Искусство и интернет

Эссе

Цель этого эссе — рассказать об интернет-искусстве. Речь не будет идти о технологическом искусстве, об искусстве и науке, не будет охватывать и всe цифровое искусство — я постараюсь удержать фокус на связке двух изначально взятых понятий.

Как можно говорить об искусстве и интернете?

Как можно говорить об искусстве и интернете  1
Схема Internet Art

Короткое предисловие: о методе

Чтобы раскрыть содержание какой-либо из связок, можно дать определения каждой из составляющих ее частей. Можно удерживать фокус на одном из понятий и смотреть, как каждое новое взаимодействие изменяет его определение. Такой подход практикуется, например, в прочтении искусства, внимательном к собственной историчности. Каждой сменяющей друг друга эпохе соответствует своe понятие искусства, в определенные моменты сталкивающееся с внешним по отношению к нему понятием. Как результат, происходит исторический сдвиг.

В этом эссе я попыталась последовать этим путем, но далеко не продвинулась. Одна из причин очевидна: передо мной не одно столкновение искусства и интернета, а целых три. Каждое из них — не сущность, не жанр искусства, а ситуация соотношения двух терминов, запускающая определенные правила. Они уже разделены не только внешне (грамматически, в названии связок), но и внутренне (поэтикой художественного жеста), что мне и предстоит раскрыть. Вторая причина: я просто не смогла найти изначального определения искусства, которое должно было бы измениться при столкновении с интернетом. Рассматривать значения «интернета» — задача уже более выполнимая. Рассуждение об интернет-искусстве начинается с исследования, чем в нем оказывается интернет.

I. Интернет-искусство

Интернет — это и идея сложной сетевой структуры, и конкретное техническое изобретение, и аффективно заряженная среда, и реализация определенного способа передачи данных; это и способ разделения, и способ связывания. В качестве образа интернет представляется прежде всего сетевой структурой — системой узлов-точек и их соединений. В последние 20 лет способы ее визуализации все возрастают, а сам образ обрастает культурными коннотациями. В качестве материального процесса интернет описывается как децентрализованная сеть, в основе которой лежит определенный способ передачи данных — стандартизированный протокол TCP /IP, на основе которого в 1990‑е развилась Всемирная паутина. Что же мы будем иметь в виду, говоря об интернет-искусстве — общую схему сети или материальный процесс?

30 стр., 14525 слов

Своеобразие жанров интернет-журналистики на примере газет «Lenta.ru», ...

... журналистике жанров. А вот найти оригинальный веб-репортаж достаточно трудно. объектом исследования Предметом исследования Цель моей работы – охарактеризовать жанровую структуру периодических изданий в сети Интернет и выявить оригинальные жанры ... жанр. Проблема заключается в том, что не существует единого определения понятия жанр, ... отношение автора к изображаемому; способы и приемы изображения, ...

Первый момент — периодизация. Если мы рассматриваем интернет как техническое изобретение, то искусство интернета приобретает для нас четкую временную границу: оно не могло появиться раньше распространения за пределами военных инфраструктур протоколов TCP /IP, то есть раньше 1989 года. Но если мы рассматриваем интернет-искусство как искусство сетей, объединяющих людей с людьми, компьютеры с компьютерами, компьютеры с людьми, или как искусство того, что может быть репрезентативно посредством абстрактной сетевой структуры, то временная локализация такого искусства не может быть так точна. Можем ли мы обозначить последний вариант как искусство сетей, нет-арт?

Второй момент — NET Art Anthology. Для искусства, о котором речь пойдет в этом разделе, не требуется обозначенное в первом вопросе разделение на абстрактное и конкретное, но нужен их синтез.

Короткое предисловие о методе 1

Сеть — это и идея, и образ, и абстракция, и медиум, материальные свойства которого накладывают на реализацию уже другой абстрактной идеи (идея произведения) определённые ограничения. Нередко уже это небинарное свойство сетей, совмещающее и абстрактное, и конкретное, становится поводом для создания произведения. Теория может заметить это совмещение, но оно не воплотится в полноценную идею, пока не будет протестировано на практике, отброшено и принято снова с возникшими в процессе правками. Работой на этом пересечении — между действием сети и осознанием этого действия — на мой взгляд, и занимался нет-арт.

Да, за интер нет -искусством далеко ходить действительно не надо: нет-арт успел пройти через резкий взлёт вместе со всемирным распространением интернета в 1995 году, найти признание сообщества и институций, переопределить понятие искусства и произвести последние работы в 2010‑х. И нет-арт закончился. Об этом мы можем судить хотя бы потому, что площадка , основанная одним из пионеров нет-арта Марком Трайбом, запустила проект NET Art Anthology , призванный сформировать представление об эстетическом каноне направления, в 2016 году и завершила его в июне 2019 года. 100 отобранных работ теперь были представлены и реинсталлированы вместе, что было действительно большой заслугой Марка Трайба и Драгана Эспеншида, т. к. произведения нет-арта создавались на различных платформах своего времени, задействовали уже не использующееся ПО и операционные системы. В этом собрании мы видим и одного из признанных основоположников направления Алексея Шульгина, и медиатеоретика, автора книги «Эффект интерфейса» Алекса Гэллоуэя, и киберфеминисток Шу Чеанг и Корнелию Солфранк, и сетевое объединение Netochka Nezvanova , и «отца» генно-модифицированного светящегося кролика Альбы — Эдуардо Каца. По свидетельству Шульгина, термин «нет-арт» возник случайно: в 1995 году словенский художник Вук Чосич (Vuk Ćosić ) получил скомпилированное сообщение от анонима, в котором единственный человекочитаемый фрагмент выглядел так: [ … ] J8 ~g#|\;Net. Art{-^s1 [ … ].

14 стр., 6887 слов

Интернет-журналистика

... аудитории в режиме реального времени. Именно тем и сложна работа в Интернет-журналистике - тут важна скорость. Текст «вчерашнего дня» просто ничто ... ссылок на интересующий их портал. На что похожи интернет-сети? Кто-то сравнивает их с пауком, опоясывающим все ... охват - как и мгновенность передачи, получателей сообщения по сети Интернет значительно больше, чем получающих такое же сообщение в СМИ. ...

Многие из работ, особенно сделанные в 90‑е, создают впечатление необязательности. Что-то основано на ассоциативных связях не связанных «здравым смыслом» вещей — первая в мире кибер-панк-группа — компьютер, играющий Smells Like Teen Spirit или о посткапиталистическом будущем, где единственной котируемой валютой «беспроводного человека» становится чеснок, — и поэтому выглядит трогательно. Ряд работ представляют собой библиотеки, музеи, лабиринты объектов, но их едва ли можно назвать чем-то монументальным. Преимущественно составленные с помощью одного инструмента — создания ссылок языка разметки — и изредка использующие простой JavaScript , эти работы скорее являются элегантными экспериментами с системой правил цифровой навигации. Все они, как и объединяющая их антология, — это игровой процесс, а не заявление.

Короткое предисловие о методе 2
Melanie Hoff, Garlic Trust_, 2019. Screenshot, 2019, Safari on iOS.

Материальная абстракция нет-арта

абстракция интернета материальна

Материальная абстракция нет арта 1

Доказательство тезиса простое. Во-первых, интернет-искусство происходит «», т. е. на промежуточном уровне. Во-вторых, как сообщает одна из самых ранних нет-арт работ The World in 24 Hours Роберта Эдриана, «сеть — это не художественный медиум в его традиционном понимании. Скорее, интернет-искусство стоит определять через обмен: оно происходит в пространстве между машинами, и только когда машины работают».

В теоретической работе «Protocol» (MIT Press, 2004 год), Алекс Галлоуэй развивает понятие протокола, утверждая, что в обсуждении сетей их материальный субстрат и инфраструктура обычно игнорируются. Вместо этого акцент делается на связях, сетевых структурах и глобальной коннективности. Галлоуэй указывает на то, что сети – это не только инструмент для выражения идеи интерконнективности, но и конкретные материальные технологии и места реализации различных практик и действий.

В предисловии к работе, Юджин Такер отмечает, что материальность протокола не противостоит его нематериальности, а, на самом деле, является одним из видов абстракции, абстракцией процесса. Это подтверждает тезис о том, что интернет-искусство не является объектно-ориентированным, потому что не представляет стабильную онтологию связей вещей друг с другом, а, наоборот, является процессуальным.

Нет-арт как система дистрибуции

Джин МакХью указывает на то, что нет-арт переопределил искусство как способ производства и систему дистрибуции. Такую метаморфозу он достиг за счет своего внеинституционального и внерыночного характера, а также отношений между его акторами. Этот аспект нет-арта был актуализирован в различных работах художников.

Например, в 1997 году Гамбургский кунстхалле объявил проект «Extension», в рамках которого предлагалось расширить коллекцию музея виртуальными дополнениями. Для участия в проекте каждому художнику необходимо было предоставить не более 5 мегабайт цифрового искусства для отбора жюри. В ответ на это предложение, художница Корнелия Солфранк решила не преследовать признания, а вместо этого нарушить работу сервера музея.

8 стр., 3951 слов

Искусство и современные информационные технологии

... искусства. Наиболее прогрессивным из направлений современного искусства сегодня является видео-арт, который заметно прогрессировал благодаря цифровым технологиям. Он является наиболее демократичным в производстве видом искусства, ... и искусстве в виде Интернета. Немалая заслуга в его распространении, в первую очередь в университетских центрах, принадлежит иностранным благотворительным организациям, в ...

С помощью реального телефонного справочника, Солфранк составила список почти 300 выдуманных художниц и зарегистрировала такое же количество адресов электронной почты. Затем она написала генератор нет-арта, который компилировал заглитченные картинки из поисковой системы. В результате получался «мусор», или как она сама назвала его, «мусор» наполнил сервер музея.

Мы сталкиваемся с тем, что невозможно судить нет-арт и выбрать из него «лучшее». Одно из его системных требований — равный доступ к размещению искусства в интернете. В противном случае — показывает Солфранк — вы столкнетесь с его материальной реальностью, которая смоет зыбкие символические постройки.

Нет арт как система дистрибуции 1
Jonas Lundh, Collection Enlargement , 2011, скриншот

Тот же аспект интернет-искусства освещает 10‑й Документы Вуком Чосичем в 1997 году и емкие ироничные предложения для несуществующих нет-арт-коллекционеров в проекте Collection Enlargement Йонаса Лунда 2011 года. Таким образом, глобальный способ производства может меняться, но статус нет-арта остается маргинальным. Возможно, именно поэтому 2020 году он больше не существует.

II . Искусство об интернете

метафорически

Нет арт как система дистрибуции 2
Ремейк работы Simple Net Art Diagram

Да, интернет действительно связан с новыми способами социального взаимодействия. Интерфейсы сменяют друг друга, и если мы успеваем включиться в них, то не всегда успеваем продумать эти включения. Социальные сети предложили быстрый способ связывания людей друг с другом, в каких-то аспектах открытый, но в каких-то — наоборот (например, когда их алгоритмы служат маркетинговым целям).

Исследовательница культуры Венди Чун, до написания своих книг занятая в сфере проектирования интерфейсов, говорит о гомофилии социальных сетей, об алгоритмах воспроизводства дискриминации. Франко «Бифо» Берарди в одной из своих лекций ужасается отчуждением людей от внешнего мира: молодые люди могут передвигаться по городу, только глядя на карту в своем смартфоне.

В рамках 4‑й , открытой осенью 2019 года и продолжающейся до весны 2020, павильон emotional interfaces представляет интернет как непрерывные потоки, которых «слишком много», и задает для художественного исследования вопрос: «Как цифровые интерфейсы модифицируют [наши] эмоциональные привычки?». Эмоциональные интерфейсы представляют собой пары видеоработ, пространственно расположенные друг напротив друга (сайт использует симуляцию опыта VR с помощью манипуляций правилами CSS ), отсылая к форме «живого» диалога между людьми — точнее, между существами, морфология которых включает лица, передающие значимую часть коммуникативной информации. Проблема ускорения ритма жизни передана в работе Scrollathon : два пальца «бегут» по инстаграм-ленте горизонтально лежащего смартфона. Находящийся напротив нее видеоарт «Интимный режим» Стефани Лахтенберг показывает части тела художницы в интерфейсах Mac OS и Adobe Photoshop , затем группа частичек цифрового мира переносится на еe тело. Видео сопровождает ненавязчивый звук капель воды. Таким образом, «цифровизация» представляется в позитивном ключе: как возможность «новой интимности» между художницей и цифровыми агентами, совместно с которыми она создает видеоарт.

4 стр., 1958 слов

Искусство. Виды и формы искусства

... монумент, многофигурный рельеф), станковую (портрет, жанровые сцены, статуи), скульптуру малых форм (игрушки, медальное искусство, резьба по камню). По форме изображения различают: объемную трехмерную скульптуру, то есть допускающую измерение ... Китая, Индии, Киевской Руси и т. д. Архитектуру справедливо называют летопись мира. Ведь она «говорит» тогда, когда уже молчат предания и песни, и ...

Нет арт как система дистрибуции 3
The wrong biennale, emotional interface s, скриншот

Концептуальный художник Сильвио Лоруссо, участвующий в московской выставке «Я не робот» (2018 год, куратор — Ольга Дерюгина), занимается «культурными и риторическими режимами, вписанными в техно-социальные системы». В он обращает внимание на культивирование чувства вины приложениями для продуктивности, как например, StayFocusd — расширение для браузера, выводящее на экран фразу Shouldn’t you be working? при превышении лимита времени, отведенного для посещения «убивающих время сайтов». Лоруссо говорит — зачем ограничивать действие вины только сферой работы за компьютером? Он переносит фразу на стикеры и баннеры: теперь она обвиняет «пользователей» зеркал, электричек, кухонных столов, туалетов, записных книжек, уличной плитки… Проблема прокрастинации не естественна, а сконструирована капиталистической культурной экономикой, использующей человека как производственную машину.

Нет арт как система дистрибуции 4
The wrong biennale, emotional interfaces , скриншот

Эти и другие работы 2010‑х годов, подключенные к тематике интернета, обладают несколькими общими характеристиками.

Искусство об интернете — это ситуация, когда интернет оказывается культурным феноменом, а искусство — нарративом о нeм. Что это значит в контексте соотношения абстрактного и материального, обсуждаемого нами в первом разделе?

III. Искусство интернета

Что будет, если мы исключим из связки искусства и интернета и технический, и культурный аспект? Этот киборг (?), мутант (?), гоблин (?) будет безразличен как к материальности абстрактных процессов, так и к материальности эмоций. Он не будет соответствовать и тому нейтральному актору, который складывается из распространенных историй об интернете и технологиях в целом — нейтральный, универсальный, рациональный. Но так как мы действуем сейчас на территории фантазии, возможно, он будет автономным.

Давайте представим, что искусство интернета в своей чистой форме не обременено ни техническими, ни культурными аспектами. Это искусство, которое возникает в виртуальном пространстве и существует независимо от всяких материальных ограничений. Это искусство, которое стремится к полной свободе и выражает самобытность каждого художника.

В этом контексте, искусство интернета может быть представлено как экспериментальная площадка для художников, где они могут свободно выражать свои идеи и воплощать их в интерактивных произведениях, играх, визуальных и звуковых композициях. Это искусство, которое не ограничено традиционными формами и жанрами, а открывает новые горизонты и возможности для творчества.

19 стр., 9068 слов

Реклама и искусство, их взаимодействие и взаимосвязь

... называться произведениями искусства Однако достижение рекламой уровня искусства можно рассматривать и с негативной точки зрения, поскольку реклама сама по себе - один из величайших обманов современной ... текста психологические особенности своих адресатов. Назначение любого рекламного послания - побудить людей к конкретному действию: выбору товара или услуги, голосованию за предлагаемого депутата, ...

Искусство интернета может быть интерактивным и привлекать зрителей к активному участию в процессе создания и восприятии произведения. Это может быть коллективное творчество, где люди со всего мира могут вносить свой вклад и взаимодействовать друг с другом через интернет. Это искусство, которое разбивает границы и создает новые формы коммуникации и взаимодействия между людьми.

Возможно, искусство интернета в своей чистой форме станет местом, где можно будет исследовать и экспериментировать с новыми технологиями и идеями. Это будет площадка для инноваций и творческого роста, где художники смогут проявить свою креативность и вдохновение.

Однако, несмотря на свободу и автономность искусства интернета, оно всегда будет связано с людьми и их эмоциями. Ведь искусство всегда отражает наше внутреннее состояние, наши мысли и чувства. И интернет, как средство передачи информации и коммуникации, становится платформой для выражения и взаимодействия с этими эмоциями.

Таким образом, искусство интернета в своей фантастической форме представляет собой мир свободы, творчества и взаимодействия. Это мир, где художники могут проявить свою самобытность и уникальность, а зрители могут наслаждаться и участвовать в этом процессе. Это искусство, которое отражает наши эмоции и соединяет нас в едином пространстве интернета.

Эстетика, артистическое творчество и рациональность

Эстетика, как позволяет предположить парадигма, существует на кардинально других основаниях, нежели христианская Философия. Вопросы)

Знак зверя и человеческая морфология

Системы репрезентации искусства оставляют после себя «знак зверя» — существо, которое органично соединяет различные составляющие стихии мира в единое целое. Этот символ очень важен для понимания эстетических и теоретических построений.

Человеческая морфология влияет на пространственное представление человека. Если бы формой человека была форма шара, то вряд ли его представления определяли бы понятия «наверх», «вниз», «лево», «право». Более того, человек является одним из факторов оказывающим влияние на происходящие события в окружающем мире.

Человеческие органы чувств и эстетика

«Чувство прекрасного» в эстетике основано на человеческих органах чувств. В западной патриархальной культуре среди органов чувств лидирует зрение. Также, наши впечатления от искусства и культуры никогда не происходят напрямую, а всегда опосредованы человеческим чувственным комплексом и рациональным аппаратом. В то время как наше пространственное представление мира основывается на человеческой морфологии.

Описательный метод в эстетике

Статья Эми Айрленд в сборнике предлагает описательный метод, позволяющий включить и человеческих, и не-человеческих авторов в одну и ту же схему, но не на основе интерконнективности, а с помощью редуцирования их до исполнителей одного процесса. Она подстановка в трансмиссионную модель основных акторов процесса «эстетической передачи» – мир, человека и человеческую рациональность. В этой модели рациональность, с точки зрения внешнего объекта, передающего сигнал, может быть всего лишь заглушающим его шумом, который блокирует искреннюю передачу идеи в искусстве.

4 стр., 1799 слов

Искусство Древнего мира

... отношении художественно-эстетических взглядов на мир. Культура и искусство эллинов всегда привлекали внимание людей, для которых они были ... греков, как других народов, восходила к традициям древнего фольклорного творчества, включавшего сказки, басни, мифы и ... видели в искусстве древних греков прекрасный образец, неиссякаемый источник чувств, мыслей, вдохновения. Во все времена человек со свойственной ...

Эстетико-кибернетическое сообщение

Поэт, изрыгающий тонны звуков и знаков на светском ужине, становится идеальным передатчиком сообщения искусства. Это сообщение от искусства, не отфильтрованное сконструированной человеком системой знаний, и называется эстетико-кибернетическим.

Возможно, мы не способны расценить некоторые сообщения, которые актриса пыталась предать вами передать нам, используя эстетический язык. Возможно, человек — это система воспроизводства помех, препятствующих передаче сигнала искусства.

Автор текста:, Редактор: Стрельцов Иван

  

Spectate — независимое издание. Если хотите нам помочь, то оформите .

   

Подписывайтесь на наш телеграм-канал: run /spectate_ru