Нравственные уроки Лидии Михайловны

Эссе
  • Нравственные уроки Лидии Михайловны

Как может понять читатель, французский оказался далеко не основным профильным предметом для главного героя. Важнее всего оказались уроки нравственности. Учительница многое дала мальчику – например, научила человечности, великодушию и умению ценить не только свои нужды, но и нужды других людей.

Ребенок приобщается к азам сопереживания. Лидия Михайловна показывает ему, что судьбы других людей также важны. Человек не должен быть равнодушным к чужим проблемам, к чужому горю – наоборот, должен помогать тому, кто нуждается в помощи. Кстати, урок сопереживания не прошел даром – впоследствии, вспоминая об учительнице, герой сопереживает Лидии Михайловне, так же, как ему сопереживала она.

Еще учительница сформировала в мальчике милосердие. Она показала, что нужно помогать людям не только словами, но и делами. Лидия Михайловна отсылает герою продукты питания, помогает справиться с голодом. Конечно же, он благодарен, но гордость не позволяет ему принимать еду и деньги. Однако учительница не сдается – она начинает играть с ним в игры на деньги. Таким образом мальчик получает деньги на молоко По ходу действия становится ясно, что очевидно, она поддавалась – и это лишь способ, чтобы ребенок наконец взял деньги, от которых отказывался.

Можно сказать, что Лидия Михайловна – человек открытый, душевный и жертвенный. Она не говорить директору об азартных играх, хоть это ее обязанность. Мало того, сама прибегает к запрещенному методу, чтобы помочь ученику. Когда все обстоятельства раскрываются, она берет вину на себя и спасает героя. А сама лишается работы. Вполне возможно, что у самой учительницы деньги также не лишние. Она не богата. Но учит героя, что нужно помогать людям вне зависимости от того, обеспечен ты или сам едва сводишь концы с концами.

Еще один урок – урок человечности. Лидия Михайловна показывает, что нужно оставаться человеком в любой ситуации. Мало того, она показывает мальчику, что учитель – это не просто тот, кто задает на дом уроки и объясняет темы, это такая же личность, способная любить, чувствовать, сопереживать, как и ученик. Ведь главное – не деньги, не социальный статус и даже не возраст, а человеческие качества и душа. К тому же, мальчик понимает, что учителя – это не бесчувственные люди, которые требуют только лишь успехов в учебе, а и те, кто призван помогать детям. Причем, помогать во всех смыслах.

5 стр., 2386 слов

Лидия Михайловна в рассказе Уроки французского (образ и характеристика)

... помогает подобным себе овладеть сложным предметом. Упорство и целеустремленность учительницы подкупают каждого читателя. Отсутствуют какие-либо сомнения касательно того, что молодая женщина правильно выбрала жизненное направление. Как показывает образ Лидии Михайловны ...

Ребенок впитывает все эти понятия и становится настоящим Человеком, за что, конечно же, огромное спасибо Лидии Михайловне.

2 вариант

В рассказе Валентина Распутина «Уроки французского» герой вспоминает свою молодую учительницу французского языка. Лидия Михайловна преподавала свой предмет безупречно. Но не уроки иностранного языка запомнились мальчику больше всего: он навсегда усвоил нравственные уроки педагога, уроки человечности и доброты. В трудное для героя время учительница поддержала его, показала своим примером, что значит сопереживать человеку, протягивать ему руку помощи.

В послевоенное время многие недоедали, едва сводили концы с концами. Нелегко пришлось и семье главного героя. С трудом матери удавалось урвать для него лишнюю копейку, чтобы он учился, смог как-то пробиться в жизни. Мальчик стойко выносил все трудности, не жаловался, прилежно учился. Но учиться, чувствуя постоянный голод, было нелегко. Герой научился играть в азартные игры, но играл он не ради денег, как другие. Он зарабатывал рубль, чтобы покупать себе хотя бы молоко.

Лидия Михайловна не могла не заметить старательного ученика. Она видела, как ему тяжело. Желая подкормить его, она пригласила мальчика на дополнительные занятия. Из этого ничего не вышло: гордость не позволяла герою принимать от учителя еду или деньги. Тогда Лидия Михайловна совершила поступок, который в её окружении все назвали бы безнравственным. Она не только не рассказала директору о запрещённых играх, в которых участвуют ученики, но и сама предложила своему ученику сыграть. Лидия Михайловна поддавалась и проигрывала мальчику, чтобы тот получил хотя бы таким образом деньги, от которых отказывался. Она сумела убедить его, что ей это действительно интересно. Это продолжалось до тех пор, пока обо всём не узнал директор. Лидия Михайловна взяла вину на себя и лишилась работы.

Лидия Михайловна уехала навсегда, но её жизненные уроки не прошли даром. Герой понял, что можно помогать людям, нуждающимся в этом, не имея особого богатства. Для этого нужна лишь добрая, открытая душа, умеющая сопереживать. Учитель показал, что в любых обстоятельствах в первую очередь нужно оставаться человеком, а потом думать об условностях и правилах.

6 класс

Также читают:

Картинка к сочинению Нравственные уроки Лидии Михайловны

Нравственные уроки Лидии Михайловны

Популярные сегодня темы

  • Каждое произведение Достоевского являет собой удивительный мир, где каждая мелочь и каждая деталь имеет особое значение, несет в себе глубокий смысл.

  • Дети играли на берегу, они делали маленький кораблик и спускали на воду. В один момент детки увидели мышиную нору. Там находился мышонок, он пытался убежать от ребят, но его поймали. Мальчишка хотел убить мышонка

    1 стр., 432 слов

    Какие уроки получил главный герой рассказа Распутина «Уроки французского»?

    ... герой рассказа «Уроки французского» получил следующие нравственные уроки: что такое доброта, милосердие и любовь к ближнему; что такое предательство, подлость и жестокость; каким ... по-настоящему правильный поступок. Поступки Лидии Михайловны, которая всячески пыталась найти способы помочь мальчику, помогают рассказчику понять следующую истину: ... все окружающие люди. Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Александр Андреевич Чацкий – главный герой произведения А. С. Грибоедова и один из самых известных и противоречивых персонажей всей русской литературы

  • В одном болоте жила себе лягушка. Ничем она не отличалась от других. Ловила мух, жуков, пауков и бабочек, а также умела громко квакать.

  • Вся образная система рассказа Бориса Васильева строится вокруг главной героини Анны Федотовны. Ее материнскими глазами читатель видит уходящего на войну сына Игоря, вместе с ней читает