Казахские национальные игры
Как и у каждого народа, у казахов есть свои национальные игры, которые являются важной частью культуры и традиций этого народа.
Алтыбакан
«Алтыбакан» — казахская национальная игра, развлечение молодежи. Вечером вся молодежь аула, джигиты и девушки, за аулом сооружают «алтыбакан» (качели: алты — шесть, бакан — шест).
Игра имеет огромное значение в познании искусства, взглядов молодежи, их взаимоотношений. На разные увеселения молодежи родители смотрят с негодованием, а на «алтыбакан» не имеют права не отпускать (особенно девушек).
Здесь молодежь поет песни, играет в различные игры, и это веселье продолжается до полуночи. «Алтыбакан» — своеобразный развлекательный досуг.
Кыз куу
(догони девушку) — национальная конная игра в Казахстане и Кыргызстане. В ней участвуют юноши и девушки, которые состязаются парами на лошадях полукровных пород. В первой половине игры девушку преследует юноша и если догоняет, то её целует; во второй половине игры они меняются местами. Девушка стремится догнать своего партнера и в случае удачи бьет его камчой. Дистанция скачки 400—500 м. В конце дистанции устанавливается флаг, обозначающий поворотно-контрольный пункт. Девушка (а юноша в обратную сторону) принимает старт на две лошади впереди.
Кокпар
В казахской национальной игре
Байга
Проблема патриотизма. Формирование и воспитание патриотических ...
... Поэтому очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма, как основы консолидации общества и ... не исключение. С раннего детства мальчишки привыкали к оружию. Среди археологических материалов часты находки детских деревянных мечей. Например, ... жизни. Нужно обратить внимание читателя на принципиальную разницу игры с современным игрушечным пластмассовым автоматом и деревянным мечом. ...
Игроки парами (конь и наездник) встают на линию старта так, чтобы не мешать друг другу. Первый игрок — конь — вытягивает руки назад-вниз, второй — наездник — берет его за руки, и в таком положении пары бегут до линии финиша. Наездник, первым прискакавший к финишу, должен подпрыгнуть и достать узорный платочек, подвешенный на стойке.
Түйме алу
Ак суйек
Участники игры становятся в шеренгу. Ведущий берет белую кость (можно использовать резиновый мяч, деревянный ключ, резные палочки и т. д.) и напевает: Белая кость — знак счастья, ключ, Лети до луны, До белых снежных вершин! Находчив и счастлив тот, Кто тебя в миг найдет!
После чего ведущий бросает кость за шеренгу играющих. В этот момент никто не должен оглядываться назад, чтобы не видеть, в какую сторону летит кость. Когда кость упадет, ведущий объявляет: Ищите кость — Найдете счастье скорей! А найдет его тот, Кто быстрей и ловчей!
Цель действий — быстро найти кость и незаметно для остальных принести её ведущему. Если дети заметят её, они преследуют игрока и, слегка ударив по плечу, отбирают кость, затем тоже бегут к ведущему. Для того чтобы быть незаметным и без препятствий донести кость до ведущего, можно проявить хитрость, находчивость. Иной игрок под предлогом того, что он не может найти кость, идет к ведущему шагом, отвлекает внимание соперников различными способами (например, громко говорит, указывая на другого, и утверждает, что кость якобы у него и т. д.).
Если игрок нашел кость, то есть оказался счастливцем, то вся группа или один из группы исполняют его желание: поют, читают стихи, подражают голосам животных.
Орамал
Водящий и игра с платком
Водящий дает одному из участников завязанный в узел платок. Участники становятся в круг вокруг водящего. По команде водящего «Раз, два, три!» все участники разбегаются. Водящий должен догнать игрока с платком, коснуться его плеча и взять платок. В момент преследования игрок с платком может передать его товарищу, тот — следующему и т. д. Если водящий поймает игрока с платком, тот должен исполнить любое его желание: спеть песню, прочитать стихотворение и т. д. После этого он становится водящим.
Казахские национальные игры и их значимость
Казахские национальные игры обогащают знания детей о родной природе, обычаях и истории становления страны. В процессе подготовки и проведения этих игр у детей воспитываются ответственность за успех общего дела, самостоятельность, инициатива и уважение к традициям своей Родины.
Творческие задания и игры для развития песенного творчества
... шалунишка., Я мишутку покачаю: баю-баю, баю-баю. Игра на сочинение попевок в определенном жанре «Помоги сороке» Ход игры: Педагог предлагает детям тексты для сочинения мелодий. 1) Спят и травы, и цветы, ... лесной полянке. И т. д., При повторе игры роль водящего, перекликающегося с игроками, может взять любой ребенок. Игра (сочинение мелодии на заданный текст) Ход игры На карточках лото изображены 1-2- ...
Игры всегда имели огромное общественное значение и вносили свой вклад в различные сферы жизни. Они выполняли различные функции, такие как воспитательные, военно-спортивные, ритуальные, зрелищно-эстетические, коммуникативные и другие. Военно-спортивные игры были особенно широко распространены и связаны как с военным бытом (войны, набеги, столкновения), так и с хозяйственной деятельностью общества. Это были игры, такие как сайыс, аударыспак, жамбы ату, алтын кабак, скачки, курес и другие.
Некоторые игры и развлечения имели ритуальную и обрядовую функцию и входили в систему поминальных, погребальных и брачных церемоний. В ходе времени многие из них потеряли свою первоначальную суть, но продолжали развиваться и перерождаться.