Районный конкурс «О подвигах, о доблести, о славе» Номинация: «Дети войны» « Это многих славный путь »

Эссе

Шабанова Анастасия-16 лет,

воспитаница объединения «Вокальное пение» МБОУ «Оборонинская сош»

Руководитель:

Уколова Светлана Николаевна-

педагог дополнительного образования

Мордово 2014

«Прошлое, живущее в настоящем»

В нас прорастают все корни Отечества,, Держат нас корни на этой земле., Кто без корней пролетит незамеченным,, Пылью развеется в сумрачной мгле., А. Макаров

Из далекой дали, через пространство столетий доносятся к нам голоса, в которых звучит трепетная любовь к родной русской земле. Многими красотами дивишься ты: полями и лугами, реками и озерами, городами великими, селами дивными.

В Древней Руси существовала легенда:

Рос дуб. Верхушка дерева высоко устремилась вверх. Но она не забывала о своих корнях, получая от них все жизненные соки. Вот так и стоит дерево сто лет и еще расти будет, пока не иссякнут его силы, пока корни будут держать его на своих плечах.

Путь к познанию нашей удивительной страны лежит через изучение родного края, а оно формирует истинную любовь к Родине, учит нас быть настойчивыми, целеустремленными, требует не отступать перед трудностями, верить в свои силы. Главное – любить свою Родину, единственную на свете, быть настоящим патриотом, любить свои родные места, знать старинные обряды и обычаи, возрождать народное творчество.

Так ли это важно знать родную культуру, владеть языком? Может в этом истоки патриотизма? Патриотизм, я думаю, — это не доблесть и не профессия, а естественное человеческое чувство. Это любовь к Родине, к ее культуре, народу, ко всему тому, что воспитано с молоком матери.

Воспитание патриотизма, любви к своей стране невозможно, если мы не знаем истории своего рода, своей фамилии, своей «малой родины». Ну как, скажите, можно защищать то, что не любишь? И как любить то, что не знаешь?

Чувство Родины нужно заботливо взращать, прививать духовную оседлость.

Новое поколение россиян выросло вне народной духовной культуры, результатом этого является утрата нравственных ориентиров. В настоящее время актуальна проблема возрождения у детей интереса к национальной культуре, обрядам. Приходит понимание того, сколь много потеряно там, где нет воспитания на национальных традициях. Мы, молодое поколение, плохо знаем традиции и обычаи своего народа, своей семьи.

3 стр., 1098 слов

Проблема любви к родному народу, родине (по Астафьеву)

... Сочинение В данном тексте выдающийся советский писатель Виктор Петрович Астафьев поднимает проблему любви к родному народу, родине. Раскрывая проблему, автор рассказывает о Сергее Александровиче Есенине, о его безудержной любви к родине, к ... — так глубоко и больно люблю...». Так автор хочет сказать, что любовь к народу выражается в привязанности человека к родным местам, где ты родился, где живут ...

Я, Дмитрий Гончаров, пришел в Дом детского творчества и стал заниматься в фольклорном кружке. Мой педагог Светлана Николаевна Уколова увлекла меня старинными русскими обрядами, народными песнями, частушками. Посещая занятия, я понял, какой огромный вклад внес русский народ в развитие искусства и культуры. При изучении народного творчества мы знакомимся с местными праздниками, народным промыслом. Задачей нашего творческого объединения является сохранение и возрождение фольклора Тамбовской области. Огромное внимание в творческом объединении уделяется народным песням. В песенный репертуар включены специальные произведения музыкального фольклора. Фольклорный коллектив «Русинка», созданный в Мордовском Доме детского творчества, где я занимаюсь, принимает активное участие в районных и областных фестивалях и конкурсах. Неоднократно наш коллектив был награжден дипломами и грамотами района и области. Целый мир разнообразных образов и персонажей окружает зрителей в колыбельных песнях, потешках и прибаутках. Через них познается окружающий мир, осваиваются родные напевы Тамбовского края, родной язык.

Детский музыкальный фольклор дошел из глубокой старины до наших дней. Для зрителей – это возможность вернуться во времена своего детства, почувствовать тепло родительских рук, родного очага и оказаться в беззаботном счастливом времени своего детства.

В русском песенном фольклоре отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности. Поэтому такие произведения, я уверен, приобщают, нас детей, к самой богатой духовной и культурной сокровищнице человечества. Благодаря этому фольклор является для нас богатейшим источником познавательного и нравственного развития.

Любовь к своей земле, чувство национального достоинства, идеи патриотизма, уважение к предкам – все эти темы музыкальных произведений представлены в программе нашего коллектива.

Участники фольклорного коллектива «Русинка» знакомят зрителей с народной песней, плясовыми частушками Тамбовской области и других регионов России. Эти выступления украшены хореографическим коллективом «Лукошко».

Пусть в нашей жизни всегда звучат народные песни, пусть кто хочет, поет вместе с нами и становится счастливей, ведь недаром говориться: «Счастлив тот, у кого душа поет!».

В Мордовском Доме детского творчества возрождаются народные промыслы: хохломская роспись, береста, соломка, бисероплетение, лоскутная мозаика. Они радуют нас яркими красками, щедростью узоров и мастерством исполнения. Педагоги – мастера прививают любовь детям к народному творчеству.

Мир стареет в былых надеждах,, Но сегодня, как и вчера,, На плечах эту землю держат, И несут на себе мастера., Мастера, мастаки, умельцы,, Понимающие до глубины, Механизмы детского сердца, Низко в ноги кланяюсь им!, Хохломской промысел известен с XVII

Когда-то, давным-давно сбежал от царской немилости мастеровой человек в леса, за Волгу. Срубил он себе избу, смастерил лавки, стол, полки, дошло дело до посуды. Из древесины он вырезал себе чашки, плошки, ложки.

11 стр., 5423 слов

Детское творчество

... детское художественное творчество скорее рассматривается как метод наиболее совершенного овладения определенным видом искусства и формирования эстетически развитой личности, чем как созидание объективных художественных ценностей. Исследователь детского творчества ... действительностью". Другой исследователь, В. Г. Злотников, указывает: художественное творчество характеризует непрерывное единство ...

Прилетели к нему птицы, он стал кормить их пшеном. Однажды прилетела к нему жар-птица, он покормил и ее. В благодарность за доброту взмахнула она крылом, коснулась посуды – и она стала золотой.

Из души ее простой, Свет струиться золотой, Знать ее богато сердце, Добротой и красотой., Золотой, янтарный цвет –, Будет им узор согрет.

Это, конечно, легенда, сказка. Но сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок. Не оттуда ли, не из этой ли сказки появилась эта удивительная, сказочная, рукотворная красота.

Никто не видел жар-птицу, поэтому каждый художник рисует ее по-своему. Кроме птиц любят рисовать мастера различные ягодки: малину, земляничку, рябинку.

Хохломская роспись живет в нашем Доме детского творчества. Ее секреты постигают и дети. А помогает нам в этом Е.В.Рыжкова, которая работает в Мордовском Доме детского творчества более четырнадцати лет. Воспитанникам кружка «Хохломская роспись» не нужно искать повода, чтобы расписать какую-нибудь вещь родителям, учителям, друзьям. Всегда приятно подарить подарок, расписанный своими руками.

Золотая Хохлома!, Ей не налюбуешься., И в Париже, и в Нью-Йорке, Хохлома красуется!

Быт, ремесло и искусство – эти три понятия тесно переплелись между собой в жизни народа. Многие ремесла России стали известны не только на родине, но и далеко за ее пределами. Крестьяне ценили труд, поэтизировали его в пословицах, песнях, загадках.

Я боюсь не уметь –

Ремесла не иметь:, Не кроить, и не шить,, И стога не вершить., Не работать резцом,, И не стать кузнецом., Ничего не уметь –

Как души не иметь…

В каждом ремесле есть свои особые секреты, приемы. Чтобы овладеть ими, мастеру иногда приходится трудиться много лет. «Золотые руки у того, кто обучился хорошо», — говорят русские люди. Работа была смыслом жизни русского крестьянина. Человек ценился по его умению работать, держать данное им слово, помочь ближнему, попавшему в беду.

Почему я выбрал именно фольклорный кружок? Да потому, что вся жизнь моей семьи связана с народным творчеством, и я тоже собираюсь связать свою жизнь с народной песней.

Мой отец, Валерий Иванович Гончаров, руководит Народным хором «Центра культуры и Досуга». Коллектив признан лауреатом и дипломантом областных смотров хоровых коллективов области, не раз подтверждал свое звание.

Мой папа – человек творческий. Большое внимание он уделяет народным песням, частушкам. Счастье для участников коллектива – знать, что ты приносишь радость своим творчеством близким, знакомым, землякам. Данный коллектив является единственным работающим на постоянной основе, имеет свои творческие традиции. Среди участников хора – Заслуженный работник культуры, Почетный гражданин Мордовского района, человек влюбленный в русскую песню – Валентина Дмитриевна Дятлова, Валерий Николаевич Малюков – Заслуженный тренер России по гиревому спорту, мои родные тети Наталия Ивановна Горелкина – директор Оборониской средней школы, Светлана Владимировна Косых – директор детской музыкальной школы и многие другие знаменитые люди нашего района. Концертмейстером хора является уроженец села Черняное – родины М.Н.Мордасовой – Виктор Алексеевич Черняновский.

13 стр., 6373 слов

Культура 18 века России

... на общественное признание и начинает играть все более важную роль в системе гражданского образования, в формировании новых устоев общественной жизни страны. И вместе с тем русская культура XVIII века ... на все народные школы давалось по 10 тыс. руб. на губернию, да и эти деньги шли не только на народное образование, но и на ... строй культурной и общественной жизни России. Рушатся старые "домостроевские" ...

В репертуаре хора более десяти произведений, написанных своими авторами и композиторами – любителями. Хор исполняет много произведений, автором слов и музыки которых является мой отец – В.И.Гончаров («Просторы России», «Мой милый край», «Ветер Победы», «Живи подольше, ветеран», «Наш дружный класс», «Ой, да белый снег», «Троица» и др.).

Первое выступление моего папы состоялось на сцене старого Дома культуры в 1964 году (1-й класс) с «Песенкой рыболова». К выступлению его готовила первая учительница Мария Васильевна Никулина, ветеран Великой Отечественной войны. Папа награжден Почетной грамотой за активное участие в жизни школы.

Народной музыкой он занимался, обучаясь в Тамбовском культурно-просветительном училище, которое закончил с отличием в 1980 году. Продолжая учебу в Тамбовском Государственном институте культуры, участвовал в работе нескольких хоровых коллективов. Одним из них был Камерный хор г.Тамбова под управлением заслуженного деятеля искусств России, профессора В.В.Козлякова. Хор принимал участие в проведении фестивалей им. С.В.Рахманинова (1982, 1983, 1984гг.).

Папа был награжден грамотой за активную работу в Тамбовском Камерном хоре.

С 1985 года отец работает в Мордовском районном Центре Культуры и досуга хормейстером народного хора. Папа является постоянным участником Богдановских чтений. Песни на стихи В.Богданова звучат в его исполнении.

Рассказывая о своей семье, хочу рассказать о своей сестре Наталии Гончаровой. Во время обучения в Мордовской музыкальной школе, она проявляла большой интерес к народной песне, за что неоднократно была награждена Почетными грамотами и дипломами. Это сыграло огромную роль в ее дальнейшей жизни. Она поступила в Тамбовский Государственный музыкально-педагогический институт имени С.В.Рахманинова на отделение «Народный хор». За время учебы участвовала в фольклорно-этнографическом театре «Иван – да – Марья», целью которого является сохранение и возрождение народной культуры Тамбовского края. Работала артистом в ансамбле «Казачья песня». Песни в ее исполнении неоднократно звучали по Тамбовскому радио. В настоящее время сестра является студенткой II курса Орловского Государственного института искусств по специальности «Народный хор». Концертная группа института, выступая за пределами России, знакомит зарубежных зрителей других государств с красотой и самобытностью русской народной песни.

Эта музыкальность, любовь к русской народной песне передалась у нас из поколения в поколение, от бабушек и дедушек. И подтверждением этому является прекрасное владение голосом всех моих дядей и тетей, которые являются участниками Народного хора р.п.Мордово.

Я так же являюсь участником Народного хора и учусь в Мордовской детской музыкальной школе по классу баяна. Занимаясь фольклорным творчеством, я знакомлюсь с народными традициями русского народа, с народными промыслами. Мне очень нравиться посещать этнографические занятия, знакомиться с историко-культурным наследием Тамбовского края. И мы, молодое поколение, должны сделать все, чтобы сохранить наследие, которое нам досталось от наших предков, ибо без прошлого нет настоящего.

13 стр., 6284 слов

Историческая динамика развития и современные формы русской народной ...

... культурами. Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, в котором обозначены актуальность, объект и предмет исследования, методология, цель и задачи, хронологические рамки. 1 глава включает в себя описание народной художественной культуры ...

Все самое лучшее и доброе, накопленное веками и обличенное в поэтические формы, русский народ донес до своих потомков. Именно поэтому и сотни лет спустя мы обращаемся к фольклору, чтобы почерпнуть из него знания и опыт предыдущих поколений. Это тот неиссякаемый родник, который питает жизнь русского народа, его творчество, его традиции.

Пусть жизнь нещадно коротка,, Но выше горьких сожалений, Рука, не терпящая лени,, В которой тяжесть молотка,, В которой – серп или штурвал,, Перо, лекало иль зубило…, Ушел – как смену передал,, Чтоб мастерство бессмертно

Было.

Так что же такое фольклор?

Фольклор – это завещание потомкам, наказ любить свою страну, это бессмертная Древняя Русь, художественное прошлое, живущее в настоящем.