Экологическая культура воспитания
«Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину»
М.Пришвин
Под экологической культурой воспитания я понимаю, прежде всего, воспитание в детях человечности, доброты, бережного, ответственного и неравнодушного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю, пригодной для дальнейшей полноценной жизни и рационального природопользования. Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Поэтому прививать экологическую культуру надо с раннего возраста. Научить ребенка думать не только о себе, но и об окружающем мире непросто. Эта проблема особенно актуальна в наше время.
(педагоги)
«Человек – царь природы»
Человек над природой никакой не властелин и не царь. Восторгаясь его разумом, мы должны научиться восторгаться вдвойне гармонией, красотой природы, неисчерпаемостью ее тайн. Она вечна, тогда как человеческая жизнь – всего лишь миг, мгновения.
Сегодня мои воспитанники пригрели подброшенного в детский дом щенка. Временами дети бегают тайком от воспитателей, подкармливают бедного кутенка. Они проявляют интерес к животным , но их представления о жизни «братьев наших меньших» весьма скромные. Дети располагают в основном сведениями о внешних признаках животных и свою заботу о них понимают как кормление и укутывание. Воспитание заботливого, внимательного отношения к животным способствует эмоциональному и духовному развитию детей. Для этого надо не только расширить и углубить знания, полученные детьми в учебном процессе по курсу » Окружающий мир», но и пробудить у них интерес к объектам природы, требующим внимания, заботы, сопереживать всему живому, развивать эстетические чувства. Так, прежде чем организовать уход за комнатными растениями, домашними животными или оказать помощь птицам, необходимо познакомить детей с их характерными чертами, значением в жизни человека, в природе, а также с их экологическими потребностями. Расширение знаний воспитанников значительно влияет на их положительное отношение к природе. Например, знакомство с зимующими птицами, особенностями их жизни может вызвать у детей стремление помочь им пережить зимние трудности и невзгоды.
ЖИЗНЬ КРЕСТЬЯНСКИХ ДЕТЕЙ (по стихотворению Н. А. Некрасова «Крестьянские дети»)
... Прогремел гром. Упал дождь. Зрители бежали. Босоногие дети мчались к домам. Некрасов остался в сарае и переждал дождь, а потом с Фингалом пошел искать дупелей. Образ природы ... ликует Сочинение Дружба Андрея Болконского и Пьера Безухова Лев Николаевич Толстой в ... хлебом. Когда урожай собрали, он первый пробует новый хлеб. А после ... смеется и воет. Их жизнь неотделима от природы. Дети плетут венки из бледно ...
Пробудить в детях неравнодушие, неодобрение к людям, к их негативным поступкам по отношению к природе, к окружающему миру — будь это сломанное дерево или брошенный конфетный фантик, экологическое неблагополучие в крае или недонесенный до контейнера мешок мусора, разрушенное гнездо ласточки или загрязненная отходами производства картонной фабрики родная река Амур. Дети — это чистые души, они интуитивно чувствуют, что хорошо, что плохо и выбирают правильную линию поведения. Более того, дети пытаются влиять друг на друга и даже на взрослых. Ведь дети – будущее страны. И каким оно будет, во многом зависит от их культуры, и экологической культуры в первую очередь . Своим поведением, бережным отношением к листочкам, муравьишкам, птичкам, они «стучат» в загрубевшие души взрослых, пытаясь заставить их измениться, не врать себе и другим, воспевая природу, а просто жить в ней как в родном доме. Родной дом — это самое лучшее место в мире, куда стремится человек в любом возрасте. Он защищает его, старается сохранить. Также должен поступать человек и по отношению к природе. Не будет дома — негде будет жить человеку, не будет природы — не будет и человечества .
В.А Сухомлинский считал, что духовно-обеднёнными, остаются дети, которые покидают школу, так и не узнав родного края. Они пойдут по жизни со своим, может быть хорошим умением находить приставки, суффиксы, решать задачки и вычислять, но всегда будут ограничены узким кругозором.
Становишься безмерно счастливой, когда видишь, как после уборки урожая моркови и свеклы, ими же посаженной, очередного похода в излюбленное место на берегу реки Кирпички, трудового десанта по уборке школьного двора от осеннего листопада начинают светится радостью глаза моих ребятишек от соприкосновения с таинствами природы. И понимаешь, что именно в природе происходит воспитание человека. Природой все проверяется!
Жить в гармонии с природой, значит, жить в гармонии с собой – это и есть счастье.