Примеры выпускников для самостоятельного анализа

Эссе

Прочитайте внимательно приведенные ниже эссе. Проанализи­руйте работы на предмет наличия в них указанных выше ошибок.

«Есть много способов сделать карьеру, но самый верный из них — родиться в нужной семье» (Д. Трамп)

Автор рассматривает проблему факторов, способствующих вер­тикальной восходящей мобильности человека в обществе. Главным социальным лифтом Д. Трамп считает семью. С мнением автора нельзя не согласиться. Все мы рождаемся и растем в разных усло­виях, которые зависят от социального статуса наших родителей. Эти условия могут быть «более благополучные» и «менее благополуч­ные».

Современное общество — это сложная система, структурным компонентом которой выступают страты, объединяющие опре­деленные группы людей в зависимости от их социального стату­са. Оно является открытой динамической системой, так как дает людям возможность совершать перемещения из одной страты в другую. Но все ли члены общества, первоначально находящиеся на разных уровнях стратификации, имеют равный доступ к верхним слоям этой системы?

Трамп считает, что дети, выросшие в семьях с высоким мате­риальным достатком или высоким социальным статусом, имеют куда больше шансов на «место под солнцем», чем их сверстники из «обычных» семей. Действительность подтверждает его мысль. Сегодня высокий материальный достаток определяет сосредоточе­ние в руках таких важных ресурсов, как власть и связи, порождаю­щих преимущественные возможности. Именно они позволяют людям удовлетворять свои потребности. Отличным примером мо­жет послужить российский шоу-бизнес: большинство знаменитых молодых певцов, ведущих, актеров имеют за спиной влиятельных родителей. Это и Ксения Собчак, дочь экс-мэра Санкт-Петербурга, и Тимур Юнусов, сын крупного московского бизнесмена, и многие другие.

Но не стоит забывать о существовании в обществе других ин­ститутов, являющихся лифтами вертикальной мобильности. Са­мым главным из них является высшее образование. Оно позволяет людям из любых слоев подняться вверх по социальной лестнице. Чтобы этот лифт открылся, достаточно обладать знаниями, ответ­ственностью, волей, усердием. Это настоящее оружие в руках чело­века, осознающего, что всего в этой жизни ему придется достигать самому. Примеров таких историй множество, Но поистине вдохнов­ляет биография экс-министра экономического развития и торговли России Германа Грефа. Выросший в семье немецких беженцев, он успешно окончил Омский государственный университет и, ничего не имея за плечами, начал свой нелегкий карьерный путь. В итоге Греф добился огромных высот и сейчас занимает пост председателя правления «Сбербанка».

Итак, завершив рассуждение на тему этой бесконечно актуаль­ной проблемы, я пришел к выводу, что «рождение в «нужной» се­мье», безусловно, облегчает человеку путь к достижению многих целей. Но этот путь является отнюдь не единственным. Самым бы­стрым — да, самым легким — наверное. Но не единственным.

«Власть, лишенная авторитета, хуже, чем явное безвластие»

(И. Ильин)

Знаменитый русский философ и общественный деятель. И. Иль­ин поднимает проблему легитимности власти. Он утверждает, что в обществе, где правит власть, не’уважаемая народом, не может су­ществовать демократического правового государства. В нем управ­ляют личные интересы, что ведет к неравенству, нарушению прав человека, правовому нигилизму, деспотизму.

Государство осуществляет специфические функции, к которым, в первую очередь, относятся обеспечение национальной безопасно­сти и реализация в полном объеме государственного суверенитета. От качества, результативности, а также методов исполнения этих функций зависит степень доверия народа государственной власти и готовность подчиняться ей.

Одним из главных показателей эффективности работы государ­ственного аппарата является борьба с преступностью. Важнейшим условием ее эффективности является неотвратимость наказания.

Действительно, если за совершение деяния законом предусмот­рено наказание, а нет системы, которая исполняет и следит за его исполнением, то люди будут решать свои проблемы преступными, а не правовыми методами. А власть, при которой’ человек живет в постоянном страхе за свою жизнь и жизнь своих близких, никогда не добьётся авторитета у народа.

Ещё один главный фактор добросовестной работы государства — воплощение в жизнь принципа равенства прав и свобод, отсутствие дискриминации по различным признакам. Власть должна обеспе­чивать равенство всех граждан перед законом и судом, независимо от обстоятельств.

Но чем именно власть, лишённая авторитета, хуже, чем явное безвластие? При явном отсутствии власти начинается открытая борьба за право управлять государством, где обычно побежда­ет сильнейший на данном этапе развития страны. А если власть лишена авторитета — это неизбежно приводит к революции или к кризису в государстве. Но ни одна гражданская война и ни один государственный переворот никогда не решали всех проблем в стране.

Ярким примером в русской истории революции, не принесшей всех ожиданий восставших и возникшей из-за утраты доверия вла­сти в стране, является первая русская революция 1905-1907 годов. Царь Николай II не смог принять вовремя сложные решения, ко­торые бы принесли коренные изменения не только в социальной, экономической, но и в политической жизни общества. Революция не разрешила всех проблем, которые её породили. Были и отри­цательные последствия для страны: заметно ослабла активность предпринимателей, уменьшился торговый оборот, сократилось промышленное производство, а также сокращались инвестиции в экономику России.

Я думаю, что для того, чтобы власть обладала авторитетом, ей необходимо быть в согласии с народом, осуществлять его волю и направлять свою деятельность на благо страны и общества.

«В нынешние времена — всё политика» (С. Кьеркегор)

С. Кьеркегор поднимает проблему роли политики в жизни об­щества. Автор убежден, что в современном обществе происходит политизация всех сторон жизни общества и человека.

Я разделяю точку зрения автора и считаю, что политическая дея­тельность упорядочивает общественные отношения, придает им определенную направленность, помогает достигать успехов в раз­витии общества и государства. Посредством политической деятель­ности координируются и развиваются отношения между странами, народами, личностью и государством.

Политика — это искусство управления обществом. Это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь опре­деленные политические взгляды, установки, цели.

Политическая власть имеет ряд признаков, отличающих ее от других видов власти: только ей принадлежит право использо­вать силу в пределах страны; она имеет возможность использовать самые разнообразные средства (принудительные, экономические, социальные, культурно-информационные).

Политическая власть действует на основе права от имени всего общества. Она проникает во все сферы общественной жизни.

При демократическом режиме государство, являясь главным по­литическим институтом, осуществляющим власть от имени народа, принимает законы, по которым живет страна. Например, Консти­туция РФ гарантирует всем свободу совести и вероисповедания, закон о выборах устанавливает основные права избирателя, прин­ципы осуществления избирательных кампаний и голосования. Ста­тьи Семейного кодекса регулируют права и обязанности супругов, отношения родителей и детей.

Международные отношения строятся на основе осуществления государствами внешней политики. В условиях глобализации фор­мируется новый мировой порядок. Современное геополитическое устройство строится на принципах многополярности, что предпола­гает взаимоуважение, учет национальных интересов стран, а не дик­тат одного государства. Для сотрудничества государств в решении различных вопросов в мире действует множество международных организаций: МВФ, ООН, ОПЕК, ВТО. Нормы международного

права в области прав человека являются эталонами для большин­ства стран мира. Международные договоры и соглашения регулиру­ют вопросы границ государств, гражданства. Желает человек иметь гражданство другой страны, кроме России — действуют междуна­родные документы о предоставлении двойного гражданства. На­рушаются в какой-либо стране права человека — международные организации вправе вмешаться.

В заключение я прихожу к выводу, что жизнь вне политики се­годня практически невозможна. Политическая власть организует, защищает, предоставляет возможность развиваться, удовлетворять потребности человека и общества.

«Только существо, обладающее разумом, может быть неразумным. Животные не совершают неразумных действий»

(Т. Ойзерман)

В данном изречении Ойзерман поднимает проблему ответствен­ного отношения человека к продуктам своей мыслительной дея­тельности.

Эта проблема, по моему мнению, в современном мире актуаль­на. Человек как биопсихосоциальное существо имеет самую вы­сокоорганизованную сущность, обладает развитым мышлением и сознанием. Он в силах создавать искусственную среду, используя силы природы. Например, известный ученый Д. Сахаров был одним из разработчиков атомного оружия, водородной бомбы. Открытия в области атомной энергетики неоднозначны. Они не только обес­печивают потребности человечества в дешевой и мощной энергии, но могут нанести непоправимый вред природе, обществу, человеку. Об этом и говорил Д. Сахаров в своих выступлениях.

Человек может достигать цели, выбирая средства и методы дея­тельности. Он может выбратй аморальный, приносящий зло метод. Ярким примером этого являются жестокие преступления против жизни и здоровья людей. Например, нож — древнейшее орудие тру­да — может стать орудием убийства, а обезболивающий морфин — наркотиком. На этот выбор могут оказывать влияние различные факторы, как субъективного, так и объективного характера. Но пред­угадать поступки человека порой бывает просто невозможно.

А вот поведение животных всегда предсказуемо, т. к. оно отража­ет заложенные природой инстинкты. Человек уже хорошо изучил животных и знает, что от них ожидать.

Таким образом, благодаря мышлению человек изобрел множе­ство предметов, вещей, теорий, учений. Он может использовать все это во благо себе, обществу, природе, а может и во вред. Все зависит от морально-нравственного состояния человека, какими ценност­но-нравственными ориентирами он пользуется. Человек выбира­ет, как ему поступать, и отвечает за свои поступки, но так бывает не всегда.

«Бизнес — это искусство извлекать деньги из кармана другого человека, не прибегая к насилию» (М. Амстердам)

Удивительно, как точно М. Амстердам охарактеризовал суть биз­неса с точки зрения предпринимателя. Я с ним полностью согласна. Когда человек открывает свое «дело», он задается тремя вопросами: что производить, как производить, для кого производить?

Что производить? Те товары и услуги, которые удовлетворят по­требности потребителя. А если потребности в основном удовлетво­рены, то бизнесмен искусственно создаст новые: лишь бы его товар продавался. Легче всего это проиллюстрировать на примере фар­мацевтического бизнеса. Убедите население страны в том, что им не хватает йода — станут покупать Йод-актив, в том, что всем гро­зит остеопороз — станут повально пить кальций, который, в свою очередь, почти не усваивается организмом. Это ничего, лишь бы больше покупали препаратов. Причем никто насильно не застав­ляет нас приобретать и употреблять таблетки. Реклама убеждает лю­дей, что все проблемы со здоровьем решит очередной чудо-препа­рат, и они сами помчатся в аптеку, а владельцы этого бизнеса будут только богатеть.

Существует специальная экономическая наука — маркетинг, ко­торая разрабатывает правила «ненавязчивого» предложения клиен­там не очень нужных вещей: на кассах супермаркетов располагают витрины с мелкими товарами, которые человек может купить как бы мимоходом: шоколадки, жевательные резинки, батарейки, средства против насекомых и т.д. Они стоят недорого, и в результате человек, пришедший в магазин за хлебом и молоком, унесет с собой целую корзину вещей, которые он специально покупать не собирался. Скидки — вот еще один из способов усыпить бдительность клиента. Сначала цены искусственно завышаются в 3 раза. Товар не пользу­ется спросом. Потом объявляется льготная распродажа со скидкой в 30%. В итоге люди покупают товар с накруткой в 200%. При этом многие довольны, что им удалось купить что-либо так дешево.

Целые индустрии работают на то, чтобы постоянно поддержи­вать спрос на высоком уровне. Взять производство бытовой химии: шампунь необходим человеку для сохранения опрятного вида во­лос. Вы уже купили шампунь? Вроде бы потребность удовлетворена. А Кондиционер для лучшего расчесывания? А бальзам для питания волос? В результате потребитель вместо одного флакона парфю­мерии купил три. Бизнесмены богатеют. Люди довольны. Именно поэтому вытягивание денег из карманов потребителей является искусством. Надо применить недюжинную фантазию, чтобы раз­нообразить маркетинговые ходы. Этим занимаются целые отделы в каждой компании. Надо раскрутить грамотную рекламу, хорошо изучить психологию потребителя.

Нам, потребителям, остается пожелать не терять бдительности, повышать культуру потребления, не быть слишком внушаемыми

Зверь никогда не доходит до такого страшного падения, до какого доходит человек» (Н. А. Бердяев)

Я соглашусь с утверждением русского философа-экзистенциа­листа Н. Бердяева. Смысл высказывания в том, что человек в неко­торых своих низменных поступках может быть страшнее зверя. Но прежде чем сказать о человеке низменном, мне бы хотелось сказать о человеке высоком.

Человек является высшей ступенью развития животного мира на Земле. Человек принципиально отличается от животных своей разумностью, мышлением, преобразовательной деятельностью. Ему присущи высокие нравственные качества, ценности и идеалы. Всё перечисленное является достоинством и преимуществом человека перед животными и заставляет человека в поступках и деятельности следовать своему высокому предназначению.

Но порой люди совершают столь чудовищные поступки, что невольно задумываешься над тем, до какой глубины падения может дойти человек, насколько он бывает низок, по варварски груб и же­сток. Для того чтобы увидеть, насколько низко может пасть чело­век, его можно сравнить с животным. Любое животное проявляет заботу о своем потомстве. Оно готово защитить своих детенышей от любого, кто попытается покуситься на их жизнь.

А сколько примеров можно привести, чтобы доказать, что не каждый человек может поступать гак же, как поступают живот­ные. Очень часто по радио и телевидению можно услышать; как какая-нибудь неразумная мать бросила своего ребенка, а то и вовсе продала его за бутылку водки, или жестоко избила, или даже убила только за то, что он слишком громко кричал и тем самым раздражал «отдыхающую» мамашу. Меня поражают массовые примеры того, как девушки и молодые женщины с необычайной легкостью дела­ют аборты и при этом даже не задумываются, что совершают самое тяжкое и непростительное перед Богом преступление — детоубий­ство.

Свое преступление они стараются оправдать трудностями мате­риальной жизни. Какое животное может подобным образом изба­виться от детеныша, ссылаясь на трудности существования в усло­виях суровой природной стихии?

Примеров человеческой жестокости множество. Два бизнесмена дружили с детства. Играли в одном дворе, учились в одном классе, после окончания школы стали успешными предпринимателями. Казалось, что их дружба будет вечной. Но однажды один из них, наняв киллера, устраняет своего партнера и завладевает долей его бизнеса. Что подвигло его на подобный нечеловеческий поступок? Алчность, корысть, стремление к безудержному стяжательству? Да, конечно. Данное поведение, безусловно, можно объяснить подоб­ными мотивами. Но я бы хотела сказать о другом. Каждый человек стремится к материальному благополучию, хочет стать успешным и самодостаточным. Но у любого человека есть право выбора от­носительно средств достижения поставленной цели. Выбор челове­ком средств достижения цели напрямую зависит от степени нрав­ственного воспитания. Именно нравственные качества отличают нас от животных. Переступить в себе Человека, перешагнуть через себя нравственного и означает уподобиться зверю. При этом чело­век утрачивает контроль над собственным поведением, он лишается человеческого облика, превращается в зверя.

И то. Что он часто показывает звериный оскал ,говорит о том, что он существо не только социальное, но природное. Все это можно исправить, качественное воспитание и социализация , меньше оставит места для проявления звериной жестокости. Мир, спасёт воспитание, любви, сострадания, внимания.