«Читая Пушкина, можно великолепным образом воспитать в себе человека» (В.Г. Белинский).
Приближается 6 июня — Пушкинский день в России. Вновь хочется читать стихи поэта, смотреть кинофильмы, снятые по его произведениям, перечитывать воспоминания современников и писателей другого, XX века, влюбленных в его творчество и покоренных мощью его личности. В этом ряду стоят К. Вересаев, А. Ахматова, М. Цветаева…
В очерке «Чувство истории» К.Г. Паустовский писал, что его любимая историческая эпоха – первая половина XIX века, потому что это время Пушкина. «А всё, что связано с именем Пушкина, с людьми, которые его окружали или были его современниками, с местами, где он жил, полно для меня живого интереса и прелести», – отмечал писатель. Эти слова так созвучны моим мыслям, что « пальцы просятся к перу, перо к бумаге» — хочется говорить о Пушкине!
«Читая Пушкина, можно великолепным образом воспитать в себе человека», — утверждал В.Г. Белинский.
Действительно, самое нужное и самое трудное для семьи и для страны — это воспитать человека. Кажется, это звучит странно: воспитать в человеке человека. Мы же от рождения уже люди!
Слово «воспитать» издревле имело значение «питати», т.е. вскормить.Однако не хлебом единым жив человек! Позднее это понятие приобрело новый смысл: «вырастить, привив какие-либо навыки, повлиять на развитие».
«Человек должен быть умён, прост, справедлив, смел и добр. Только тогда он имеет право носить это высокое звание – Человек», — писал К.Г. Паустовский. Как же воспитать в себе человека, читая Пушкина?
Во-первых, я считаю, поэзия Пушкина учит откликаться на прекрасное, например, мы видим глазами поэта зимнее утро («Мороз и солнце; день чудесный!»), зимний вечер («Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя»), «пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса».
Во-вторых, в произведениях Пушкина всегда много солнца, света, радости, вопреки всему плохому и трудному, что бывает в жизни. А насколько известно, жизнь великого поэта была достаточно трудной: ссылки, гонения, борьба с цезурой… Но, несмотря на это, поэт по-доброму советует другу или просто читателю:
Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не грусти,
Лирика Пушкина как отражение многогранности личности поэта
... гения. А жанровое многообразие поэта до сих пор подтверждает людям высшее назначение Пушкина. Гоголь утверждал, что лирика Пушкина – «явление чрезвычайное». Определяя многогранность творчества поэта, он с восхищением писал: ... поэзии Пушкина отражена в лирике эпохи, в которой жил и творил Александр Сергеевич. Пушкин был не только великим поэтом, волшебником русского слова. Это был человек высокий ...
День веселья, верь, настанет…
В-третьих, поэзия Пушкина подарила нам прекрасные образцы лирики дружбы, верности, преданности. Среди большого количества стихотворений-посланий тема дружбы занимает особое место. Поэт обращается к А. Дельвигу, В.А. Жуковскому, В. Кюхельбекеру… А после посещения Иваном Пущиным Михайловского, напишет знаменитое послание, в котором даст оценку этому поступку друга и признается ему в дружбе, назвав «бесценным другом»:
Мой первый друг,
Мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
В-четвертых, никто не мог так восторженно писать о любви, быть таким «незлобливым», даже если она оказывалась неразделенной:
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.
В-пятых, А.С. Пушкин, по выражению Н.В. Гоголя, « это русский человек, который явится нам через 200 лет», т.е. поэт опередил время. И действительно, его интересовали очень многие вопросы: и литературные, и общественные, и политические, и философские, и исторические… Он всегда «хотел быть с веком наравне»:
Ищу вознаградить в объятиях свободы
Мятежной младостью утраченные годы
И в просвещении стать с веком наравне.
В-шестых, Пушкин учит нас проявлению чувства доброты и благодарности к тем людям, которые тебя воспитали, окружали трогательной заботой. Примером могут быть строки, обращенные к няне: «подруга дней моих суровых», «голубка».
И, наконец, на постаменте главного памятника великому поэту в Москве начертаны слова из знаменитого литературного завещания — стихотворения «Памятник»:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал!
Это ли не есть великая миссия великого поэта?!
Итак, только беглый взгляд на поэзию А.С. Пушкина позволяет с уверенностью сказать, что, читая его произведения, можно воспитать в себе лучшие человеческие качества.
В заключение хочется привести воспоминания С.Я. Маршака: «Помню, лет шестьдесят тому назад замечательный русский композитор Анатолий Константинович Лядов спросил меня:
- Любите ли вы Пушкина?
Мне было в то время лет четырнадцать, и я ответил ему так, как ответило бы тогда большинство подростков, имеющих пристрастие к стихам:
- Я больше люблю Лермонтова!
Лядов наклонился ко мне и сказал убедительно и ласково:
- Милый, любите Пушкина!
Это отнюдь не значило: «Перестаньте любить Лермонтова».
И все же я до сих пор благодарен ему за доброе напутствие и полагаю, что дети нашего времени будут не менее благодарны своим педагогам и родителям за столь же своевременный совет:
- Милые, любите Пушкина!