Эссе на тему: «Жизнь-это борьба»
Автор: ,
учитель
МАОУ СОШ №36
города Тамбова, Россия
Книга может многое дать человеку: глубину мысли и чувства, поэтическое открытие мира, жизнь, полную борьбы и узнавания, — всё то, что писатель вложил в своё произведение с надеждой передать нам, читателям…
Очень люблю творчество зарубежных авторов. Многие книги перечитываю по нескольку раз и часто открываю для себя что-то новое. К таким произведениям относится повесть «Старик и море» Э Хемингуэйя.
Автор повести Эрнест Хемингуэй является одним из популярнейших писателей XX века. Еще при жизни он стал человеком-легендой. Писатель Хемингуэй был журналистом, военным корреспондентом на пяти войнах. Интересно то, что Хемингуэя знали те, кто никогда не был знаком с его творчеством, в нашей стране во многих домах можно было увидеть фото бородатого человека с высоким лбом и ясным взглядом: это был Эрнест Хемингуэй в зените своей славы.
«Старик и море» — повесть, за которую писатель получил в 1953 году Нобелевскую премию. Она произвела в литературе переворот мирового масштаба. Повесть тесно связана со всеми предыдущими произведениями писателя и является вершиной его размышления о смысле жизни.
История, на первый взгляд, очень простая — притча о рыбаке Сантьяго. Но под пером Хемингуэя она превратилась в настоящий шедевр, которому предначертана долгая жизнь. Хемингуэй уподоблял свои произведения , который лишь на небольшую часть виднеется из воды, а остальные спрятаны в океанском пространстве. Художественный текст — часть айсберга, который видно на поверхности, и читатель может лишь догадываться, что писатель оставил невысказанным, отдал на толкование читателя. Поэтому повесть имеет глубокое символическое содержание.
Уже само название произведения «Старик и море» вызывает у читателя определенные ассоциации, намекает на главные проблемы: человек и природа, тленное и вечное, уродливое и прекрасное и тому подобное. Герои и события повести конкретизируют эти ассоциации, углубляют и заостряют заявленные в названии проблемы.
Эрнест Хемингуэй : жизнь, герои, творчество
... литературному деятелю я хочу посвятить свою работу «Жизнь, сюжеты, творчество». Глава I Ж и з н ь Эрнеста Хемингуэя с полным правом можно назвать ровесником XX века. ... долгое время только русские». Какие же литературные задачи ставил перед собой начинающий писатель Хемингуэй? Об этом точнее всего сказал он сам: «Проникнуть в самую суть явлений, ...
Главный герой повести — старый рыбак Сантьяго — бедный, одинокий человек. Он жил в хижине, построенной из пальмовых листьев, в ней стояли стол, стул и был земляной очаг. Однако жизнь старика была не так уж и убога. Ему ниспосланы сны, в которых он видит свою родину, ее «золотые берега, высокие белые горы».
Судьба Сантьяго тесно связана с морем, которое обеспечивает ему скромное существование. Но море ничего не отдает даром. Чтобы выжить, нужно тяжело и много работать. Между морем и берегом год за годом протекает жизнь старика. Много испытаний выпало на его долю, но сердце Сантьяго всегда открыто обитателям моря — живые существа, которые, как и он, являются частичкой огромного мира.
Итак, старый рыбак Сантьяго вот уже 84 дня возвращался без рыбы. Помогавший ему мальчик обнадеживал его, провожая на 85-й день в море. Уплывшему далеко в море старику с трудом удалось поймать огромную рыбу. Трое суток боровшись с ней, обессилев, он пустился в обратный путь, привязав рыбу к лодке. Но на рыбу напали акулы и съели ее, как ни боролся старик с ними. Старик вернулся со скелетом рыбы только на четвертые сутки, голодный, ослабевший, но с уверенностью, что его никто не победил.
Итак, в основе одного из лучших творений писателя — «Старик и море» — достоверный эпизод из жизни старого кубинского рыбака Сантьяго. Он несколько дней провел в море, борясь за свою жизнь и оберегая от акул пойманную огромную меч-рыбу. Упорство старика, страстное желание совершить то, что задумано, автор воспроизводит, как всегда, сдержанно, но с великолепным художественным мастерством. От рыбы остался лишь один скелет — ее все же съели акулы.
Внешне старик потерпел поражение, но он по-прежнему уверен, что «человека можно уничтожить, но его нельзя победить».
Трогателен в повести образ мальчика : он поддерживает у старика его веру, ухаживает за ним, скрашивает его одиночество.
«Старик и море» — произведение глубокое, поэтичное.
Очевидно, что все важные мысли Хемингуэй вложил в уста старика. Видно, что автор любит своего героя: «Старик был худ и измождён, затылок его прорезали глубокие морщины, а щёки были покрыты коричневыми пятнами неопасного кожного рака… Всё у него было старое, кроме глаз, а глаза были цветом похожи на море, весёлые глаза человека, который не сдаётся».
Старик с уважением относится к своей добыче, она – смысл его жизни. Всё в жизни взаимосвязано: «Подумать только, что благодаря моему коварству ей пришлось изменить своей судьбе. Её судьба была оставаться в тёмной глубине океана. Моя судьба была отправиться за ней в одиночку и найти её там, куда не проникал ни один человек. Теперь мы связаны друг с другом. И некому помочь ни ей, ни мне».
Выбирая свой путь, каждый должен помнить, что «большие рыбы» — большие препятствия придётся преодолевать, несмотря на то, что будет необходимо с чем-то расстаться.
Итак, самое главное – в жизни человек должен исполнить своё предназначение. Не могут все быть президентами, великими писателями, артистами, спортсменами. Кто-то должен быть просто учителем, просто рабочим, просто поваром… Как это «просто» звучит! Но что по этому поводу говорит старик?
Э. Хемингуэй. «Старик и море»
... премию России. Повесть Эрнеста Хемингуэя уже давно стала современной классикой. Хемингуэй говорил, что он "пытался дать настоящего старика и настоящего мальчика, настоящее море и настоящую рыбу, и настоящих акул". И писателю это удалось. ...
«-Теперь не время думать про бейсбол,- сказал себе старик. — Теперь время думать только об одном. О том, для чего я родился». «Может быть, мне не нужно было становиться рыбаком. Но ведь для этого я родился!»
Но всё же происходит так, что акулы, почуяв кровь, нападают на рыбу – главную добычу старика за последние 85 дней. Кажется, трагедия! Всё, для чего ты потратил столько сил, времени – рухнуло! Для одних это полная катастрофа, человек «ломается». А что же наш герой?
Когда от рыбы ничего не осталось,«старик знал, что теперь уже побеждён окончательно и непоправимо, Но, вернувшись на корму обнаружил, что… лодкой можно править… Он ни на что больше не обращал внимания, кроме своей лодки. Он только ощущал, как легко и свободно она теперь идёт, когда её больше не тормозит огромная тяжесть рыбы»
«-А как легко становится, когда ты побеждён!.. Я и не знал, что это так легко… Кто же тебя победил, старик? – спросил он себя. – Никто, — ответил он. – Просто я слишком далеко ушёл в море»
И как гимн тому, что всё будет хорошо, мы слышим от мальчика: «Теперь мы будем рыбачить вместе! Я принесу тебе удачу!»
Богатые туристы, увидев скелет рыбы, сказали банальное:«Вот не знала, что у акул бывают такие красивые, изящно выгнутые хвосты!»
Может быть, они и живут богаче, и спокойнее, но старик всё же более счастлив, он победил огромную рыбу, а они вряд ли смогут когда-нибудь испытать это состояние триумфа!
И как доказательство того, что старик счастлив, звучат заключительные слова книги: «Наверху, в своей хижине, старик опять спал. Он снова спал лицом вниз, и его сторожил мальчик. Старику снились львы.»
Хотя старик и терпит поражение, но в высшем смысле он остается непобежденным, его человеческое достоинство торжествует.
Ему снятся львы. Он, как и в юности, вновь молод и непобедим.
Нравственный вывод повести заключается в том, что надо жить и верить в свои силы, верить в человека, любить человека, ведь именно это делает человека непобедимым. Каждый человек должен стремиться прожить долгую и счастливую жизнь, чтобы накопить огромный багаж мудрости и передать его следующим поколениям. Каждый в жизни должен быть борцом, чтобы поймать свою «большую рыбу».