По литературе «Роль журналистики в этнокультурной сфере»

Эссе

ЭССЕ НА ТЕМУ: «РОЛЬ ЖУРНАЛИСТИКИ В ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ»

Кузьминова Есения Владимировна, педагог дополнительного образования МБОУ СОШ № 1 п. Нарышкино Урицкого района Орловской области

Межнациональные отношения – одна из актуальных и острых проблем в общественной жизни современной России. И неудивительно, что российские СМИ в последние десятилетия проявляют к ним повышенное внимание. Многочисленные научные исследования фиксируют существенную роль СМИ не только в освещении этнических аспектов жизни, но и в регулировании самих межнациональных (межэтнических) отношений. От того как , толерантно или конфликтно, преподносятся средствами массовой информации этнически окрашенные материалы, нередко зависят не только взгляды и представления людей, но и сами межэтнические отношения, межэтническое спокойствие и мир в регионе или стране.

Этнические особенности людей, различия в образе жизни вызывают интерес не только у ученых, но и у журналистов, и у простых людей. Для читателей прессы, слушателей радио, зрителей телепередач передается довольно много подобной информации, толерантно представляющей этнокультурное разнообразие человечества.

К сожалению, далеко не все авторы выступлений в СМИ осознают общественную опасность трансляции в массовое сознание этнической информации. Они не всегда видят, что их конкретные публикации, вливающиеся в поток других материалов, способствуют формированию негативных представлений, взглядов и установок у сограждан, росту напряженности и конфликтности в полиэтничном сообществе.

В России, как и в других странах, сталкивающихся с подобными проблемами, уже давно выработан свод законов, норм и правил, регламентирующих деятельность СМИ по освещению этнических, расовых и конфессиональных различий.

И журналистам, и читателям известно, что этническая информация, передаваемая разными информационными каналами в массовое сознание, может быть позитивной, нейтральной и негативной. Она может быть также и различной по эмоциональной окраске (спокойной, восторженной, патетичной, гневной, осуждающей, сочувствующей и т.д.), что тоже по-разному влияет на восприятие текста. К позитивной или нейтральной обычно относят доброжелательные, дружественные или нейтральные высказывания коммуникатора о представителях разных народов, об особенностях их образа жизни, их материальной и духовной культуре, национальных героях и современных лидерах и о нормальном взаимодействии этнических групп.

5 стр., 2145 слов

Проект «Роль музыки в жизни человека»

... одним словом, стиль жизни. Музыка формирует внутренний мир человека, взаимоотношения людей, их притяжения или отчуждения. чувствовать …Не важно боль это, или радость. Пока мы чувствуем, мы остаемся людьми.. Музыка учит не только ...

Примеры позитивной этнической журналистики довольно широко тиражировались в отечественных периодических печатных изданиях еще со времени их первого появления в России . Рассказывая о жизни любого народа, авторы газетных и журнальных публикаций подчеркивали национальное своеобразие одежды, жилища, пищи… И в наши дни в некоторых журналистских материалах бывает важно отметить особую ценность или оригинальность национальных предметов быта, национальных танцев, произведений художественного творчества народа, рассказать о фольклоре, национальных обычаях или героях, живущих в народной памяти… Все это помогает хранить и развивать в народной памяти этнические достижения, а цитирование их в СМИ показывает богатство культурного многообразия российского общества и способствует формированию национальной (этнической) гордости, этнического самосознания и достоинства у представителей каждого этноса.

Примерами

К сожалению, в журналистской деятельности существует и развивается не только объединяющее, но и разъединяющее людей направление, условно говоря, негативная, негуманная этническая журналистика . Мы видим на практике, что освещение этничности может принять не только толерантный, но и конфликтный облик. СМИ могут создать и нередко создают в обществе стрессогенные ситуации, они могут вызвать и нередко вызывают падение толерантности и нарастание враждебности между этническими группами. Все это ведет к межэтнической напряженности в обществе.

Журналисту и читателю не всегда просто увидеть и осознать, что специальное, массированное формирование общественного этнического сознания, мобилизация общественных этнических сил с помощью прессы нередко направлены на распространение у населения установок нетерпимости. Подобные примеры нетолерантной этнической журналистики зафиксированы в прессе бывших союзных республик (например, в газетах Эстонии, Литвы, Грузии) практически на протяжении всех последних лет . Русское население, проживавшее на этих территориях десятки лет, стало считаться в этих республиках чужим, нежелательным, «оккупантом». Именно журналисты, подталкиваемые политиками, в первую очередь участвовали в этих, разъединяющих людей, дискриминационных акциях, психологически выдавливая «русскоязычных» жителей этих регионов с помощью СМИ из новых независимых стран. Примерно так с помощью прессы может провоцироваться и развиваться межэтническая напряженность в обществе, так могут начинаться межэтнические конфликты.

16 стр., 7584 слов

Отражение русского национального характера в языке

... определяет национальный характер как „совокупность специфических психологических черт, став­ших в большей или меньшей степени свойственными той или иной со­циально-этнической общности в конкретных экономических, культур­ных и природных ...

В современной России этническая проблематика представлена в содержании общероссийских СМИ, в первую очередь в печатной периодике, в прессе национальных республик, землячеств народов России.

Проблемы этничности являются для них предельно актуальными. В наиболее обобщенном виде их задача выражается в том, чтобы: создавать благоприятную обстановку для межэтнического диалога, информировать аудиторию о новых явлениях и законодательных актах, связанных с миграцией, содействовать адаптации и интеграции новоприбывших.

Таким образом, каждый журналист, пока существует политическая карта мира, на которой обозначено около 200 стран, не только должен считаться с патриотическими чувствами и взглядами той или иной страны, но и сам обязан выступать с позиций патриотизма, служить процветанию и прогрессу своего отечества.