Михаил Лермонтов и его герой. Отражение времени и эпохи. Противоречивые 30 – ые годы 19 века и противоречивый герой Печорин. Сам писатель так сказал о появлении такого образа: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа…»
-
Кто же такой Печорин? В ком душа, испорченная светом? Он яркий представитель аристократического общества, как и все, гонялся за светскими удовольствиями… За чем – то спешил, к чему – то стремился, но за всем его ждала скука. В Белинский говорил о Печорине: « Этот человек не равнодушно, не апатически несёт своё страдание: бешено гоняется он за жизнью, ища её повсюду; горько обвиняет он себя в своих заблуждениях ». Несмотря на то, что Печорин – лицо своего общества, « в нём неумолчно раздаются внутренние вопросы, тревожат его, мучат, и он в рефлексии ищет их разрешения: подсматривает каждое движение своего сердца, рассматривает каждую мысль свою » (В. Белинский).
Почему он не похож на своих современников? Его поиски, противоречивость уже заложены в его портрете: глаза Печорина «не смеялись, когда он смеялся», — «это признак или злого нрава, или глубокой, постоянной грусти», походка «была небрежна и ленива, но… он не размахивает руками,- верный признак некоторой скрытности характера». Эта противоречивость, по определению Лермонтова, — «болезнь» поколения.
-
Как –то соединилось в характере этого человека, казалось бы, несовместимое. Он скептик, разочарованность во всём, но рядом – огромная жажда деятельности, интерес к происходящему. Лермонтов ставит своего героя в такие ситуации, что он постоянно находится в противопоставлении с другими персонажами. Сам Печорин говорит о себе: «… во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня… ».
5 стр., 2206 словПротиворечивость души Призрака и тема одиночества в романе Гастона ...
... в глубине вас живёт точно такой же призрак, призрак оперы... Я один… Совсем один… Но это продлится ... актер, играющий роль возмутителя спокойствия в мелодраме собственного сочинения. В "Нью-Йорк Таймс" в 1911 году ... болезнью и обитанию в подвалах, лишенных дневного света. Эрик обитал в театре, так что ему ... Сегодня я отдала вам всю душу и теперь почти мертва. - Твоя душа прекрасна, дитя мое - и ...
В характере молодого офицера идёт никогда не заканчивающаяся борьба рассудочности и требования чувства, ума и сердца: « Я давно уже живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия». Он совершает поступки, потом сожалеет. Вмешался в судьбу и обвиняет себя в этом, сравнивает себя с «камнем, брошенным в воду». Похитил Бэлу – и несчастен с ней, но готов жизнь отдать. Как может так смешиваться сплошное противоречие в одном человеке? Оказывается, может. И имя ему – Печорин, который чувствует интересную потребность. Он вот что говорит о ней: «…подчинять моей воле всё, что меня окружает: возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха – не есть ли первый признак и торжество власти»
-
Что же явилось итого всего? Как может сложиться жизнь человека, в котором уживаются « необъятные силы души» и мелкие поступки? Печорин убивает на дуэли Грушницкого, приносит огорчение Максиму Максимычу… Где он появляется, везде раздор, боль, смерть… Но за всем этим скрывается живой человек, который стремится любить весь мир, у которого столько благородных стремлений и мелких чувств, владеющих душой. В нём жажда полноты жизни и полная безнадёжность, сознание своей обречённости. Имея такое богатство в своей душе, Печорин всё же не нашёл «высокого назначения». Он как будто сам себе мешает и сознательно идёт по этому пути, чтобы хоть как – то забыть о преследующей его «скуке».
Почему не сумел подняться выше общества? Он восстал против своего круга, но уйти от него так и не смог. Сам Печорин назвал причину своего пути: «Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом ; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли». Поднялся над обществом и не победил, потому что общество разрушило его душу. Вылечить душу герой не сумел. Не хватило сил, так совершал не нужные ему поступки и растратил жизнь понапрасну. И как бы оправдывая Печорина, В. Белинский пишет о нём: «… мы и не думаем оправдывать его в таких поступках, ни выставлять его образцом и высоким идеалом чистейшей нравственности: мы только хотим сказать, что в человеке должно видеть человека…»
ВЫВОД
Таков герой романа «герой нашего времени». Лицо поколения, входившего в жизнь в годы реакции после восстания декабристов. Сам Лермонтов дал такую характеристику своим современникам:
И ненавидим мы, и любим мы случайно,, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,, И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.