Поэзия с точки зрения психолога

Эссе

Что такое поэзия с психологической точки зрения?

Кто пишет стихи — тот находится в начале пути по самопознанию.

Стихи — это экзистенциальные послания самому себе, поиск своего подлинного Я, попытка трансцендировать свой жизненный опыт в краткие мысли о бытии.

Стихи — это «Бог и ничто» внутри их творца, они приходят из бессознательного…

Поэт ищет собственно себя в своих стихах, а когда находит — становится либо писателем, либо вообще перестает писать.

Анализируя стихи, я пришла к выводу, что у поэта есть дефицит чувства Я, которое психологически восстанавливается за счет поэтического просветления (инсайта), поскольку поэзия — это высшие переживания своей психологической зрелости, цельности и автономности, своего соприкосновения к Богу и ощущения психологического единения с ним.

У каждого — свой путь к Богу, и его с усердием прокладываешь через стихи, восстанавливая свою веру в себя и людей…

По собственному опыту знаю: чтобы освободиться от поэтического наваждения, нужно придти к осознанности и своему подлинному мироощущению, то есть найти своё истинное Я, каким человек себя раньше не знал и не принимал.

Через раскрытие своего творческого потенциала это знание приводит к пониманию своего призвания.

Для этого нужно анализировать свои стихи с тем, чтобы понять, что какую мысль автор хотел донести до своего осознания своим эмоциональным посланием.

Зачем освобождаться от поэтического наваждения?

Поэтам хорошо известно, насколько энергетичны стихи, сколько эмоциональных и душевных сил они забирают, когда над сознанием властвует рифма, не говоря уже о том, что поэтический процесс мешает непрофессиональному поэту заниматься своей работой и выполнять свои социальные роли.

Когда начинаешь карьеру поэта, действительно веришь, что это и есть подлинное призвание автора. На самом деле поиск себя только начинается.

И рождение поэта как творца своих собственных произведений — это открытие своего творческого начала, своей эмоциональной чувственности, установление прямой связи сознания и личного бессознательного, раскрытие индивидуальности внутреннего мира для самого автора, каким он себя раньше не знал.

16 стр., 7668 слов

Поэта, поэзии и своего осознанно обособленного места в ней. 2. ...

... и др. Наиболее крупным явлением поэзии Цветаевой этих лет стали стихотворные циклы - «Стихи о Москве», «Стихи к Блоку» и «Ахматовой». Цель данной работы – рассмотреть «отдать и отнять» в поэтическом мире М. Цветаевой. ... преувеличивала. Ее отношение к поэтам и поэзии, пронесенное через всю ... молодого автора, и вскоре М. Цветаева выпускает второй сборник стихов « ... дали о себе знать забияки-футуристы; часто ...

Потом, когда проходит восторг самоупоения, и ощущаешь что Я-есть и Я-могу что-то исключительно своё, понимаешь, что стихи нужны собственно его автору, а те, кому их посвящают, принимают это как комплимент, не более.

Затем, когда проходит стадия самолюбования, начинаешь задумываться о том, зачем тогда это стихотворение мною написано, если оно, кроме меня, никому не нужно, и вчитываешься в смысл строк.

Постепенно приходит осознание, что это есть эмоциональные послания самому себе, как если бы это был разговор с самим собой в 2-х противоположных ролях — мудрого родителя и восторженного ребенка.

Всё то, что поэт пишет другому в своём стихотворение, на самом деле он обращает к самому себе, чаще всего этого не осознавая, потому что в стихах присутствует момент идеализации.

В стихах я встречаюсь с собой: это я и не-я одновременно (Я-идеал и его противоположность — слабое, зависимое существо, нуждающееся в поддержке и вдохновении).

В стихах есть попытка через ритм преодолеть внутренний разрыв между своим реальным Я, которое ничтожно мало, и своим идеальным Я, которое грандиозно и могущественно.

Стихотворение формируется через проецирование (приписывание) своих эмоций и желаний другому человеку, которому стихотворение посвящается и который в этот момент играет роль моего идеального партнера. Отсюда категоричность и прямота поэтического языка.

То есть, в стихотворении другой человек выступает в роли меня Другого, идентичного мне по духу (альтер-Эго).

Рифма помогает достичь ощущения созвучия, слияния, единства двух этих Я.

Если проанализировать стихотворение, это чаще всего будет послание любимому человеку, играющего роль идеальной матери или отца, на которого автор обижается за недостаток понимания и любви.

Таким образом, стихотворения помогают автору выйти на проработку своих ранних эмоциональных отношений с родителями, прежде всего, с матерью, которая первоначально была Богом для плода в утробе, и вера в которого когда-то в детстве была нарушена…

Психологический анализ стихотворений в конечном итоге ведет к осознаванию своих мотивов, вытесняемых желаний (чаще всего, это отвергаемая потребность в материнстве или отцовстве), положительному самопринятию и формированию устойчивой и высокой самооценки, умению принимать себя любым, независимо от отношения окружающих.

2011 год

Дорогая Жанна! Прочитал вашу статью только сейчас, в 2018 г. Я вообще много читаю книг по теории литературы. Меня всегда удивляло то, что для выражения простых мыслей литературоведы используют латинскую терминологию. Невольно приходя на память слова Чехова, что они хочут свою учёность показать. Книги о литературе, если учитывать использование специальных слов, предназначаются не тем, кто занимается творчеством, а тем, кто его изучает. В одной из таких книг я насчитал десятки раз повторённое слов делегировать, хотя есть простое русское слово посылать. Книги такого содержания должны помогать авторам в их работе. Но это часто выполняют научно-популярные издания. А ведь русский язык очень богат на слова! Другое дело, когда надо назвать то (предмет или явление), что ещё не названо.

1 стр., 477 слов

Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов

... страшных событий. Стихи, появившиеся после войны, более спокойны, но не менее трагичны. Огромное количество стихов К. М. Симонова, известнейшего поэта того времени, принадлежит к военной лирике. Стихотворение «Ты помнишь, ... трижды поверив, что жизнь уже вся, Я всё-таки горд был за самую милую, За горькую землю, где я родился. За то, что на ней умереть мне завещано, Что русская мать ...

Вот вы употребили слово инсайт. А его даже в словаре нет. Надо писать доходчиво. У меня есть несколько литературоведческих статей. Их цель не оспаривать (как это делают литературоведы) мнение других авторов. Порой таким спорам посвящают целые главы! Бывает трудно понять, кто прав. Я стараюсь дать авторам некоторые советы из своего опыта и опыта классиков. И читатели радуются, что мои статьи написаны по-русски. Конечно, стихи пишутся для себя. Но ведь ещё Маяковский призывал поэтов помогать строить новое общество, говорил о государственном заказе. Так что эту сторону литературы тоже надо учитывать. У Пушкина есть не мало стихов, где он высмеивает графоманов. А сколько их печатается! А вспомните то,что Хемингуэй написал повесть «Старик и море» ради денег, а получил за неё премию. Так что говорить о самопознании, о своём Я — не совсем верно. Автор хочет поделиться своими мыслями, своим настроением с будущим читателем. Надо учитывать, что тематика поэзии очень разнообразна, а вы этого не учитываете. Поэт получает от творческой работы удовлетворение, запас энергии. А если он хочет просто самоутвердиться, то достаточно одного хорошего стихотворения. Но нет, поэт пишет ещё и ещё, но не из тщеславия. Иногда, попадая в интересное место, хочется описать его, но не получается. Почему? Да по той причине, что там не та аура, которая способствует творчеству. А в других местах пишется легко и много. Извините за такое многословие. Всего доброго!

26.08.2018 11:37