Недостаточно только получить знания надо найти им приложение

Эссе

Учитель самопознания Ильина И.В.

КГУ ОШ № 117 г.Алматы.

Эссе

на тему: «Живое знание».

Кто не понимает ничего, кроме химии, тот и ее понимает недостаточно.

Георг Кристоф Лихтенберг

Прежде чем поделиться своими мыслями, я просмотрела (именно просмотрела, потому что изучать такое серьезное произведение можно годы и годы) одноименную книгу В.П. Зинченко. Его выводы, умозаключения, рассуждения тесным образом перекликаются с идеями нашего предмета «Самопознание». Это и удивительно и само собой разумеющееся одновременно. Так что же такое «Живое знание» с точки зрения Программы?

Я считаю, что основой живого знания является открытость и недосказанность. Оно строится на связи науки и искусства. Искусство на столетия опережает науку в познании неживого и особенно живого. Искусство порождает иное знание. Наука дробит мир на мелкие осколки, которые не склеиваются, не компонуются в целостную картину. Особенно она преуспела в своей дезинтеграции, изучая человека. Искусство же сохраняет мир целостным. Оно постоянно напоминает науке о существовании целостного, неосколочного мира. Почему я говорю в своем эссе о науке и искусстве? Потому что знания в чистом виде у меня ассоциируются с наукой, а умение преподавать науку(знания) детям – это не что иное как искусство. Ведь педагог – это и актер и ученый одновременно. Ведь преподнести учебный материал интересно, как бы давая заглотить наживку для того, чтобы ученики сами дошли до истины – в этом и заключается первостепенная наша задача. В этом я вижу суть живого знания, во главе которой стоит межпредметная интеграция. Интеграция есть не что иное, как объединение разных знаний в одно целое видение мира.

Аристотель

Я помимо предмета «Самопознания» еще преподаю предмет «Технология». Буквально на прошлой неделе, на технологии в 5-ом классе, мы проходили тему «Бутерброды». Когда мы стали разбирать классификацию бутербродов (а они бывают закрытые и открытые), меня поразили выводы учеников: закрытые бутерброды, как закрытые люди, которые как будто в панцире, никого не пускают к себе в душу; а открытые бутерброды – это как люди с открытым сердцем, в которых светится изнутри Любовь (причем, я даже не успела задать ни одного вопроса).

8 стр., 3705 слов

Искусство быть собой

... по Далю: "заводское и ремесловое искусство, знание, умение… " Гляньте, большие какие смыслы: умение, знание – и искусство. Правда, лишь заводское и ремесловое. Еще: ... без уплаты собой. "Аще не умрешь, не оживешь". Каждая строчка света и капелька человечности, каждая жилка живого, откуда бы ... Как близко Ты, но мгла настороже. Закрытых окон нет, глаза закрыты. Во мраке просыпаясь, звуки шлю тому, ...

Дети сами сделали сравнение – изучение предмета «Самопознание» дает результаты! Ученики сами провели интеграцию – в них пробудилась познавательная активность.

А вот еще один пример интеграции на уроке технологии. Сейчас с мальчиками 5-х классов мы работаем с деревом (как с материалом).

Когда у одного мальчика получилось ловко и красиво вырезать узор, я предложила ему поделиться секретом его умения. «Я уверенно взял заготовку, и мысленно разговаривая с ней, попросил ее помочь мне сделать на ней красивый узор» — ответил он. Я удивилась, а он продолжил: «Я спокойно и без всякой злости над поделкой выполнил свою работу. Как в мультфильме про Панду. Уверенно и с покоем внутри без насилия попросил заготовку мне помочь. Вот она мне и помогла». В данном случае рассматривается пример единства человека и природы, ненасилия над ней.

Пример интеграции предмета «Естествознания» и «Самопознания»: ночь и день- часть природы: подобно им в человеческой жизни радость и страдание сменяют друг друга. Как бы ни была длинна ночь, она обязательно закончится, точно также и в жизни, как бы нам ни было плохо — это обязательно закончится, и надо помнить о том, что утро обязательно наступит.

Как говорили древние мудрецы: «Все проходит, и это пройдет». В данном конкретном случае рассматривается общечеловеческая ценность Внутренний покой.

Пример интеграции предмета «Самопознания» и «Математики» шуточная задачка на уроке повторения

10 деревьев было в саду

8 срубили в прошлом году

Ответ я, ребята, никак не найду!

Сколько деревьев было в саду?

(Прежде чем дать свой ответ – дать возможность ребятам высказаться. Ученики сами приходят к такому выводу. Учитель резюмирует ответ в стихах)

Ответ: Чтоб тут найти ответ,

Их считать не надо,

Коль восьми деревьев нет,

Значит, нет и сада.

Почему нет сада?

— Что должны делать люди, украшая свою землю?

В данном случае рассматриваются общечеловеческие ценности:

Любовь, Ненасилие.

Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры.

30 стр., 14947 слов

Анализ полиграфической рекламы на примере ежемесячного журнала GEO

... Объектом данного дипломного исследования являются общественные отношения по поводу разработки, создания и размещения полиграфической рекламы на примере рекламы журнальной. Предметом работы являются нормативно-правовые ... данной дипломной работы является анализ теоретических начал полиграфической рекламы в России и за рубежом, а также исследование практической части журнальной полиграфии, выявление ...

Я уверена, что введение интеграции предметов в систему образования позволит решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом. Интеграция будет способствовать формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом.

Таким образом, корни процесса интеграции лежат в далеком прошлом классической педагогики и связаны с идеей межпредметных связей, которая зародилась в ходе поиска путей отражения целостности природы.

Ян Амос Коменский

Недостаточно только получить знания; надо найти им приложение.

И. Гёте