Недостаточно только получить знания надо найти им приложение

Эссе

Живое знание: открытость и синтез науки и искусства

В данной статье мы рассмотрим концепцию «Живого знания» и его связь с идеями самопознания. Понимание этого понятия преобразуется под влиянием мышления и исследований ученых, включая В.П. Зинченко, чьи работы переплетаются с нашим предметом – «Самопознание».

Важным аспектом «Живого знания» является его открытость и недосказанность. Это знание, которое не ограничивается рамками чистой науки, но интегрирует в себя элементы искусства. Искусство, предшествуя науке, дает нам иную перспективу на восприятие мира – оно позволяет увидеть целостность, не раздробленную на мелкие фрагменты.

Наука анализирует и разбирает мир на составные части, но искусство создает единое, неподвластное фрагментации видение. Важно осознать, что знания не ограничиваются лишь наукой – они включают в себя искусство, которое учит нас видеть цельную картину.

Важным аспектом понимания «Живого знания» является межпредметная интеграция. Это объединение различных областей знаний в единое целое. Роль педагога здесь непереоценима, ведь он является и ученым, и артистом. Способность передать знания с интересом, стимулировать учеников исследовать истины, лежит в основе живого знания. Это искусство в преподавании, где каждый урок — это акт, который ведет к объединению фрагментов знаний в целое.

Итак, «Живое знание» это не просто абстрактная концепция. Это подход к пониманию мира, в котором открытость, синтез и интеграция знаний играют ключевую роль. Искусство и наука, сливаясь вместе, обогащают наше понимание мира и открывают перед нами новые горизонты.

Аристотель

Я помимо предмета «Самопознания» еще преподаю предмет «Технология». Буквально на прошлой неделе, на технологии в 5-ом классе, мы проходили тему «Бутерброды». Когда мы стали разбирать классификацию бутербродов (а они бывают закрытые и открытые), меня поразили выводы учеников: закрытые бутерброды, как закрытые люди, которые как будто в панцире, никого не пускают к себе в душу; а открытые бутерброды – это как люди с открытым сердцем, в которых светится изнутри Любовь (причем, я даже не успела задать ни одного вопроса).

7 стр., 3185 слов

Искусство как способ познания мира

... Искусство, одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества, специфический род практически-духовного освоения мира. Исходя из темы исследовательской работы «Искусство, как способ познания мира», мы выдвинули гипотезу : «Если искусство ...

Дети сами сделали сравнение – изучение предмета «Самопознание» дает результаты! Ученики сами провели интеграцию – в них пробудилась познавательная активность.

А вот еще один пример интеграции на уроке технологии. Сейчас с мальчиками 5-х классов мы работаем с деревом (как с материалом).

Когда у одного мальчика получилось ловко и красиво вырезать узор, я предложила ему поделиться секретом его умения. «Я уверенно взял заготовку, и мысленно разговаривая с ней, попросил ее помочь мне сделать на ней красивый узор» — ответил он. Я удивилась, а он продолжил: «Я спокойно и без всякой злости над поделкой выполнил свою работу. Как в мультфильме про Панду. Уверенно и с покоем внутри без насилия попросил заготовку мне помочь. Вот она мне и помогла». В данном случае рассматривается пример единства человека и природы, ненасилия над ней.

Пример интеграции предмета «Естествознания» и «Самопознания»: ночь и день- часть природы: подобно им в человеческой жизни радость и страдание сменяют друг друга. Как бы ни была длинна ночь, она обязательно закончится, точно также и в жизни, как бы нам ни было плохо — это обязательно закончится, и надо помнить о том, что утро обязательно наступит.

Как говорили древние мудрецы: «Все проходит, и это пройдет». В данном конкретном случае рассматривается общечеловеческая ценность Внутренний покой.

Пример интеграции предмета «Самопознания» и «Математики» шуточная задачка на уроке повторения.

  1. В саду изначально было 10 деревьев.
  2. В прошлом году было срублено 8 деревьев.

Задача:

Сколько деревьев было в саду?

Ученики сами приходят к выводу, что если в саду нет 8 деревьев, значит, нет и сада. Этот ответ резюмируется учителем в стихотворной форме:

Чтоб тут найти ответ,
Их считать не надо,
Коль восьми деревьев нет,
Значит, нет и сада.

Затем учитель задает вопрос: «Что должны делать люди, чтобы украсить свою землю?» и рассматривает общечеловеческие ценности — любовь и ненасилие.

Важно отметить, что в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной и информационной интеграции, в отличие от фрагментарности мировоззрения выпускника школы, обусловленной предметной разобщенностью.

Я уверена, что интеграция предметов в систему образования позволит решить задачи, стоящие перед школой и обществом в целом. Она способствует формированию целостной картины мира у детей, а также пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом.

В истории педагогики идея межпредметных связей возникла в ходе поиска путей отражения целостности природы, а корни процесса интеграции уходят в далекое прошлое классической педагогики.

Итак, как указывают Ян Амос Коменский и И. Гёте, важно не только получить знания, но и найти им практическое применение.