Ое. Всеобуч России: духовный космос Льва Толстого

Эссе

К ПАМЯТНОЙ ДАТЕ «УХОДА» ЛЬВА НИКОЛАЕВИЧА ТОЛСТОГО

(1910 — 2010)

Эссе 1-ое. ВСЕОБУЧ РОССИИ: ДУХОВНЫЙ КОСМОС ЛЬВА ТОЛСТОГО

«…Ни один олень, ни один дядя Ерошка не защищал свою «особенность» так, как он, не утверждал ее с такой страстью и силой, — достаточно вспомнить хоть то, как зоологически ревинив он был в любви. И вместе с тем всю жизнь разрушал ее и чем дальше, тем все страстнее, все сильнее. Как могло быть иначе? Как не разрушать, если все таки не дано было кавказскому юнкеру в его дальнейшей долгой жизни идти к блаженному, звериному «поживу и умру и только трава вырастет»? Как не разрушать, если то и дело становится «гадко на самого себя», если «счастие в том, чтобы жить для других»?

  • Он так обрадовался и взволновался, открыв эту, как ему казалось, новую истину, что вскочил и в нетерпении стал искать, для кого бы ему поскорее пожертвовать собой…

Сколько раз в жизни открывал он «эту, как ему казалось, новую истину»? Истина же эта роковая. С ней нельзя быть оленем или дядей Ерошкой. «Все равно, что бы я ни был: такой же гордыню, самоуверенность… Отсюда и «постоянное стремление его видеть и развенчивать то, что таится в душе человека под всеми формами блестящей внешности». Почему так преклонялся он перед «народом»? Потому, что видел его простоту, смирение; потому, что миллионы его, этого простого, вечно-работающего народа, жили и живут смиренной, нерассуждающей верой в Хозяина, пославшего их в мир с целью, недоступной нашему пониманию.

…И олень, и дядя Ерошка тоже «рамки», но думают ли они об этом! Олени и дяди Ерошки, каждый в своей «особенности», в своей «самости», ничуть не стремятся искать, «для кого бы поскорей пожертвовать собой». И поэтому сугубо роковой путь жизни был уготован тому, кто был рожден и оленем и дядей Ерошкой, а вместе с тем — Дмитрием Олениным, который никак не мог умереть так, чтобы только трава выросла. «Некоторые живут, не замечая своего существования». Не некоторые, — их столько же, сколько на земле комаров и оленей. А сколько замечающих? Он же был из тех, что слишком замечают. И нельзя было ему умереть, как оленю. Надлежало умереть или как Ивану Ильичу, как князю Серпуховскому из «Холстомера», в лучшем случае, как самому Холстомеру — или же с совершенно несомненным чувством то ли слов Христа: «Царство Мое не от мира сего, верующий в Меня не увидит смерти во век», то ли слов индийской мудрости: «Отверзите уши ваши, освобождение от смерти найдено! Освобождение — в разоблачении духа от его материального одеяния, в воссоединении Я временного с вечным Я»…

15 стр., 7297 слов

Историческая память свой аргумент из жизни. Проблема памяти, ...

... о проблеме памяти, я вспоминаю повесть В. Распутина «Прощание с Матерой». Дарья, сильная духовно женщина, бережет прошлое с ... смерть, как и рождение, - акт интимный, совершаемый в одиночестве, даже если вокруг стоят объятые горем родственники. (49)Решение рисковать жизнью с минимальными шансами не умереть ... время, во время свершения его полетов. Казалось, что Гагариным движет желание прославить свою ...

АСТАПОВО: ТОЛСТОВСКАЯ РУСЬ – БУНИНСКАЯ РУСЬ

У Ивана Алексеевича Бунина есть замечательное философско-провидческое сочинение – «ОСВОБОЖДЕНИЕ ТОЛСТОГО»…

Лев Толстой… Иван Бунин… Гениальные сыны земли Русской… Толстовская Русь… Бунинская Русь… Великое служение Отечеству, Родине, Народу, Человечеству…

* *

«Опять всем нутром своим ощутил я эту самую Русь…опять сильно чувствовал, как огромна, дика, пустынна, сложна, ужасна и хороша она…» — Великий труженик, подвижнически преданный искусству, Бунин дал блестящие образцы поэзии, художественного слова. Он призывал к благоговейно-бережному отношению к слову, к языку. В годы первой мировой войны, обозревая прошлое человечества, поэт-гуманист возвышает свой голос в защиту цивилизации, в защиту слова («Умейте же беречь хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, наш дар бесценный – речь»).

На склоне лет Иван Алексеевич Бунин обратился к своему давнему рассказу «Бернар», заново отредактировал, стилистически откорректировал его. Рассказ этот считают как бы поэтическим завещанием великого русского писателя. В каждого человека вложен от рождения тот или иной талант, полагает Бунин, и вместе с дарованием – «священный долг не зарывать его в землю». Зачем, почему? Мы этого не знаем. Но мы должны знать, что всё в этом непостижимом для нас мире непременно должно иметь какой-то смысл».

Иван Алексеевич прожил восемьдесят три года; из них шестьдесят пять лет он с удивительным трудолюбием, ответственностью работал на благо отечественной словесности и мировой культуры. Творения Бунина – слава России. Бунинское наследие – гордость земли Русской. «Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится радужного блеска и звёздного сияния его одинокой страннической натуры», — говорил Максим Горький.

Явление Бунина России ещё не осознано нами во всей полноте. Бунина – Мастера, Пророка, Чародея Слова, Философа, Психолога, Педагога, Культуролога, Провидца. Бунин – оптимистичен, трагичен; горька и свята его любовь к Родине: «Синий ворон от падали алый клюв поднимал и глядел, а другие косились и прядали, а кустарник шумел, шелестел. Синий ворон пьёт глазки до донышка, собирает по косточкам дань. Сторона ли моя, ты сторонушка, вековая моя глухомань!».

* *

«ОСВОБОЖРЕНИЕ ТОЛСТОГО» Ивана Бунина… Философско-психологическмй Космос Личности и Мироздания, Минувшего, Сиюминутного и Грядущего:

«Совершенный, монахи, не живет в довольстве. Совершенный, о монахи, есть святой Высочайший Будда. Отверзите уши ваши: освобождение от смерти найдено».

29 стр., 14282 слов

Роль пейзажа в произведениях И.А. Бунина

... реферата являлось: 1) раскрыть сущность пейзажа в произведениях Бунина; 2) выяснить, как пейзаж помогает творческим людям отразить свои ... неотвратимостью. Между прочим, когда это наиболее известный из бунинских рассказов толкуют только в смысле обличении капитализма и ... запретом. Главной причиной отлучения Бунина от советского читателя стали его бескомпромиссные публикации и «Окаянные дни» - одна из ...

И вот и Толстой говорит об «освобождении»:

  • Мало того, что пространство и время и причина суть формы мышления и что сущность жизни вне этих форм, но вся жизнь наша есть (все) большее и большее подчинение себя этим формам и потом опять освобождение от них…

В этих словах, еще никем никогда не отмеченных, главное указание к пониманию его всего.

Астапово — завершение «освобождения», которым была вся его жизнь, не взирая на всю великую силу «подчинения».

Помню, с каким восторгом сказал он однажды словами Пифагора Самосского: «Нет у тебя, человек, ничего, кроме души!» Знаю, как часто повторял Марка Аврелия: «Высшее назначение наше — готовиться к смерти». Так он и

сам писал: «Постоянно готовишься умирать. Учишься получше умирать.»

«Я — Антонин, но я и человек; для Антонина град и отечество — Рим, для человека — мир.»

Для Толстого не осталось в годы его высшей мудрости не только ни града, ни отечества, но даже мира; осталось одно: Бог; осталось «освобождение», уход, возврат к Богу, растворение — снова растворение — в Нем…».

Бунинское – исповедальное, личностно-автобиографическое, заветное:

«До сих пор помню тот день, тот час, когда ударил мне в глаза крупный шрифт газетной телеграммы:

  • Астапово, 7 ноября. В 6 часов 5 минут утра Лев Николаевич Толстой тихо скончался.

Газетный лист был в траурной раме. Посреди его чернел всему миру известный портрет старого мужика в мешковатой блузе, с горестно-сумрачными глазами и большой косой бородой. Был одиннадцатый час мокрого и темного петербургского дня. Я смотрел на портрет, а видел светлый, жаркий кавказский день, лес над Тереком и шагающего в этом лесу худого загорелого юнкера «в белой папашке с опустившимся пожелтевшим курпеем, в белой, грязной, с широкими складками черкеске» и с винтовкой в руке:

  • На другой день Оленин пошел один на то место, где он со стариком спугнул оленя… День был совершенно ясный, тихий, жаркий. Утренняя свежесть даже в лесу пересохла, и мириады комаров буквально облепляли лицо, спину и руки… Эти мириады насекомых так шли к этой дикой, до безобразия богатой растительности, к этой бездне зверей и птиц, наполняющих лес, к этой темной зелени, к этому пахучему, жаркому воздуху, к этим канавкам мутной воды, везде просасывающейся из Терека и бульбулькающей где-нибудь под нависшими листьями… Обойдя то место, где он вчера нашел зверя, и ничего не встретив, он захотел отдохнуть… Он отыскал вчерашние следы оленя, подобрался под куст в чащу, в то самое место, где вчера лежал олень, и улегся у его логова… И вдруг на него нашло такое странное чувство беспричинного счастья и любви ко всему, что он, по старой детской привычке, стал креститься и благодарить кого-то. Ему вдруг с особенной ясностью пришло в голову, что вот я, Дмитрий Оленин, такое особенное ото всех существо, лежу теперь один, Бог знает где, в том месте, где жил олень, старый олень, красивый, никогда, может быть, не видавший человека… Около меня, пролетая между листьями, которые кажутся им огромными островами, стоят в воздухе и жужжат комары: один, два, три, четыре, сто, тысяча, миллион комаров, и каждый из них такой же особенный от всех Дмитрий Оленин, как и я сам… И ему ясно стало, что он нисколько не русский дворянин, член московского общества, друг и родня того-то и того-то, а просто такой же комар или такой олень, которые живут теперь вокруг него. «Так же, как они, как дядя Ерошка, поживу и умру. И правду он говорит: только трава вырастет». — «Да что же, что трава вырастет? — думал он дальше: — Все таки надо жить, надо быть счастливым… Все равно, что бы я ни был: такой же зверь, как и все, на котором трава выростет и больше ничего, или я рамка, в которой вставилась часть единого Божества, все таки надо жить наилучшим образом. Как же надо жить, чтобы быть счастливым, и отчего я не был счастлив прежде?» И он стал вспоминать свою прошедшую жизнь, и ему стало гадко на самого себя… И вдруг ему как — будто открылся новый свет. «Счастие, вот что, — сказал он себе: — счастие в том, чтобы жить для других… в человеке вложена потребность счастия;
  • стало быть оно законно. Удовлетворяя его эгоистически, то есть отыскивая для себя богатства, славы, удобства жизни, любви, может случиться, что обстоятельства так сложатся, что невозможно будет удовлетворить этому желанию. Следовательно, эти желания незаконны, а не потребность счастия незаконна. Какие же желания всегда могут быть удовлетворены, несмотря на внешние условия? Какие? Любовь, самоотвержение!» Он так обрадовался и взволновался, открыв эту, как, ему казалось, новую истину, что вскочил и в нетерпении стал искать, для кого бы ему поскорее пожертвовать собой, кому бы сделать добро, кого бы любить…

Софья Андреевна говорила:

8 стр., 3679 слов

Жизнь, смерть и бессмертие

... изменилось ценностное отношение к жизни и смерти человека в связи с общей ситуацией на Земле. По сути дела, речь идёт о триаде: жизнь - смерть - бессмертие, поскольку все духовные системы ... затем и воплотить в жизнь реальное бессмертие. Однако идеалом такого бессмертия является не существование одноклеточного организма и не ангельская жизнь в лучшем мире. С этой точки зрения человек должен жить ...

  • Сорок восемь лет прожила я с Львом Николаевичем, а так и не узнала, что он был за человек!».

* *

Человек драматической судьбы, даже в годы самых трагических своих заблуждений, находясь вдали от своей столь любимой, столь желанной Родины, Иван Алексеевич Бунин с трепетной нежностью писал о России, крепил и приумножал всесветную славу русского языка. Однажды приобщившись к притягательной красоте бунинского слога, на всю жизнь остаёшься под впечатлением чего-то праздничного, возвышенного, хотя и до слёз грустного. На кого не повеет «тонкий аромат опавшей листвы и запах антоновских яблок, запах мёда и осенней свежести»? Вместе с писателем мы «встречали и редкие мгновения правды» («Поздней ночью»), страдали за «молодой, замученный народ» («Новая дорога»), слышали радость в стенаниях гордой чайки, ставшей символом всепобеждающей, бескорыстной любви («Велга»).

Как истинный художник, Бунин неповторим в каждом своем произведении. Это как раз тот уровень мастерства, которого достигли в «БУНИНСКУЮ ЭПОХУ» (до 1950-х годов), конечно же, не многие его современники (среди них М.Горький, Куприн, Вересаев, Л. Андреев, Есенин, Шолохов, Леонов, Твардовский, Бондарев, Рубцов, Ю. Кузнецов).

Бунинское «ОСВОБОЖДЕНИЕ ТОЛСТОГО»… — « Многообразие этого человека всегда удивляло мир. Но вот тот образ, что вспомнился мне 7 ноября четверть века тому назад, — этот кавказский юнкер с его мыслями и чувствами среди «дикой, до безобразия богатой растительности» над Тереком, среди «бездны зверей и птиц», наполняющих эту растительность, и несметных комаров в воздухе, каждый из которых был будто бы «такой же особенный от всех», как и сам юнкер ото всего прочего: не основной ли это образ? Юнкер, думая о своей «особенности», с радостью терял чувство ее: «Ему ясно стало, что он ни сколько не русский дворянин, член московского общества, друг и родня того-то и того-то, а просто такой же комар или такой же олень, которые живут теперь возле него. Так же, как они, как дядя Ерошка, поживу и умру. И правду он говорит: только трава вырастет…» Это стремление к потери «особенности» и тайная радость потери ее — основная толстовская черта. «Слова умирающих особенно значительны». И, умирая, он, величайший из великих, говорил: «На свете много Львов, а вы думаете об одном Льве Толстом!» Разве это не то же, что чувствовал и говорил себе кавказский юнкер про свою «особенность»? Радовало его это и впоследствии — взять Наполеона, Пьера, князя Андрея и разоблачить мнимую высоту их положений и самооценок, лишить их «особенности»,

17 стр., 8188 слов

Особенности творчества Куприна

... Творчество Куприна Творчество Александра Ивановича Куприна формировалось в годы революционного подъема. Ему всю жизнь была близка тема прозрения простого русского человека, который жадно искал правду жизни. Все свое творчество Куприн ... капиталом и подневольным трудом человека. Он сумел уловить социальные особенности новейших форм капиталистического производства. Гневный протест против чудовищного ...

показать на них, что сущность жизни вне временных и пространственных форм, смешать их с комарами и оленями; сделать это и с самим собою. Ни один олень, ни один дядя Ерошка не защищал свою «особенность» так, как он, не утверждал ее с такой страстью и силой, — достаточно вспомнить хоть то, как зоологически ревинив он был в любви. И вместе с тем всю жизнь разрушал ее и чем дальше, тем все страстнее, все сильнее. Как могло быть иначе? Как не разрушать, если все таки не дано было кавказскому юнкеру в его дальнейшей долгой жизни идти к блаженному, звериному «поживу и умру и только трава вырастет»? Как не разрушать, если то и дело становится «гадко на самого себя», если «счастие в том, чтобы жить для других»?

  • Он так обрадовался и взволновался, открыв эту, как ему казалось, новую истину, что вскочил и в нетерпении стал искать, для кого бы ему поскорее пожертвовать собой…

Сколько раз в жизни открывал он «эту, как ему казалось, новую истину»? Истина же эта роковая. С ней нельзя быть оленем или дядей Ерошкой. «Все равно, что бы я ни был: такой же гордыню, самоуверенность… Отсюда и «постоянное стремление его видеть и развенчивать то, что таится в душе человека под всеми формами блестящей внешности». Почему так преклонялся он перед «народом»? Потому, что видел его простоту, смирение; потому, что миллионы его, этого простого, вечно-работающего народа, жили и живут смиренной, нерассуждающей верой в Хозяина, пославшего их в мир с целью, недоступной нашему пониманию.

…И олень, и дядя Ерошка тоже «рамки», но думают ли они об этом! Олени и дяди Ерошки, каждый в своей «особенности», в своей «самости», ничуть не стремятся искать, «для кого бы поскорей пожертвовать собой». И поэтому сугубо роковой путь жизни был уготован тому, кто был рожден и оленем и дядей Ерошкой, а вместе с тем — Дмитрием Олениным, который никак не мог умереть так, чтобы только трава выросла. «Некоторые живут, не замечая своего существования». Не некоторые, — их столько же, сколько на земле комаров и оленей. А сколько замечающих? Он же был из тех, что слишком замечают. И нельзя было ему умереть, как оленю. Надлежало умереть или как Ивану Ильичу, как князю Серпуховскому из «Холстомера», в лучшем случае, как самому Холстомеру — или же с совершенно несомненным чувством то ли слов Христа: «Царство Мое не от мира сего, верующий в Меня не увидит смерти во век», то ли слов индийской мудрости: «Отверзите уши ваши, освобождение от смерти найдено! Освобождение — в разоблачении духа от его материального одеяния, в воссоединении Я временного с вечным Я»…

5 стр., 2071 слов

Сочинения на свободную тему — главное в жизни человека — Слово

... только вы полностью отвечаете за собственную жизнь. Поэтому сделайте выводы и будем двигаться дальше. Смысл предназначения человека на земле Большие надежды возлагал Создатель на своё новое творение. Но и ... Сатана князь мира сего, не просто слова. Это печальная констатация реального положения вещей. Мы на земле в лапах Сатаны. Смысл предназначения человека на земле — суметь противостоять его тёмной ...