Эпос нартов поражает богатством и разнообразием сюжетов

Эссе

Многие народы Кавказа – осетины, адыги (кабардинцы, черкесы, адыгейцы и др.), абхазы, чеченцы, ингуши, балкарцы, карачаевцы – ведут свое происхождение от мифического народа богатырей нартов. Соответственно, до сегодняшнего дня сохранились и различные варианты преданий о древних нартах, как в форме прозаических сказаний, так и в виде поэтических текстов. Ученые единодушно признают, что наиболее полные предания о нартах сохранили осетины. И сам термин «нарт» по их мнению вошел к другим народам Кавказа именно в осетинском оформлении.

По мнению исследователей осетинский комплекс сказаний о нартах начал формироваться примерно в 7-6 вв. до н.э. Естественно, что процесс трансформации этих преданий длился на протяжении многих веков, включая и христианскую эпоху. Кроме того, в нартском эпосе можно встретить и античные сюжеты и сюжеты, свойственные многим другим народам Ближнего Востока и Европы. В общих чертах, ученые считают, что «ядром нартского эпоса послужил древний аланский цикл, восходящий некоторыми элементами еще к скифской эпохе и непрерывно обогащавшийся за счет контактов с другими народами, в том числе с нардами Кавказа». Однако, вопросы генезиса нартского эпоса не являются темой данного эссе.

Любой древний эпос рассматривается наукой как мифологизированное восприятие народом своей истории вплоть до рождения этого народа и происхождения мира. Но какой бы мифологизации и культурной трансформации не подвергался бы эпос, он все равно продолжает оставаться историческим источником, а не сказкой, порождением народной фантазии. Главный вопрос заключается в том, насколько много (или мало) в данном конкретном эпосе можно выделить исторических «зерен», отделив их от «плевел». В данном эссе я и пытаюсь найти в нартском эпосе такие «зерна», но относящиеся не к официальной истории аланов, осетин, а к проблематике альтернативной истории.

Небожители и «технологии богов»

Среди преданий о нартах, сохранившихся у разных народов Кавказа, особенно популярны две темы, которые были исследованы в данной работе. Однако, следует отметить, что изучение всего комплекса преданий требует значительного времени. В рамках данной статьи мы обратимся к информации, найденной на форуме ЛАИ, а также использованному материалу из осетинского эпоса под названием «Сказания о нартах. Осетинский эпос». Это издание было выпущено в 1978 году в Москве, под редакцией Ю. Лебединского.

С учетом сложности и многообразия религиозных верований нартов, оценить их полноценно представляется сложным. Нарты рассматривали свое происхождение от волка на уровне тотемных верований, а на космическом уровне они считали себя сыновьями Солнца. В мифологическом аспекте, среди прародителей нартов можно также найти упоминания о подводных людях, известных как «донбеттыры».

13 стр., 6386 слов

Нартский эпос реферат заключение

... государственностью. Культурная близость народов Северного Кавказа ярко отразилась в сфере духовной в северокавказском героическом нартском эпосе. 1. Нартский эпос - душ народа Бог создал нартов для борьбы: "…хæрынæн, ... что долгое время поддерживало существование этих мотивов. Кроме земных уæигов нарты борются с христианизированными небожителями: Уациллой, Уастырджи, Ойноном, но никак не с ...

В пантеоне нартов присутствуют и небожители, которые уже в ранних сказаниях, относящихся к до-христианской эпохе, появляются вместе с христианскими святыми. Они были перетрансформированы со временем под влиянием новых верований. Среди небожителей, которых можно встретить в различных сказаниях, есть также имена, обращения к Богу или Богу богов.

Анализируя данные представленного материала, важно отметить присутствие небожителей — «дауджыта», которые являлись постоянными героями нартских сказаний. В небожители вошли следующие имена: Сафа – покровитель домашнего очага (возможно, аналог славянского Рода), Уацилла – повелитель громов, Афсати – одноглазый властитель благородных зверей, Фалвар – повелитель домашних животных, Курдалагон – небесный кузнец, Галагон – повелитель ветров и Донбеттыр – владыка вод. Важно отметить, что небожители также имеют аналоги христианских святых.

Хотя небожители сушествуют наравне с людьми, их отношения с нартами значительно более простые и даже панибратские в некоторых случаях.

«У нарта Урызмага родился сын, и раскатом грома дошла эта весть до небесного Сафа.»
(«Сослан и гумский человек»)

Исследование о связи нартского эпоса и кавказских народов

В данной работе проведено исследование связи нартского эпоса с характерными чертами кавказских народов. Хотя многие детали в сказаниях могут быть отнесены к фольклорным особенностям этнокультурных групп, интересные аспекты всё же находят свое отражение в тексте. Например, были обнаружены формулировки, свидетельствующие о длительной дружбе нартов и небожителей, а также упоминание о помощи, оказываемой небесным кузнецом Курдалагоном нартам.

Основная роль небожителей в сказаниях заключается в создании различных магических артефактов, которые передаются наследственным путем и используются героями и выдающимися нартами. Это свидетельствует о значимости кузнечного мастерства и веры в магические свойства предметов в культуре кавказских народов.

Временная характеристика

На фоне сказочных эпизодов в тексте присутствует временной показатель, особенно часто используемый для подчеркивания древности описываемых эпох. Отмечается, что нарты и небожители ели и пили за одним столом, что символизирует близость и дружелюбие между этими группами.

Интересным дополнением найденных данных является упоминание способа передвижения Курдалагона между небесным жилищем и землей – он вскочил на гребень огненной бури. Это указывает на то, что в нартском эпосе присутствуют элементы связанные с природой и силой стихии.

Заключение

Исследование связи нартского эпоса с кавказскими народами позволяет лучше понять специфические черты этнокультурных особенностей. Наряду с фольклорными мотивами, можно отметить национальные черты характера кавказских народов, которые находят свое отражение в тексте нартских сказаний.

В нартском эпосе можно найти удивительные описания летательных аппаратов, которые встречаются и у других народов мира. Однако, в сказании «Как Сослан женился на Косер» описаны еще более детальные технические моменты. Персонажи этого сказания обладают удивительными возможностями – они способны контролировать летающую башню.

52 стр., 25648 слов

Сопоставительное изучение русского и восточного эпоса в 6 классе ...

... школа наряду с изучением русского эпоса изучает ряд произведений мирового героического эпоса, но не сравнительно, а ... учащихся к культурам различных народов мира. Сравнительное изучение русской и зарубежной литературы возможно уже в центральном звене, в изучении героического эпоса народов мира. Современная русская ...

Красавица Косер входит в свою летающую башню и поднимается в небо, а затем опускает башню на землю к людям. Она выдвигает условия: только тот, чьи стрелы прилетят к ней, сможет стать ее суженым. Сослан, услышав это, радостно проникает внутрь башни, но Косер испытывает его, отправляя башню вверх до самых небес, а затем спускает ее вниз и снова повисает между землей и небом.

Наконец, нарт Сослан и красавица Косер помирились и после этого заставили свою башню вращаться. Затем башня была спущена на землю. Неизвестно, сколько времени они прожили вместе среди нартов, но Косер не могла приспособиться к жизни среди людей и предпочитала жить одна в своей летающей башне, между небом и землей.

Таким образом, в этой народной сказке присутствуют удивительные технические детали, включая взаимодействие с законом ускорения свободного падения. Сослан также был одарен небожителями Мечом Ахсара, изготовленным из обломка небесной руды, который способен разрушить любой камень или металл.

Исследование технических артефактов в эпосе «Сказания о нартах»

В мире нартов, помимо других народов, существует человеческая раса под названием «дауджыта», которая значительно превосходит нартов в развитии технологий. Раса «дауджыта» обладает поселениями как в воздушном, так и в подводном пространстве. Они благоволят нартам, способствуют их культурно-экономическому развитию, предоставляют им мощные технические изделия и иногда даже вступают в брак с нартами.

Косер, владелица летающей башни, является примером из этой расы и, вероятно, относится к ней. В эпосе указывается, что Косер предпочитает жить одна в своей летающей башне между небом и землей и не уживается с нартами.

Интересно, что нарты никогда не вступали в противоборство с «дауджыта». Конфликты возникали только с христианизированными небожителями, такими как Елия, Уастырджы и Ойноном. Причиной гибели нартов стало их противостояние Богу, но не «дауджыта». Это указывает на особую связь между нартами и «дауджыта».

В эпосе упоминается множество артефактов, созданных небожителями и переданных нартам. Среди таких образцов «технологий богов» есть магическое зеркало Шатаны, способное передавать информацию о событиях даже на большие расстояния и прошлых событиях. Также упоминаются боевые артефакты с автоматизированной или кибернетической природой, такие как неуязвимый шлем Бидаса и непробиваемый панцирь Церека, который одевается на воина или тело в случае боевой тревоги соответственно.

Описываются и другие волшебные предметы, например, волшебная кожа, на которой можно разместить все богатства мира, и волшебная веревка, которая лишает предметы тяжести. Также упоминается Кандзаргас, обладающий двумя пружинными крыльями, способными перенести любой предмет через горы и леса.

Исследование технических артефактов в эпосе «Сказания о нартах» позволяет нам лучше понять связь между нартами и расой «дауджыта», а также осознать значимость и влияние «технологий богов» на события и развитие этого мира.

О великанах в нартском эпосе

Один из наиболее распространенных мотивов в нартском эпосе — это сражение нартских героев с великанами. Великаны в эпосе играют роль мифических существ, но они не единообразны. Можно выделить три типа великанов:

15 стр., 7350 слов

Олонхо — древний эпос якутов

... выдающееся достижение советской переводческой школы. Выход в свет якутского эпоса на русском языке -- праздник культуры всех советских народов. ОЛОНХО -- ДРЕВНИЙ ЭПОС ЯКУТОВ На обширных пространствах северо-востока Советского ... языка как «свои слова». Это видно и по олонхо: в нем много слов, вошедших из русского языка, например, «тэриэккэ» (тарелка), «хобордоох» (сковорода), «чааскы» (чашка). Жили ...

  • Фантастические великаны;
  • Мифические великаны;
  • Исторические гиганты.

Первый тип представляет фантастические существа, которые часто имеют крылья, головы нескольких зверей, разные количества рук и другие неестественные черты. Примером такого великана может служить семиглавый крылатый уаиг Кандзаргас из нартской мифологии.

Мифические великаны представляют собой существа, которые являются более реалистичными, но все же имеют некоторые надъчеловеческие черты. Они могут быть изображены как люди с огромным ростом или же иметь недостатки, как, например, человек с недоразвитыми ногами и отсутствующим зрением из легенды о Сослане.

Исторические гиганты — это великаны, которые являются частью реальной истории и традиции народа. Они могут быть представлены в виде легендарных фигур или же иметь реальных представителей, как, например, определенные рода и семьи.

Образы великанов в нартском эпосе неоднократно менялись и адаптировались в соответствии с потребностями и традициями. Однако, они как никто другой отражают живое наследие нарта и прекрасно передают культурные обычаи народа.

Кавказские скитания. Одна из самых интересных категорий существ, о которых упоминают в мифологии и народных сказаниях – это уаиги. В местных традициях, эти существа фигурируют в различных ролях, начиная от корневого элемента в абхазо-адыгских мифологиях и заканчивая историческими гигантами, которые обитали рядом с людьми уже в исторические эпохи.

По нартскому эпосу, урызмаг был некогда могучим правителем Сехских степей. Он жил в своем замке, окруженном черноголовыми уаигами, которые служили его личной гвардией. Говорить о величии урызмага, бывшего когда-то царем гор, значит не сказать ничего.

Из рассказов нартов мы сможем выяснить, что для древних великанов кавказской мифологии существовало даже отдельное наименование, отличное от общеизвестных «уаиг». Можно предположить, что жители Кавказа находили в земле человеческие черепа и это послужило причиной формирования таких вот мифов.

Несмотря на красочность легенд и запутанность истории, черноголовые уаиги являются неким оплотом воплощения силы и мощи, управления и распорядительства природными элементами, сверхчеловеческой силой и силой духа. Есть много версий иллюстрирующих эту колоссальную мощь, однако как понять подобную трансцендентную конструкцию?

В сущности, никак. На поражение менталитета влияло множество факторов и других результатов, которые усложняли работу историков. Тем не менее, осознание колоссальной импакта уаигов должно идти по пути комбинаторных итераций, экспериментирования и получения неэфемерных результатов в виде, например, локализации черноголовые уаиги где содержится большоей информации о данной культурно-исторической формации.

Исследование древних эпосов и их значения для изучения прошлого человечества**

Эпосы, такие как «Сказания о нартах», имеют огромное значение в изучении древней истории человечества. Как и любой другой древний эпос, они могут служить богатым источником информации о тех временах. Например, ученые предполагают, что Ветхий завет начал формироваться в 14-12 веках до нашей эры.

24 стр., 11709 слов

ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС В РУССКОЙ И МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

... народа. Мне стало интересно, как эпосы различных народов отражают жизнь этих народов, жизнь героев, подвиги их в честь Отечества. Обращенность к истории определяет решающие черты отличия эпоса героического. Центральные темы героического эпоса ... становятся человеческими ценностями «на все времена». Связанный с определенным типом исторического осмысления мира героический эпос был средством ритуально- ...

Однако стоит отметить, что события, описанные в «Книге Бытия», включают в себя сотворение мира и рассказывают о различных периодах. Эпосы, такие как «Сказания о нартах», в основном фокусируются на жизни известных героев и событиях, происходивших в течение нескольких поколений. Но мы должны понимать, что это всего лишь фрагменты всего многообразия исторических событий и легенд, которые были восторжествующи канонными.

Важно отметить, что эпосы являются результатом формализации неоднородных исторических преданий. Различные информационные осколки о древних событиях были вплетены в эпическую канву, чтобы соответствовать общей истории и быть связанными с основными героями. Это свидетельствует о необходимости учертанить на примере Сослана, для которого небожители объявили звязию, фольку и так далее. Однако в предыдущих поколениях уже существовал домашний скот, земледельческая культура и использование металлических орудий.

Из всех этих карточек информации, полученных от эпоса, мы можем извлечь фрагменты знаний о прошлых событиях. Хотя эти события не всегда вписываются в хронологическую рамку, порой они становятся чрезвычайно интересными и ценными. Поэтому можно сказать, что эпосы предоставляют нам возможность заглянуть в глубины древности и узнать больше о тех временах. Это открывает перед нами новые горизонты и вызывает желание продолжить исследования, чтобы расширить нашу картину прошлого.

Урызмаг и Харан-Хуаг, Подобрали его волки, и волчица выкормила его своим молоком., Смерть Батрадза

  • Нет нам житья от Хамыцева сына Батрадза! Пошли на него погибель! Или пусть останется он, а нас не станет. А если останемся мы, пусть погибнет он.

Помимо моей воли появился он на свет, и нет в моих руках погибели для него

И подтверждение такой странной «слабости» Бога мы встречаем в сказании «Гибель нартов», где указывается причина гибели этого народа. Из-за своей гордыни они перестали молиться Богу и бросили ему вызов. Бог предложил им несколько выборов. Первый – искоренить их род или оставить плохое потомство. Нарты выбрали первое. Второй – вечная жизнь или вечная слава. Нарты выбрали второе. Но Бог их не уничтожил, они сами легли в могилы, чтобы подтвердить свой выбор. И в этом сказании есть интересный эпизод: «Когда перестали они поминать Бога, прислал он к ним ласточку:

защебетала по-хатиагски

Человек, которому вы поклонялись

Древний язык, который нарты почти все забыли, является языком Бога? А сам Бог также имеет человеческую природу? Однако, это уже вопрос теологический и упомянул я эти эпизоды лишь для того, чтобы еще раз подчеркнуть, насколько удивительная информация содержится в древних эпических сказаниях.