Когда мы читаем наших любимых писателей нас охватывает

Эссе

«Читая Пушкина, можно великолепным образом воспитать в себе человека» (В.Г. Белинский).

Приближается 6 июня — Пушкинский день в России. Вновь хочется читать стихи поэта, смотреть кинофильмы, снятые по его произведениям, перечитывать воспоминания современников и писателей другого, XX века, влюбленных в его творчество и покоренных мощью его личности. В этом ряду стоят К. Вересаев, А. Ахматова, М. Цветаева…

В очерке «Чувство истории» К.Г. Паустовский писал, что его любимая историческая эпоха – первая половина XIX века, потому что это время Пушкина. «А всё, что связано с именем Пушкина, с людьми, которые его окружали или были его современниками, с местами, где он жил, полно для меня живого интереса и прелести», – отмечал писатель. Эти слова так созвучны моим мыслям, что « пальцы просятся к перу, перо к бумаге» — хочется говорить о Пушкине!

«Читая Пушкина, можно великолепным образом воспитать в себе человека», — утверждал В.Г. Белинский.

Действительно, самое нужное и самое трудное для семьи и для страны — это воспитать человека. Кажется, это звучит странно: воспитать в человеке человека. Мы же от рождения уже люди!

Слово «воспитать» издревле имело значение «питати», т.е. вскормить.Однако не хлебом единым жив человек! Позднее это понятие приобрело новый смысл: «вырастить, привив какие-либо навыки, повлиять на развитие».

«Человек должен быть умён, прост, справедлив, смел и добр. Только тогда он имеет право носить это высокое звание – Человек», — писал К.Г. Паустовский. Как же воспитать в себе человека, читая Пушкина?

Во-первых, я считаю, поэзия Пушкина учит откликаться на прекрасное, например, мы видим глазами поэта зимнее утро («Мороз и солнце; день чудесный!»), зимний вечер («Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя»), «пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса».

Во-вторых, в произведениях Пушкина всегда много солнца, света, радости, вопреки всему плохому и трудному, что бывает в жизни. А насколько известно, жизнь великого поэта была достаточно трудной: ссылки, гонения, борьба с цезурой… Но, несмотря на это, поэт по-доброму советует другу или просто читателю:

Если жизнь тебя обманет,

Не печалься, не грусти,

День веселья, верь, настанет…

В-третьих, поэзия Пушкина подарила нам прекрасные образцы лирики дружбы, верности, преданности. Среди большого количества стихотворений-посланий тема дружбы занимает особое место. Поэт обращается к А. Дельвигу, В.А. Жуковскому, В. Кюхельбекеру… А после посещения Иваном Пущиным Михайловского, напишет знаменитое послание, в котором даст оценку этому поступку друга и признается ему в дружбе, назвав «бесценным другом»:

18 стр., 8752 слов

Лирика Пушкина как отражение многогранности личности поэта

... своего гения. А жанровое многообразие поэта до сих пор подтверждает людям высшее назначение Пушкина. Гоголь утверждал, что лирика Пушкина – «явление чрезвычайное». Определяя многогранность творчества поэта, он с восхищением писал: «Что ... позднего классицизма. Но в них есть частица жизни юного Пушкина. «И век мой тих, как ясный день», - говорил он в «Послании к Юдину». Ему казалось, ...

Мой первый друг,

Мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

В-четвертых, никто не мог так восторженно писать о любви, быть таким «незлобливым», даже если она оказывалась неразделенной:

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим.

В-пятых, А.С. Пушкин, по выражению Н.В. Гоголя, « это русский человек, который явится нам через 200 лет», т.е. поэт опередил время. И действительно, его интересовали очень многие вопросы: и литературные, и общественные, и политические, и философские, и исторические… Он всегда «хотел быть с веком наравне»:

Ищу вознаградить в объятиях свободы

Мятежной младостью утраченные годы

И в просвещении стать с веком наравне.

В-шестых, Пушкин учит нас проявлению чувства доброты и благодарности к тем людям, которые тебя воспитали, окружали трогательной заботой. Примером могут быть строки, обращенные к няне: «подруга дней моих суровых», «голубка».

И, наконец, на постаменте главного памятника великому поэту в Москве начертаны слова из знаменитого литературного завещания — стихотворения «Памятник»:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал!

Это ли не есть великая миссия великого поэта?!

Итак, только беглый взгляд на поэзию А.С. Пушкина позволяет с уверенностью сказать, что, читая его произведения, можно воспитать в себе лучшие человеческие качества.

В заключение хочется привести воспоминания С.Я. Маршака: «Помню, лет шестьдесят тому назад замечательный русский композитор Анатолий Константинович Лядов спросил меня:

  • Любите ли вы Пушкина?

Мне было в то время лет четырнадцать, и я ответил ему так, как ответило бы тогда большинство подростков, имеющих пристрастие к стихам:

  • Я больше люблю Лермонтова!

Лядов наклонился ко мне и сказал убедительно и ласково:

  • Милый, любите Пушкина!

Это отнюдь не значило: «Перестаньте любить Лермонтова».

И все же я до сих пор благодарен ему за доброе напутствие и полагаю, что дети нашего времени будут не менее благодарны своим педагогам и родителям за столь же своевременный совет:

  • Милые, любите Пушкина!