По литературе «Роль журналистики в этнокультурной сфере»

ЭССЕ НА ТЕМУ: «РОЛЬ ЖУРНАЛИСТИКИ В ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ»

Кузьминова Есения Владимировна, педагог дополнительного образования МБОУ СОШ № 1 п. Нарышкино Урицкого района Орловской области

Межнациональные отношения – одна из актуальных и острых проблем в общественной жизни современной России. И неудивительно, что российские СМИ в последние десятилетия проявляют к ним повышенное внимание. Многочисленные научные исследования фиксируют существенную роль СМИ не только в освещении этнических аспектов жизни, но и в регулировании самих межнациональных (межэтнических) отношений. От того как , толерантно или конфликтно, преподносятся средствами массовой информации этнически окрашенные материалы, нередко зависят не только взгляды и представления людей, но и сами межэтнические отношения, межэтническое спокойствие и мир в регионе или стране.

Этнические особенности людей, различия в образе жизни вызывают интерес не только у ученых, но и у журналистов, и у простых людей. Для читателей прессы, слушателей радио, зрителей телепередач передается довольно много подобной информации, толерантно представляющей этнокультурное разнообразие человечества.

К сожалению, далеко не все авторы выступлений в СМИ осознают общественную опасность трансляции в массовое сознание этнической информации. Они не всегда видят, что их конкретные публикации, вливающиеся в поток других материалов, способствуют формированию негативных представлений, взглядов и установок у сограждан, росту напряженности и конфликтности в полиэтничном сообществе.

В России, как и в других странах, сталкивающихся с подобными проблемами, уже давно выработан свод законов, норм и правил, регламентирующих деятельность СМИ по освещению этнических, расовых и конфессиональных различий.

И журналистам, и читателям известно, что этническая информация, передаваемая разными информационными каналами в массовое сознание, может быть позитивной, нейтральной и негативной. Она может быть также и различной по эмоциональной окраске (спокойной, восторженной, патетичной, гневной, осуждающей, сочувствующей и т.д.), что тоже по-разному влияет на восприятие текста. К позитивной или нейтральной обычно относят доброжелательные, дружественные или нейтральные высказывания коммуникатора о представителях разных народов, об особенностях их образа жизни, их материальной и духовной культуре, национальных героях и современных лидерах и о нормальном взаимодействии этнических групп.

2 стр., 887 слов

Роль науки в жизни человека

... человека. Она влияет как на внутренний мир человека, так и на образ жизни, социальную и бытовую стороны жизни. Наука нужна как всему человечеству, так и каждому человеку в отдельности. Роль науки в жизни человека Несколько интересных сочинений ... сколько ещё важнейших открытий, которые облегчили жизнь человеку. Науки имеют непосредственное отношение к жизни людей. То, что раньше считалось вымыслом, ...

Примеры позитивной этнической журналистики довольно широко тиражировались в отечественных периодических печатных изданиях еще со времени их первого появления в России . Рассказывая о жизни любого народа, авторы газетных и журнальных публикаций подчеркивали национальное своеобразие одежды, жилища, пищи… И в наши дни в некоторых журналистских материалах бывает важно отметить особую ценность или оригинальность национальных предметов быта, национальных танцев, произведений художественного творчества народа, рассказать о фольклоре, национальных обычаях или героях, живущих в народной памяти… Все это помогает хранить и развивать в народной памяти этнические достижения, а цитирование их в СМИ показывает богатство культурного многообразия российского общества и способствует формированию национальной (этнической) гордости, этнического самосознания и достоинства у представителей каждого этноса.

Примерами

К сожалению, в журналистской деятельности существует и развивается не только объединяющее, но и разъединяющее людей направление, условно говоря, негативная, негуманная этническая журналистика . Мы видим на практике, что освещение этничности может принять не только толерантный, но и конфликтный облик. СМИ могут создать и нередко создают в обществе стрессогенные ситуации, они могут вызвать и нередко вызывают падение толерантности и нарастание враждебности между этническими группами. Все это ведет к межэтнической напряженности в обществе.

Журналисту и читателю не всегда просто увидеть и осознать, что специальное, массированное формирование общественного этнического сознания, мобилизация общественных этнических сил с помощью прессы нередко направлены на распространение у населения установок нетерпимости. Подобные примеры нетолерантной этнической журналистики зафиксированы в прессе бывших союзных республик (например, в газетах Эстонии, Литвы, Грузии) практически на протяжении всех последних лет . Русское население, проживавшее на этих территориях десятки лет, стало считаться в этих республиках чужим, нежелательным, «оккупантом». Именно журналисты, подталкиваемые политиками, в первую очередь участвовали в этих, разъединяющих людей, дискриминационных акциях, психологически выдавливая «русскоязычных» жителей этих регионов с помощью СМИ из новых независимых стран. Примерно так с помощью прессы может провоцироваться и развиваться межэтническая напряженность в обществе, так могут начинаться межэтнические конфликты.

16 стр., 7584 слов

Отражение русского национального характера в языке

... и классов общества, а также наций и народов» [цит. по 17, 140]. Из аналогичного взгляда исходит и Н. Джандильдин, который определяет национальный характер как „совокупность специфических психологических черт, став­ших в ...

В современной России этническая проблематика представлена в содержании общероссийских СМИ, в первую очередь в печатной периодике, в прессе национальных республик, землячеств народов России.

Проблемы этничности являются для них предельно актуальными. В наиболее обобщенном виде их задача выражается в том, чтобы: создавать благоприятную обстановку для межэтнического диалога, информировать аудиторию о новых явлениях и законодательных актах, связанных с миграцией, содействовать адаптации и интеграции новоприбывших.

Таким образом, каждый журналист, пока существует политическая карта мира, на которой обозначено около 200 стран, не только должен считаться с патриотическими чувствами и взглядами той или иной страны, но и сам обязан выступать с позиций патриотизма, служить процветанию и прогрессу своего отечества.