Разработка базы данных для секретаря Дома детского творчества

Курсовая работа

Введение

В настоящее время компьютерные технологии нашли широкое применение в различных сферах человеческой деятельности. В том числе и в сфере домов детского творчества. Работу современного секретаря дома детского творчества трудно представить без использования компьютеров. Сейчас они используются уже не только как вычислительные машины, но и как средства связи. Это позволяет увеличить скорость и качество работы специалиста этой области.

С помощью специальных программ секретарь может создавать заметки и отчеты о проделанной работе. Единственным критерием является то, что они должны быть просты в использовании, с простым для понимания интерфейсом, высокой скоростью обмена данными и малой ресурсоемкостью.

Я проходила практику в Доме детского творчества, который находится по адресу п. Кысыл-Сыр, Вилюйского района, республики Саха.

В доме детского творчества секретарь ведет большинство работ с документами вручную. Это сильно затрудняет секретаря в оформлении и ведении документации на современном уровне.

Цель курсового проекта: спроектировать и разработать БД для секретаря дома детского творчества. После внедрения спроектированной и разработанной мной базы данных упростится работа специалиста.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Описать результаты исследования предметной области с использованием моделей методологии ARIS;
  • Разработать ER-диаграмму;
  • Описать входную-выходную информацию для будущей БД;
  • Построить реляционную схему БД;
  • Разработать управляющие запросы на создание базы данных и связей между ними, используя язык SQL;
  • Разработать запросы на выборку данных;
  • Разработать входную и главную форму;
  • Разработать форму выходной информации;
  • Разработать инструкцию по эксплуатации.

1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

1.1 Цель разработки

База данных “Секретарь ДДТ” для дома детского творчества после внедрения позволит специалисту:

  • вести автоматизированный учет клиентов;
  • сократить время на составление отчетной документации;
  • вести учет проделанной работы;
  • позволит быстро получить информацию по запрашиваемому запросу.

Она будет актуальна и востребована для секретаря ДДТ.

1.2 Описание результатов обследования предметной области

МБОУ ДДТ мотивирует личности к творчеству и реализации дополнительных образовательных услуг в интересах личности, общества, государства.

11 стр., 5423 слов

Детское творчество

... детское художественное творчество скорее рассматривается как метод наиболее совершенного овладения определенным видом искусства и формирования эстетически развитой личности, чем как созидание объективных художественных ценностей. Исследователь детского творчества ... и ​​продуктах деятельности, а также в методах деятельности, разработанных историко-социальной практикой. Усвоить этот опыт без помощи ...

ДДТ расположен по адресу п. Кысыл-Сыр, «Вилюйский улус (район)», Республика Саха (Якутия)

Рисунок 1 — Структурная схема предприятия

Автоматизация рабочего места секретаря находится в неудовлетворительном состоянии. У секретаря имеется компьютер следующей конфигурации:

INTEL Core i3 2.1ГГц

4096Мб ОЗУ

500Гб жесткий диск

На компьютере установлена ОС Microsoft Windows 7, офисный пакет Microsoft Office 2010.

Рисунок 2 — Диаграмма цепочки добавленной стоимости

Секретарь дома детского творчества осуществляет:

  • ведение делопроизводства;
  • поручения директора и завуча;
  • обеспечение канцелярией.

Функции секретаря:

  • Собирает, обрабатывает и систематизирует информацию, необходимую руководителю для работы;
  • Ведет деловую переписку руководителя — составляет, оформляет проекты писем и вносит в них изменения;
  • Осуществляет контроль за правильностью составления, оформления и написания проектов документов, направленных на подпись руководителю;
  • Ведет контроль за исполнением изданных приказов и распоряжений, а также за соблюдением сроков выполнения указаний и поручений руководителя, взятых на контроль;
  • Организует командировки руководителя, подготавливает для них необходимую информацию;
  • Организует работу коллегиальных органов с участием руководителя (например, производственных совещаний), документирует их текущую работу, подготавливает и оформляет итоговые документы.

Секретарь является высококвалифицированным сотрудником.

В задачи секретаря ДДТ входит:

  • оформление документации по школе;
  • осуществление отчетности по выполненной работе;
  • консультация по определенным документационным вопросам.
  • решение определенных телефонных разговоров

Документооборот у секретаря в основном ведется в бумажном и электронном виде.

Основными документами, с которыми он работает, являются накладные и заявки.

Рисунок 3 — Диаграмма окружения процесса

Рисунок 4 — Диаграмма цепочки добавленной стоимости

Изучив и проанализировав деятельность специалиста, могу сделать вывод, что секретарь взаимодействует с родителями, директором, управлением образованием и др. ДДТ. Также секретарь является связующим звеном между директором и рабочим коллективом.

1.3

1.3 Разработка информационно логической модели предметной области

Информационно логическую модель предметной области, я представлю с помощью ER-диаграммы, основными объектами которой являются сущности, связи и атрибуты. Условные обозначения моей ER диаграммы представлены в приложении А

В моей ER-диаграмме 4 сущности: Ребенок, Родитель, Преподаватель, Занятие, каждая из сущностей имеет описательные и идентификационные атрибуты. Все сущности связаны при помощи связей. ЕR-диаграмма представлена в приложении Б

Моя ER — диаграмма находится в третьей нормальной форме, так как в ней нет повторяющихся атрибутов, нет атрибутов зависящих от части уникального идентификатора и в ней нет атрибутов зависящих от атрибутов не входящих в первичный ключ.

2. СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

2.1 Постановка задачи

2.1.1 Описание постановки задачи

На рабочем месте секретаря работает один сотрудник, который занят работой с клиентами и оформлением необходимых директору документов. Информация, с которой работает секретарь, находится в бумажном и электроном виде.

Задание: разработать БД «Секретарь ДДТ», которая позволила бы автоматизировать труд секретаря, в частности хранение необходимых данных, информации о документах и составлять отчетную документацию согласно требованию директора.

2.1.2 Входная информация

В базе данных будет хранится много различных данных. Эти данные делятся по различным классам. К входной информации для данной БД относятся: общая информация о документах, поручениях, приказах. А также дополнительные свойства или примечания. Все данные являются обязательными.

2.1.3 Выходная информация

Из создаваемой БД в дальнейшем необходимо будет извлекать информацию в различной конфигурации. Информация должна извлекаться в форме отчетов и списков, необходимых директору ДДТ, а также запросов на выборку данных по определенным условиям.

2.2 Построение реляционной схемы

2.2.1 Преобразование ER-диаграммы в реляционную схему

Для того чтобы перейти к реляционной схеме БД необходимо воспользоваться следующими правилами

1. Каждая простая сущность переходит в таблицу с тем же именем.

Например: так как, в моей ER-диаграмме 4 сущности, то в базе данных будет 4 таблицы (Ребенок, Занятие, Преподаватель, Родитель).

2. Каждый атрибут сущности становится столбцом таблицы с тем же именем.

3. Компоненты уникального идентификатора сущности переходят в первичный ключ.

Таблица 1 — Идентификаторы таблиц

Имя таблицы

Первичный ключ

Занятие

Название

Ребенок

№ личного дела

Преподаватель

Код преподавателя

Родитель

Код родителя

4 Для каждой сложной связи строится отдельная таблица с тем же именем.

В моей ER- диаграмме предусмотрена сложная связь Заявки, значит к реляционной схеме будет добавлена таблица с соответствующим названием.

Все полученные таблицы необходимо связать с помощью внешних ключей. После проведенных преобразований у меня получилась реляционная схема со связями.

Рисунок 5 — Реляционная схема данных

2.2.2 Нормализация таблиц

Для реализации проекта все таблицы реляционной схемы должны находится в третьей нормальной форме. Все таблицы реляционной схемы БД «Секретарь ДДТ» находятся в 3-й нормальной форме так как в них нет повторяющихся столбцов, простой ключ все не ключевые столбцы не связаны.

2.2.3 Физическое описание модели

Для того чтобы сформировать структуру БД в определённой среде необходимо для каждой таблицы представить физическую модель, в которой отметить тип данных и ограничения целостности для каждого поля таблицы.

Таблица 2 — Реляционная модель таблицы «Занятие»

Наименование столбца

Тип данных

Ограничение

Название

Текстовый

Ключевое, не нулевое

Количество часов

Числовой

Не нулевое

Форма отчетов

Текстовый

Не нулевое

Код преподавателя

Числовой

Не нулевое

Таблица 3 — Реляционная модель таблицы «Ребенок»

Наименование столбца

Тип данных

Ограничение

№ личного дела

Числовой

Ключевое, не нулевое

ФИО ребенка

Текстовый

Не нулевое

Текстовый

Не нулевое

Таблица 4 — Реляционная модель таблицы «Преподаватель»

Наименование столбца

Тип данных

Ограничение

Код преподавателя

Числовой

Ключевое, не нулевое

ФИО преподавателя

Текстовый

Не нулевое

Адрес преподавателя

Текстовый

Не нулевое

Телефон

Числовой

Не нулевое

Таблица №5 — Реляционная модель таблицы «Заявка»

Наименование столбца

Тип данных

Ограничение

№ заявки

Числовой

Ключевое, не нулевое

Дата заявки

Дата\Время

Не нулевое

№ личного дела

Числовой

Не нулевое

Код родителя

Числовой

Не нулевое

Для поддержки внутреннего логического соответствия данных должна быть обеспеченна целостность данных. Целостность сущности требуют, чтобы все записи в таблице имели первичный ключ. Так как в моей реляционной схеме БД у каждой таблицы имеется первичный ключ, то целостность таблицы поддерживается.

Целостность столбцов требует наложения ограничений на данные, которые заносятся в столбец. Так как для каждой таблицы разработана физическая модель с описанием ограничений, то целостность столбца поддерживается. Ссылочная целостность требует, чтобы связь между таблицами, обеспечивалась системой первичный внешний ключ.

Так как в реляционной схеме связь между таблицами обеспечивается с помощью внешних ключей, то ссылочная целостность поддерживается.

2.3 Разработка проекта

базы данных запрос sql

2.3.1 Обоснование выбора СУБД

При выполнении курсового проекта и создании БД я решила воспользоваться СУБД: Microsoft Office Access. При выборе данной программы я первоначально рассматривала её возможности, среду применения, пользователей, их квалификацию и т.п.

Данное ПО предназначено для работы на автономном компьютере или в локальной вычислительной сети под управлением операционной системы Microsoft Windows, поэтому все преимущества Windows (например, вырезать, копировать и вставлять данные из любого приложения Windows) могут использоваться в Access и наоборот.

Access привлекает простотой освоения и возможностью использования непрофессиональным программистом. Он имеет мощные средства подготовки отчетов из БД различных форматов. Поэтому его основное назначение — создание отчетов произвольной формы на основании различных данных и разработка некоммерческих приложений. Она является набором инструментальных средств, предназначенных для создания и эксплуатации информационных систем.

Access — это популярная настольная система управления базами данных. В богатое окружение продуктов семейства Microsoft Office, c прекрасной реализацией продукта, рассчитанного как на начинающего, так и квалифицированного пользователя.

СУБД Access является набором инструментальных средств, предназначенных для создания и эксплуатации информационных систем, для управления базами данных.

К удобным для пользователей и разработчиков средствам Access относятся мастера и конструкторы таблиц, форм, запросов и отчётов. Она позволяет автоматизировать часто выполняемые операции (например, расчёт заработной платы, учёт материальных ценностей и т.п.), разрабатывать удобные формы ввода и просмотра данных, составлять сложные отчёты и др.

Таблица в Access является основным структурный объектом внутреннего строения БД. В неё включают записи определённого вида. Каждая запись таблицы содержит всю необходимую информацию об отдельном объекте — элементе БД. По многим причинам вводить все данные в одну таблицу нерационально, поэтому в Access предусмотрен механизм создания связанных между собой разных таблицы с различными видами данных. Таблицу Access можно связать с данными, хранящимися на другом компьютере или на сервере.

В Access можно использовать таблицу, созданную в СУБД Paradox или Dbase. Данные Access очень просто комбинировать и с данными из Excel и т.п., а так же имеется встроенный язык SQL, что позволяет напрямую работать в нем.

С помощью средств access можно выполнять следующие операции:

1. Проектировать базовые объекты ИС — двумерные таблицы с разными типами данных, включая поля объектов OLE. Например, прежде чем заполнять данными любую таблицу, надо создать её макет.

2. Устанавливать связями между таблицами с поддержкой целостности данных, каскадным обновлением полей и каскадным удалением записей.

3. Осуществлять ввод, хранение, просмотр, сортировку, модификацию и выборку данных из таблиц с использованием различных средств контроля информации, индексирования таблиц и аппарата алгебры логики (для фильтрации данных).

4. Создавать, модифицировать и использовать производные объекты ИС (формы, запросы и отчёты).

В связи с тем, что данное программное обеспечение имеет множество плюсов и незначительное количество минусов, а также довольно доступно, и легко в использовании оно отлично подходит для создания моей БД.

2.3.2 Создание таблиц

Создавать таблицы для базы данных буду с помощью управляющих запросов, записанных на языке SQL. Синтаксис команд Create Table:

CREATE TABLE имя таблицы

({<Определение столбца> / <определение ограничения таблицы>} [,……..{<определение столбца>/< определение ограничения таблицы >}])

Предложение [определение столбца] имеет свой синтаксис:

  • <Имя столбца>
  • <Тип данных>
  • [<ограничение столбца>] [,….,<ограничение столбца>]

Создание таблицы «Занятие»

create table Занятие

(Название_занятия varchar primary key not null,

Количество_часов int not null,

Наименование varchar not null,

Код_преподавателя int not null)

Рисунок 6 — Таблица «Занятие»

Создание таблицы «Преподаватель»

create table Преподаватель

(Код_преподавателя int primary key not null,

ФИО_преподавателя varchar not null,

Адрес_преподавателя varchar not null,

Телефон int not null)

Рисунок 7 — Таблица «Преподаватель»

Создание таблицы «Ребенок»

Create table Ребенок

(№_личного_дела int primary key not null,

ФИО_ребенка varchar not null,

Страховка money not null,

Название_занятия varchar not null)

Рисунок 8 — Таблица «Ребенок»

Создание таблицы «Заявка»

create table Заявки

(№_заявки int primary key not null,

Дата_заявки datetime not null,

№_личного_дела int not null,

Код_родителя int not null)

Рисунок 9 — Таблица «Заявки»

Создание таблицы «Родитель»

create table Родитель

(Код_родителя int primary key not null,

Адрес_родителя varchar not null,

ФИО_родителя varchar not null)

Рисунок 10 — Таблица «Родитель»

Создание на языке SQL запросов на создание связей между таблицами:, Создание связи между «Занятие» и «Ребенок»

alter table Ребенок

add foreign key (Название_занятия)

references занятие

Создание связи между «Занятие» и «Преподаватель»

alter table Занятие

add foreign key (код_преподавателя)

references преподаватель

Создание связи между «Заявки» и «Ребенок»

alter table Заявки

add foreign key (№_личного_дела)

references ребенок

Создание связи между «Заявки» и «Родитель»

alter table Заявки

add foreign key (код_родителя)

references родитель

После запуска всех запросов будет создана реляционная модель

Рисунок 11 — Схема связей между таблицами

2.3.3 Определение и анализ источников данных

БД «Секретарь ДДТ» будет использоваться секретарем в произвольные моменты времени. Для удобства работы я разработал главную кнопочную форму.

Рисунок 12 — Главная форма базы данных

Для ввода данных разработаны входные формы для всех таблиц

Рисунок 13 — Форма таблицы «Занятие»

Рисунок 14 — Форма таблицы «Заявки»

Рисунок 15 — Форма таблицы «Преподаватель»

Рисунок 16 — Форма таблицы «Ребенок»

Рисунок 17 — Форма таблицы «Родитель»

2.3.4 Определение потребителей данных

Основным назначением базы данных является предоставление информации потребителю.

Из БД можно получить информацию следующими способами:

1. С помощью случайных запросов

Запрос 1 — Выборка заявок в 2013 году

SELECT Заявки.[№_заявки], Заявки.[Дата_заявки], Заявки.[№_личного_дела], Заявки.[Код_родителя]

FROM Заявки

WHERE (((Заявки.[Дата_заявки])>=#1/1/2013#));

Рисунок 18 — Результат работы запроса №1

Запрос 2 — Выборка заявок за 2012 год

SELECT Заявки.[№_заявки], Заявки.[Дата_заявки], Заявки.[№_личного_дела], Заявки.[Код_родителя]

FROM Заявки

WHERE (((Заявки.[Дата_заявки])<=#1/1/2013#));

Рисунок 19 — Результат работы запроса №2

Запрос 3 — Выборка занятий количество которых больше 15

SELECT Занятие.[Название_занятия], Занятие.[Количество_часов], Занятие.[Код_преподавателя]

FROM Занятие

WHERE (((Занятие.[Количество_часов])>=16));

Рисунок 20 — Результат работы запроса №4

Запрос 4 — Выборка максимальной страховки

SELECT Ребенок.[№_личного_дела], Ребенок.[ФИО_ребенка], Ребенок.[Страховка], Ребенок.[Название_занятия]

FROM Ребенок

WHERE (((Ребенок.[Страховка])>11000));

Рисунок 21 — Результат работы запроса №4

Запрос 5 — Выборка учителей живущих в городе

SELECT Преподаватель.Код_преподавателя, Преподаватель.ФИО_преподавателя, Преподаватель.Адрес_преподавателя, Преподаватель.Телефон

FROM Преподаватель

WHERE (((Преподаватель.Адрес_преподавателя)=»лесозаводск»));

Рисунок 22 — Результат работы запроса №5

2. С помощью регулярных запросов

Отчеты по таблицам Занятия, Родители, Дети и Преподаватель были разработаны в режиме конструктора и выглядят следующим образом

Рисунок 23 — Отчет таблицы «Занятие»

Рисунок 24 — Отчет таблицы «Заявки»

Рисунок 25 — Отчет таблицы «Преподаватель»

Рисунок 26 — Отчет таблицы «Ребенок»

Рисунок 27 — Отчет таблицы «Родитель»

2.4 Инструкция по эксплуатации

2.4.1 Технические требования к ресурсам

Системные требования ПК для нормального функционирования БД:

Аппаратное обеспечение: Процессор AND Athlon ll X2 2.90 GHz, ОЗУ: 2,00 ГБ, Винчестер: 360 ГБ, Видеопамять: 512 МБ.

Программное обеспечение: Windows 7-8, Microsoft Office — 2010-2013.

2.4.2 Руководство пользователя

Инструкция по эксплуатации БД

1. Для открытия БД «Секретарь ДДТ» необходимо ее запустить с диска.

2. После запуска и открытия БД появится рабочая область с главной кнопочной формой.

С её помощью можно открывать отчеты, формы, а также выполненные запросы- это можно сделать нажав на соответствующую кнопку отчета или формы.

Также на главной кнопочной форме имеются кнопки выход из Access (при нажатии этой кнопки БД автоматический сохраняет все данные и выходит из программ Access), и имеется кнопка справки.

3. В БД можно вносить данные в формы и таблицы и сохранять их.

4. Для просмотра следующих записей в формах необходимо нажать кнопку — следующая запись.

5. Для изменения запросов необходимо перейти в режим SQL для возможности их редактирования. Чтобы перейти в режим SQL необходимо зайти в раздел «Создание» в контекстном меню Access и выбрать пункт меню «Конструктор запросов»

Перейдя в конструктор запросов необходимо закрыть всплывающие окно и для перехода в режим SQL нажать кнопку . Далее появится рабочая область языка SQL где можно создавать или редактировать запросы таблицы и т.д.

6. После выполнения всех операций если возникает необходимость сохранить БД следует нажать кнопку «Сохранить» или «Выход из Access».

Заключение

Во время работы над проектом я получила навыки работы в языке SQL, узнал о возможностях и способах разработки БД с помощью данного языка. Научился разрабатывать удобный графический интерфейс.

В результате выполнения курсового проекта была разработана структура БД «Секретарь ДДТ», определены свойства атрибутов и поддержка целостности данных. Полученная структура обеспечивает независимое сохранение и ведение данных о преподавателях, детях и занятиях. Созданная БД выполняет все поставленные задачи, она проста в использовании и удобна для секретаря дома детского творчества, так как она создавалась с учетом всех тонкостей и особенностей данного вида деятельности.

При внедрении база данных должна существенно облегчить рабочий процесс специалиста.

Цели моего курсового проекта полностью выполнены, работа по разработке БД завершена.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/baza-dannyih-dom-detskogo-tvorchestva/

1. Карпова Т.С. Базы данных: модели, разработка, реализация. — СПб: Питер, 2001. — 304 с.

2. Диго С.М. Проектирование и использование баз данных (учебник).

М.: Финансы и статистика. 1995 — 208 с.:ил.

3. Гофман В., Хомоненко А. Работа с базами данных в Delphi. СПб.:БХВ-Петербург, 2000

4. Вендров А. М. Сазе-технологии. Современные методы и средства проектирования информационных систем. — М.: Финансы и статистика, 1998.

5. Кен Хендерсон. Руководство разработчика баз данных в Delphi 2. — Киев.: Диалектика, 1996. — 543 с.

6. Кен Хендерсон. Delphi 3 и системы клиент/сервер. Руководство разработчика. — Киев.: Диалектика, 1997. — 735 с.

Приложение А