Как мне стать чемпионом школы по шахматам

Эссе

Тысячелетия назад, люди стали осмысливать и осознавать, что они разумные существа, единственные на планете. А столкнувшись с жестоким окружающим миром, убедились, насколько они беззащитны и уязвимы и, что единственное имеющееся у них оружие – разум.

Только благодаря умению мыслить человек медленно, шаг за шагом продвигался вперёд, одерживая победы и терпя жестокие поражения в схватке с природой. Но на протяжении всех этапов развития возникала одна и та же проблема, проблема людей умеющих мыслить!

Изучая друг друга, люди с удивлением и горечью констатировали, что «мыслить» — это тяжелейший труд — и людей умеющих это делать не так-то уж и много. Зато семь грехов описанных в Библии, далеко не полный перечень наших недостатков.

«Главная мудрость: приобретайте мудрость, и всем имением своим приобретай разум» — поучает Соломон Мудрый в своих «Притчах» ещё в X веке до н.э.

Обеспокоенность высказывали поэты и философы средневековья:

Тот жалкий срок пока ещё не спят

Земные чувства, их остаток скудный

Отдайте постиженью новизны

Чтоб солнцу вслед увидеть мир безлюдный

Подумайте о том, чьи вы сыны!

Вы созданы не для животной доли,

А к доблести и к знанью рождены.

Данте Алигьери. Божественная комедия.

Что человек, когда он занят только

Сном и едой? Животное, не больше.

Тот, кто нас создал с мыслью столь обширной,

Глядящий и вперёд, и вспять, вложил в нас

Не для того благо подобный разум,

Чтоб праздно плесневел он.

Шекспир. Гамлет, принц Датский.

Но как заставит работать на благо человека этот самый разум? Как его активизировать и развивать? Создавали школы логики, придумывали задачи и головоломки (помните, одну из первых — «Гордиев узел», лабиринты и т.п.) софизмы, остроумнейшие задачи по математике и геометрии, массу игр со случайным исходом (бросание костей) и др.

Но всё это было не то и не то! Слишком далеки они были от повседневной человеческой деятельности и увлекались ими лишь единицы. Не было в них главного — восторга и волнения от творческого созидания! Не помогали они решить, или подсказать, как решить, массу житейских проблем ежедневно возникающих перед человеком. И человечество, не найдя удовлетворения в своих поисках, с нетерпением ожидало чего-то необыкновенного. И оно произошло!

Из далёкой сказочной Индии пришло изобретение, которое было встречено с восхищением и благодарностью, быстро покорив весь мир. Изобретение, которое до настоящих дней играет выдающуюся роль в формировании человеческого мышления, и которого так не хватало предыдущим поколениям.

18 стр., 8678 слов

Религия — ы : Проблема человека в конфуцианстве. Человек ...

... делает затруднительным постижение природы и смысла человека в понимании древнекитайских философов. Целью данной работы является изучение проблемы человека в религиях Востока, в частности в Конфуцианстве и в чань-буддизме, ... Из контекста его высказываний становится понятно, что человека он рассматривает как особый предмет природы, подчиняющийся ей, но и умеющий ей противостоять. Это объясняется ...

Были изобретены шахматы!

Шахматы! Игра? Спорт? Наука? Искусство?

Едва ли не единственная из многих игр, придуманных человеком, которая дошла к нам из седой древности. Игра, которую ценили могущественные халифы и простые дехкане, выдающиеся мыслители и … наши первоклассники. Игра, которая привлекала внимание писателей и музыкантов, инженеров и рабочих, солдат и полководцев — уже за это должна обратить на себя внимание, заставить осмыслить столь необычный феномен.

«Набор» только одних писателей настолько велик и представителен, что едва ли существует какая-либо отрасль искусства или спорта, где были бы собраны столь замечательные имена: Фирдоуси и Омар Хайям, Низами и Навои, Данте и Боккаччо, Шекспир и Сервантес, Гете, Вольтер, Руссо, Пушкин, Толстой, Тургенев, Цвейг, Хемингуэй и многие другие художники прошлого и настоящего.

Ученые!… Близость шахмат к научному мышлению привела к тому, что вот уже более трёх столетий в числе горячих приверженцев этой игры значатся имена Галилея и Ньютона , Спинозы и Лейбница, Дидро и Боля, Менделеева и Сахарова.

Все выдающиеся математики современности блестящие игроки!

Музыканты! Нет более преданных почитателей этой игры, чем представители музыкального искусства! Начиная с 18-го столетия, когда выдающийся композитор и великий игрок Франции Франсуа Филидор заложил основы современной шахматной стратегии, целый ряд знаменитых музыкантов страстно увлекались игрой в шахматы. Здесь и венгерский композитор, шахматный мастер Эркель, австрийский композитор Штраус, итальянский певец Карузо, русские композиторы Римский-Корсаков, Скрябин, Прокофьев.

А о полководцах и говорить нечего — во многих странах, и в России в том числе, шахматы преподавались в военных академиях. Великий Тамерлан (Тимур) назначал на командные должности воинов умеющих играть в шахматы. Иван Грозный, Пётр I, Меньшиков, Суворов, Наполеон, Жуков, Малиновский — сами играли прекрасно и культивировали шахматы среди подчинённых.

Перечень общественных деятелей и политиков также выглядит довольно внушительно: Екатерина II, Бисмарк, Карл Маркс, В. Ленин, Ф. Кастро.

А чего стоит только Эссе Бенджамина Франклина «Моральные ценности шахмат», написанное им ещё в 1746 году !.

Послушаем, вкратце, что эти люди говорят о шахматах. Можно лишь удивляться, как они сумели сделать столь глубокие философские и житейские обобщения из такой, на вид, безобидной «детской» игры.

Странно мне видеть падишаха, не умеющего играть в шахматы. Как же он может управлять своим царством?

Ардашир Папакан — шахиншах Ирана, 232г.

Шахматы — благородный поединок, который не оставляет следов разрушения.

Алишер Навои – поэт, философ, государственный деятель, V век

  • ..повелеваю отныне на ассамблеях ввести шахматы, которые служат для военных полезным занятием, для учёных приятным препровождением времени, а у всякого молодого человека развивает размышление и ум.

Пётр I – Российский император

13 стр., 6456 слов

Что, по мнению Л. Н. Толстого, определяет сущность человека. ...

... мир 2) Что ценит в людях Толстой по роману Война и мир. Художественные особенности романа Л. Н. Толстого Война и мир. Сочинение И эту способность Толстой более всего ценит в людях (в сочетании. ЕГЭ / ОГЭ / Сочинение, Какой привести ...

Благодарю, душа моя, что в шахматы

учишься — это необходимо в каждом

благопристойном семействе.

А. С. Пушкин — из письма к жене

Прежде чем стать великим полководцем,

надо научиться играть в шахматы.

Наполеон Бонапарт – император, полководец

Шахматы — пробный камень

человеческого ума.

И. Гёте — немецкий поэт, государственный деятель

Я люблю шахматы, потому что это хороший отдых, они заставляют работать головой, но как-то очень своеобразно.

Л. Н. Толстой — писатель

Шахматы — музыка мозга.

Д. Шостакович — композитор

Шахматы для меня это особый мир, мир борьбы планов и страстей. Наряду с огорчениями шахматы принесли мне и больше радости.

С. Прокофьев – композитор

Человек, играющий в шахматы, оказывается лучше подготовленным к жизненным ситуациям.

М. М. Ботвинник, экс-чемпион мира по шахматам, кандидат физико-математических наук

Для развития умственных способностей полезны все игры, требующие сообразительности, особенно шахматы.

Л. Н. Толстой- писатель

Играйте в шахматы — и вы сделаете из себя человека.

Г. Стаунтон — учёный, психолог, шекспировед

При игре в шахматы необходимость в творческом поиске возникает почти на каждом ходу.

А. Марков – учёный, математик

Шахматы — не для людей слабых духом.

В. Стейниц — 1-й чемпион мира по шахматам

Что такое шахматы? Это одна из человеческих побед над самим собой. Для одних шахматы — звук, для других — картина, для меня — поэзия борьбы разума, воли.

П. Неруда — чилийский поэт, дипломат и политический деятель

-.. шахматы должны способствовать решению важнейших задач современной школы — развитию творческих способностей учащихся, воспитанию у них инициативы и самостоятельности, формированию умений принимать оптимальные решения в различных жизненных ситуациях.

В. Г. Костомаров — президент Академии педагогических наук

Человека, который не знает, что такое шахматы мне жаль ничуть не меньше человека, не знающего что такое любовь. Как в любви, как в музыке, в шахматах кроется сила, приносящая людям радость.

З. Тарраш — врач, психолог, претендент на мировое первенство

Высказываний о шахматах великое множество и все авторы, кто восторженно, кто по-деловому, дают высокую оценку шахматной игре.

В детском воспитании шахматы занимают особое место. Известный советский педагог В. А. Сухомлинский писал: «Шахматы — превосходная школа последовательного мышления… Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память. Она должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры. Речь идёт именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы».

Уже на первых шагах приобщения к игре юный шахматист знакомится с одним важным философским и житейским обобщением: без приложенных усилий, без кропотливой внимательной работы, без последовательных действий — успеха не достигнешь.

16 стр., 7689 слов

Игра как средство развития творческих способностей человека

... является игра. Объектом – человек с его творческим потенциалом. Практическая значимость работы обусловлена индивидуальным подходом. Материалы работы можно ... человека вторгся виртуальный мир - мир игры, и новая игрушка — компьютер. Учитывая большое значение игр в формировании личности, ... людей. «Шахматы, футбол, бильярд, крокет и многие другие игры восходят на Олимп великих традиций вечности» . Игра – ...

Выбор наиболее правильных решений всегда должен опираться на объективный учёт и оценку имеющихся условий. Так же как в жизни —недостаточно одного желания быть, скажем, богатым, приобрести понравившуюся вещь. Для этого нужен кропотливый труд, начиная с учёбы в школе, приобретении специальности и постоянной оценки своих возможностей. В шахматах это называется «накапливание мелких преимуществ», «оценка позиции».

Многие хотят иметь всё и сразу, не приложив никаких усилий. Взять, скажем, кредит в банке, думая, что этим решишь все проблемы. Как известно результат, как правило, бывает печальным. Наши родители, хотя и не были шахматистами, учили: «Протягивай ножки по одёжке». В шахматах — делай ход «по позиции». Оцени её и реши, защищаться тебе или атаковать. В жизни — учиться или не учиться, курить или не курить, покупать или не покупать, а главное — как рассчитываться?!

Поставить мат королю, или выиграть фигуру хочется каждому играющему. Но кто вам её отдаст? Перед вами сидит противник, который защищается, нападает, да и сам посматривает, что бы у вас позаимствовать. Поэтому, нужно не ослабляя внимания следить за передвижением его фигур. Вопрос: «Что грозит?»- должен задаваться не только в шахматах, но и во многих жизненных ситуациях, от перехода через дорогу, до оценки принятия решения уже во взрослой жизни. И ход за ходом усиливать свою позицию, стараясь перехватить инициативу!

А вечная проблема принятия решения, или проблема выбора? О Буридановом осле, умершем от голода между двумя вязанками сена, слышали все. И ребята знают, что исход партии зависит не от воли случая, а от них самих, их сообразительности, силы ума, волевых качеств. А принимать решение в каждой партии им приходится множество раз. «Дети чувствуют, что они становятся хозяевами своей судьбы, что они обрели свободу выбора, почувствовали себя личностью».(Спортивный психолог Ал.Кикнадзе)

Эммануэль Ласкер, математик, философ, 27 лет владевший короной чемпиона мира сказал: «Ошибка, допущенная в начале дела ещё не равносильна окончательной неудаче (если конечно ты не сапёр), поняв сущность своей ошибки можно постепенно исправить её и добиться поставленной цели».

Тот, кто с детских лет привязан к шахматам, быстрее находит и проявляет себя в разной деятельности — работе, науке, искусстве. Это закон, знающий очень мало исключений.

«Шахматы — честолюбие поиска, обидная горечь поражений, благотворнейшие капельки яда, которые впитываются в нас вместе с неудачами. После них крупные порции жизненного яда (а его в жизни хоть отбавляй) не ведут прямо в реанимацию». (Спортивный психолог Ал. Кикнадзе)

Шахматы, чтобы там ни было, в конце концов — игра. И этой игре надо обучать детей сызмальства.

  • К двум годам научите ребёнка отличать фигуры друг от друга.
  • К трём годам — кто из них старше.
  • К четырём — пяти годам прочтите книгу И.

Г. Сухина: «Шахматы от 2 до 5» и постарайтесь выполнить все советы родителям.

Попробуйте сыграть первую партию и похвалить партнёра: «Не ожидал, что ты такой молодец! Если не возражаешь, давай завтра сыграем ещё». Или придумайте что-либо в этом духе.

  • В 4-5 лет научились играть сестры Полгар (одна из них стала чемпионкой мира среди женщин), а так же чемпион мира В. Ананд и многие другие выдающиеся шахматисты.

— К семи годам человек способен на многое. Именно в этом возрасте Самуил Решевский, будущий гроссмейстер многократный чемпион США, претендент на мировое первенство, совершал вместе с отцом гастрольные поездки, давая сеансы одновременной игры на 10-15 досках. Рано приобщились к шахматам и начали обыгрывать мастеров А. Алехин, М. Эйве, В. Смыслов, Р. Фишер, А. Карпов и Г. Каспаров.

1 стр., 462 слов

Вся наша жизнь игра в повести Пиковая дама, Пушкин

... content="­Вся наша жизнь игра "Пиковая дама" - это мистическая повесть, написанная А. С. Пушкиным предположительно в 1834 году. Впоследствии она была ... ума. Вместо туза у него в руках оказалась пиковая дама, которая насмешливо улыбнулась и подмигнула ему. К сожалению, ... при условии, что он женится на Лизе. Тайна игры в карты заключалась в том, чтобы подряд ставить на тройку, семерку ...

Важно, чтобы ребенок, переступая порог школы, умел читать и имел навыки счёта. Но не менее важно, чтобы он к этой поре накопил, пусть небольшой, но шахматный навык, говоря иными словами, умел не только считать, но и приобрел навыки расчета простейших шахматных заданий. Не бойтесь обучать ребёнка шахматам, увлеките его. Увидите, насколько восприимчива детская натура, и как важно дать пищу набирающему силу юному любознательному и живому уму. Перехватывайте инициативу! Не давайте ребёнку увлечься бессмысленными компьютерными «стрелялками» или бесцельным многочасовым просиживанием у телевизора!

Скажем спасибо древним мудрецам, подарившим нам эту игру, скажем спасибо папам и мамам, которые понимают значение шахмат в становлении личности своего ребенка. Спасибо преподавателям, как в общеобразовательной школе, так и специальной шахматной, которые пропагандируют и учат детей игре. Узнавайте своих детей в общении, играйте с ними в любые игры, ненавязчиво включая шахматы. Не отцы ли, устранившиеся от воспитания сыновей (оправдания у них всегда есть) причина юношеской пассивности ? Понятно, что многие отцы несут служебную ответственность, но ответственность семейная куда сложнее и она является главным критерием определённого назначения родителей. Научите ребёнка верить вам умом и сердцем. И, разумеется, — личным примером!

«Хорошо муштруй своих солдат и будь для них образцом для подражания». А.В. Суворов.

Мы хотим помочь будущему гражданину с самых ранних лет поверить в свои силы, в свой стремительно впитывающий наблюдения ум. Познать горечь поражения и радость побед, законы честного единоборства, проникнуться духом коллективизма, который способствует развитию его лучших человеческих качеств. Учите своих детей играть в шахматы!

Любопытно высказывание английского философа и педагога конца XVI начала XVIII столетия, Томаса Когена. В своей книге «Сборник советов студентам о том, как сохранить здоровье и пополнить знание», он в частности писал: «Древняя игра под названием «шахматы» заслуживает самых лестных слов. Это — полезное упражнение для ума, помогающие выработать последовательность в рассуждениях и действиях, постичь явления в их совокупности. Когда в каждой студенческой комнате можно будет найти шахматную доску и фигуры, появится надежда на то, что со временем в Англии исчезнет постоянная скудность государственных умов». Не актуально ли?

В заключение краткого обзора так и просятся стихи, написанные в далёком 900 году арабским писателем и поэтом Ибн аль Матуза:

О, ты, чьи надменные усмешки

8 стр., 3832 слов

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ...

... Средством эстетического воспитания детей дошкольного возраста является изобразительная деятельность, включающая рисование, лепку ... обучение рисованию не только необходимо для многих практических ремесел, но и важно для образования и воспитания [9]. В процессе изобразительной деятельности ... достигается путем решения следующих задач: овладение ребенком знаниями художественно-эстетической культуры, ...

Выражают осуждение наших любимых шахмат,

Знай же, что их мастерство — это сама наука

Что игра эта помогает перенести горе

Что она измеряет любовный пыл

И даже пьяницу отвлекает от вина.

Что она просветляет воинов в ратном деле

Когда их преследуют опасности и грозит гибель

И приходит она к нам, когда в своём одиночестве

Мы более всего нуждаемся в добрых друзьях.

И действительно, подумаем о том, чьи мы сыны и, что мы

«…созданы не для животной доли,

А к доблести и к знанию рождены!».

Примечание:

В связи с тем, что в одной методической разработке, размещенной на нспортал.ру, используются отрывки из этой работы без ссылки на автора, хотел бы указать, что это эссе написано еще в 2006 году, впервые опубликовано 18.02.2011 г. на сайте МОУ ДОД ДЮСШ «Каисса» муниципального образования г. Новороссийск, и неоднократно использовалось в работе ДЮСШ «Каисса».