Письменный экзамен по психологии
ЭССЕ на тему
«Человек не что иное, как то, чем он делает себя сам» (Жан-Поль Сартр)
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ
«Человек не что иное, как то, чем он делает себя сам»
(Жан-Поль Сартр)
Данное высказывание является актуальным в наше динамичное время. Время, когда под воздействием высоких психоэмоциональных нагрузках и стрессовых факторов, обилия рекламы и информационного мусора мы находимся в постоянном напряжении и неудовлетворенности, теряя себя как личность.
Много лет не утихают споры от чего зависит формирование личности человека. Существует два противоположных представления о закономерностях становление личности. Сторонники панбиологизма объясняют все особенности человека его биологической сущностью и наследственными генетическими программами. Пансоциологизм считает, что наследственные факторы у всех людей одинаковы, а индивидуальные особенности личности развиваются под влиянием общественных отношений, обучения и воспитания.
Очень сложный вопрос, и ответ по сей день интересен, изучается многими областями, но так и не исследован до конца.
Жан-Поль Сартр обращает наше внимание на процесс формирования личности, на проблему свободы и существования человека в мире, его ответственности за собственную жизнь. Кратко и емко эту проблему он выразил словами: «Важно не то, что сделали из меня, а то, что я сам делаю из того, что сделали из меня». И это напрямую связано с темой моего рассуждения.
В учениях философа прослеживается мысль: человек должен обрести себя и убедиться, что ничто не может его спасти от себя самого, даже достоверное доказательство существования бога. В этом смысле экзистенциализм — это оптимизм, учение о действии.
Все размышления Ж.П. Сартра — это мучительные поиски смысла бытия, сути человека, который остался наедине с собой, без опоры, без объяснения. И для него в равной степени важно осознание своей свободы, осознание свободы как своей человеческой сути, осмысление границ свободы.
Самое существенное, к чему стремился автор высказывания в своем творчестве — это доказательство возможностей свободы человека и, главное, его ответственности за происходящее вокруг, от чего каждый свободный человек не имеет права уходить.
Поскольку наш мир не создан для комфорта, все люди с неизбежностью время от времени проходят через трудные жизненные ситуации, преодолевая их с различной эффективностью и различными личностными изменениями [1;20]. Как индивид преодолеет свой путь, кем он станет, какие уроки усвоит и куда пойдет дальше — только его выбор.
Жан-Поль Сартр о человеке
... человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам. *** Человек - это не сумма того, что ... дорожат тем, что все думают одно и то же. *** Я сам - своя свобода. *** Настоящая свобода начинается по ... я чувствую, как время стоит на месте. Дрожащие минуты осыпаются, погребая ...
Так Михаил Васильевич Ломоносов еще в юности определил смысл своей жизни: «науки сочинять». Одновременно появлялись цели, тождественные этому смыслу: учить латынь, постигать накопленные человечеством знания, самому писать труды, ставшие теоретической основой многих наук. И в этом выражалось счастье знать и счастье постигать непознанное. Для того, чтобы достичь счастья, добиться цели в жизни и реализовать ее смысл, ему необходима была колоссальная работа над собой, буквально ручная лепка собственной судьбы, начиная от пешего пути за рыбным обозом и заканчивая делом всей его жизни: «Системой всей физики».
Генеральный конструктор Королев Сергей Павлович вопреки всем невзгодам и тяжелой судьбе стал одной из крупнейших фигур XX века в области космического ракетостроения и кораблестроения. Осуществил свою мечту и мечту миллионов людей сделав возможным запуск первого искусственного спутника Земли и первого космонавта планеты Юрия Гагарина. психоэмоциональный нагрузка экзистенциализм
Пожалуй, в судьбе каждого человека, запечатлевшего свое имя в Истории, были трудности посложнее тех, что ломают обычных людей. Люди с целью, с твердой жизненной позицией, люди, которые свободно мечтают и смело действуют -обречены быть успешными и возможно великими.
Мечта — одно из наиболее ярких событий нашей внутренней жизни. Образы мечты создают в нашем воображении целый мир желаемого. Они могут быть очень реалистичными или причудливыми и фантастичными, они могут уносить нас далеко в прошлое и будущее или мгновенно изменять происходящее здесь и сейчас. Эти образы всегда притягательны, они приносят удовольствие и радость, но иногда и грусть, и тоску, если действительность, в которой мы живем, сильно отличается от того, о чем мы мечтаем [2;26]. Но в наших силах начать действовать, продумать план, составить цели и сделать себя и свою жизнь, максимально приблизив к мечте.
К сожалению, большая часть людей, проживает всю свою жизнь, так и не осознав простой истины: твоя жизнь в твоих руках. Ни наследственность, ни власть, ни время в котором ты живешь, ничто не способно тебе помешать или навредить, если есть осознание ответственности за свою жизнь, цель и желание действовать. Только тогда все встречаемые на пути трудности преодолеваются, а характер закаляется и обтачивается, делая нас сильнее.
Все так просто, но так мало людей, кто действительно сам несет ответственность за свою жизнь. Главное, в погоне за собой идеальным (в индивидуальном понимании идеала) не потерять себя настоящего. Не забывать радоваться и жить здесь и сейчас, наслаждаясь процессом своего преобразования и осознания своей силы и своего могущества.
В тот самый миг, когда мы наконец понимаем, что мы Творители своей жизни, мы сами принимаем решения и сами несем ответственность — мы становимся абсолютно свободными и счастливыми.
Проблема роли детства в жизни человека: аргументы из литературы. «Детство»
... жизни человека, аргументы в пользу влияния ранних лет на становление личности, дети могут в школе на уроках литературы. Этот вопрос поднимается во многих классических произведениях. Тема для сочинения «Роль детства в жизни человека» ... из жизни. В. Закруткин «Матерь человеческая» Мария, героиня повести, во время войны взяла на себя ответственность за своих и чужих детей, спасла их, стала для ... цели, ...
Подводя итог своих рассуждений хотелось бы отметить, что если бы каждый человек взял вышесказанное утверждение Жан-Поль Сартра за основу своей жизни, было бы намного меньше несчастных, обвиняющих в своих невзгодах общество, власть, родителей и много кого еще. На мой взгляд, это основная мысль к которой помогает прийти психолог при оказании психологического консультирования — осознать ответственность за свою жизнь, не ждать милости, погоды, «золотой рыбки», а действовать и творить себя и свой мир.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/esse/na-temu-chelovek-delaet-sebya-sam/
Нартова-Бочавер С.К., Астанина Н.Б. «Униженность и оскорбленность» как черта личности: феноменологический анализ позиции жертвы // Социальная психология и общество. 2014. Том 5. № 2. С. 13-26.
Егорова П.А. Мечта как предмет психологического исследования // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 1. С. 19-27.