Мой путь к произведениям А. И. Солженицына

Эссе

ЭССЕ

Живущих нам не понять,

Ушедших не нам судить,

Но гласу нельзя не внять,

Рождённому совесть будить.

Год 1971. Я — студентка пятого курса механико-математического факультета университета. Куратор поручил мне провести политинформацию в группе. Терпеть не могла политики, газет почти не читала, но делать нечего, поручение надо выполнять. Пошла в читалку, взяла подшивку газет «Правда» за последний месяц, проштудировала. В одном номере нашла маленькое (в несколько строк, мелким шрифтом) сообщение о «таком-сяком Солженицыне». Не помню точно сейчас, о чём было сообщение, но хорошо запомнился его обвиняющий тон. Сообщение было замечено и на политинформации озвучено. Кто-то из слушателей задал вопрос: «А что ещё ты можешь сказать о Солженицыне?» К своему стыду (стыд и врезал в память этот эпизод), я не могла сказать больше ничего, потому что ничего не знала.

***

Солженицын о газете «Правда»:

Газета «Правда» — каждая строчка её была кому-то приговор сегодня ночью. Газета «Правда» за 70 лет ни разу не сказала о народном страдании — ни разу! — и вдруг она теперь за страдальцев, за нищих людей, — оказывается, она только всегда и думала о них. Я бы посоветовал им выпустить один номер, где аршинными буквами объявить: «Я была негодяйкой, я лгала, я затемняла вам мозги, я вела вас в пропасть — но теперь я каюсь, я поняла, что я наделала. Вот теперь я буду чувствовать ваше горе, теперь я буду вас защищать». Вот если бы «Правда» такой номер опубликовала, то можно было бы ей верить и с ней разговаривать. («По минуте в день», М.: Аргументы и факты, 1995, стр. 121)

***

Год 1980. Я вышла замуж за диссидента. Имя Солженицына вновь появилось в моей жизни. Муж много рассказывал о его произведении «Архипелаг ГУЛАГ», которое уже было опубликовано на Западе. Принёс от друзей рассказ «Один день Ивана Денисовича» (это была, кажется, публикация в «Новом мире»).

Рассказ был прочитан. Однако, моё сознание ещё не было готово к восприятию этой темы. О лагерях я вообще слышала впервые. Когда муж назвал мне произведение «Архипелаг ГУЛАГ», я его спросила: «А что такое ГУЛАГ?» Муж знал о лагерях не понаслышке, сам отбывал шестилетний срок как политический заключённый. Благодаря рассказам мужа, была подготовлена почва, чтобы бросить в неё семена.

7 стр., 3378 слов

«Архипелаг ГУЛАГ» А. Солженицына как яркий образец ...

... творчества А.И.Солженицына Место «Архипелага ГУЛАГ» в творчестве А.И. Солженицына В 1962 в ... "правда факта" и "художественная правда" на материале произведения документальной прозы "Архипелаг ГУЛАГ". ... Архипелаг ГУЛАГ". А в 1977 создал "Всероссийскую мемуарную библиотеку" и "Исследования новейшей русской истории". Теперь ... советских тюрем и лагерей Александр Солженицын очень много внимания уделяет ...

***

Год 1985. В стране началась Перестройка. И вот тут ворвался свежий ветер такой вожделенной свободы! Всё стало можно! Свобода слова, свобода печати! Но до подлинной свободы было ещё далеко. Свобода — это не абстрактное понятие, она должна быть в душах людей. А откуда ей было взяться в наших душах? И всё-таки — процесс пошёл!

***

Год 1989. Журнал «Огонёк» опубликовал рассказ Солженицына «Матрёнин двор». До сих пор бережно храню эту публикацию. Наконец знакомство с писателем Александром Исаевичем Солженицыным для меня состоялось! Это было счастливое знакомство. Спасибо за него журналу «Огонёк». Теперь я уже хорошо знала, что у России есть большой писатель. Впереди были ещё и «Архипелаг…», и «В круге первом», и «Раковый корпус», и «Бодался телёнок с дубом», и многое другое.

В этом же году журнал «Новый мир» публикует «Архипелаг ГУЛАГ». Надо ли говорить, с какой жадностью было прочитано произведение, о котором уже так много говорилось. Из моего дневника —

«Читаю мало, но всё-таки читаю. Главное, конечно, Солженицын, «Архипелаг ГУЛАГ», «В круге первом». Правда, «Архипелаг…» не полностью, часть в «Новом мире», часть в «Волге». Но даже то, что напечатано, потрясает. Просто шок какой-то нападает. Так вот прямо, с непостижимой прямотой, написать всю правду обо всём, начиная с послереволюционных лет до тех, когда он сам был в лагере.

У Солженицына очень богатый язык, он использует много слов, которые мы давно уже не употребляем в своей донельзя упрощённой и обеднённой речи; такие слова просто как очень приятные подарки писателя нам, забывшим, а может, никогда и не знавшим богатство русского языка. Солженицына надо читать всего: рассказы, романы, пьесы, публицистику. Это очень большой писатель, он не пишет того, чего не знает, а о том, что знает, пишет талантливо и честно».

В «Архипелаге…» много трагичных страниц, но меня как женщину-мать очень сильно тронули страницы о заключённых женщинах, имеющих детей. «И без того иной женщине трудные, ещё запутаннее для лагерницы эти исходы: рожать или не рожать? и что потом с ребёнком? Если допустила изменчивая лагерная судьба забеременеть от любимого, то как же можно решиться на аборт? А родить? — это верная разлука сейчас, а он по твоему отъезду не сойдётся ли на том же лагпункте с другой? И какой ещё будет ребёнок? (Из-за дистрофии родителей он часто неполноценен.) И когда ты перестанешь кормить, и тебя отошлют (а ещё много лет сидеть), — то доглядят ли его, не погубят? И можно ли взять ребёнка в свою семью (для некоторых исключено)? А если не брать — то всю жизнь потом мучиться (для некоторых — нисколько)». (том 2, часть третья, глава 8)

И ещё только одна цитата: «В 1954 году на ташкентском вокзале мне пришлось провести ночь недалеко от группы зэков, ехавших из лагеря и освобождённых по каким-то частным распоряжениям. Их было десятка три, они занимали целый угол зала, вели себя шумно, с полублатной развязностью, как истые дети ГУЛАГа, знающие, почём жизнь, и презирающие здесь всех вольных. Мужчины играли в карты, а мамки о чём-то голосисто спорили, — и вдруг одна мамка крикнула истошней других, вскочила, размахнула своего ребёнка за ноги и слышно стукнула его головой о каменный пол. Весь вольный зал ахнул, застонал: мать! как может мать?

2 стр., 868 слов

По произведению : Способ изображения истории в «Архипелаге ГУЛАГ» Солженицына

... “Скажут нам: что ж может литература против безжалостного натиска открытого насилия? А не забудем, что насилие не живет одно и не способно жить одно: оно непременно сплетено с ложью, — писал Солженицын. — А ...

  • .. Они не понимали же, что была то не мать, а мамка». (там же)

Журнал «Дружба народов» опубликовал произведение «Знают истину танки!» (произведение названо так: киносценарий для экрана переменной формы).

Каждое произведение, каждая строчка писателя теперь находятся и прочитываются с жадностью!

***

Год 1990. Центр «Новый мир» издаёт собрание сочинений Солженицына в 8 томах. Это был праздник! Как я ждала выхода этого издания! Получив его, прочитала всё от корки до корки. Надо сказать, что в эти годы было много других открытий: Андрей Платонов, Владимир Набоков, Артём Весёлый. Опубликован роман Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго». И много ещё чего. Но Солженицын — это совсем особая тема…

***

Год 1991. Журнал «Новый мир» публикует прекрасное публицистическое произведение Солженицына «Бодался телёнок с дубом». Произведение имеет такое жанровое определение: очерки литературной жизни. Но это далеко не литературные только очерки, это вся наша общественная и политическая жизнь. Публицистика Солженицына читается, как художественное произведение. Когда пишет великий мастер слова, что бы он ни писал — всё выходит великолепно!

Прочитаны ещё три публицистических произведения: «На возврате дыхания и сознания», «Раскаяние и самоограничение (как категории национальной жизни)» и «Образованщина». Одна цитата из последнего произведения: «И если написать крупными буквами, в чём состоит наш экзамен на человека:

НЕ ЛГАТЬ! НЕ УЧАСТВОВАТЬ ВО ЛЖИ! НЕ ПОДДЕРЖИВАТЬ ЛОЖЬ!

  • то будут смеяться над нами не то что европейцы, но арабские студенты, но цейлонские рикши: всего-то столько от русских требуется? И это — жертва, смелый шаг? а не просто признак честного человека, не жулика?

Но пусть смеются грибы другого кузова, а кто в нашем давится, тот знает: это действительно очень смелый шаг. Потому что каждодневная ложь у нас — не прихоть развратных натур, а форма существования, условие повседневного благополучия всякого человека. Ложь у нас включена в государственную систему как важнейшая сцепка её, миллиарды скрепляющихся крючочков, на каждого приходится десяток не один.

Именно поэтому нам так гнетуще жить. Но именно поэтому нам так естественно и распрямиться! Когда давят безо лжи — для освобождения нужны меры политические. Когда же запустили в нас когти лжи — это уже не политика! это — вторжение в нравственный мир человека, и распрямленье наше — отказаться лгать — тоже не есть политика, но возврат своего человеческого достоинства».

И ещё одна: «Жаль молодёжь? Но и: чьё же будущее, как не их? Из кого ж мы и ждём жертвенную элиту? Для кого ж мы и томимся этим будущим? Мы-то стары. Если они сами себе не построят честного общества, то и не увидят его никогда». Это было написано в 1974 году!

***

Год 1995. Выходит книга «По минуте в день». Не имея ни одного гроша в кармане (безработная!), книгу покупаю и с жадностью прочитываю. Книга очень интересная, в ней много поднимается разных вопросов. Отмечу только два из них. Первый: отношение Солженицына к вере и православию.

2 стр., 788 слов

Почему произведения Островского называют пьесами жизни?

... люди с горячим сердцем, которые борются за свои мечты. Пьесы драматурга актуальны даже сегодня. ` Почему произведения Островского называют пьесами жизни? Популярные сочинения В своих произведениях Островский всегда рассказывал придуманную им историю так, что у ...

«Православие — изо всех религий вырезано было в первую очередь. Другие религии начали громить с 30-х годов, а православие — прямо сразу, как только большевики пришли к власти. Немудрено, что православие сейчас в такой жалкости… Дай Бог, чтобы православие сумело стать на ноги. Так или иначе, русскому народу естественнее всего вернуть себе нравственную силу в православии. Конечно, сейчас процесс зашёл так далеко, что большинство нашего народа — атеисты, и они могут приходить к нравственности другими путями. Но что мы все сейчас находимся в нравственном провале — с этим спорить не приходится» («По минуте в день», стр. 120).

«Меня спросили, самого себя считаю ли я христианином. Да, конечно. Я воспитан был в православном духе, и держался в нём всю школу насквозь, и во время школы было так, что нашли крестик, заметили, что у меня крестик на шее, вырвали и хохотали, из пионерской организации исключили. Всё это было, а потом пришёл период затмения, я пять лет, повторяю, твердил диалектический и исторический материализм. А в тюрьме — вернулся к вере» (там же, стр. 139).

Много лет работая над составлением антологии духовной поэзии «Духа не угашайте», я нашла интересное стихотворение Солженицына, в котором содержание последней цитаты выражено в поэтической форме. Вот это стихотворение.

Да когда ж я так допуста, дочиста

Всё развеял из зёрен благих?

Ведь провёл же и я отрочество

В светлом пении храмов Твоих!

Рассверкалась премудрость книжная,

Мой надменный пронзая мозг,

Тайны мира явились — постижными,

Жребий жизни — податлив, как воск.

Кровь бурлила — и каждый выполоск

Иноцветно сверкал впереди, —

И, без грохота, тихо рассыпалось

Зданье веры в моей груди.

Но пройдя между быти и небыти,

Упадав и держась на краю,

Я смотрю в благодарственном трепете

На прожитую жизнь мою.

Не рассудком моим, не желанием

Освящён её каждый излом —

Смысла Высшего ровным сиянием,

Объяснившимся мне лишь потом.

И теперь, возвращённою мерою

Надчерпнувши воды живой, —

Бог Вселенной! Я снова верую!

И с отрёкшимся был Ты со мной…

(Источник утерян).

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/esse/natalya-soljenitsyina-o-sochinenii-po-literature/

____

Второй вопрос — отношение Солженицына к патриотизму. Снова приведу цитату, ибо лучше самого писателя нельзя сказать: «Любимые выражения Ленина: «великорусская шваль», и — «я [он про себя] антипатриот». И сегодня спрашивают о патриотизме — правильно, о патриотизме надо спрашивать. Патриотизм, как я бы выразил, — это цельное и настойчивое чувство любви к своей родине и к своей нации, со служением ей не угодливым, не поддержкою несправедливых её притязаний, но откровенным в оценке её пороков и грехов. Вот это — патриотизм. И патриотизма нечего стыдиться. И патриотизма истинного у нас мало сейчас, он задавлен и осмеян. Ищут какую-нибудь кличку, что-нибудь позорное, чтоб никто слово «патриот» не смел вымолвить. А я вот говорю: я — патриот, и всю жизнь был, и патриотом умру» (там же, стр. 132-133).

72 стр., 35504 слов

Все на Конкурс к 100-летию Александра Солженицына

... правду…» В подоснове творчества Солженицыны, конечно же, русская жажда свободы во Христе. Тем убедительней, что воззвание «Жить не по лжи» было опубликовано в день ареста (12 февраля 1974), за день ... своё сочинение писателю, к которому особое отношение… Друзья, у которых я останавливался, приезжая в Москву, жили на Плющихе. Зашёл разговор, что в новом доме по соседству Солженицын ...

Комментарии здесь излишни!

Ещё в книге «По минуте в день» было много затронуто разных вопросов, и такой больной для России вопрос, как отношения с Чечнёй. И я была полностью согласна со всем тем, что писал и говорил Солженицын по этому вопросу. После прочтения книги в душе у меня было столько признательности писателю, что я даже написала небольшое стихотворение —

О СОЛЖЕНИЦЫНЕ

Есть писатели и Писатели,

Есть радетели и старатели,

Управители, законодатели

И родной земли обиратели.

Он — Писатель. Он болью ранит.

Он Россию в себе несёт.

Чувство гения не обманет,

Чувство гения нас спасёт!

***

Какие ещё были прочитаны произведения? Отрывки из «Красного Колеса», опубликованные в каком-то (не помню сейчас) журнале. «Как нам обустроить Россию» (кажется, в «Комсомольской правде»).

Хочется сказать сегодняшней молодёжи: изучайте Новую историю России по книгам Солженицына — «Красное Колесо», «В круге первом», «Архипелаг ГУЛАГ», «Бодался телёнок с дубом» и др. Но молодёжь может резонно спросить: «А где взять эти книги?» Что-то я, в самом деле, не видела ни на одном книжном прилавке своего города хоть какую-то книгу Солженицына. Может, смотрю плохо, или зрение подводит на старости лет? Стыдно, господа издатели!

Вот как Солженицын говорит об издательском деле в России: «Тут коснулись и издательского дела. В издательском деле ужасная обстановка сложилась. Воистину самоотверженные издатели — сегодня издают Пушкина. Пушкина достать нельзя! А кто деньги считает, тот Пушкина не издаёт, будьте уверены. Он смотрит, какой детектив, какую мерзость, какую порнографию. И только одна надежда, что захлебнётся такой рынок, да уже захлебнулся. Уже эта дрянь, как рвотное, идёт назад. Тогда и эти деятели наживы подумают — а может, надо чем-то другим заняться? а может, что-то более высокое издавать? Начнётся издательское дело наше, поднимется, и мы узнаем имена тех писателей, кого сегодня мы ещё не разглядели, не прочли» («По минуте в день», стр. 133-134).

Дай-то Бог! Но когда же, когда? Так и хочется сказать словами замечательного русского поэта Н. А. Некрасова:

Жаль только — жить в эту пору прекрасную

Уж не придётся — ни мне, ни тебе.

Совсем недавно ушёл из жизни замечательный актёр Г. Жженов. По телеканалу «Культура» был показан документальный фильм, в котором актёр рассказывал о себе. Как известно, он тоже прошёл лагерь. Он читал свои стихи. Какие это стихи! Кто слушал, тот слышал! Об одном стихотворении он сказал: «Эти стихи я нацарапал на стене карцера». Вот что надо издавать, господа издатели! Может, хватит уже детективов и женских романов?! У Жженова были знаменитые «Саночки», о них он тоже упомянул. До сих пор я храню эту огоньковскую публикацию. Опубликуйте, издайте кто-нибудь эти «Саночки», их будут читать миллионы, я уверена в этом!

6 стр., 2652 слов

Судьба человека в тоталитарном государстве (по рассказу А.И. ...

... над ним продолжается уже в России, куда писатель вернулся в 1995 году. Один день узника Главный герой рассказа Солженицына - это Иван ... смог никто придумать. Шухова постигла та же судьба, что и миллионы других людей, воевавших за Родину, но по окончанию ... какой содержался в его романе “В круге втором”. Но писатель считал своим долгом и в дальнейшем, прежде всего в документальной форме, ...

Издайте же, наконец, полное собрание сочинений А. И. Солженицына, это ведь наверное томов 30 уже! И писатель продолжает работать. Это живой классик! О своём «Красном Колесе» он сказал: «Над «Красным Колесом» я не разгибался 20 лет» («По минуте в день», стр. 139).

А кто-нибудь видел эту эпопею на наших книжных прилавках?

***

С 1987 года я работаю над составлением поэтической антологии «Россия». В процессе работы мне попались ещё два стихотворения Солженицына. Первое из них о русских поэтах.

Поэты русские! Я с болью одинокой,

В тоске затравленной перебираю вас.

Пришёл и мой, мой ранний, мой жестокий

Час истребления, уничтоженья час.

Не знали мы тех лет, отстоенных и зрелых,

Когда спадает с нас горячности туман.

Два наших первенца застрелены в дуэлях,

Растерзан третий в рёве мусульман.

Нас всех, нас всех пред пушкинскою гранью

Многоголово гибель стерегла:

Безумием, гниением, зелёным умираньем,

Мгновенным ли пыланием чела.

Повешен тот, а этот сослан в рудник.

Иных подбил догадливый черкес…

Санкт-петербургские нахмуренные будни

Да желть бензинная ……… небес.

Чума на нас, российские поэты!

Текучим воском вылиты каким? —

Один в петлю, другой — из пистолета,

К расстрелу третьего, четвёртого в Нарым.

Да счесть ли всех? Да кто сберёт алмазы

В рассеянных, разбитых черепах?

Безумный я! — пополз подземным лазом

Сберечь их горсть в невидимых стихах —

И вынес их! — но пальцы слабые разжаты:

Мне смерть! мне смерть! — кто эту грань нарушит?

Она взросла в груди тарантулом мохнатым

И щупальцами душит…

Это стихотворение я нашла в журнале «Наше наследие» ( № 4, 1989 г., стр 75).

Оно написано в 1952 году. До меня оно шло 37 лет. А до широкой аудитории русских читателей, может быть, не дошло и до сего дня, более полувека спустя!

Второе стихотворение попалось мне в газете «Книжное обозрение» (к сожалению, не записала номер газеты).

Не знаю даже, полный ли это текст стихотворения, или отрывок. Скорее всего — отрывок.

РОССИЯ

Татарщин родимые пятна

И сталинской гнили гнусь —

На всех нас! во всех нас!

Треклятно

Становится ими Русь.

В двухсотмиллионном массиве

О как ты хрупка и тонка,

Единственная Россия,

Неслышимая пока!..

Стихотворение тоже датировано 1952 годом.

Может быть, у кого-то из читателей есть полный текст этого стихотворения? Напишите, пожалуйста! Хочу знать, какие ещё стихотворения написал Солженицын. Вы знаете? Поделитесь!

***

Солженицына, боевого офицера, репрессировали, он прошёл через ужас сталинских лагерей. Его всячески давили, запрещали, выгнали из страны, чуть не убили (см. «По минуте в день», стр. 126).

6 стр., 2742 слов

Почему всегда нужно говорить правду? (по тексту М.М. Зощенко)

... приятелем и не прослыть лжецом. Сочинение на тему: «Правда или ложь?» Сочинение №2. Говорить правду – смело или глупо? Можно ли сказать, что правду говорят только смелые ... ложь и правду, являются Лука и Сатин из пьесы «На дне» Максима Горького. Лука утешает всех окружающих его ... по себе, не обращая внимания на окружающих, то теперь обитатели ночлежки слушают друг друга, пытаются думать сообща. Вместо ...

Он выжил и в «круге первом», и во всех других кругах ада с названьем СССР и вынес изо всех этих испытаний поразительно высокий дух, давший ему силы написать великие произведения второй половины XX века. Низкий поклон ему! В этих произведениях — правда нашей жизни. Русская пословица гласит: «Правда светлее солнца». Как ни черны тучи, солнце пробьётся! Лучи его, сияя, освещают людям земной путь, а правда освещает человеку путь духовный. «Правда — свет разума», говорит другая русская пословица. Как ни ужасна правда — знать её необходимо!

«Пока жив хоть один человек на свете, не исчезнет в мире жгучая необходимость в правде, неизменно освещающей человеку и человечеству запутанный лабиринт его бытия, указующей ему путь к свободе и лучшему будущему». (В. Быков)

Только истинному гражданину и патриоту могут принадлежать слова: «Я собираюсь говорить полную правду о России, как я её вижу, — до тех пор, пока мне глотку не заткнут, как уже затыкали раньше» («По минуте в день», стр. 126).

Нам бы Бог дал услышать эту правду!

***

БИБЛИОГРАФИЯ

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/esse/natalya-soljenitsyina-o-sochinenii-po-literature/

В 1991 году газета «Книжное обозрение» (№ 49) представила своим читателям каталог крупного зарубежного издательства YMCA-Press (ИМКА-Пресс).

В каталоге представлены и книги Солженицына, выпущенные этим издательством. Вот они:

  • АМЕРИКАНСКИЕ РЕЧИ. (Речь в Вашингтоне 30.06.1975;
  • в Нью-Йорке 9.07.1975;
  • на приёме в Сенате США 15.07.1975).

    1975.

АРХИПЕЛАГ ГУЛАГ (карманное издание).

1989.

БОДАЛСЯ ТЕЛЁНОК С ДУБОМ. Очерки литературной жизни. 1975.

В КРУГЕ ПЕРВОМ (карманное издание).

Роман. 1989.

ДВЕ ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ К СБОРНИКУ «ИЗ-ПОД ГЛЫБ». 1974.

КРАСНОЕ КОЛЕСО

Узел 1 — АВГУСТ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО.

Том 1 (2-е изд.).

1985.

Том 2 (2-е изд.).

1985.

Узел 2 — ОКТЯБРЬ ШЕСТНАДЦАТОГО.

Том 1 (2-е изд.).

1989.

Том 2 (2-е изд.).

1989.

(карманное издание тома 1 и 2 в одной книге. 1989)

Узел 3 — МАРТ СЕМНАДЦАТОГО.

Том 1. 1986.

Том 2. 1986.

Том 3. 1987.

Том 4. 1988.

ЛЕНИН В ЦЮРИХЕ (22-я глава из Узла 1 и главы из Узлов 2 и 3).

1975.

НОБЕЛЕВСКАЯ ЛЕКЦИЯ 1970 года. 1972.

ОДИН ДЕНЬ ИВАНА ДЕНИСОВИЧА. Рассказ. 1987.

ПИСЬМО ВОЖДЯМ СОВЕТСКОГО СОЮЗА (5.09.1973).

1974.

ПРУССКИЕ НОЧИ. Поэма. 1974, (текст) (пластинка и текст).

ПУБЛИЦИСТИКА (карманное издание).

1989.

Статьи, открытые письма, речи, интервью 1969-74 и 1974-80.

ПЬЕСЫ И КИНОСЦЕНАРИИ. 1981.

Пьесы «Пир победителей», «Пленники», «Свеча на ветру». Киносценарии «Знают истину танки» и «Тунеядец». «Республика труда» — подлинный текст пьесы, известной в цензурном варианте под названием «Олень и шалашовка»

РАКОВЫЙ КОРПУС. Роман. 1968.

СКВОЗЬ ЧАД. (Отрывок из шестого дополнения к книге «Бодался телёнок с дубом»).

2 стр., 819 слов

В чем «правда» и «свобода» персонажей В пьесе «На дне

... люди не свободны, хотя они и босяки. А для Горького герой-босяк, цыган и другие — герой свободный. Но персонажи пьесы «На дне» не хотят свободы. Им не нужна эта правда «свободного человека». Многие считали, что пьеса «На дне» — это «буревестник революции». В пьесе ...

1979.

СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ

тт. 1-2. В круге первом

т. 3. Рассказы

тт. 5-7. Архипелаг ГУЛАГ.

т. 8. Пьесы и киносценарии.

тт. 9-10. Публицистика.

тт. 11-18. Красное Колесо.

У СОБРАНИЯ СОЧИНЕНИЙ почему-то не указан год издания, и содержание томов 17-18 как-то не ясно указано: то ли они относятся к «Красному Колесу», то ли нет.

Вот сколько произведений русского писателя издано не в России! А много ли прочитано русским читателем? И когда русский читатель увидит всё это в своей стране? Конечно, кое-что издано и у нас. В книге «По минуте в день» приведены такие издания:

В КРУГЕ ПЕРВОМ. — М.: Голос,1994.

ПУБЛИЦИСТИКА. т 1. — Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1995.

РУССКИЙ ВОПРОС К КОНЦУ ХХ ВЕКА. — М.: Голос, 1993.

РУССКИЙ СЛОВАРЬ ЯЗЫКОВОГО РАСШИРЕНИЯ. — М.: Голос, 1995.

Из этого до меня дошёл только роман «В круге первом». А как хотелось бы прочитать и «Публицистику», и «Русский вопрос к концу ХХ века», да и «Русский словарь языкового расширения» мне, много пишущей по филологии, очень интересен.

Кстати, о «Нобелевской лекции». В 1970 году А. И. Солженицын стал лауреатом Нобелевской премии в области литературы. Премия была присуждена за рассказы, повести, романы («Один день Ивана Денисовича», «Матрёнин двор», «Архипелаг ГУЛАГ» и др.) (газета «Книжное обозрение», № 24, 1988 г.).

Студентка пятого курса университета, просвещавшая своих сокурсников в 1971 году, не знала об этом! До Солженицына Нобелевскую премию в области литературы получили три писателя из России: И. А. Бунин (1933 г.), Б. Л. Пастернак (1958 г.) (от премии отказался) и М. А. Шолохов (1965 г.).

Интересен факт: все эти годы наша страна называлась СССР, однако, Бунин и Солженицын назвали себя русскими (а не советскими!) писателями.

декабрь 2005 г.