«Воспитать человека»

Эссе

«ЭССЕ на тему: «Воспитать человека»»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, АДМИНИСТРАЦИИ СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА, МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5 г. Пересвета»

141320, г. Пересвет, ул. Советская, д.1

тел. 8(496)546-59-48, факс 8(496)546-74-43

e-mail:

Конкурс районного мастерства

«Воспитать человека»

Эссе на тему:

«В воспитании все дело в том, кто воспитатель» (Д.И. Писарев)

: Архипова Екатерина Сергеевна,

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ № 5 г. Пересвета,

первой квалификационной категории

2018

В высказывании Дмитрия Ивановича Писарева раскрывается идея влияния личности воспитателя на формирование личностных качеств воспитуемого. Новорожденный ребенок – «чистый лист» в социальном отношении и то, какие качества он приобретет в будущем во многом зависит от личности воспитателя.

Как известно, человек – это биосоциальное существо и полноценное развитие человека возможно исключительно в обществе. Более того, процесс социализации, то есть процесс усвоения социальных норм, морали, правил и ценностей отдельной личностью напрямую связан с ближайшим социальным окружением индивида. Социализация является процессом адаптации ребенка в социуме, но крайне важно понимать, что просто знание социальных норм и того, как требуется вести себя в той или иной ситуации не гарантирует соблюдение социальных норм. Поэтому я абсолютно согласна с высказыванием Д.И. Писарева, ведь для того, чтобы действительно усвоить социальную норму перед взором ребенка должен быть наглядный пример и если воспитатель (педагог или родитель) хочет привить ребенку какие-либо ценности и правили поведения, он неукоснительно должен следовать им сам, постепенно формируя потребность в этой норме у ребенка.

В процессе первичной социализации ребенок является не субъектом, а объектом социализирующих воздействий общества, где в роли проводника выступают взрослые, получается ребенок будет подражать действиям взрослых, не различая позитивные и негативные стороны их поведения. В этой связи выражение Дмитрия Ивановича, на мой взгляд, является неимоверно точным и всегда актуальным. Полагаю, что самым важным условием успешности первичной социализации ребенка является благополучие семьи, в которой соблюдаются социальные нормы.

15 стр., 7316 слов

Человек – существо социальное

... без особых, социальных форм организации жизни человек — не более чем животное. Подтверждением тому являются так называемые «маугли» — дети, в ... существом? 2. Антропогенез Возникновение Homo sapiens произошло в ходе эволюции отряда приматов (в упрощенном виде она представлена на ... с тем продуцирует такие формы бытия, каких в природе нет, т. е. социальную реальность. Как же удалось человеку вырваться ...

Второй ступенькой социализации является школа, поэтому роль учителя, классного руководителя очень значима. И личные качества педагога важны также, как и уровень его образованности.

Являясь двенадцатый год классным руководителем, могу с уверенностью сказать, что поведение ребенка, его реакция на ту или иную ситуацию во многом зависит от поведения педагога. В данное время я классный руководитель 7 класса, мои детки находятся в подростковом возрастном периоде, очень сложном для них в физическом и психологическом плане. Случается, что ребенок в силу различных обстоятельств, в том числе проблем на первой ступени социализации не прилагает сознательных усилий к овладению нормами поведения, а напротив, сопротивляется им. И здесь очень важно, чтобы педагог не начинал беспрестанно уличать ребенка в нарушениях и все действия сводить к санкциям в виде поучительных бесед с позиции «ты должен», а постарался показать ребенку силу уважения, важности личности ребенка, помочь ему поверить в себя. Важно не наказать, а вовремя понять причину нарушения в поведении и постараться прийти к совместному решению проблемы. Разговаривая со своими ребятами из «группы риска», я начинаю со слов: «Что тебя беспокоит?», «Могу ли я чем-нибудь тебе помочь?» и в результате, в большинстве случаев, разговор с подростком получается конструктивным, так как он видит участие, ведь зачастую за девиантным поведением стоят сложные переживания по поводу взаимоотношений в семье, в школе, со сверстниками.

Я думаю, самое главное в воспитании – это любовь к своему делу. Без любви к детям в педагогике никак нельзя. Наша жизнь не стоит на месте, меняются условия, виды деятельности, появляются новые нормы, очень сильно ритм жизни изменяет всемирная сеть интернет, но общечеловеческие ценности остаются неизменными во все времена. Каждый хочет любить и быть любимым, быть счастливым и нужным обществу.

Сейчас, когда мы погрузились в век неограниченных потоков информации, в которой несформировавшейся личности легко запутаться, сбиться с правильного пути, еще одной важнейшей задачей родителей и педагогов становится своевременная помощь ребенку в поисках самореализации. Ведь агрессивность, эпатажное поведение, асоциальные поступки в большинстве своем являются отражением непонимания ребенком собственного потенциала, неуверенности в себе, чувства одиночества. Не могу не вспомнить выдающегося педагога А.С. Макаренко, так как его педагогическая концепция воспитания, на мой взгляд будет актуальна в любую эпоху. Он говорил, что ведущим компонентом в воспитании выступает педагогическая цель, которая обуславливает содержание воспитательного процесса, его методы, средства, результаты; поэтому воспитательная работа должна быть, прежде всего целесообразна, то есть педагог должен всегда иметь цель в каждом своем действии, хорошо представлять результат своей работы и создавать все условия для достижения этого результата. Таким образом, личность воспитателя будет определяющей в процессе формирования ценностей и норм общественной жизни у воспитанника.

12 стр., 5993 слов

Социально-педагогическая поддержка детей с девиантным поведением

... поддержки детей с девиантным поведением. Цель исследования: выявить особенности организации социально - педагогической поддержки детей с девиантным поведением. ... факторы усиливают недостатки семейного и школьного воспитания. Сказываются отсутствие воспитательной работы по месту ... с детьми с девиантным поведением. 3. Изучить опыт работы социального педагога с детьми с девиантным поведением. Методы ...