По философии «Идеальное государство Платона»

Эссе

Устройство Спарты служило образцом для подражания у Платона. По его мнению, разделение труда необходимо в любом государстве, поэтому каждый должен заниматься своими делами или ремеслами и не вмешиваться в чужие дела. В то же время государство должно иметь фермеров, предпринимателей, ремесленников, солдат для защиты государства от внутренних и внешних врагов. В то же время, если у человека есть задатки земледелия, когда он не способен воевать и не способен этому научиться, он всю жизнь будет заниматься скотоводством.

Развивая концепцию идеальной ситуации, Платон производит соответствие, которое, по его мнению, существует между космосом в целом, государством и индивидуальной человеческой душой. В государстве и в душе каждого индивида одни и те же принципы. Три принципа человеческой души, а именно рациональный, жестокий и похотливый, соответствуют в государстве трем сходным принципам — совещательному, защитному и деловому, а последний, в свою очередь, образует три класса-философов-правителей, воинов-защитников и производителей (ремесленников и земледельцев).

Государством, по Платону, можно считать только в том случае, если каждая из трех его областей осуществляет в нем свои дела и не вмешивается в дела других. Это предполагает иерархическое подчинение этих принципов во имя сохранения целого.

Платон считал, что идеальное государство должно быть организовано в соответствии с принципами справедливости. По его мнению, справедливость подразумевает, что, во-первых, интересы целого (государства) важнее и выше интересов частного (отдельных индивидов).

Во-вторых, принцип справедливости означает, что каждый элемент целого должен выполнять свои собственные функции. В связи с этим он делит все население идеального государства на три класса: философов-правителей, солдат (гвардейцев) и ремесленников и земледельцев (в этот класс входят все люди, так или иначе связанные с производством).

Все должны подчиняться лучшим людям. Гражданам этого государства следует привить миф о том, что все они братья, но они не равны, потому что, когда боги создали людей в недрах Матери-Земли, они смешали золото с одними людьми, серебро с другими, а медь и железо с другими. Неравенство между людьми в идеальном состоянии не наследуется. Способные дети могут перейти в высшие классы благодаря сдаче экзаменов. Платон предложил заняться искусственным подбором людей и подбором брачных пар.

10 стр., 4913 слов

Философские ученья об идеальном государстве

... о государстве в философии. Предметом исследования - учение о государстве Платона и Аристотеля. 1. Идеальное государство Платона как нереализуемая утопия Платону рисовалось идеальное государство во главе с философами, ... смешения. Наименьшей бедой, по его мнению, было бы смешение или ... государства. Главная задача трактата Платона о государстве - проблема благой и совершенной жизни общества в целом ...

Платон критикует демократию и дает сатирический образ демократа как «богатого кузнеца, лысого и приземистого, который недавно вышел из тюрьмы, помылся в бане, купил новое пальто и собирается жениться на дочери своего господина, наслаждаясь ее бедностью и бессилием… он часто бывает наглым, необузданным, распутным и нечестным». Платон противопоставляет свою модель идеального государства четырем формам правления: демократии, тирании, олигархии (власть избранных богатых) и тимократии (власть военных).

Идеальное государство — это, по сути, аристократия.

В идеальном государстве должны править философы. Они из числа самых умных охранников. Философы делаются путем постепенного отбора стражей. Будущие философы получают отличное образование и в 35 лет занимают государственные должности и правят в течение 15 лет. Посредственность не может быть источником великого добра или великого зла. Поэтому злодеи и тираны — неудачливые философы, неудачливые великие люди, которые считают себя способными управлять делами народа, проявляют большие притязания, становятся высокомерными и высокомерными. Самые одаренные души становятся особенно плохими, когда их плохо воспитывают.

Философы должны править, потому что только они способны постичь истинное бытие, то есть истинное благо для государства и всех его членов. Формирование класса правителей-философов, по Платону, происходит следующим образом.

Все хранители получают предварительные знания в различных областях, при этом их берут на войну, чтобы воспитать в них мужество и другие необходимые качества. Достигнув двадцатилетнего возраста, те, «кто во всем этом — в трудах, в науке, в опасности — всегда проявят себя самыми находчивыми», зачисляются в «особый список». Отобранные люди продолжают дальнейшие исследования, и когда они достигают тридцатилетнего возраста, делается второй отбор. Лучшие обучаются диалектике — «искусству рассуждения» — еще пять лет. И только после этого они занимают различные государственные посты.

Платон понимал, что идеальное государство должно быть замкнутым и относительно небольшим. Оно должно быть закрыто по той причине, что любая ложная ценность может дезориентировать его население. А маленькое по той причине, что контролировать большое государство практически невозможно достаточно эффективно. Платон говорил, что государство не может быть увеличено, пока оно не перестанет быть единым. Поэтому правители и стражи должны следить за тем, чтобы государство не было ни слишком большим, ни слишком маленьким.

Идеальное государство основано на идее добра, или принципе справедливости, который определяет место и занятие каждого гражданина и объединяет все части государства в гармоничное целое. Государственная система должна иметь ряд особенностей нравственной, экономической и политической организации, которые вместе обеспечивали бы решение таких основных задач, как: защита государства, обеспечение всех членов общества необходимыми материальными благами и направление их духовной и творческой деятельности.

9 стр., 4015 слов

Государство Платона

... основах разума. Идеальное государство трактуется Платоном как реализация идей и максимально возможное воплощение мира идей в земной общественно-политической жизни – в полисе. Конструируя идеальное общество, Платон проводит аналогию между справедливым человеком и справедливым государством. Так, трем ...

Добро состоит из четырех главных добродетелей: мудрости, мужества, сдержанности и справедливости. Идеальное государство имеет четкое классовое разделение своих членов, основанное на разделении этих добродетелей, и, кроме того, оно соответствует принципам, присутствующим в душе каждого человека. В частности, классовые корни Платоновского идеализма выходят на первый план в социальных теориях и взглядах на государство.

У Платона, следовательно, социальный принцип выше личного. В своих работах Платон противопоставляет свое «идеальное» государство некоторым несовершенным, иллюстрируя тем самым, с одной стороны, основные положения его идей, с другой — дает нам ценную информацию о строении государства античного мира.

Платон считал, что его идеальное государство можно воплотить в реальность. Есть два способа сделать это. Во-первых, говорил Платон, потомки царей могли бы иметь философские натуры, которые правили бы справедливо, а граждане были бы готовы соблюдать свои институты и законы. Во-вторых, когда они придут к власти, философы вышлют всех старше десяти лет из государства, а остальных вырастят по-своему.

  1. Платон. Собрание сочинений в 3-х тт. — М., 1971 г.

  2. Е.И. Камышев, М.Ю. Ненин, В.Ю. Ховес, Н.К. Манькова и др. «Политология Демократия и власть». Методическое пособие — 2-е издание: КГТУ, 1999 г

  3. Бертран Рассел. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней: В трех книгах. Издание 3-е стереотипное. Академический Проект, 2000. — 762 с.