«Музыкой навеяло». о военной песне

Эссе

Вот только давайте сразу договоримся – ни слова о сакральности. Только о музыке, об истории, о реакции – нормальной и не очень, о памяти, о параллелях, о чём угодно, что имеет отношение к вопросу. Но спокойно, невозмутимо, не вставая на котурны, когда этого никто не просит, время от времени вспоминая «Жестяной барабан» в качестве антидота. Любой из них: хотите – Гюнтера Грасса, хотите – Фолькера Шлёндорфа, на ваше усмотрение.

Собственно, моральная и эстетическая коллизия происходит на пересечении двух явлений – реальности и её имитации. Вот об этом и пойдёт речь. Без выводов, без исторических решений, даже без моральных оценок, потому что, во-первых, это не интересно, а во-вторых, сразу начнётся дискуссия. А при чём тут дискуссия, если это эссе, написанное в запертой изнутри башне из слоновой кости?

И ещё одно замечание в предисловии: когда мы говорим о каких-либо событиях, развёрнутых во времени и имеющих отношение друг к другу, то самое существенное в этом случае – не объективная дата события как таковая, а соотношение её с другими датами. А также соизмеримость с длиной человеческой жизни. Потому что для нынешнего поколения, вступающего во взрослую жизнь, Великая Отечественная война объективно-психолого-исторически находится на том же месте, что для меня битва при Шипке 1877–1878 годов. А, к примеру, роман Толстого «Война и мир» был закончен более чем через пятьдесят лет после войны 1812 года. Вы время от времени прикладывайте эту линеечку времени для наглядности, это облегчит вам жизнь.

Речь, конечно же, пойдёт о песнях – не обязательно написанных в период Великой Отечественной войны, но имеющих отношение к ней, причём не формально, а на уровне коллективного подсознания, начиная ещё с довоенных времён и условно заканчивая «Днём Победы» Д. Тухманова, потому что всё последующее является уже чистой спекуляцией (заранее прощу прощения, если я забыл о чём-то существенном, художественно и морально осмысленном).

Итак…

Когда я был маленьким (а маленьким я был давно), мне в душу запали две песни: «Баллада о солдате» В. Соловьёва-Седого и «Бухенвальдский набат» В. Мурадели. «Хотят ли русские войны» Колмановского и Евтушенко уже тогда вызывала у меня некие смутные сомнения и внутренние терзания какой-то своей неоднозначностью. (Кстати, не только у меня, но и у Главного политуправления Советской Армии, которое сочло песню слишком пацифистской и пыталось прикрыть.) И действительно, эта песня при всей своей художественной искренности, имеет вполне очевидный налёт идеологической манипулятивности.

16 стр., 7602 слов

Сочинение миниатюра женщины на войне

... Источник: https://topwar.ru/3602-rol-zhenshhin-v-velikoj-otechestvennoj-vojne-cifry-i-fakty.html Сочинение на тему Женщина на войне (рассуждение) Война не спрашивает ни имени, ни возраста, ни пола. Ей неважно кто ... стоит рядом… Независимо от того, будет ли это мужчина, женщина, старик или ребенок, война ...

А песня Соловьёва-Седого тогда произвела такое впечатление (а мне было лет пять), что я старался у себя в голове прослушивать эту песню реже, чем хотелось бы, чтобы не замылить это ощущение равномерного упёртого безостановочного движения, с этой низкой второй ступенью (это вопрос технологии, о которой я тогда, естественно, не знал, но эмоционально этот приём работает безотказно), этого месилова грязи, всей этой образности, ассоциирующейся с «Быдлом» .

Я хотел бы обратить ваше внимание на предыдущий абзац сразу по нескольким причинам.

Во-первых, тогда с момента окончания войны прошло всего семнадцать лет (отмотайте семнадцать лет назад от сегодняшнего дня и вам станет ясна размерность событий).

То есть я родился заметно позже, но аура времени и победители в этой войне в большом количестве были здесь, вокруг. И попадались на улицах ещё не старые безногие инвалиды в пиджаках с орденами и медалями, которые с грохотом перемещались по асфальту на тележках, сколоченных из досок с подшипниками в качестве колёс. И даже официоз из маленького телевизора с воспринимался с достаточной долей искренности.

А во-вторых, всё было ещё живо. Ключевое слово в этом абзаце – «замыленность», ведь когда постоянно повторяют одну и ту же мысль, пусть даже и вполне гениальную, она постепенно скукоживается, смысл усыхает и со временем от неё остаётся пересушенная шкурка, которая однажды рассыпается в шелуху.

Все эти вопросы у меня возникли потому, что сейчас все кому не лень делают концерты из песен эпохи. И проблема вовсе не в том, что это хорошо или плохо, а в мотивации. А мотивация проста – идеологический симулякр. Ну, если даже уличный музыкант на пятачке в метро, специально предназначенном для него, врубает фонограмму «Вставай, страна огромная!» для того, чтобы влиться в неё со своим саксофоном, если из динамиков на эскалаторах звучит детское подвывание псевдопионерского патриотического хора, который, со временем пройдя пубертатную фазу, имеет все шансы дорасти до Краснознамённого состояния, а метрополитен акустически начинает напоминать свой пхеньянский аналог, сам собой возникает вопрос: а где, собственно, проходит граница между живой памятью и исторической памятью, между болью и её имитацией?

Последними из живых музыкальных событий, посвящённых войне, стали песня десантного батальона «Мы за ценой не постоим» из фильма «Белорусский вокзал» Булата Окуджавы и уже упомянутый «День Победы» Давида Тухманова. Это было более сорока лет назад. А в системном смысле с начала шестидесятых и до последних дней Советской власти живое чувство постепенно подменялось муляжом. С каждым годом всё большая часть живых гвоздик становилась бумажными.

И вот опять.

Вам когда-нибудь было плохо с утра при виде пустой бутылки из-под портвейна? Пусть даже и очень хорошего? Вот то-то и оно.

Но что это я всё про себя и про себя? Ведь самые интересные результаты попадаются тогда, когда смотришь на объект исследования извне.

Ответов не дам, но вопросов задам много.

Сколько лет должно пройти после войны, чтобы созданные в её контексте песни растворились в истории?

8 стр., 3768 слов

Куплетная форма в песнях послевоенных лет

... Куплетная форма в песнях послевоенных лет. Практическая часть данной курсовой работы рассмотрено на примере в творчестве А. Новикова и В. Соловьева-Седого. Глава I. Куплетная форма в песнях послевоенных лет 1.1 История развития куплетной формы Под куплетной формой понимается такая форма ...

Сколько лет после Троянской войны исполнялась боевая песня «Данайский подарок»?

Сколько лет ветераны Третьего крестового похода пели песни о благородном Саладдине?

Хотя, с другой стороны, псалом «На реках Вавилонских» жив и по сию пору. Возможно, ответ заключается в глубине травмы и в контексте? А в истории России, например, пожалуй, не было национальной травмы, соизмеримой с войной 1941–1945 года. Если только не считать Октябрьский переворот, но это пока не для всех очевидно.

Для кого несли эмоциональную нагрузку и имели живой эмоциональный смысл песни Отечественной войны 1812 года и когда эта традиция закончилась? Увертюра не в счёт, там работают иные параметры, в том числе и исторические.

А песни Крымской войны 1854 года? Ведь наверняка были. Это же для России была не региональная война, а вполне чувствительная катастрофа, от которой страна экономически оправилась лишь двадцать лет спустя.

От русско-японской и Первой мировой остались марши – «Варяг», «Прощание славянки» (кстати, песня «Последний нонешний денёчек» оттуда, из того времени).

А ведь там был огромный, практически забытый пласт солдатской песни. Известный романс Вертинского «То, что я должен сказать» («Я не знаю, зачем и кому это нужно…») относится к следующей эпохе – это песня о юнкерах, погибших во время октябрьских боёв в Москве 1917 года.

С советской военной песней несколько сложнее, потому что историческая жизнь песни – это не столько стихийный выбор народа, сколько отбор соответствующих руководящих органов. Поэтому вполне естественно, что во всех концертах начисто отсутствуют песни вроде «Принимай нас, Суоми-красавица» или «Лейтенант, не забудь» с изумительными словами «Можешь ты потерять и невесту, и мать, только помни, что Родина ждёт». Точно так же, как «Марш артиллеристов» Т. Хренникова, потому что каждый знает слова «Артиллеристы, Сталин дал приказ». Тем не менее эта песня до сих пор с удовольствием исполняется вполголоса под водочку, и здесь возникает ещё несколько вопросов по поводу причин её неформального долголетия.

Конечно же, более полное представление обо всём этом мог бы дать подход с позиций компаративистики. Как происходит историческая фильтрация военно-патриотической песни в разных странах?

С Северной Кореей понятно: там существует некоторый не очень большой набор канонических произведений, которые из года в год исполняются в рамках сложившегося ритуала.

В Германии, наоборот, часть песен эпохи Третьего рейха элементарно запрещена с соответствующими блокировками в YouTube или при необходимости с применением соответствующей статьи УК.

Насколько широко распространено в современной Финляндии исполнение песни 1940 года Njet, Molotov , сказать не могу.

Видимо, в обществах с несакрализированной историей эти процессы идут как-то иначе.

Очень хотелось бы сделать общий обзор советской песни о Великой Отечественной – ведь здесь и великая «Тёмная ночь» Н. Богословского, и откровенная халтура Ю. Милютина «Голубой конверт» в стилистике «Не жди меня, мама, хорошего сына», и «Журавли» Я. Френкеля – великая песня, стилистически написанная на грани фола, но чудом не перешедшая её, и псевдонародная «Дорога на Берлин» Фрадкина-Долматовского. Интереснейшая социально-музыковедческая тема!

Я всех вас поздравляю с Днём Победы и в очередной раз призываю отделять мух от котлет, гениальное музыкальное произведение от гонорара за него, злаки от плевел, Каина от Авеля и т. д.

5 стр., 2159 слов

Дух патриотизма русского народа в годы Отечественной войны 1812 ...

... о патриотизме русского народа, нельзя не сказать и о М.И. Кутузове, назначенном главнокомандующим русской армии. «Пока Россия была здорова, ей мог служить чужой ... но как только она в опасности, нужен свой, родной ... эту мысль — "мысль народную" — Толстой доказывает на примере войны 1812 года: "Период кампании 1812 года от Бородинского сражения до изгнания французов доказал... что сила, решающая ...

С праздником!

Все права защищены. Копирование запрещено