П. Я. Чаадаев. Первое философическое письмо

Эссе

Войцехович Анна,

Гр. М — 041

П. Я. Чаадаев. Первое философическое письмо. Конспект-эссе.

Основные цитаты:

  1. Одна из наиболее печальных черт нашей своеобразной цивилизации заключается в том, что мы еще только открываем истины, давно уже ставшие избитыми в других местах…
  2. То, что в других странах давно уже составляет самую основу общежития, для нас – только теория и умозрение.
  3. Это – эпоха сильных ощущений, широких замыслов, страстей народных. …юность – есть эпоха, в которую их [народов] способности развиваются всего сильнее и память о которой составляет радость и поучение их зрелого возраста.
  4. Этого периода бурной деятельности… у нас не было совсем. Эпоха нашей социальной жизни, соответствующая этому возрасту, была заполнена тусклым и мрачным существованием, лишенным силы и энергии…
  5. Мы живем одним настоящим в самых тесных его пределах, без прошедшего и будущего, среди мертвого застоя.
  6. …мы должны некоторым образом повторить у себя все воспитание человеческого рода. Для этого к нашим услугам история народов и перед нами плоды движения веков.
  7. Наши воспоминания не идут далее вчерашнего дня… мы так странно движемся во времени. Что с каждым нашим шагом вперед прошедший миг исчезает для нас безвозвратно.
  8. …культура, всецело основанная на заимствовании и подражании.

    У нас совершенно нет внутреннего развития, естественного прогресса… Мы растем, но не созреваем; движемся вперед, но по кривой линии, то есть по такой, которая не ведет к цели.

  9. Мы – народ исключительный. Мы принадлежим к числу тех наций, которые как бы не входят в состав человечества, а существуют лишь для того. Чтобы дать миру какой-нибудь урок.
  10. А ведь стоя между двумя главными частями мира, Востоком и Западом, упираясь одним локтем в Китай, другим в Германию, мы должны были бы соединить в себе оба великих начала духовной природы: воображение и рассудок, и совмещать в нашей цивилизации историю всего земного шара.
  11. Исторический опыт для нас не существует; поколения и века протекли без пользы для нас. … Одинокие в мире, мы ничего не дали миру, ничему не научили его…
  12. Повинуясь нашей злой судьбе, мы обратились к жалкой, глубоко презираемой этими народами Византии за тем нравственным уставом, который должен был лечь в основу нашего воспитания.
  13. Каждому важно знать, какое место отведено ему в общем призвании христиан, то есть какие средства он может найти в самом себе и вокруг себя, чтобы содействовать достижению цели, поставленной всему человечеству.
  14. Христианское сознание не терпит никакой слепоты, а национальный предрассудок является худшим видом ее, так как он всего более разъединяет народы.

Эссе (рассуждение).

8 стр., 3675 слов

Музыка народов мира

... свои композиторы, своя музыкальная культура. Народы разных стран имеют свою собственную национальную музыку. Музыка некоторых народов мира почти не меняется из века ... существует ли в мире язык, который понимают все люди земного шара? -это язык музыки. Каждый народ имеет свой ... Юго-восточной Азии. Она также впитала элементы музыки народов, входивших в состав китайского государства (уйгуров, тибетцев, ...

П. Я. Чаадаев одним из первых уделил внимание особенностям русской цивилизации. Я согласна, что Россия «не принадлежит ни к Западу, ни к Востоку», что она, соединяя в себе различные начала, коренным образом отличается от них. Причину этого Чаадаев находит в геополитическом положении страны: оно столь удачно и необычно (10), что вполне может являться предпосылкой к тому, что Россия станет той цивилизацией, которая первой достигнет «царства божия» на земле.

Но роковые события юности нашей страны свернули ее с истинного пути развития. Несомненно, что трехсотлетнее иго повлияло на характер русского народа. Главной заботой людей становится добыча хлеба насущного, а не развитие идей о долге, справедливости, праве – нужно было выжить. Развития мысли не происходило, а традиции костенели, упрощались и, в конечном итоге, попросту исчезали. «Умственный застой» укоренялся в сознании народа, в крови появлялось «нечто, враждебное всякому истинному прогрессу». Это впоследствии привело к непониманию всей глубины мировых идей и открытий, к принятию видимости за истину.

Но еще одной причиной отсутствия развития мысли Чаадаев называет православное христианство. Не спорю, католическая церковь действительно способствовала прогрессу общества, так как после реформации она начала подстраиваться под общественные настроения. Формируется убеждение, что исполнить свой нравственный, религиозный долг – значит реализовать себя как личность. Следуя за рассуждениями Чаадаева – «интересы рождаются из убеждений» – я прихожу к выводу, что главным интересом личности становится удовлетворение потребностей. А поскольку человек – существо эгоистичное, то он, вопреки всем идеям (им же придуманным) об общем благе, в первую очередь стремится удовлетворить свои собственные потребности. На основе развивающихся отношений формируются новые идеи права и справедливости. Суть такого общества – потребление без отдачи.

Что же можно сказать о православии? По Чаадаеву мы приняли искаженную идею, отвергнутую от всемирного братства, а затем, замкнувшись в религиозном обособлении, не двигались с места. Мы сами отрезали себя от остального мира, не знали, что там происходило. Православие со своими догматами ограничения и повиновения тоже повлияло на характер духовного развития. Это религия устойчивого общества, в котором человек заботится не только о своем благополучии, но и о других людях. Религия привнесла в наш менталитет некоторые черты, часто противоречащие друг другу (именно в этом проявляется особенность русской нации).

Например, отсутствие толерантности во всех сферах жизни соседствует со смирением, покорным приятием различных невзгод. Оно, как мне кажется, помогает противостоять року, но, с другой стороны, делает равнодушным к проблемам общественной жизни.

12 стр., 5781 слов

Насилие на телевидении: угроза обществу или правда жизни?

... доброты и любви, насмотреться на тяготы жизни они успеют.) Пропаганда насилия в фильмах и на телевидении, в компьютерных играх и ... обществ, находящийся на племенном уровне развития, показывает чрезвычайно высокий уровень насилия. Согласно данным авторитетного этнографа Дж. Даймонда, «в обществах ... на 3 млрд населения), но в предшествующие столетия процент жертв был заметно выше - порядка 4 %. Например, ...

Описав мрачную действительность, Чаадаев не рассмотрел положительных сторон жизни, как будто их не было совсем на протяжении всей истории государства. Здесь, говоря о роли российской цивилизации в развитии мирового общества, можно сказать, что особенный путь нашей страны заключается в прохождении (выявлении) всевозможных вариантов неправильного развития: это, наверное, и есть тот самый важный урок миру, который не пропадет бесследно.

Не смотря на то, что Чаадаев так резко высказал свое мнение о России, так критично отозвался об ее истории и народе, для меня он является истинным патриотом. Чаадаев анализировал события 1825 года, последующую реакцию правительства, значит, ему была не безразлична судьба страны, в которой он живет. Он пошел дальше – стал искать причины упадка нравственности русского общества. Петр Яковлевич не только дал обоснование проблемы, но и предложил возможный путь ее решения (6).

Чаадаев показывает ту сторону жизни общества, на которую не обращали внимания, которая выбивалась из общих убеждений. Открыть глаза на правду – помощь, которую мог оказать только патриот своей Родины.

Это письмо, написанное 1 декабря 1829 года, было опубликовано лишь в 1836, но с того времени не потеряло своей актуальности. И сегодня можно наблюдать застой в умах людей. Но поиск истины, лучшего пути духовного развития человека и общества также волнует и заставляет действовать. А как действовать, каждый выбирает сам. Например, можно выйти на площадь или написать письмо…

П. Я. Чаадаев. Статьи и письма. Москва, Современник, 1989.