МЕСТО ИСКУССТВА В КУЛЬТУРЕ
1.1. Красота
Одним из ключевых аспектов, связанных с искусством, является явление красоты. Красота – это определенное свойство, характеризующееся высоким уровнем эстетического восприятия. Человек воспринимает красоту как то, что привлекает и завораживает, вызывает удовольствие и наслаждение.
Красота является универсальным и неотъемлемым свойством жизни. Она присутствует повсюду: в произведениях искусства, в природе, в окружающем мире. Многие великие художники стремятся передать красоту в своих работах, обращаясь к различным техникам и стилям. Возможно, самым известным примером в этом отношении являются произведения Рафаэля.
1.2. Представление об искусстве в культуре в целом
Искусство – это форма человеческой деятельности, которая отражает мир в образах. По своей сути, искусство является отражением культурного стремления человечества к высокой духовности и гармонии. Известными формами искусства являются литература, живопись, музыка, скульптура и т. д.
Одним из ключевых элементов, связанных с представлением об искусстве в культуре в целом, является идея образа. Образ – это сгусток художественного видения и переживания, которому искусство придает выразительность и художественную ценность. Известно, что образность в искусстве является одним из главных элементов указывающих на характер наследия, которое оно оставляет.
Таким образом, искусство служит средством общения между людьми, способом изучения человеческого опыта, формой выражения индивидуальности и личности художника. Оно призвано давать возможность для создания прекрасного и осмысленного мира и позволяет нам погрузиться в волшебный мир красоты и гармонии.
Искусство: воспроизведение красоты или выражение эмоций?
Описание и смысл искусства изменились со временем и отождествлялись с различными художественными движениями и философиями. Существовали мнения, что искусство должно приблизиться к природе, а также мнения о том, что искусство должно выражать внутренние эмоции.
Концепция воспроизведения красоты
Согласно этой концепции, целью искусства является правильное воспроизведение природы. Одна из главных задач искусства — определить меру и правильные пропорции отдаления или уклонения от природы.
Для Аристотеля, воздействие искусства должно быть более убедительным, чем оригинал. Художник обязан создавать нечто лучшее, чем сам образец природы.
Концепция выражения эмоций
В XVIII веке Жан-Жак Руссо и другие европейские философы и поэты создали новую концепцию искусства — выражение человеческих страстей и эмоций. Руссо полностью отбросил классическую традицию и считал, что искусство должно выражать внутреннюю жизнь человека, а не детально описывать внешний мир. Он был последованный философом Иоганном Гердером и поэтом Иоганном Гёте в Германии.
Жизнь коротка, искусство вечно – Искусство, культура
... с принципами правды и справедливости. Василий Купцов — Жизнь коротка, искусство вечно 1 Купцов Василий Жизнь коротка, искусство вечно Василий Купцов Жизнь коротка, искусство вечно Ну и что, смотришь на меня взглядом пылающим, ... махнул рукой редактор, и повторил для самого себя иронически, — «Жизнь коротка, а искусство вечно…». Выходя из кабинета, я спотыкнулся о порожек. Смешок за спиной… ...
Однако, не следует забывать, что даже при выражении эмоций, искусство должно иметь правильные пропорции и глубокое осмысление. Художник должен иметь сильные эмоции, чтобы создать искусство глубоко и искренне, но при этом гармонично и эстетично.
Заключение
Искусство имеет различные понимания и традиции в разные эпохи, при этом оно остается по своей сути созидательным актом, который пробуждает в человеке врожденный дар и креативность. Однако, в вопросе о концепции искусства — воспроизведение красоты или выражение эмоций, нет четкого ответа. Оба подхода имеют свое право на существование, и лучшее искусство — та, которая соединяет оба подхода и дает эстетическое и эмоциональное удовлетворение зрителям и читателям.
1.4. Художественный дар.
Говоря о роли искусства в культуре, важно подчеркнуть, что художественный дар присущ не каждому человеку. Миллионы людей имеют музыкальный слух, но только один из них оказывается композитором такой мощи, как Бетховен. Но это понятно только самому художнику. Когда известного скульптора Родена спросили, как он создает свои произведения, он ответил: это очень просто, я беру камень и отсекаю от него все лишнее… Вопрос лишь в том, что является лишним в камне.
Это может решить только сам художник.
Художник и скульптор — великие учителя в области видимого мира. Ведь познание чистых форм вещей — отнюдь не инстинктивная способность, не дар природы. Можно тысячу раз сталкиваться с данными предметами в жизни, «не видя» их формы. Но однажды обрести столь захватывающее впечатление!
Художник открывает не новые факты, как историк, и не новые законы, как ученый, — он творит новые художественные формы.
Это понимал, например, итальянский художник Леонардо да Винчи (1452-1519), который называл живопись и скульптуру «мудростью видения». Художник открывает многообразные формы, в которых он может отразить мир, раскрыть глубину его восприятия человеком.
Человек искусства мыслит образами. Это специфическая, присущая искусству форма отражения действительности. В искусстве рождаются обобщенные художественные образы. Например, писательница Э.Л. Войнич сумела нарисовать героический образ Овода — пылкого и целеустремленного революционера. Литературные типы — весьма впечатляющие примеры огромного воздействия художественного образа на людей.
Роль искусства в отражении красоты природы
Существует два различных взгляда на связь между красотой искусства и красотой природы. Некоторые мыслители считают, что красота заключается в самой природе, и задача художника заключается только в том, чтобы отобразить эту прекрасную природу на полотне. Однако есть и исследователи, которые отрицают такую связь и считают, что красота природы в реальности отличается от той, которая передается художником через искусство.
Искусство и творение мира. Функции искусства
... и ландшафты Луны. Благодаря искусству, мы вместо того, чтобы видеть только один-единственный наш собственный мир, видим мир множественный. Сколько существует самобытных художников, столько и миров ... искусство выполняет множество практически полезных функций — разведывательную (проб и ошибок), познавательную, воспитательную, аксиологическую, мемориальную и т.д. Но все же главная функция искусства ...
Согласно реалистам XIX века, искусство является средством, которое позволяет создавать мир в соответствии с законами красоты. Они утверждали, что художественный уровень произведения искусства не зависит от величия или ничтожества изображаемого предмета. Примером этому может служить французский писатель Эмиль Золя, который показал, что описания железной дороги, магазина моды или парижского рынка могут стать подлинно художественными произведениями.
Эстетическая деятельность искусства в контексте культуры
Некоторые мыслители, начиная от Платона и заканчивая Толстым, обвиняли искусство в возбуждении эмоций и нарушении порядка и гармонии нравственной жизни. По мнению Платона, поэтическое воображение питает наши эмоции и может нарушить баланс в жизни. Толстой также видел в эмоциональном воздействии искусства источник заразительности.
Однако эстетический опыт, связанный с искусством, отличается от холодных теоретических рассуждений. Это состояние созерцания, которое позволяет нам воспринимать искусство и переживать эстетическое удовольствие.
Важно отметить, что существует разница между естественной красотой искусства и органической красотой природы. Хотя пейзаж может быть красивым, произведение великого пейзажиста может вызывать в нас совершенно другие эмоции и ощущения. Мы, зрители, осознаем эту разницу.
Платон и искусство как очищение души
Платон не рассчитывал на помощь искусства в исцелении души, но полагал, что оно может помочь нам очистить душу от чувственных вожделений и всего телесного, что может исказить красоту идеи. Он считал, что идеи находятся в природе в виде образцов, а вещи являются их подобиями.
Искусство и его функции
Искусство является важным аспектом культуры, который создает образные и символические структуры. Оно обладает художественными, познавательными и коммуникативными функциями. Искусство с первых страниц истории человечества явилось исключительным средством осознания мира и духовного развития личности.
Функции искусства
Искусство имеет несколько функций, направленных на всеобщее благо:
- Функция эстетического восприятия.
- Функция образования.
- Функция коммуникации.
- Функция одухотворения и воспитания духовности.
Кроме того, искусство является символической формой, которая способна выражать всевозможные чувства, эмоции, оценки и мысли.
Исторический и биографический подходы к рассмотрению функций искусства
Человек является и индивидом, и видом – человеческим родом, человечеством, поэтому вопрос отношения искусства к человеку имеет два масштаба рассмотрения – исторический и биографический.
Изучение исторического процесса формирования художественной потребности позволяет определить ее как потребность очеловечивания человека, его одухотворения, возвышения над биофизическими и утилитарными практическими нуждами со временем. С самого начала, искусство одухотворяло, облагораживало, возвышало человека, активно развивая в нем духовные потенции.
Искусство, его функции и структура
... понятия, то искусство -- художественные образы. Художественный образ эстетическое освоение мира 2. Функции искусства общественных функций. Функции искусства эстетическая функция социальная функция компенсаторная функции гедонистическая функция познавательная функция прогностическая функция воспитательная функция Познавательная функция ... без определенного сценария. Человек, бьющий живой курицей ...
Биографический подход позволяет анализировать функции искусства в связи с проводимым личностью процессом ее развития. В искусстве человек находит инструмент для самовыражения, воспитания себя как личности, понимания своего места в мире. Кроме того, искусство является своеобразным средством способности человека увидеть вокруг свою уникальность, вкладываемость в культуру человечества, создавая свои уникальные образы и произведения, свои нормы и значения.
Оппозиции национальной и глобальной культур в современной культуре
Каждая историческая эпоха характеризуется своим пониманием искусства и его места в культуре. Современные культурологические исследования пытаются истолковать искусство в системе других феноменов культуры, что приводит к возникновению оппозиций национальной и глобальной культур, высокой и низкой, массовой и элитарной. Однако, в современной культуре начинает наблюдаться тенденция к снижению эстетических стандартов.
Заключение
Таким образом, искусство является неотъемлемой частью культуры и обладает важными функциями, такими как эстетическое восприятие, коммуникация, образование, одухотворение, и является средством выражения своих чувств, мыслей, оценок. Рассмотрение функций искусства в историческом и биографическом масштабах позволяет лучше понять его значение для человека. Однако, в современной культуре возникают оппозиции национальной и глобальной культур, а также наблюдается тенденция к снижению эстетических стандартов, что не ослабляет значение искусства в духовной культуре человечества.
Введение
Целью данного исследования является рассмотрение функции искусства по отношению к человеку и его влиянию на его духовное развитие и взаимоотношения в обществе. Для достижения данной цели, мы анализируем данные, предоставленные в тексте.
Развитие духовного потенциала искусством
Искусство играет важную роль в развитии духовного потенциала человека, оно помогает ему становиться более человечным. Очеловечивание происходит через развитие эстетического сознания на всех его уровнях, включая эстетическую потребность, способности к эстетическому восприятию, эстетический вкус и эстетическую установку.
Удовлетворение эстетической потребности
Первая функция искусства по отношению к личности заключается в удовлетворении ее эстетической потребности и доставлении высоких эстетических радостей. Искусство имеет мощное обратное воздействие на данную потребность, развивая и совершенствуя ее.
Искусство и личностная идентификация
Искусство помогает приобщать человека к другим людям и одновременно предоставляет возможность каждому из них находить, обретать и утверждать себя как неповторимую человеческую индивидуальность. Через интерпретацию и воображение каждого читателя, слушателя или зрителя, искусство обогащается личностными ассоциациями и становится частью самосознания.
Влияние искусства на систему взаимоотношений в обществе
Искусство оказывает воздействие не только на человека, но и на систему человеческих взаимоотношений, образующую общество. Оно способствует более глубокому пониманию и взаимодействию между людьми.
Творчество – сущностная сила человека и корень культуры
... последствия которого до сих пор полностью не преодолены. Творческий человек - вот кто с полным правом требует себе ... истине, объективности или исключает все остальные ценности культуры – мораль, искусство, религию и т.д., или делает их нейтральными, ... исследования. именно сохранение и поддержание научных традиций, культуры исследовательской работы служит успешному развитию науки. И наоборот, разрушение ...
Заключение
Результаты исследования подтверждают, что функция искусства по отношению к человеку включает в себя развитие его духовного потенциала и удовлетворение эстетической потребности. Искусство также способствует формированию личностной идентичности и улучшению взаимоотношений в обществе.
Функции искусства в его отношении к обществу
Как всякая саморегулирующаяся система, человеческое общество — и любая его часть — испытывает потребность в постоянном укреплении своей целостности, которая обеспечивается прочностью сцепления его элементов. Опыт истории показал, искусство способно удовлетворять эту потребность, служить мощным средством укрепления общественных связей между людьми. Эту свою социально-организационную функцию оно научилось выполнять двояко: с одной стороны, придавая эстетическое, эмоционально-действенное «облачение» различным социально-организационным действиям людей, а с другой — формируя сознание каждого члена общества в духе, отвечающем нуждам и идеалам этого общества.
Целая группа искусств – монументально-декоративные отрасли живописи и скульптуры, бытовые формы музыки и танца — ориентирована непосредственно на эмоциональную организацию группового поведения людей в тех или иных жизненных ситуациях, благодаря возбуждению у них общего настроения, самочувствия, душевного состояния, соответствующих данному случаю, скажем, свадьбе или похоронам, религиозной или дипломатической церемонии, судебному процессу или концерту и т.д. В церемониях политического, дипломатического, юридического, военного, этического характера стойко сохранялась, хотя и постоянно меняя конкретные свои формы, художественная структура обряда — игры, включенной в реальную жизнь.
Второе проявление социально-организационной функции искусства отвечает потребности духовного приобщения личности к социуму. Эту подфункцию искусства мы назвали бы социализацией индивида, т.е. формированием человека как носителя ансамбля определенных социальных ролей. Искусство становится одним из инструментов, с помощью которых решается эта задача.
Правда, искусство нередко пытается в наши дни уклониться от решения этой задачи, замкнуться в эстетской «игре в бисер», однако такая позиция оказывается косвенным и часто неосознаваемым своеобразным ее же решением — представлением в качестве идеальной самой этой асоциальной личности, художника, делающего свое творчество воплощением такого идеала.
Так или иначе, но социализация каждого члена общества есть объективная, исторически возникшая необходимость: если животное получает уже при рождении «правила» своего поведения, поскольку они записаны в генетическом коде, то человек при появлении на свет ничего не знает, ничего не ценит и ничего не умеет, и только общество и культура формируют наше мировоззрение, наши идеалы, принципы поведения. Искусство является одним из проводников этого воздействия, делающего каждого из нас «общественным животным» — zoon politikon, как говорил Аристотель.
Функции искусства в его отношении к природе. Искусство способно воздействовать не только на человека и общество, но и на саму природу. Ибо оно не только изображает ее, но и преображает, преображает и в воображении, и в ее реальном материальном бытии, как это делает «зеленая архитектура» — садово-парковое искусство.
Искусство в жизни общества. Искусство и массовая культура
... по всему миру тип научно-технической культуры весьма способствовал развитию свободы человека. Но вместе с тем он имеет изъяны. Технологическая цивилизация основана на таком взаимоотношений между человеком ... другой стороной развития общества. Единство традиции и ... функцию. В классической марксистской философии XIX в. понятие культуры стало употребляться для характеристики творческих сил человека ...
Эту задачу и выполняет искусство — с одной стороны, изображая природу в художественно-одухотворенной, образной форме, а с другой, — внося в природу новую красоту и поэзию (это прекрасно показано в книге Д. Лихачева «Поэзия садов»).
Именно потому, что данная функция искусства опосредована социокультурными потребностями, она существенно меняется.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Имея в виду искусство как форму общественного сознания, Г. Гегель характеризовал его как «мышление в образах», как мир воображения, параллельный действительному. Через художественные образы этот мир обогащает человека духовно, ибо это «мышление в образах» ориентировано на открытие красоты мира.
Мир красоты с миром добра и миром истины задают основание подлинного бытия человека, составляют слагаемые его сущностных сил. Отсутствие одного из трех атрибутов сущностных сил человека ставит под сомнение его статус общественного человека.
Ум человека, глухого к добру и слепого к красоте, способен творить только зло.
Влияние искусства на общество
Искусство всегда играло важную роль в жизни общества, и в истории всегда существовала острая борьба вокруг вопроса о том, какое воздействие произведения искусства оказывают на человека. Оно не только влияет на практическую деятельность и создание материальных и духовных ценностей, но и само испытывает влияние общественных условий.
Эстетическое сознание и его высший продукт — искусство, являются неотъемлемой частью общественного сознания, обеспечивая его целостность и направленность в будущее.
Список использованной литературы
- Специальная литература
- Гуревич, П.С. Культурология / П.С. Гуревич. – М.: Омега-Л, 2010. – 432с.
- Касьянов, В.В. Культурология / В.В. Касьянов. – М.: Феникс, 2010. – 576с.
- Культурология / под ред. Г.В. Драча. – М.: Феникс, 2009. – 576с.
- Маркова, А.Н, Культурология / А.Н. Маркова. – М.: Волтерс Клувер, 2009. – 496с.
- Толпыкин, В.Е., Толпыкина, Т.В. Культурология / В.Е. Толпыкин, Т.В. Толпыкина. – М.: Эксмо, 2010. – 432с.
- Юлдашбаева, З.Б. Культурология / З.Б. Юлдашбаева. – М.: Высшая школа, 2009. – 296с.
- Периодические издания
- Коломин, Г.Г. Искусство как способ бытия в мире или к вопросу о коммуникативной функции искусства / Г.Г. Коломин // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2007. — №7. – С. 158-162.
- Огородников, Ю.А. Сущность искусства в контексте культуры / Ю.А. Огородников // Вестник Московского государственного педагогического университета. – 2009. — №1. – С.47-59.
- Осокин, Ю.В., Афасижев, Т.М. Искусство в культуре общества / Ю.В. Осокин, Т.М. Афасижев // Вопросы культурологии, 2005. — №3. – С.21-46.