«экологическое воспитание младших школьников» материал

Эссе

Как прекрасен и удивителен окружающий нас мир! Голубое небо, ласковое солнце, раздольные луга, зеленые леса, величественные горы, лазурные воды, неповторимый мир растений и животных. Все создано разумно и удобно для жизни живых существ. Да, природа щедра и бескорыстна. Она даёт человеку для жизни всё- пищу, воду, одежду, топливо, окружает красотой. Но так ли все хорошо в этом мире?

Беспощадно вырубаются леса, осушаются болота, добываются полезные ископаемые, возделываются земли, строятся города, заводы, фабрики, которые загрязняют водоёмы и атмосферу. Растут горы промышленных и бытовых отходов, ядохимикатов. Люди это делают всё для того, чтобы быть сытыми, в тепле, чтобы было меньше работы и можно было бы беззаботно отдыхать и делать только то, что нравится. Они думают, что так будет всегда, что им всего этого будет достаточно. И ни один человек не задумывается, а в каком состоянии находится наша планета, каково существам, живущим вокруг. Из-за разрушения и загрязнения мест обитания многие виды животных исчезли с лица Земли, а некоторые находятся на грани исчезновения.С каждым годом ресурсы планеты всё больше истощаются, чаще случаются экологические катастрофы, в которых гибнут тысячи жизней. А человечество всё так же движется вперёд, по пути технического прогресса, забывая, что если бы не было природы, то не было бы и самого человека.

А ведь человек – самое развитое среди живых существ на планете Земля. Это лицо, наделенное достояниями культуры: духовной, нравственной, материальной, культуры взаимоотношений и экологии. Экологическая культура есть одной из составных общечеловеческих отношений человека и окружающей среды.

Так зачем же своими руками уничтожать тот мир, в котором живёшь? Что же нужно для того, чтобы достигнуть высокого качества жизни и начать подниматься по ступенькам новой цивилизации? Необходима массовая экологическая культура. Сразу и в один миг, конечно, невозможно изменить мышление миллиардов людей. Поэтому проблема «правильного» восприятия природы, равно как и «экологической культуры» выходит в настоящий момент на передний план. Путь к её формированию – это дальнейшее развитие экологического образования, где важное место для этого отводится школе, которую можно рассматривать как начальную ступень обогащения человека знаниями о природном и социальном окружении, знакомства его с целостной картиной мира и формирование научно-обоснованного, нравственного и эстетического отношения к миру.

2 стр., 957 слов

Главные люди в жизни человека

... год). В 1834-м году выходит предшествующая ему работа на тему Пугачевского восстания Настоящее искусство всегда трогает душу человека, не может ... со временем такой человек обязательно появиться. Также читают: Картинка к сочинению Главные люди в жизни человека Популярные сегодня темы А.С. Пушкин работал над ... они это, не ища в своей критике личной выгоды. И то что такие люди не заботятся о чувствах ...

В системе подготовки молодого поколения к рациональному природопользованию, ответственному отношению к природным ресурсам

составляет содержание учебных предметов начальной школы, которые несут некоторую информацию о жизни природы, о взаимодействии человека (общества) с природой, о ее ценностных свойствах. К числу важнейших понятий, обязательных для экологического образования школьников, принадлежит понятие человека как биосоциального существа, кровно связанного со средой обитания, хотя и сумевшего преодолеть свою полную зависимость от неблагоприятных природных условий и явлений. При изучении вопросов, связанных с человеком, его здоровьем, отдыхом и трудом, учащиеся подводятся к мысли, что для его нормальной жизни нужны благоприятные природные условия, которые нужно сохранять и умножать. Содержание нравственных норм и правил поведения человека в природном окружении раскрываются перед детьми постепенно, по мере изучения охраны конкретных объектов природы.

Уроки трудового обучения способствуют расширению знаний учащихся о практическом значении природных материалов в жизни человека, разнообразии его трудовой деятельности, о роли труда в жизни человека и общества, содействуют формированию умений и навыков грамотного общения с объектами природы, экономного использования природных ресурсов.

Работая со школьниками, я стараюсь использовать разнообразные формы и методы: это и наблюдения за растениями и животными на природе, на пришкольном участке; ведение календарей, целевые прогулки, экскурсии, походы, использование игровых обучающих ситуаций. Спецификой моей технологии является проведение исследовательских работ : « Цветы нашего города», «Птицы зимой», «Лекарственные травы». В течение учебного года использываю литературные произведения В.Бианки, М.Пришвина,С. Чарушина, которые доступны детям этого возраста и достоверно отражают природные явления, учат быть наблюдательными, с любовью относиться ко всему живому. Много мероприятий проводится в нашей школе по данной проблеме – это акция по сбору мусора, акция «Покормите птиц зимой», это месячник «Чистый город», озеленение и восстановление парка, пришкольного участка, это недели экологии, где каждый день посвящён экологическим проблемам и, конечно,это праздники «День Земли», «Золотая осень», «Весенние секреты».

Но только экологического воспитания в стенах учебного заведения недостаточно. Ребенок должен видеть бережное отношение и уважение к природе со стороны родителей и государства. На родительских собраниях в беседах с родителями я напоминаю о правилах поведения в местах отдыха на природе. Советую чаще им бывать в лесу в выходные дни с целью наблюдения за окружающей природой, изготовление поделок, ведь детям интересно творчество из природного материала.

3 стр., 1466 слов

Создает человека природа но развивает его общество

... Белинского «создает человека природа, но развивает и образует его общество» Эссе по цитате Белинского «создает человека природа, но развивает и образует его общество» «Создает человека природа, ... – они закладывают в нас основы поведения. Они становятся нашей совестью, потом мы ... живет на природном уровне, удовлетворяя биологические потребности. Таким образом, фундаментальной основой человека является ...

Любовь к природе тесно связана с культурой поведения, которой так не хватает большинству нашим гражданам. Достаточно обратить внимание на свалку мусора возле баков или приехать отдохнуть на речку и взглянуть на кострища с бутылками вокруг, как сразу становится ясно, как далеки мы ещё от решения данной проблемы.

Но всё-таки, я думаю, что люди начинают понимать, что человечество неотделимо от природы, что Земля – наш общий дом, который надо сохранить для потомков. А чтобы поднять культуру человека, хорошо бы добавить курс «Экологическое образование» к школьной программе для учащихся 5- 11 классов. Ведь человек должен представлять меру ответственности за нарушения законов природы, знать механизмы, пресекающие опасную и преступную деятельность, не оставаться равнодушным к ней в рамках своей гражданской позиции.