Учитель. Добрый день, дорогие ребята! ( Используется прием коммуникативной атаки) .Сегодня к вам на урок я пришла не с пустыми руками. Как бы вы назвали этот предмет?
(Учитель держит в руках спил дерева с зарубкой на коре. Ребята высказывают свою точку зрения. )
Учитель. Да, конечно, это можно назвать частью дерева или полена, а может быть, и разговорным словом чурка. Но я соглашусь с вами лишь в одном , что это было когда-то деревом. Возможно, оно росло где-то далеко в Сибири, где родился и жил прекрасный русский писатель Виктор Петрович Астафьев.
(Слайд №2)
Но нас интересует сегодня не само дерево , а вот эта небольшая зарубка, сделанная, возможно , одним из охотников. В старину люди, уходя далеко в лес, делали по дороге зарубки на деревьях, чтобы не заблудиться. Белеющие на стволах зарубки или меты были видны издалека, и люди по ним узнавали обратный путь. В разных местах их называли по- разному . В Сибири – затеси. Именно так Виктор Петрович назвал цикл своих миниатюр — «ЗАТЕСИ».
(Слайд №3)
Учитель. ( Целеполагание) Ребята ,сегодня на уроке мы не только будем готовиться к сочинению- эссе по рассказу Астафьева «Хвостик», но и попробуем понять, какую мету, зарубку , затесь хотел оставить писатель в сердце каждого из нас. Запишем в тетради: Подготовка к сочинению- эссе по рассказу В.П. Астафьева «Хвостик»
(Слайд №4)
Учитель: Дома вы прочитали этот пронзительный по остроте поставленной проблемы рассказ. Прежде чем начать нашу беседу, давайте вспомним критерии оценивания части С. В этом вам поможет « Памятка к написанию сочинения».
(ПРИЛОЖЕНИЕ №1)
Ребята называют критерии.
(Слайд №5)
Учитель: ИТАК, чтобы откликнуться на проблему, затронутую в тексте, мы должны ее сформулировать, прокомментировать, выявить позицию автора, выразить свое мнение по поставленной проблеме и аргументировать его. И вот тогда мы достигнем цели.
Информационно- ивный проект «Изучение творчества сибирских писателей и поэтов»
... «Приключения Жакони» Работа с родителями сибирских писателей Помочь с подбором произведений Ю. ... Что мелькнула над облаком времени далеко, далеко, далеко… Артист, писатель , поэт и художник Юрий ... маленьких» «После дождя» «Зимние забавы» «Отважные ребята» «Города будущего» «Разведчики» «Второе рождение» «Ласковое ... объездил с концертами всю Сибирь . «Приключения Жакони» писателя – это сказки написал ...
Учитель: Скажите , ребята, трудно ли вам было определить тему этого текста?
Ученик: Нет. Тема человека и природы, потому что…
(Слайд №6)
Учитель: В данной теме заключено жизненное противоречие- человек и природа. А ведь проблема – это и есть острое жизненное противоречие, которое можно сформулировать в виде вопроса или утверждения . Давайте попытаемся это сделать.
Учитель : Сформулируйте проблему данного текста.
Учащиеся формулируют проблемы.
(Слайд №7)
Учитель : Ребята, а что вы можете сказать о композиции этого рассказа.
Ученик: Кольцевая, т.к. начинается с описания мальчика, затем идет описание острова, и опять возвращение к мальчику.
Учитель : Случайно ли автор именно так строит свой рассказ?
Ученик: Чтобы читатель правильно определил проблему данного произведения и позицию автора.
Учитель : Найдите и зачитайте предложения, в которых автор говорит о вмешательстве взрослых в дела острова.
(1.Гидростанция зарегулировала реку, откатилась вода, и стал…..
2. Валом валят на эти берега…
3.Под бравую песню….и т.д.)
История мальчика — это зеркальное отражение позиции взрослых по отношению к природе. Итак, проблема этого рассказа не столько экологическая ,сколько нравственная. Как бы теперь вы ее сформулировали?
Ученик: Влияние равнодушного отношения взрослых к природе на воспитание нравственных качеств молодежи.
Учитель: Это в виде утверждения, а в виде вопроса?
Ученик: Как равнодушное отношение взрослых к природе влияет на воспитание нравственных качеств молодежи?
(Слайд №8)
Учитель: А теперь выберем из предложенных вариантов вступлений то, которое сообщает о выбранной вами проблеме исходного текста, отредактируйте его.( Раздаточный материал)
Ученики выбирают вступление №3.
Учитель: Чтобы прокомментировать эту проблему, нужно помнить следующее
(Слайд №9)
А теперь прочитайте текст из комментария к сформулированной проблеме и отредактируйте его.( Раздаточный материал)
Идет исправление ошибок, допущенных в тексте.
Учитель: Вспомним способы выражения авторской позиции в художественном тексте.
Слайд №11
Ученик анализирует «портрет» острова до строительства электростанции и после нее. ( Прием антитезы)
Ученик отмечает , что кольцевая композиция тоже отражает позицию автора.
Ученик: Градация в начале рассказа тоже позволяет автору образно выразить свое мнение.
Слайд №12
Учитель: Четко сформулируем позицию В.П.Астафьева.
Запись в тетради.
Учитель: Ребята, а что думаете вы по сформулированной проблеме?
Учащиеся высказывают свою точку зрения.
Учитель: Помните, что без оценочных слов, помогающих передать впечатление от прочитанного, ваша позиция не считается сформулированной:
- с удовольствием прочитал…
- нельзя остаться равнодушным…
- разделяя негодование автора, хочу сказать, что…
- оригинальность авторского решения данной проблемы вызывает восхищение…
Учитель: Выберите из списка произведений те, которые могут помочь вам в аргументации собственного мнения:
1. М А. Булгаков «Собачье сердце».
Урок русского языка. -рассуждение по проблеме исходного текста ...
... к рассуждениям О.Павлова? Повторение композиции сочинения и критериев оценивания. Композиция сочинения (Слайд 3) Проблема это вопрос, над которым размышляет автор Комментарий к проблеме это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной вами проблемы текста Позиция ...
2. А.С. Пушкин «Евгений Онегин».
3. Л.Н. Толстой «Война и мир».
4. И.С. Тургенев «Отцы и дети».
Учитель: При написании сочинения вы должны соблюдать грамматические нормы, не допускать другого рода ошибок.
Слайд №15
Учитель: Наш урок подходит к концу. Сейчас прозвенит звонок и позовет вас к другим вопросам и проблемам , дома вы напишите сочинение – эссе, и я узнаю ,какую же зарубку, мету, затесь оставил в вашем сердце маленький рассказ большого писателя.
(Слайд №16)
Рефлексия.
А.М.Горький писал: «Прежде чем начать писать, я задаю себе три
вопроса: что я хочу написать,
как написать
и для чего написать?»
Ответьте себе на них, прежде чем вы сядете за выполнение домашнего задания.
ЧТО – сочинение-рассуждение
КАК – учитывая критерии оценивания части С
Для ЧЕГО – откликтуться на проблему, затронутую автором.
Источник:
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/esse/hvostik-astafev/