Статья адресуется учителям английского языка, работающим в старших классах, обучающим премудрости построения Opinion Essay на иностранном языке. В статье излагаются основные элементы методики создания развёрнутого письменного высказывания с элементами рассуждения «Моё мнение», основанной на логике его построения, что является одной из сложных задач при подготовке к разделу «Письмо» ЕГЭ.
настроение: бодрое
ключевые слова: написание эссе,перефразировать своё мнение, оригинальные мысли, идеи, противоположные мнения
город: Ртищево, Саратовская область
e-mail: [email protected]
Любой экзамен — это испытание
не только для учеников,
но и для их учителей.
Древняя мудрость
В современном открытом обществе широкого диалога культур письменная форма общения выполняет важную коммуникативную функцию. Поэтому и в Федеральном государственном образовательном стандарте отношение к письму и обучению учащихся выражать свои мысли в письменной форме изменилось. Из средства обучения другим видам речевой деятельности или средства контроля речевых навыков и умений, письмо стало целью обучения в программах всех типов образовательных учреждений. Кроме того, участие в иноязычных конкурсах и сдача ЕГЭ по иностранным языкам требуют от учащихся умения заполнять анкеты, писать резюме и разнообразные эссе.
Раздел «Письмо» ЕГЭ по английскому языку наиболее ярко отражает уровень владения языком выпускниками школ. Задание 40 (развёрнутое письменное высказывание с элементами рассуждения) предлагает написать эссе, где учащимся необходимо высказать своё мнение по заданной теме или проблеме и прокомментировать противоположные, что является заданием высокого уровня сложности, поскольку учащимся нужно продемонстрировать целый комплекс сложных навыков и умений. Основным из них, помимо владения языком на хорошем уровне, является умение логически выстроить связный текст.
Возникает много вопросов. Как это сделать в довольно сжатый отрезок времени (60 минут)? Как употребить 200-250 действительно необходимых, уместных, выразительных слов? Как не цитировать заученный топик, который так и вертится в голове? Как отказаться от принципа «что придёт в голову — то и напишу», избавиться от беспорядочных мыслей, добившись строгой логики изложения собственных мыслей? Как избежать смысловых повторов? Как найти оригинальные мысли, нужную лексику, оформить текст грамматически правильно? Вопросов у наших учеников много, справиться им одним не под силу — попробуем научить их правильно на эти вопросы отвечать.
Общественное мнение и средства массовой информации
... только неписаные законы общественного мнения. Поэтому в обществах, где общественное мнение не регулирует мораль, разнузданность, бесстыдство и чувство безнаказанности достигают огромных размеров. Важнейшим инструментом формирования общественного мнения, считаются средства массовой информации (СМИ) ...
Максимальное количество баллов, которое можно набрать за личное письмо, — 6, за написание сочинения-рассуждения — 14. Это достаточно весомый балл в цифровой характеристике нормативов оценки письменной части ЕГЭ. Несомненно, на экзамене по иностранному языку нет людей, которые пришли, чтобы просто «попробовать свои силы». Но всё же достаточное количество экзаменуемых не вполне готовы выполнять данный вид работы к началу 10, а иногда и 11 класса. На вопрос «Писать или не писать?» я всегда советую ученикам: «Писать обязательно! Не следует терять ни одного возможного балла».
Исходя из статистических данных, учащиеся, сдавшие государственный экзамен по английскому языку в 9 классе, имеющие опыт подготовки к нему, более успешно сдают ЕГЭ в 11 классе, так как ими уже освоены основные стратегии подготовки к выполнению заданий по всем видам речевой деятельности. Единственное, чему они не уделяли внимания в период подготовки к ОГЭ — написание развёрнутого письменного высказывания с элементами рассуждения.
Учить детей писать эссе целенаправленно и детально начинаю в 10 классе (можно начать ранее, но, безусловно, подготовительный этап работы — средняя школа).
В самом начале работы необходимо дать подробное пояснение о структуре письменной части, времени, выделяемом на выполнение каждого задания (задания 39 и 40) и стратегии выполнения данных заданий. На мой взгляд, тщательное изучение шаблона для написания эссе — 50% успеха.
Любой ученик, успешно сдавший ЕГЭ по иностранному языку, подтвердит, что процедура написания эссе должна быть настолько отработана и доведена до такой степени автоматизма, чтобы на самом экзамене основная энергия пишущего была направлена на стройное изложение мыслей, а не на строгое соблюдение экзаменационного формата . Ознакомились с темой, набрасываем шаблон (об этом чуть позже) и выстраиваем логическое рассуждение на заданную тему, не забывая про лексико-грамматическое оформление высказывания. Чтобы добиться такого умения, нужно настроиться на серьёзную, кропотливую, а иногда и рутинную работу, написав в результате, по крайней мере, несколько десятков тренировочных сочинений.
«For and Against»
«Introduction»
Следующий этап — заполнение столбцов таблицы, которую мы шутливо назвали «рыбка» (видимо, ассоциируя таблицу-шаблон со скелетом, на который затем будут нанизываться языковые выразительные средства).
Таких таблиц должно быть проработано много, очень много. На данном обучающем этапе работа в парах и группах особенно актуальна и приветствуется.
Шаблон содержательного плана сочинения-рассуждения
Только после тщательной отработки построения каждого абзаца и качественного усвоения материала можно переходить к одной из сложнейших задач написания эссе — практике аргументации. Учащимся необходимо дать практические пошаговые рекомендации (алгоритмы) с примерами выбора логических средств языка при защите собственного мнения.
Особенности работы на этапе подготовки к сочинению как средству ...
... работы на этапе подготовки к сочинению как средству самовыражения личности. Цель данной курсовой работы: определить особенности работы на этапе подготовки к сочинению как средству самовыражения личности. Объектом курсовой работы является сочинение как средство самовыражения личности. Предметом являются особенности и содержание работы на этапе подготовки ...
Следующий этап — это так называемая «Writing Practice». Для этого на уроках составляются рабочие таблицы, необходимые при подготовке к написанию сочинения, в которых учащиеся анализируют и оценивают эссе. На данном этапе работы над написанием сочинения незаменимой является практика тщательного анализа всех критериев оценивания выполнения задания 40 и выполнения тренировочных упражнений на каждый из пяти критериев (К1, К2, К3, К4, К5).
И, наконец, самый трудоёмкий этап работы над эссе «Моё мнение» — работа над содержательной стороной письменного высказывания. Особое внимание здесь должно уделяться формированию умения подбирать синонимы и антонимы, навыка перефразирования (restate your opinion), использования разнообразной лексики, соответствующей поставленной коммуникативной задаче, умения избегать повторения лексических единиц, соблюдения правил словообразования и словосочетаемости, использования имён прилагательных и наречий, которые придадут письменной речи ясность и богатство.
Данный этап работы содержит упражнения типа:
- Read the following essay. Complete it with appropriate adjectives and adverbs to enrich the text.
- Read the second essay and use a variety of alternative expressions to avoid the repetitions.
- Read the essay and change grammatical structure of some sentences to avoid grammatical repetition.
- Read the third criterion of evaluation, analyze the following essay and state if it satisfies the requirements.
Я считаю, что во время подготовки к письменной части ЕГЭ очень важно учить ребят не бездумно заучивать готовые образцы (практика показывает, что на экзамене это плохо работает: либо пишут не на тему, либо путаются в заученных аргументах), а учить правильно составлять и развивать аргументы, анализировать написанное, проверять свои ошибки.
Можно рекомендовать учащимся держать перед собой памятку при написании работ:
- Внимательно читай задание!