбы, для того чтобы забить льдом глубокие погреба для хранения продуктов летом. Тяжелая работа превратилась в настоящий праздник: сверкают на солнце острые грани льда, прыгают по ним люди, смеются, бойко подвозят с Москвы-реки на лошадях все новые и новые телеги льда, несут снег из сада – этот труд объединяет людей; здесь нет ни старших, ни младших, ни бедных, ни тех, кто побогаче. Ведь радость труда воспевалась во всех русских сказках — труд – мерило человеческой сути. С этим вполне согласен писатель.

А любовь к «братьям нашим меньшим»? Несмотря на занятость, отец мальчика любит певчих птиц: канареек, чижиков скворушек, соловьев. Ими наполнен весь дом. За птичками ухаживают, их купают. Песни живущих в доме пернатых слушает Ваня, и душа его тянется к свету и добру. Ему нравятся даже тараканы, живущие в доме. А как забавно смотреть на рыб, которых принес в дом провинившийся парень Денис!: «Да каки подлещики, гляди-ты, и рака захватил!»

Шмелев удивительно по-доброму, поэтично с какой-то особой ласковостью рассказывает о детстве маленького Вани, для которого настоящей семьей стали работники его отца. С какой любовью и вниманием относятся окружающие к мальчику! Самый главный воспитатель для него после отца был Горкин, один из артельщиков. Его речь мягкая и добрая, она пересыпана поговорками, божественными стихами и песнями, она словно красивая музыка.

Не отсюда ли у маленького Ванюши любовь к весенней капели: «Под сосенкой – как-кап…

Под елочкой – кап-кап…

Прилетели грачи, — теперь уж пойдет, пойдет. Скоро и водополье хлынет, рыбу будут ловить…»

С нескрываемым восторгом мальчик ждет обещанной поездки на рынок. Целый мир открывается ему во время неспешного путешествия на старой кобыле по Москве. Все замечая, всему удивляясь, Ваня сохранил в памяти до мельчайших подробностей ту поездку. Да и для Горкина поездка за продуктами наполнена ожиданием встреч с другими людьми, с возможностью проехать по улицам Москвы, увидеть ее красоту, ощутить в себе сопричастность к прошлому и настоящему столицы.

С возрастом зреет душа мальчика. И вот он уже стоит возле храма Христа Спасителя, будто наперед чувствуя возвращение через этот замечательный храм русского народа к истинной вере на рубеже 21 века. Наверное, Шмелеву дано было свыше предугадать будущее нашей многострадальной страны.

Самым большим и светлым праздником для православного человека является Пасха. Для мальчика она целый мир незабываемых подарков, улыбок, наигрышей гармони и, конечно, радостных и таинственных событий в храме: святой свет лампадок, прикладывание к плащанице, украшенные зажигательными нитками свечи, обвитые золотцем…

У Горкина от волнения дрожит голос, когда, «на белой церкви светятся мягко, как молочком, матово-белые кубастики, розовые кресты между ними, зеленые и голубые звезды. Сияет – Х.В.»

14 стр., 6809 слов

Анализ произведения Чехова «Мальчики. : сравнительная характеристика ...

... популярность, писатель стал подписывать их настоящей фамилией. История создания Именно в «Петербургской газете» в 1887 году и был впервые опубликован рассказ «Мальчики». Но ... Образ и характеристика Швондера в повести Собачье сердце Булгакова сочинение Главным антагонистом профессора Преображенского в повести М, А, Булгакова «Собачье сердце» является некто Швондер, управляющий жилтовариществом дома, ...

Познакомившись с романом, нельзя было не узнать о жизни самого писателя. Судьба Ивана Сергеевича Шмелева была нелегкой. Он рано потерял любимого отца, с матерью добрых отношений, к сожалению, не сложилось. Самое страшное, что он испытал, — это потеря единственного сына и скоропостижная смерть любимой жены. Проводив в 1915 году на фронт горячо любимого единственного сына, он не сомневался в том, что его семья должна выполнить свой долг перед Россией. Но сын, вернувшийся из Добровольческой армии Деникина, был взят чекистами и жестоко расстрелян.

И.С.Шмелев, несмотря на пережитые лишения и скорби, не озлобился, не отчаялся, а, получав какую-то апостольскую радость, стал писать свой замечательный роман. Многие его современники держали книгу «Лето Господне», читая которую ощущаешь необыкновенную радость и вдохновение.

В жизни писателя было немало чудесных событий, связанных с его искренней верой в Спасителя. Он чудом спасся от страшной болезни желудка, как считал писатель, через заступничество преп. Серафима Саровского. А в Троице-Сергиевой лавре преподобным Варнавой Гефсиамским ему предсказано было стать писателем.

Даже и смерть застигла его «у ног Царицы Небесной под ее покровом».

Нет с нами писателя Шмелева, но он весь в своих книгах, которые утверждают истину на Земле. Эта истина в духовности нашего народа. Там, где есть это качество, там царит радость, истинная благость и вдохновение. А радость – синоним Солнца, Света, Бога. И пусть такие произведения помогут вывести наш народ на путь добра и спасения от лжи, лени, равнодушия и гордыни.