ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

Эссе

Учитель. Добрый день, дорогие ребята! ( Используется прием коммуникативной атаки) .Сегодня к вам на урок я пришла не с пустыми руками. Как бы вы назвали этот предмет?

(Учитель держит в руках спил дерева с зарубкой на коре. Ребята высказывают свою точку зрения. )

Учитель. Да, конечно, это можно назвать частью дерева или полена, а может быть, и разговорным словом чурка. Но я соглашусь с вами лишь в одном , что это было когда-то деревом. Возможно, оно росло где-то далеко в Сибири, где родился и жил прекрасный русский писатель Виктор Петрович Астафьев.

(Слайд №2)

Но нас интересует сегодня не само дерево , а вот эта небольшая зарубка, сделанная, возможно , одним из охотников. В старину люди, уходя далеко в лес, делали по дороге зарубки на деревьях, чтобы не заблудиться. Белеющие на стволах зарубки или меты были видны издалека, и люди по ним узнавали обратный путь. В разных местах их называли по- разному . В Сибири – затеси. Именно так Виктор Петрович назвал цикл своих миниатюр — «ЗАТЕСИ».

(Слайд №3)

Учитель. ( Целеполагание) Ребята ,сегодня на уроке мы не только будем готовиться к сочинению- эссе по рассказу Астафьева «Хвостик», но и попробуем понять, какую мету, зарубку , затесь хотел оставить писатель в сердце каждого из нас. Запишем в тетради: Подготовка к сочинению- эссе по рассказу В.П. Астафьева «Хвостик»

(Слайд №4)

Учитель: Дома вы прочитали этот пронзительный по остроте поставленной проблемы рассказ. Прежде чем начать нашу беседу, давайте вспомним критерии оценивания части С. В этом вам поможет « Памятка к написанию сочинения».

(ПРИЛОЖЕНИЕ №1)

Ребята называют критерии.

(Слайд №5)

Учитель: ИТАК, чтобы откликнуться на проблему, затронутую в тексте, мы должны ее сформулировать, прокомментировать, выявить позицию автора, выразить свое мнение по поставленной проблеме и аргументировать его. И вот тогда мы достигнем цели.

7 стр., 3286 слов

Творчество детского писателя Носова

... В Николае Носове - авторе юмористических повестей и рассказов для детей - поражает, прежде всего, его способность понимать сокровенные мысли ребят. Поражает умение писателя разговаривать с детьми. Поражает та ... далёкого прошлого, а в непосредственной близости. Признаюсь, волшебная эта страна удивила меня, а творчество, как сказал один очень умный художник, начинается с удивления. Я увидел в ребёнке ...

Учитель: Скажите , ребята, трудно ли вам было определить тему этого текста?

Ученик: Нет. Тема человека и природы, потому что…

(Слайд №6)

Учитель: В данной теме заключено жизненное противоречие- человек и природа. А ведь проблема – это и есть острое жизненное противоречие, которое можно сформулировать в виде вопроса или утверждения . Давайте попытаемся это сделать.

Учитель : Сформулируйте проблему данного текста.

Учащиеся формулируют проблемы.

(Слайд №7)

Учитель : Ребята, а что вы можете сказать о композиции этого рассказа.

Ученик: Кольцевая, т.к. начинается с описания мальчика, затем идет описание острова, и опять возвращение к мальчику.

Учитель : Случайно ли автор именно так строит свой рассказ?

Ученик: Чтобы читатель правильно определил проблему данного произведения и позицию автора.

Учитель : Найдите и зачитайте предложения, в которых автор говорит о вмешательстве взрослых в дела острова.

(1.Гидростанция зарегулировала реку, откатилась вода, и стал…..

2. Валом валят на эти берега…

3.Под бравую песню….и т.д.)

История мальчика — это зеркальное отражение позиции взрослых по отношению к природе. Итак, проблема этого рассказа не столько экологическая ,сколько нравственная. Как бы теперь вы ее сформулировали?

Ученик: Влияние равнодушного отношения взрослых к природе на воспитание нравственных качеств молодежи.

Учитель: Это в виде утверждения, а в виде вопроса?

Ученик: Как равнодушное отношение взрослых к природе влияет на воспитание нравственных качеств молодежи?

(Слайд №8)

Учитель: А теперь выберем из предложенных вариантов вступлений то, которое сообщает о выбранной вами проблеме исходного текста, отредактируйте его.( Раздаточный материал)

Ученики выбирают вступление №3.

Учитель: Чтобы прокомментировать эту проблему, нужно помнить следующее

(Слайд №9)

А теперь прочитайте текст из комментария к сформулированной проблеме и отредактируйте его.( Раздаточный материал)

Идет исправление ошибок, допущенных в тексте.

Учитель: Вспомним способы выражения авторской позиции в художественном тексте.

Слайд №11

Ученик анализирует «портрет» острова до строительства электростанции и после нее. ( Прием антитезы)

Ученик отмечает , что кольцевая композиция тоже отражает позицию автора.

Ученик: Градация в начале рассказа тоже позволяет автору образно выразить свое мнение.

Слайд №12

Учитель: Четко сформулируем позицию В.П.Астафьева.

Запись в тетради.

Учитель: Ребята, а что думаете вы по сформулированной проблеме?

Учащиеся высказывают свою точку зрения.

Учитель: Помните, что без оценочных слов, помогающих передать впечатление от прочитанного, ваша позиция не считается сформулированной:

  • с удовольствием прочитал…
  • нельзя остаться равнодушным…
  • разделяя негодование автора, хочу сказать, что…
  • оригинальность авторского решения данной проблемы вызывает восхищение…

Учитель: Выберите из списка произведений те, которые могут помочь вам в аргументации собственного мнения:

1. М А. Булгаков «Собачье сердце».

3 стр., 1372 слов

Проблема взаимоотношений учителя и учеников (текст И.Ф. Смольникова)

... литературе и изобразительному искусству. Сочинение Примерный круг проблем 1) Проблема осознания величия личности учителя. (В чём проявлялось величие личности учителя математики? Почему ученики не могли осознать величие личности учителя?) 2) Проблема взаимоотношений учителя и учеников. (Почему ученики ...

2. А.С. Пушкин «Евгений Онегин».

3. Л.Н. Толстой «Война и мир».

4. И.С. Тургенев «Отцы и дети».

Учитель: При написании сочинения вы должны соблюдать грамматические нормы, не допускать другого рода ошибок.

Слайд №15

Учитель: Наш урок подходит к концу. Сейчас прозвенит звонок и позовет вас к другим вопросам и проблемам , дома вы напишите сочинение – эссе, и я узнаю ,какую же зарубку, мету, затесь оставил в вашем сердце маленький рассказ большого писателя.

(Слайд №16)

Рефлексия.

А.М.Горький писал: «Прежде чем начать писать, я задаю себе три

вопроса: что я хочу написать,

как написать

и для чего написать?»

Ответьте себе на них, прежде чем вы сядете за выполнение домашнего задания.

ЧТО – сочинение-рассуждение

КАК – учитывая критерии оценивания части С

Для ЧЕГО – откликтуться на проблему, затронутую автором.

Источник:

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/esse/hvostik-astafev/