Мой Тукай! статья по художественной литературе

Эссе

Мандрейкина С.Ф

Воспитатель

МАДОУ «Детский сад №14 «Сказка»

РТ г. Нурлат

Эссе

«Мой Тукай» («Тукай в наших сердцах»)

О язык, родной, певучий, о родительская речь!

Что еще на свете знал я, что сумел я уберечь?

Колыбель мою качая, тихо-тихо пела мать,

Подрастая, сказки бабушки я начал понимать.

О язык мой, мы навечно неразлучные друзья,

С детства стала мне понятна радость и печаь твоя.

О язык мой, как сердечно я молился в первый раз:

«Боже,- я шептал, -помилуй мать, отца, помилуй нас»

Человеческая душа вмещает в себя все. Найдется место каждому, кто затронул твое сердце. Не зря в народе говорят, что самый сложный компьютер-это человек. Так же случилось и со мной. Тукай, твердо, занял свое место в моей душе. Вот уже более ста тридцати лет человечество любит и читает произведения (на разных языках и знает наизусть) татарского поэта Г. Тукая.

Тукай… Каждый раз, когда я слышу имя нашего любимого поэта-писателя Габдуллы Тукая, сердце сжимается, наполняя душу, то нежностью, то гордостью, то грустью, иногда, даже жалостью к нему. Раньше я часто думала, почему именно Габдулла Тукай, вызывает столько эмоций у меня, словно родной, очень близкий мне человек. Только с годами, повзрослев, пришла осознанность, понимание, что его жизнь напоминает эпизодично, жизнь моей матери, самого любимого человека в моей жизни. Г. Тукай рос сиротой с шести месяцев, моя мама с двух лет. Несмотря, на то что, их разделяет полвека жизни: Тукай родился в 1886 году, мама родилась в 1939 году, осталась сиротой в 1941 году осенью (отец, мой дед, ушел на фронт, а мать, бабушка моя, простудилась и умерла), их объединяет, то что они очень любили жизнь (мамы моей тоже уже нет в живых).

У сирот во все времена жизнь очень сложная и трудная. Их история никого равнодушным не оставляет, затрагивая глубоко запрятанные чувства. Со мной происходило то же самое. С маминой биографией-историей я знакома с детства. Росла информированной во все подробности, проявляя живой интерес, заставляя маму пересказывать вновь и вновь, что она помнила с детства. А с любимым поэтом мое знакомство было чуть позже.

3 стр., 1082 слов

Проблема обретения смысла жизни в годы войны. По В. В. Быкову

... Действительно, только избавившись от случайного, от сознания состояния между жизнью и смертью, можно по-настоящему понять смысл жизни. В рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» главный герой ... от чего избавились. Прежде всего от неопределённости нашей судьбы. Впервые за годы войны жизнь обрела для нас смысл и избавилась от власти случайного. Но ведь ...

Первое знакомство с биографией и творчеством Г. Тукая состоялось, когда мы переехали из города Иваново в Татарстан. Мне уже было восемь лет. Если раньше, я воспринимала сказки на ночь, из уст мамы («Водяная», «Шурале», «Коза и баран»), как устное народное творчество, то какая радость и удивление было, когда узнала, что у них есть автор. И что я могу еще и еще познавать его творчество. Я росла и знакомство с Тукаем становилось все шире и осознанней. Появились любимые произведения, которые я заучивала. Если раньше наизусть читала многие произведения Чуковского, других детских писателей, то появилась потребность наизусть воспроизводить Г. Тукая. Частые посещения, не только школьной библиотеки, но и местной библиотеки, дали свои результаты. Я все больше узнавала любимого поэта. Любила перечитывать его биографию, как письма, адресованные мне («Что я помню о себе» Г. Тукай).

Вместе с Тукаем переживала каждый момент его жизни, с ним мысленно путешествовала, радовалась, страдала. Конечно я не собираюсь пересказывать его биографию, потому что каждый из нас, воспринимает по-своему Тукая, любя и познавая его. Просто хочу сказать, что мне одинаково дороги и близки, и биография, и творчество поэта.

Шли года. Обогащались мои знания. Знакомства со многими великими писателями-поэтами. Но, Тукай не потерял своего места в моем сердце. Я часто с ним спорю, вспоминаю некоторые моменты из его жизни, жалею, что жизнь его была такой короткой, но наполненной большим творчеством.

Мне очень хочется обратиться к Габдулле Тукаю: «Спасибо Вам, за все. За то что, Вы у нас есть. Вы живете в наших сердцах вместе со своими произведениями. Ваша жизнь, творчество сыграли большую роль, в становлении моей личности, в формировании характера. И не только моей личности, а многих людей. Ваше творчество учит нас быть добрыми, милосердными, справедливыми, смелыми, умножает, укрепляет, повышает нравственность отдельного человека и всего общества. Помогает пробудить дошкольникам любовь к родной природе, замечать ее красоту. Формировать любовь к своей Родине, «быть достойным сыном или дочерью своего народа» (как отметил Президент РТ Р.Н. Минниханов).

Думала, что на протяжении только школьных лет, Ваше творчество будет сопровождать меня. Ошиблась. Ваше творчество шагает со мной по жизни, по сей день. Работая в детском саду, продолжаю знакомить малышей стихами, сказками, биографией Вашей. И каждый раз, вместе с детьми, открываю для себя что-то новое, нравоучительное. Если знакомство с Вашим творчеством Тукай, с малышами начинаю с озорного котенка, мотылька, с грустного зайца, трудолюбивой ласточки, то с ростом детей растут и произведения — сказки, стихи о временах года, и многое другое.

Дети готовы слушать сказки «Водяная», «Шурале» каждый день, которые вызывают бурное обсуждение поведения героев. Подталкивает к общению. Общение – это, прежде всего взаимопонимание — произведения, педагога, друга, собеседника. Мне как, педагогу очень хочется в педагогическом общении, через произведения, добиваться результатов в воспитании личности ребенка. Через ваши произведения дети учатся по-хорошему спорить, отстаивать свое мнение. И вместе с тем стараюсь развивать умения соглашаться, прислушиваться к мнению других. При этом слушать партнера по общению, не перебивая его, говорить самому только после того, как собеседник закончил говорить. Дети должны чувствовать, что педагог им доверяет, что в общении они равноправны все. Я радуюсь, видя у детей проявления правильных нравственных эмоций, когда ребенок оказывается перед одинаково возможными, но разными, по своей нравственной сути, решениями («Кончил дело — гуляй смело», «Водяная» и др.).

2 стр., 696 слов

Сочинение про творчество тукая

... Аның "Исемдә калганннар" әсәрен, " Шүрәле" поэмасын укыгач, миндә Тукай иҗатына соклану тагын да артты. Тукайның ачы язмышы белән таныш ... ятим кала. "Артык кашык" булып йөрергә кала аңа. Ләкин Тукай бернинди дә сынауларга бирешми, үз юлыннан кире чигенми. Ул үз тормышыннан ... ә шигырьләрен укыма, гади, аңлаешлы, хәтердә кала. Әйе, Габдулла Тукай иҗаты - серле бакча кебек, могҗизалы ил. Ул үзенә чакырып ...

В этом педагогу помогают Ваши произведения, Тукай. Мы Вас любим».