«Доживём до понедельника»

Эссе

Фильм «Доживем до понедельника»: Важные темы и их отражение

Главное в фильме «Доживем до понедельника» – это рассказ о дружбе, любви, школе и учителях. Картина затрагивает актуальные вопросы, которые беспокоят нас, девятиклассников: «Что значит быть подростком? Как найти взаимопонимание среди одноклассников? Что представляет собой первая любовь – счастье или испытание?». Каждый из девятиклассников пытается найти ответы на эти вопросы, осознавая, что они не могут быть однозначными, и эти темы будут обсуждаться ещё долгое время.

Фильм «Доживем до понедельника» приветствует нас своей добротой, спокойствием и правдивостью. Здесь нет взрыва эмоций, вместо этого фильм фокусируется на отображении внутреннего мира каждого из персонажей.

Главная идея фильма заключается в поиске счастья, как сформулировано в сочинении одного из девятиклассников: «Счастье – это, когда тебя понимают». Это представляет собой центральную тему, которая пронизывает всю историю.

Сразу же с начала фильма «Доживем до понедельника,» мы замечаем одно важное отличие от предыдущей советской кинематографической традиции, особенно в жанре «школьного кино,» такого как «А если это любовь?», «Аттестат зрелости,» «Друг мой Колька» и так далее. В этом фильме учителям предоставляется личное пространство. Хотя полноценное личное пространство отведено только одному персонажу, учителю истории Илье Семеновичу Мельникову, остальные учителя также имеют свои непосредственные связи с этим пространством, к которому постоянно обращаются как главные, так и второстепенные персонажи. Школьное публичное пространство теперь расширяется за пределы стен класса или директорского кабинета, появляются более неформальные места для общения, такие как учительская или актовый зал. Улица также представлена не только как пространство для игр учеников, но и как место для прогулок учителей.

Заключение

Фильм «Доживем до понедельника» представляет собой глубокий рассказ о подростковой жизни, дружбе и поиске смысла. Он поднимает важные вопросы, которые актуальны не только для девятиклассников, но и для всех зрителей, независимо от возраста. Фильм развивает тему учителей, предоставляя им более личное пространство и делая акцент на их жизни вне стен школы. В целом, «Доживем до понедельника» является искренним и трогательным произведением, которое заставляет задуматься о смысле счастья и важности понимания в жизни каждого человека.

2 стр., 924 слов

«Доживём до понедельника…»

... удачами и неудачами. ДО ПОНЕДЕЛЬНИКА ... - не просто мелом на доске написать тему сочинения "Что такое счастье?", заранее зная, что верной будет ... многозначного понятия, как сделала другая героиня упомянутого фильма. Такое в современном образовании не пройдет: ребенок ... нестандартные решения к стандартным проблемам. По собственному опыту скажу: креативность по-настоящему помогает в деле формирования ...

Фильм «Доживем до понедельника» не похож на типичную историю о взаимодействии учителя и ученика. Главным героем выступает Илья Семенович — принципиальный и скрытный учитель истории, который не оставляет надежд на установление более тесных отношений ни одной из двух увлеченных им женщин-учительниц. По словам другого учителя, физкультурника, Илье Семеновичу нравится только Жанна Д’Арк. Несмотря на явное пристрастие к одной из учительниц, Наталье Сергеевне, Илья Семенович не даёт ей определённых поводов для надежды на более серьёзные отношения.

Наталья Сергеевна и ее попытки сохранить достоинство перед любимым учителем

Наталья Сергеевна Горелова — новая, дружелюбная учительница английского языка с модной короткой стрижкой, которая пришла на работу в школу. Она старается поддержать хорошие отношения со своим любимым учителем, но ее профессиональные качества оставляют желать лучшего. Наталья вступает в панибратские отношения с учениками, завоевывает их любовь, но, как следствие, не может справиться с ужасной дисциплиной в классе.

К примеру, на одном уроке один из учеников приносит ворону в класс, которая начинает летать по аудитории, а ученики поднимают крик, бросаются едой и скачут по партам со шваброй. Наталья Сергеевна долго ничего не предпринимает, потом внезапно прекращает весь шум фразой «Довольно», успокаивает детей, ставит на парту стул и начинает подманивать ворону кусочком хлеба.

Однако на этом моменте в кабинет заходит Илья Семенович, классный руководитель этого 9а, и наблюдает за тем, как Наталья Сергеевна выставляет себя не в очень выгодном свете перед учениками. Он осуждающе смотрит на нее, и она пытается оправдаться перед ним.

«Предположим, я была виновата, но вы же могли помочь?», — спрашивает она.

«В чем? Если вам нужна их любовь, то они от вас без ума», — отвечает Илья Семенович.

Наталья Сергеевна реагирует по-своему на это высказывание: «А вам теперь любовь не нужна?». Но он не обращает на это внимания и строго отчитывает ее: «Любовь зла. Не давайте им садиться себе на голову, держите дистанцию, чтоб не плакать потом!».

Отношения Ильи Семеновича и Светланы Михайловны

У Светланы Михайловны, «старой учительницы» с традиционной шишкой на голове и скверным характером, шансов завоевать его любовь еще меньше. Она попросту не дотягивает до него, не подходит ни по каким критериям.

Вечером Илья Семенович остается с Светланой Михайловной наедине в школьном актовом зале. В то время, когда Илья Семенович играет на фортепиано «Одинокого странника», Светлана Михайловна вторгается в его «мир уединения» и начинает намекать на несостоявшуюся личную жизнь, путая странника с пешеходом. Илья Семенович считает такой откровенный разговор неприемлемым и в основном промолчал.

Однако, когда Светлана Михайловна высказывает фразу: «Это мы с вами не можем ничего себе позволить и простить», объединяя себя с ним, Илья Семенович решает поскорее прервать нелепую ситуацию. Он цитирует строки из стихотворения Баратынского «Притворной нежности не требуй от меня, Я сердца моего не скрою хлад печальный», которые однозначно указывают на его отношение к Светлане Михайловне. Однако она не знакома с творчеством «второстепенных» авторов и не может понять намеков учителя.

7 стр., 3345 слов

Образ ильиничны в романе «тихий дон»

... написать сочинение на тему «Характеристика Ильиничны в романе «Тихий Дон», описать образ и судьбу героини, указать символику и глубину образа. Будь в числе первых на доске почета <p> Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/tihiy-don/ilinichna-obraz.html Образ Ильиничны в романе «Тихий Дон» | Литерагуру ...

Таким образом, Илья Семенович демонстрирует свое превосходство навязчивой учительнице и, самым очевидным образом, ставит ее на место, оскорбляя ее искренние чувства своими словами: «Вы стали злым».

Перемены в жизненном стиле советского человека

Внезапное появление личных мотивов в кино можно объяснить существенными переменами в жизненном стиле советского человека конца 1960-х годов. Под руководством Хрущева началось масштабное строительство многоквартирных домов, заменяющих бараки и коммуналки. Например, в фильме «А если это любовь?» 1961 года мы видим сцены, разворачивающиеся на фоне стройки. Главные герои уже имеют свои квартиры, но основные действия происходят вне дома, как будто персонажи живут на улице. Даже в одной из уличных сцен появляется мебель (переезд), на которую присаживаются проходившие мимо школьники, чтобы отдохнуть.

Перемены в быту и человеческом сознании

Перемены в быту не сразу повлекли за собой перемены в человеческом сознании, но к 1968 году новый стиль жизни становится привычным. Личное пространство начинает вызывать интерес, становится любопытно, что происходит за закрытой дверью соседской квартиры. Поэтому повышенное внимание к личности учителя обусловлено повышенным вниманием к личности вообще.

Роль личности учителя в школьной среде

В школьной среде личность учителя становится важной не только вследствие вышеуказанных причин. Частая смена власти (Сталин, Хрущев, Брежнев), а значит, смена идеологий приводят к тому, что люди перестают верить голословным речам сверху. Некогда устойчивая школьная система начинает разрушаться: ученики больше не превозносят учителей, им требуется дополнительная мотивация для того, чтобы начать кому-либо доверять. Их любовь и уважение теперь завоевать не так-то просто. Чтобы это сделать, учителю приходится стараться проявить свои лучшие человеческие качества в отношении с ними.

Наталья Сергеевна проявила особые качества учительницы, которые смогли привлечь больше внимания и вызвать больше любви учеников, чем у других преподавателей, которые придерживаются старых правил. Однако, после инцидента с вороной и появлением Ильи Семеновича, она позволила себе поддаться эмоциям и попыталась стать строгой и «плохой» учительницей, как в фильме «А если это любовь?». Она начала использовать приказной тон, выгонять учеников из класса. Дети не смогли принять такую перемену и высказались о своем недовольстве. Лидер класса Батищев сказал: «Ребятки, нам подменили учительницу. У нас же была веселая и чудесная девушка». Наталья Сергеевна с коррекцией: «Я вам не девушка». Батищев: «Ну, женщина. И вдруг, Аракчеев в юбке». В прошлом подобное поведение учеников было неприемлемым, однако в 1968 году оно стало что-то выходящим за рамки. Дети сделали «забастовку», не посетили следующий урок и объяснили свое решение тем, что они выступают за уважение прав личности. Классный руководитель Илья Семенович в попытке решить проблему обратился к историческому контексту и читал мораль, но эти методы уже не работали. Наталья Сергеевна пришла на помощь и извинилась перед классом, после чего отношения восстановились.

1 стр., 500 слов

Хороший человек (9, 11 класс)

... добро всегда побеждает зло. Так или иначе. ` Хороший человек Популярные сочинения Следует отметить, что Илья Семенович Остроухов был человеком, испытывающим глубочайший интерес к природе, растительному и ... тем, что сосед или знакомый действительно хороший. Хороший человек умеет соблюдать баланс и равновесие во всем. Он не будет открыто или скрыто создавать проблемы другими людям. Он не способен на ...

Личное побеждает публичное, старые подходы проигрывают в сравнении с новыми. Это не слишком нравится принципиальному учителю истории. В итоге, понаблюдав за учительницей, которая употребляет слово «ложьте» вместо «кладите»; пообщавшись с бывшим учеником Рудницким, считающим что КПД дорогого учителя мог бы быть гораздо выше; поговорив с матерью ученика, вымаливающей для своего сына тройку, Илья Семенович начинает задумываться о предназначении учителя. Это кризис оттепельного мироощущения, кризис шестидесятников.

Хрущевская идеология «индивидуального энтузиазма», призывающая каждого советского человека честно трудиться и самоотверженно выполнять свой общественный долг, рушится под тяжестью прогибающихся под систему «Рудницких» и липовых троечников. Понимая, что при создавшихся обстоятельствах Илья Семенович не может оправдать своего призвания, не может выполнять те функции, которые должен, учитель принимает решение покинуть свой пост.

Илья Семенович врывается в кабинет директора Бориса Николавевича, просит дать ему отпуск, а самому предлагает встать на его место преподавать историю. Тот не без сарказма реагирует на это предложение, видимо, принципиальность историка известна каждому: «Как же ты меня допускаешь преподавать, калечить юные души? У меня эластичные взгляды, я легко перестраиваюсь. Свежие газеты для меня — последнее слово науки. Это твои слова». Тут уже учителю нечего возразить, высокомерно улыбаясь, он подтверждает, что слова его. Действительно, Илья Семенович приверженец традиций, прежних морально-нравственных установок, и именно из-за таких вот «перестраивающихся» субъектов ему хочется бежать из школы, чтобы и не поступаться своими принципами, и не видеть, как его принципы перестают быть эффективными.

Илья Семенович и его принципы

В отличие от переживающего учителя, Николай Борисович давно подстроился под произошедшие изменения, поэтому директора, очевидно, раздражают излишняя принципиальность, порядочность и надменность старого друга: «На покой захотелось? Честность свою холить? А другие пусть строят. Построим: пожалуйте, Илья Семенович. А ведь ты руки не подашь, скажешь: замарали руки-то, пока строили». И, не обращая внимания на то, что напротив сидит сам директор, на то, что перед ним человек, который спас ему жизнь, как позже выяснится, Илья Семенович отвечает: «Смотря чем замараешь, а то и не подам». Профессиональные честь и достоинство для него выше дорогой дружбы.

Николай Борисович в этом его не поддерживает, по всему видно, что он даже жалеет страдающего учителя. Директор считает, что принципы в некотором роде убивают человеческое в человеке, оттого и говорит, что Мельникова можно только уважать, но любить сложно. И хотя Илья Семенович слышит подобные вещи не в первый раз, его это как-будто, нисколько не пугает. Он верит в собственные убеждения, ради них он готов быть один.

4 стр., 1581 слов

История мудрый учитель жизни

... а также возрождения и сохранения памяти о Первой мировой войне. История – мудрый учитель жизни. Поэтому нужна, как воздух, как хлеб насущный нашему обществу военно–патриотическая, ... Полководческий талант Генерала А.А.Брусилова Русская история богата талантливыми военными деятелями. Имена Александра Невского и Дмитрия Донского, Александра Суворова и Михаила Кутузова и других полководцев с ...

Старый приятель хочет указать на еще один минус и, как и бывший ученик Борис Рудницкий, начинает намекать на практическую сторону вопроса: «Эх, Илья, принципами не пообедаешь, не поправишь здоровье, не согреешься». Но этим учителя не зацепить тем более: «А принципы не шашлык, не витамин Б12, не грелка – некоторые чудаки ради них жертвуют обедом. Бывает плата и подороже. В 41 под Вязьмой мы с тобой это хорошо понимали».

Илья Семенович и его решение

При всей своей правильности и хорошо развитом чувстве справедливости, Илья Семенович приходит к выводу, что он не может больше работать в школе, отнюдь не потому что считает себя неспособным к преподаванию и воспитанию детей. Наоборот, он убежден в том, что делает все правильно, то есть во всем виноваты новое время, новое поколение, кто угодно, но только не он. «А учитель, который перестал быть учителем – тебя устраивает? Сеет разумное, доброе, вечное – а вырастает белена с чертополохом!»

Заключение

Илья Семенович остается верен своим принципам, несмотря на недопонимание со стороны окружающих. Его решение покинуть школу становится следствием его непоколебимой веры в правильность своих убеждений и принципов.

Фраза, брошенная в пылу идейного спора, ясно дает понять, что, по мнению Ильи Семеновича, учитель не обязан меняться со временем, не обязан искать новые подходы во взаимоотношениях с детьми, не обязан ни под кого подстраиваться. Илья Семенович несомненно хотел бы остаться в школе, но только в том случае, если бы он и дальше мог придерживаться образа старого доброго советского учителя, говорить с детьми по-старому, внушать им старое, доброе, вечное, а дети бы в тот момент по-старому внимали его словам.

Но еще не долго ему выступать против новых правил. Вскоре такие маленькие человеческие радости, как прогулка с Натальей Сергеевной и девочка, которой стыдно за своего назойливого отца, заставят Илью Семеновича увидеть в этом новом обществе что-то хорошее, по-иному взглянуть на вещи, почувствовать ответственность за свое поведение перед детьми и учителями. Совсем скоро он начнет страстно желать личного: «Мам, ты не замечала, что в безличных предложениях есть какая-то безысходность?», вспомнит о фронтовой дружбе с Николаем Борисовичем, наигрывая «Иволгу». Он пересмотрит свои взгляды на многие вещи. «Машина, не способная испытывать человеческие эмоции» превратится, в конце концов, в человека.

На протяжении всего сюжета «Доживем до понедельника» периодически всплывает на поверхность тема «прозрачности и непрозрачности».

Комсомольцев воспитывали так, чтобы они были абсолютно прозрачными, закладывали в их головы идеи, которые были известны всем и каждому. Сопротивляться тогдашней выверенной психологической стратегии они просто не могли. А те, кто все-таки держал за душой что-то запретное личное, научились молчать. В 60-е годы делиться своими тайнами не то чтобы стало можно, но, по крайней мере, за это уже никого не судили. Даже темы для школьных сочинений стали свободнее.

4 стр., 1820 слов

Отзыв светлана баллада о русской старине

... вечерка». Сон героини Баллада «Светлана» была написана на сюжет баллады немецкого поэта Бюргера. Жуковский считал, что русская литература должна освоить всё созданное на Западе, но освоить не ... Жуковский был первым в России, кто стал писать баллады, он переводил Шиллера, Гете. Одна из самых ярких и запоминающихся – это баллада «Светлана» . В центре произведения один эпизод из жизни Светланы ...

В статье описывается разное отношение учителей к теме сочинения на тему «Мое представление о счастье» во время школьных занятий в 68-ом году. Молодая учительница Наталья Сергеевна удивляется, как школьники могут писать на такую тему, в то время как старшая учительница Светлана Михайловна настаивает на том, чтобы девочка порвала свое сочинение, так как считает, что такие мечты неправильны. Однако большинство школьников выбрали эту тему и даже ученица Надя Огарышева написала о любви, семье и детях. Класс не обращает внимание на перепуганную учительницу и сами могут принимать решение, читать сочинение или нет.

Фильм «Доживем до понедельника» — это кинокартина, которая до сих пор остается популярной среди разных поколений зрителей. Сюжет фильма описывает жизнь школьников в СССР, их проблемы и радости, первые любовные переживания. Через годы его смотрят не только для того, чтобы вспомнить свою юность, но и чтобы понять, как менялась наша жизнь. В фильме нарисована непростая картина школьной жизни того времени, когда многие мечтали о свободе слова и мысли, но сталкивались с проблемой цензуры и подавления своих идей. Однако, несмотря на это, фильм оставляет после себя чувство надежды и оптимизма, что даже в сложных условиях можно сохранить свою искренность и верность своим идеалам.

Жизнь и выборы: баланс между профессиональным и личным

Как своей соперницей, Светлана Михайловна внимательно оглядывает Наталью Сергеевну с ног до головы, оценивает. Понимая, что у той есть молодость, время и, вместе с ними, все шансы прийти все-таки к их общей цели, завладеть сердцем Ильи Семеновича, она говорит молодой Наташе: «Только с ребеночком не затягивайте, у учителей это всегда проблема».

Получается, зачастую занятая состоявшаяся в профессиональном плане женщина не способна наладить свою личную жизнь, она отдает все время чужим детям, но от ума.

Тема несостоявшейся учительской личной жизни встречается в таких советских фильмах, как «Дневник директора школы», «Вам и не снилось», «Чужие письма», «Ключ без права передачи», «Куколка», «Дорогая Елена Сергеевна».

При анализе опиралась на лекцию профессора В. Ю. Михайлина «Штирлиц в школе»

Сложности профессионального роста

В современном обществе женщины всё чаще стремятся к профессиональной реализации, и это несомненно положительный тренд. Однако, как показывает реальность, профессиональный успех часто приходится платить личной жизнью.

Светлана Михайловна, как успешная учительница, столкнулась с этим дилеммой, когда увидела Наталью Сергеевну, молодую и перспективную. Внутренний конфликт между стремлением к карьере и желанием иметь семью не редкость среди женщин.

Социокультурные аспекты

Возможно, это социокультурные стереотипы и ожидания, которые внушают женщинам. Светлана Михайловна выразила обеспокоенность тем, что у учителей всегда проблемы с собственными детьми. Этот страх наверняка подкреплен общественными мнениями и определенными нормами.

Советские фильмы, упомянутые в тексте, также отражают эту тему, подчеркивая сложности, с которыми женщины сталкиваются при балансировании между работой и личной жизнью.

3 стр., 1454 слов

Русские и советские композиторы. Жизнь и творчество Михаила Ивановича ...

... в своих произведениях народную жизнь. И в этом непреходящее значение его творчества. Р Е Ф Е Р А Т ТЕМА: Русские и советские композиторы. Жизнь и творчество Михаила Ивановича Глинки (1804 – 1857 ... – “Ночь в Мадриде”. Тогда же была сочинена и симфоническая фантазия “Комаринская” на на темы 2-х русских песен: свадебной лирической(“Из-за гор, гор высоких) и бойкой плясовой. ...

Поиск баланса

Несмотря на все трудности, женщины продолжают искать баланс между профессиональной карьерой и личной жизнью. Подобные дилеммы стимулируют обсуждение вопросов гендерного равенства и роли женщин в современном обществе.

Исследование профессора В. Ю. Михайлина «Штирлиц в школе» добавляет важный аналитический взгляд на это явление, позволяя лучше понять сложности, с которыми сталкиваются женщины в профессиональной сфере и их стремление к самореализации.

Заключение

Тема баланса между профессиональной и личной жизнью остается актуальной и вызывает интерес исследователей и общества в целом. Важно продолжать обсуждать эти вопросы и искать пути достижения гармонии в жизни современных женщин.