«Женщиной не рождаются — женщиной становятся»

Эссе

Ольга ИСУПОВА

Рубрику ведет Ольга ИСУПОВА

«Женщиной не рождаются — женщиной становятся»

Эти слова взяты из книги, со дня выхода которой в 2009 году исполнилось 60 лет. Точные слова, сказанные автором о женщинах, впоследствии распространились и на мужчин. Речь идет о книге Симоны де Бовуар «Второй пол» (Deuxi?me sexe, Editions Gallimard, 1949).

Написанная и изданная по настоянию мужа Симоны, знаменитого философа-экзистенциалиста Жана-Поля Сартра, эта книга сразу стала бестселлером, а впоследствии — и своего рода Библией современного феминизма, несмотря на то, что это отнюдь не детектив, да и любовным романом ее вряд ли можно назвать. Более того, среди всего, написанного этим автором, эта двухтомное эссе так и осталось главным трудом, хотя сама Симона поначалу не очень его ценила.

Симона де Бовуар

Симона де Бовуар

Симона де Бовуар (1908-1986) родилась в обеспеченной семье с аристократическими корнями. Ее отец был адвокатом, а мать — классической хозяйкой дома и ревностной католичкой. Бунт Симоны-подростка против католических традиций и религиозной морали, стремление искать собственные пути в жизни оказались совершенно неожиданными для любящих родителей. Симона училась в Сорбонне, на философском факультете, где и встретила своего будущего мужа, с которым до конца жизни последнего состояла в «свободном», по обоюдному решению, бездетном и — по признанию обоих — интеллектуально равном браке.

Эссе «Второй пол», изначально задуманное лишь как исследование мифов о женщине, созданных мужчинами, в своем окончательном варианте включило в себя множество фактов из биологии, физиологии, психологии, социологии, литературы. Целью было попытаться понять и объяснить самый загадочный факт истории — первичное разделение труда между мужчиной и женщиной, которое навсегда отдало приоритет и главенство мужчине.

Кроме того, Симона де Бовуар детально, во всех сферах жизни, и прежде всего в жизни семейной и домашней, анализирует условия, приводящие к современной ей ситуации, когда личные способности женщин полностью не развиваются, и стремится показать те изменения в обществе, которые должны произойти, чтобы «второй» пол перестал быть характеристикой, закрепляющей зависимое и неуспешное положение ее «носительниц».

Чем бы это ни объяснялось — тем ли, что, как считает Симона де Бовуар, мужчина производил необходимый для выживания продукт, а женщина только новых едоков, или просто его превосходством в грубой силе — поскольку женщины во всех известных обществах тоже так или иначе производили «продукт», пусть в меньших количествах, зато — повседневно, а мужского «продукта», огромного и достаточного для всех членов племени (семьи), иногда приходилось очень долго ждать — исторически, как считается сейчас, во всех человеческих обществах главенство всегда принадлежало мужчине.