Статья — «Будущее начинается сегодня»

Эссе

Эссе «Будущее начинается сегодня»

Когда думаешь о времени и о своей работе, о себе и своих воспитанниках, снова и снова обращаешься к словам А.П.Чехова: «Если вы будете работать для настоящего, то ваша работа выйдет ничтожной; надо работать, имея в виду только будущее».

Да, великая ответственность ложится на плечи учителя! Каждый раз, задумываясь о пройденном учительском пути, о беспокойной должности классного руководителя, о новых задачах, поставленных перед нами, я убеждаюсь, что требования к учителю постоянно возрастают и что круг наших обязанностей из года в год расширяется. И это вполне закономерно, ибо нелегкая наша профессия очень необходима людям, нужна стране, народу. Поэтому, как бы ни было трудно, я ни разу не пожалела, что вступила на тернистый учительский путь.

«Не так-то просто быть педагогом в двадцатом веке!» — справедливо заметил в одной из статей Чингиз Айтматов. Быть учителем в двадцать первом веке — труднее вдвойне.

Современному обществу требуются люди самостоятельные, способные принимать ответственность за свое будущее, творческие, относящиеся к собственному развитию как ценности. Все пристальнее вглядываются молодые люди в мир, все напряженнее их внутренняя работа в поисках самоопределения: «Что ждёт меня в будущем? Кем я стану, когда вырасту?» Чем старше наши дети становятся, тем чаще задумываются над этими вопросами. В их сознании рождаются удивительные мечты о лёгкой и беззаботной жизни. Но вскоре они осознают, что эта взрослая жизнь не такая уж и простая, ведь она полна забот, проблем и требует от них ответственности в принятии самостоятельных решений. Именно от этих решений и твёрдых действий зависит их будущее.

А будущее начинается сегодня. И прекрасный новый человек воспитывается нами. Сегодня! Только так и надо смотреть на наших детей.

Для старшеклассников последних лет характерны стремление скорее утвердить себя в жизни, желание самим докопаться до сути вещей, энергия и любознательность, развитое чувство собственного достоинства. Они не терпят фальши снисходительности, от взрослых требуют серьезного отношения к себе, разговора по большому счету, особенно когда речь идет о выборе профессии, о будущем.

«Ты выбираешь свое будущее! » — такую тему предложила я своим воспитанникам, учащимся одиннадцатого класса, для диспута. Равнодушных и воздержавшихся не было: старшеклассники понимали, что обсуждаемые проблемы вскоре встанут перед ними. Кому, как не им, думать и мечтать о завтрашнем дне, кому, как не им, намечать смелые планы. Поэтому не было ничего удивительного, что разговор получился страстным и искренним. Все было в высказываниях учеников: надежды и колебания, уверенность и сомнения, мечтательность и расчет в первую очередь говорили о том, что волновало больше всего, о выборе места в жизни. Тут было о чем поспорить, поразмыслить!

13 стр., 6342 слов

Смысл жизни человека как проблема выбора жизненного пути

... жизни. Задачи: 1)Представить и изучить проблемы смысла жизни в области философии. 2)Обосновать и рассмотреть смысл жизни, аспекты проблем выбора жизненного пути. Глава 1. Определение смысла жизни Понятие смысла жизни наличествует в любой развитой мировоззренческой системе, оправдывая и ... подход Философы-прагматики полагают, что вместо поисков истины о жизни мы должны искать полезное понимание ...

И чем ближе тревожная и счастливая пора выпускных экзаменов, за гранью которых огромный, настежь распахнутый мир, тем взволнованней и глубже думы о призвании, о необходимости делать выбор, принимать решение. Не мене, чем мои воспитанники, я раздумывала и переживала об их грядущем дне. Одни довольно ясно представляли свою будущую профессию и говорили о ней увлеченно, со знанием дела. Другие еще стояли на распутье, боясь ошибиться в выборе жизненного пути. Третьи утверждали, что вопрос о выборе профессии не стоит: все будет зависеть от материальных возможностей родителей.

Слушая своих воспитанников, я пришла к выводу: мы зачастую недооцениваем своих учеников. Обвиняем их в легкомыслии, а они живут внутренней жизнью. Считаем их беспечными: «Не цените того, что дают!». А они бережно изо дня в день складывают в копилку сердца и ума драгоценные крупинки знаний, правды и доброты. Под горячую руку говорим: «Не любите школу!», а они не представляют себя вне родных школьных стен. «Не думаете о будущем!», — упрекаем мы их. А они понимают, что будущее зависит от нас – от людей и что пришло время задуматься о том, что будущее начинается сегодня, сейчас, в эту минуту. Они хотят жить в мире, где нет войн, природа первозданно прекрасна, люди здоровы и счастливы!

  • А ведь всё это в наших руках! — восклицают одни.
  • Каждый человек должен внести свой (пусть маленький) вклад в создание прекрасного будущего, — утверждают другие.

И меня радует, что Паша хочет пойти по стопам мамы – стать детским врачом. Ведь так много детей страдает от страшных болезней. И, возможно, он сможет изобрести или найти лекарство, которое облегчит жизнь бедным детишкам. Готовиться стать адвокатом Лера, она считает, что защищать людей, доказывать их невиновность – благородное дело. А вот Катя еще не определилась с выбором профессии, но хочет, чтобы она была не только интересной, но и приносила людям пользу.

Сегодня о молодежи пишут много. Пишут все: журналисты и академики, учителя и профессиональные литераторы, социологи и родители. Рубрика «На темы воспитания» не сходит с экранов телевизоров, снимаются телесериалы, в которых создается образ современного школьника. Как говорится, у кого что болит. А наболевшего немало. К сожалению, нашлись среди моих учеников и такие, которые считают, что в наше время надо работать на себя, выбирать «денежную» профессию. Заново с особой остротой воспринимаешь утверждение А.С. Макаренко о том, что плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

42 стр., 20937 слов

Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

... будущим: портрет моего поколения» Прежде чем мы перейдем к аргументам для подготовке к итоговому сочинению по направлению «Между прошлым и будущим: ... Нужно ли читать книги в ... считает ... будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной. ... сами собой и несчастье сменится счастьем, даже если для этого человек ничего не будет делать. Многие люди живут мечтами о лучшем будущем, ...

Хочется обратиться к нынешним школьникам: «Если вы хотите жить в прекрасном будущем, то стоит уже сейчас задуматься о том, каким вы его хотите видеть. Либо вы будете лишь подчиняться уже сложившимся правилам, либо вы сами будете создавать эти правила, законы. Поэтому будьте смелее, открытее, энергичнее. Учитесь, творите, изобретайте, пишите, сочиняйте! И у вас обязательно все получится! Каждому из вас время задуматься о том, что будущее начинается сегодня!»

Так с чего же наше поколение начнет свой путь в будущее?