Гуманистическое воспитание

Курсовая работа

Современная концепция обучения детей и студентов основана на принципе гуманности и демократизации процессов обучения и воспитания. В современных условиях социально-экономических преобразований в стране проблемы воспитания детей и молодежи с использованием системы гуманистического образования приобретают принципиальное значение.

В этом смысле разработка и внедрение основных идей и положений гуманистической педагогики в теорию и практику современного образования и воспитания представляются особенно актуальными.[4]

Гуманистическое воспитание направленно на формирование ценностного характера взаимоотношений между участниками педагогического процесса, на воспитание чувств и мировоззрения «истинного человека», на создание благоприятных условий для личностного развития и саморазвития человека, самореализации его индивидуальных способностей. [13]

Гуманистическое воспитание протекает в собственных актах социализации, воспитания и саморазвития, каждый из которых способствует гармонизации личности, формирует новый менталитет русского. В современном обществе требуются не только такие качества личности, как практичность, динамизм, интеллектуальное развитие, но прежде всего культура, интеллект, образование, планетарное мышление и профессиональная компетентность. Как раз на это и направлен гуманистический подход. Что еще раз подчеркивает актуальность данной проблемы.[7]

1. Теоретические аспекты гуманистического воспитания

1 Гуманистическое воспитание, его цель и задачи

Гуманистическое образование — это процесс формирования человеческих качеств личности, который дает человеку возможность чувствовать себя морально, социально, политически и юридически эффективным и защищенным.[13]

Сторонники гуманизма — психологи, философы и педагоги — неоднократно подчеркивали, что именно в конкретном опыте формируются общие ценности нашей жизни. Например, Курц утверждает, что ценности возникают там, где есть процесс сознательного выбора, где люди живут и действуют. Ценности суть то, что предпочтительно, т.е. глубоко уважается. Теоретик и практик гуманистической психологии Маслоу пишет о важности работы над формированием интересов и ценностей. Он утверждает, что лучшим способом подвигнуть человека к самосовершенствованию, к тому, чтобы стать «лучшей особью», является удовлетворение базовых потребностей человека и его метапотребностей (потребность в правде, красоте, совершенстве, справедливости, порядке и т.д.).

3 стр., 1088 слов

«Воспитание языковой личности в условиях современного социума ...

... воспитания языковой личности Не так давно в распространенной социальной сети моё внимание привлекло изображение, надпись под которым гласила: «Если ты нашёл человека, ... ценностей, выделяющих образованную личность, ... творческий потенциал (по типу «Опиши чёрный цвет, не используя слово «чёрный» или провокационное задание «Зачем я использую лексему «Ок»?»), позволяют посмотреть подросткам на свои языковые ...

Помочь их осознать и сделать внутренними ценностями — задача гуманистической педагогики. Если образованию удается побудить человека осознать и актуализировать свои высшие потребности, это будет способствовать сохранению его психического здоровья, поможет ему защитить себя от так называемых «болезней дегуманизации». Маслоу назвал такие «болезни» метапатологиями и составил их каталог. В него вошли отчужденность, бессмысленность, безразличие, скука, тоска, ноогенные неврозы, экзистенциальный вакуум, духовные кризисы, апатия, пораженчество, чувство бесполезности, отказ от жизни, бессилие, утрата свободы воли, цинизм, вандализм, бесцельная деструктивность и т.д. [5,12]

Образование, построенное на принципах гуманизма, помогает защитить человека от этих ошибок в личностном развитии и дает надежду на расцвет цивилизации нового типа, цивилизации, достигшей значительной социальной гармонии.

Таким образом, через формирование ценностных ориентаций гуманистическая педагогика стремится восстановить во многом утраченный интерес к жизни, остроту опыта — забытое искусство жизни. Способность получать удовольствие от жизни — очень важный фактор в личном развитии. Жизнь, как писал Ф. Достоевский, нужно любить сильнее, чем ее смысл. Это — условие успеха в деле поиска и созидания смысла жизни. Вот почему психологи-гуманисты, как знатоки парадоксов чувственной жизни человека, часто указывают на то, что чем более интенсивно вы готовитесь стать счастливым, тем меньше вы позволяете себе быть счастливым. Так, В. Франкл любил повторять, что успех и счастье должны приходить к человеку сами по себе, и чем меньше вы об этом думаете, тем больше вероятность, что они придут. «Непосредственное» стремление к счастью или погоня за его «гарантиями» — деньгами, славой, властью — само по себе не может быть ни основным принципом, ни высшей целью человеческой жизни. Когда слишком много неудачных попыток «поймать птицу счастья», привлекательный мир становится миром отталкивающим. Спешка порождает скуку, потому что психологически эти два состояния имеют много общего: люди используют жизнь, чтобы испытать что-то в будущем, и поэтому время настоящего становится для них только препятствием. Именно так и утрачивается вкус к жизни.[4,17]

Постигая в процессе воспитания ценности конструктивной деятельности (творчество), переживания (доверие) и отношений (ответственность), становящаяся личность начинает «ваять» свою судьбу из высококачественного в гуманистическом отношении «материала», созидать собственную жизнь, начиная с высоких стартовых позиций.[3]

Первые три метода позволяют проводить обучение через органы чувств, вторые три — через ум. Эмоциональная сфера в человеке если не преобладает, то спонтанно (самопроизвольно) стремится быть первой, т.е. идти впереди разума. Она относительно автономна от интеллектуальной и волевой. В этом заключается так называемый парадокс человеческой иррациональности: наделенный разумом, он часто действует вопреки его диктату. Привести к согласованности эмоциональную, волевую и интеллектуальную сферы, гармонизировать внешний и внутренний миры человека — значит способствовать его (само)воспитанию в духе гуманизма. [21]

Еще в эпоху Возрождения сформировался гуманистический идеал: творчески активный и душевно спокойный, мудрый и величественный человек. Однако задачи нравственной и творческой реализации личности закрылись, по большей части, на преобразовании внешней среды. Теперь, спустя несколько веков, можно говорить об истинном воплощении гуманистических идей методами гуманистической педагогики и психологии.

1 стр., 383 слов

Воспитание имеет приоритет над образованием. Создает человека ...

... И мне кажется единственно верным, что воспитание и образование неразрывно связаны между собой. Образование формирует интеллект человека, а воспитание дает целостную высоконравственную личность. В процессе воспитания происходит становление личности, которая может взять на ...

Внедрение гуманистической педагогики стимулирует в нем здравомыслие и реализм — качества, столь необходимые, чтобы научиться отличать добро от зла, желаемое от нежелательного, достойное от недостойного. именно ум как высший дар человека должен участвовать в принятии решений и поведении личности.

Если понимание своей личности наиболее полно реализуется через опыт, то самосовершенствование происходит через здравомыслие и сознательное предпочтение гуманистических ценностей. Однако процесс нравственного воспитания не является исключительно интеллектуальным, он также включает и питает чувства. Слияние разума, чувств и убеждений — высший результат, которого можно достичь только в образовательном процессе.[16]

Общепринятой целью в мировой теории и практике гуманистического воспитания был и остается идеал всесторонне и гармонично развитой личности из глубины веков. Эта цель-идеал дает статичную характеристику личности. Его динамическая особенность связана с концепциями саморазвития и самореализации. Следовательно, именно эти процессы определяют специфику цели гуманистического образования: создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с собой и обществом. [2]

В такой цели образования накапливаются гуманистические позиции общества по отношению к мировоззрению по отношению к человеку и его будущему. Они позволяют понять человека как уникальное явление природы, признать приоритет его субъективности, развитие которой является целью жизни. Благодаря такой формулировке цели воспитания появляется возможность переосмыслить влияние человека на свою жизнь, свое право и ответственность за раскрытие своих способностей и творческого потенциала, понять соотношение между внутренней свободой выбора личности в саморазвитии и самореализации и целенаправленным влиянием на нее общества.

Первая статья Всеобщей декларации прав человека гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны действовать по отношению друг к другу в духе братства». Видя в учениках независимых людей, а не рабски послушных ему, педагог должен не злоупотреблять властью сильнейших, а вместе с ними бороться за их лучшее будущее.

Задачи гуманистического воспитания:

  • философско-мировоззренческая ориентация личности в понимании смысла жизни, своего места в мире, своей уникальности и ценности;
  • оказание помощи в построении личностных концепций, отражающих перспективы и пределы развития физических, духовных задатков и способностей, творческого потенциала, а также в осознании ответственности за жизнетворчество;
  • приобщение личности к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой и национальной культуры, и выработка своего отношения к ним;
  • раскрытие общечеловеческих норм гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, сочувствия и др.) и культивирование интеллигентности как значимого личностного параметра;
  • развитие интеллектуально нравственной свободы личности, способности к адекватным самооценкам и оценкам, саморегуляции поведения и деятельности, мировоззренческой рефлексии;
  • возрождение традиций российской ментальности, чувства патриотизма в единстве этнических и общечеловеческих ценностей, воспитание уважения к законам страны и гражданским правам личности, стремления к сохранению и развитию престижа, славы и богатства отечества;
  • формирование отношения к труду как к социально и личностно значимой потребности и фактору, создающему материальные фонды страны и ее духовный потенциал, которые, в свою очередь, обеспечивают возможности личностного роста;
  • развитие валеологических установок и представлений о здоровом образе жизни.[19]

Основные положения гуманистического подхода требуют:

4 стр., 1768 слов

Лучшие люди нашего муниципального образования и их вклад в его развитие

... Николаевская средняя общеобразовательная школа Сочинение-исследование на тему: «Лучшие люди нашего муниципального образования и их вклад в его развитие». Работу выполнила: Сиротина Олеся ученица 9 класса МОУ Николаевская ... методы, для развития предприятия, а это значит, что село будет жить. Его по праву можно отнести к лучшим людям нашего муниципального образования. Муниципальное общеобразовательное ...

  • гуманного отношения к личности воспитанника;
  • уважения его прав и свобод;
  • предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований;
  • уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования;
  • уважения права человека быть самим собой;
  • доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания;
  • ненасильственного формирования требуемых качеств;
  • отказа от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний;
  • признания права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям (гуманитарным, религиозным и др.).[20]

2 Гуманизм Ушинского

Человек как объект познания для исследователей остается загадкой, как и несколько тысячелетий назад. Поэтому все антропологические знания, каков бы ни был их характер (естественно-научные, гуманитарные, философские), — только преддверие ответа на вопрос: «Что такое человек?», но не сам ответ.

Несмотря на все методологические трудности, можно говорить о существовании проблемного исследовательского поля в педагогической антропологии. Уже очерчен круг вопросов, изучением которых занимается педагогическая антропология: природа человека в свете проблем образования, развитие человека как биологический, психологический и социальный процесс в рамках педагогической деятельности, сущность и существование человека в связи с процессом воспитания, смысл человеческого бытия и цели образования, идеал человека и педагогический идеал и т.д. Постановка и решение этих проблем возможны как путем проведения продуктивных теоретических исследований в области педагогики, так и в ходе эффективной педагогической практики.

Возможны различные аспекты изучения проблем педагогической антропологии. Один из них — попытаться взглянуть на эти проблемы ретроспективно, поместив их в исторический и культурный контекст. В то же время может быть плодотворным использование методологии и содержания таких областей знания, как история педагогики и история философии.

Любая система педагогических взглядов, любая педагогическая концепция основана на определенных представлениях о человеке, характерных для каждой культурно-исторической эпохи. Цели и задачи образования и воспитания невозможно сформулировать без четко осознанных представлений о том, каким должен быть человек. Педагогика без идеала немыслима. В то же время без знания того, чем является человек в своих конкретных данных, кем он является на самом деле, педагогический процесс невозможен, поскольку включает в себя определенное воздействие на образованного человека. То есть без представлений о том, что такое человек и кем он может быть, невозможна педагогика как наука и практическая деятельность. [24]

5 стр., 2372 слов

Ушинский о педагогике как науке и искусстве

... чувства и воли в человеке». Но воспитание, говорит он, воспользовалось ничтожной долей этой возможности. Вряд ли можно утверждать, что ситуация существенно изменилась со времени Ушинского. К вопросам о соотношении науки и искусства воспитания как ...

Педагогика в любой исторический период, в рамках любой культуры строится на определенном антропологическом фундаменте, то есть на совокупности знаний человека, присущих данной культуре и данному времени. Антропологические представления меняются с развитием культуры и общества в целом. Они определяются доминирующими культурно-смысловыми, характерными для той или иной эпохи и несут на себе неизгладимый отпечаток этой эпохи: каждый раз, когда он видит человека по-своему, он интерпретирует его сущность и смысл своего существования.

Представления о человеке часто косвенно присутствуют в педагогических концепциях и влияют на педагогическую практику без четкого их понимания. И только исследователи историко-педагогического процесса имеют возможность проанализировать и понять антропологические основы той или иной педагогической теории. Такой анализ важен, так как позволяет увидеть педагогику в культурно-историческом контексте, показать, как педагогика через представления о человеке испытывает сильнейшее влияние со стороны науки, религии, философии, в рамках которых и формируются антропологические представления.

Человек как предмет воспитания, «правильное развитие человеческого организма во всей его сложности» — таков, согласно К. Д. Ушинскому, предмет научной педагогики. Следовательно, педагогика должна быть обоснована достижениями естественных наук и, прежде всего, анатомии, физиологии и психологии. К.Д. Ушинский писал: «Педагог должен стремиться к познанию того, кем он является на самом деле, со всеми его слабостями и во всем величии, со всеми его маленькими повседневными потребностями и со всеми его большими требованиями». [11,24]

К.Д.Ушинский, как величайший представитель педагогики XIX века, внес особый вклад в развитие отечественной педагогики, заложив ее научные основы и создав целостную педагогическую систему.

Как отмечали современники Ушинского, «его труды полностью перевернули российскую педагогику», а его самого называли отцом этой науки.

Ушинский универсален как педагог, как педагог перспективного видения. Прежде всего, он выступает как педагог-философ, отчетливо понимая, что педагогика может базироваться только на прочном философском и естественнонаучном фундаменте, на концепции народности воспитания, отражающих развитие этой науки и специфику национальной культуры и воспитания.

Ушинский — педагог-теоретик, его отличает глубина проникновения в суть педагогических явлений, стремление раскрыть законы образования как средства управления развитием человека.[22]

Бизнес Ушинского полностью отвечал насущным потребностям исторического развития страны, трансформации системы образования.

После окончания Московского университета Ушинский преподавал в Ярославском юридическом лицее, плодотворно занимался педагогической деятельностью в Гатчинском детском доме и Смольном институте благородных девиц, редактировал «Журнал Министерства народного просвещения».

2 стр., 810 слов

Про Воспитание человека

... поскольку считаю, что такое качество как воспитанность, необходимо каждому человеку для полноценной жизни. ` Воспитание человека (воспитанность) Популярные сочинения Поэма А. Т. Твардовского « ... воспитании. Воспитание как мы знаем, бывает, как и хорошее, так и, к сожалению, плохое. Очень часто происходит так, что люди, воспитывающие нас совсем ничего не понимают в воспитании и формировании личности, ...

Ушинский — демократический педагог, его лозунг — пробудить в людях тягу к знаниям, внести свет знаний в глубины народной мысли, видеть людей счастливыми.

Исходя из своих прогрессивных идей, Ушинский по-новому взглянул на педагогику как науку. Он был глубоко убеждён, что ей нужна прочная научная база. Без него педагогика может превратиться в сборник народных рецептов и учений. Прежде всего, по мнению Ушинского, педагогика должна опираться на научные знания о человеке, на широкий круг антропологических наук, к которым он относил анатомию, физиологию, психологию, логику, филологию, географию, политэкономию, статистику, литературу, искусство и др., среди которых особое место занимают психология и физиология.[21]

Ушинский считал систему образования в России с ее классической и древней ориентацией лохмотьями прадедушки, от которых пора было бросить и начать создавать школу на новой основе. Содержание образования должно включать, прежде всего, гуманистический подход.

Прежде всего, в школе следует помнить о душе ученика в целом и ее органическом, постепенном и полном развитии, а знания и идеи должны быть встроены в светлое и, по возможности, широкое видение мира и его жизнь.

Ушинский подверг обоснованной критике как сторонников формального образования (цель обучения — развитие умственных способностей учащихся), так и материального (цель — приобретение знаний) за их односторонность. Показав непоследовательность формального образования, он подчеркнул, что «ум развивается только в реальных знаниях… и что самый ум есть не что иное, как хорошо организованнее знание». Материальное направление подвергалось критике за его утилитаризм, за поиск прямых практических выгод. Ушинский считает необходимым и развитие умственных сил учащихся, и овладение знаниями, связанными с жизнью.

Мысли Ушинского об обучении объединяются общей идеей воспитывающего и развивающего обучения. Если развитие, формирование и воспитание личности осуществляется в единстве своем через обучение, то само обучение неизбежно, по мнению Ушинского, должно быть развивающим и воспитывающим. Обучение Ушинский считал могущественным органом воспитания. Наука должна действовать не только на ум, но и на душу, чувство. Он пишет: «К чему учить историю, словесность, все множество наук, если это учение не заставит нас полюбить идею и истину больше, чем деньги, карты и вино, и ставить духовные достоинства выше случайных преимуществ». По мнению Ушинского, обучение может выполнить образовательные и воспитательные задачи лишь в том случае, если оно будет соблюдать три основные условия: связь с жизнью, соответствие с природой ребенка и особенностями его психофизического развития, и обучения на родном языке.[23,24]

Можно утверждать, что педагогическая антропология в России является одним из самых значительных педагогических течений, имеющих свою историю и классификацию направлений.

Особую роль в формировании педагогической антропологии играют философские представления о человеке. Философское знание традиционно несет в себе систему представлений о человеке, антропология — неотъемлемая часть любой философской концепции. Традиционно философскими являются проблемы сущности человека, смысла его бытия, цели существования. Философия пытается дать обобщенные представления о человеке, показать, какое место занимает он в структуре реальности.[21]

2 стр., 735 слов

Д. С. Лихачев считал Вернейший способ узнать человека его умственное ...

... человека? Д. С. Лихачев считал: «Вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит. Язык человека — гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его ... Характер. Б) Качества, привитые образованием и воспитанием: ... жизни. Задание №4 В процессе проведения делового совещания очень важно контролировать его ...

3 Методы гуманистического воспитания

В авторитарной педагогике методы обучения трактовались как методы воспитательных воздействий. Например, Т. А. Ильина в «Педагогике» (1984) дала такое определение: «Под методами воспитательных воздействий на учащихся, или методами воспитания, подразумеваются способы воздействия воспитателей на сознание, волю и чувства учащихся в целях формирования у них убеждений и навыков коммунистического поведения». [14]

Известный педагог В. Л. Сластенин в вышедшем учебнике «Педагогика» дает аналогичное определение метода: «Под методами воспитания в педагогике понимаются способы педагогического воздействия на учащихся в целях формирования у них сознания и поведения». Опять идет речь о поведении и о воздействии воспитателей на воспитуемых. Но открытыми остаются вопросы: «На что воздействовать? Для чего воздействовать?».

Сущность методов воспитания — организация их с помощью деятельности школьников по освоению содержания воспитания для формирования свойств личности, соответствующих цели (цель — организовать целенаправленную деятельность школьника).[18]

Методы проявляются в организующих целесообразную деятельность детей и подростков действиях педагогов и ученических коллективов (организаторы: воспитатели, ученический коллектив).

Основные методы гуманистического воспитания это:

  • воспитание доверием, заботой и уважением;
  • воспитание ответственностью;
  • воспитание творчеством;

воспитание через здравомыслие,

воспитание через обучение этическому исследованию и процедурам принятия нравственных, гражданских, правовых и экологических решений,

воспитание посредством обучения решению экзистенциальных (жизнесмысловых) проблем, а также методам прояснения, конституирования (установления) и творчества смыслов.[10]

Общее во всех этих методах состоит в том, что педагог побуждает ребенка самому пережить эти чувства и состояния — доверия, ответственности, творчества, жизненных (этических и прочих) дилемм и коллизий, различных смысловых ситуаций. Мы не можем этому научить, психологически и морально ощущая себя «над» ребенком, но должны вместе с ним попытаться пережить эти состояния, обогащая в этом совместном опыте не только его, но и свой внутренний мир.[4]

Сторонники гуманистической концепции воспитания постоянно подчеркивают необходимость того, чтобы ребенок чувствовал себя в атмосфере любви и благожелательности. Он должен ощущать, что окружающие его люди со всеми их требованиями — не враги ему, а, напротив, любящие и заботящиеся о его благополучии люди. Ему не собираются навязывать свое видение жизни, а лишь помогают найти свою дорогу. Однако при этом педагог должен постоянно давать понять воспитаннику, что при всем желании окружающих помочь встать ему на ноги, никто за него самого «ходить» (мыслить, чувствовать, принимать решения, выбирать свой путь) не будет. Старая истина, что образование — двусторонний процесс, не должна предаваться забвению.[7]

Воспитание доверием, заботой и уважением.

Задача человека — научиться доверять как самому себе, так и окружающим людям с тем, чтобы доверять и жизни в целом, воспринимать ее как свою неповторимую миссию и как удивительное, уникальное и полное возможностей приключение. Необходимо учить ребенка бороться с чувствами беспомощности и неизвестности. Уметь жить в нестабильном мире, быть способным оторваться от прошлого ради неизвестного будущего — значит быть открытым жизни, относиться к ней творчески. Это очень трудная задача, порою кажущаяся невыполнимой, поскольку никто не может знать, что готовит ему жизнь, но каждый хотя бы приблизительно желает это знать.[24]

4 стр., 1547 слов

Каждый человек ищет смысл жизни (3 варианта)

... отношение к этому вопросу у Григория Печорина из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Он внимательно анализирует свою роль в жизни других людей и свои цели. Чтобы ... болезнью на раннюю смерть, дал сиротке дорогу в жизнь. Он отдавал все деньги на воспитание и образование девочки, которая лишилась семьи. В результате она выросла и стала врачом. ...

Используя ложные методы общения с неизвестностью, человек лишь отдаляется от понимания своего назначения, тогда как единственно надежным способом «узнать свою судьбу» является применение своих сил и возможностей на деле. Для этого нужно быть смелым, решительным, а главное, доверять себе, своим достоинствам и ни в коей мере их не преуменьшать. Хорошо выполнять то, что должно, и испытывать при этом радость и удовлетворение — старая мудрость, отражающая понимание жизни как миссии. По мнению психологов, ничто так не помогает человеку преодолевать жизненные трудности, как сознание стоящей перед ним важной задачи, специально для него приготовленной судьбой. Умение довериться текущей ситуации и самому себе — высочайшее искусство жизни.

Воспитание ответственностью.

Современная педагогическая мысль практически единодушна в том, что сегодня, больше, чем когда-либо прежде, воспитание стало воспитанием ответственностью. Развивая в ребенке самостоятельность, мы способствуем тому, чтобы ребенок начал чувствовать, знать и переживать чувство ответственности перед другими людьми, а не только, поступая так-то и так-то, избегать их окриков и наказаний. В самом начале это, конечно, ближайшее его окружение, затем эта сфера расширяется. И, в конце концов, приходит чувство ответственности за свои дела и поступки перед другими и обществом в целом, как перед самим собой. Постепенно формируется потребность максимально эффективно использовать отведенное время жизни и реализовать ее смысл в конкретных делах, не упуская — в идеале — ни единой возможности.[21,25]

Воспитание творчеством.

Воспитание, через приобщение к творчеству, «актуализированного» («сбывшегося», самостоятельного) человека — еще один аспект гуманистической педагогики. Способностью к творчеству в той или иной степени или области наделен каждый. Творчество — определяющая характеристика человеческого существа. Воспитанию творчеством придается такое значение потому, что оно по необходимости учит человека опираться на собственные силы, верить в себя, быть независимым, автономным, свободным; все это рождает в нем законное самоуважение. Разумеется, что, воспитывая через творчество, мы развиваем в человеке и познавательные способности (в первую очередь, может быть, воображение и интуицию), и практические умения. Никакой серьезный и общеполезный труд немыслим, кроме того, без добродетелей упорства, целеустремленности, самодисциплины. Самоактуализация — не только увлеченность, но и кропотливая работа, и следует объяснять ребенку, что одного вдохновения (творческого озарения) в любом деле мало, но что достижения накапливаются мало-помалу, и важно уметь доводить до конца свои задумки и начинания. Так развивается чувство преданности делу вместе с ответственностью за начатое.[6]

2 стр., 570 слов

Какова роль общества в формировании личности человека?

... развитии человеческой личности, но и человек оказывает значительное влияние на формирование всего общества в целом. Дополнительные аргументы Предлагаем вашему вниманию другие аргументы по направлению «», необходимые для подготовки к итоговому сочинению. ... типичное для своего времени и сословия воспитание и образование. Но со временем Евгений понял, что светская жизнь – пуста и бессмысленно. Однако он ...

Творческие задатки личности востребованы и в повседневной жизни. Этические проблемы, для гуманиста, не имеют однозначных прописных решений (определяемых, скажем, десятью библейскими заповедями), — их подлинное решение каждый раз уникально и может быть только творческим. Уча ребенка мыслить и искать, а не только запоминать и применять готовые рецепты, педагог обязан подводить его и к этическому творчеству, исследованию, прояснению смысла, его созданию и реализации, тем самым на практике осуществляя постулаты гуманизма.[8]

Воспитание через здравомыслие, этическое исследование и смыслотворчество. Современный гуманизм — это новейшая форма рационализма, интегрирующего достижения методологии научного познания, философии и психологии ХХ века. Рациональности, как стилю адекватного мышления и поведения, следует учить. Как уже неоднократно подчеркивалось, гуманистическая педагогика считает одной из своих основных задач развитие в учащихся навыков критического мышления и здравомыслия, научного скептицизма, как и способности разумного подхода к этическим жизненным коллизиям. Предоставление учащимся максимально полной информации без оценочного давления и совместное размышление над проблемными ситуациями — необходимый элемент и метод гуманистического воспитания. Он позволяет совершенствовать их способность к рефлексии, здоровому критицизму, осознанию реальных проблем, правильному выстраиванию процесса принятия решения или выбора.[20,23]

2 Личность в концепции гуманистического воспитания

Осуществляя воспитание, педагоги стремятся человека природного как можно быстрее сделать человеком социальным, личностью, игнорируя необходимость накопления им культурного слоя личности. Но между природой и социумом лежит культура, объединяющая их и снимающая противоречия между природным и социальным началами в человеке.[15] Естественное вхождение ребенка в социальную жизнь — через культуру.

Признавая личность и развитие ее сущностных сил в качестве ведущей ценности, гуманистическая педагогика в своих теоретических построениях и технологических разработках опирается на ее аксиологические характеристики. В многообразных действиях и деятельностях личности проявляются ее специфические оценочные отношения к предметному и социальному миру, а также к самой себе. Благодаря оценочным отношениям личности происходит создание новых ценностей либо распространение ранее открытых и признаваемых (например, социальных норм, точек зрения, мнений, правил, заповедей и законов совместной жизни и др.).

Для различения признаваемых (субъективно-объективных) и фактических (объективных) ценностей употребляется категория потребность. Именно потребности человека выступают основой его жизнедеятельности. По существу, вся культура человечества связана с историей возникновения, развития и усложнения потребностей людей. Их изучение — своеобразный ключ к пониманию истории человеческой культуры. Содержание потребностей находится в зависимости от совокупности условий развития конкретного общества.[11,16]

Потребности обращены в будущее, вследствие чего они программируют образцы жизнедеятельности, побуждающие человека преодолевать условия своего бытия, созидать новые формы жизни. Благодаря своей регуляторной функции, потребности представляют собой наиболее значимый критерий развития личности, особенно ее нравственного потенциала. Они во многом несут в себе программу этого развития.[11]

Переход от потребности к формулированию цели не совершается сам собой. Потребность и цель соединяют мотивы. Потребности первичны по отношению к мотивам, которые формируются только на основе возникших потребностей. Активность порождается не самими потребностями, а противоречиями между ними и существующими условиями бытия субъекта. Именно эти противоречия стимулируют деятельность, заставляя бороться за сохранение или изменение условий. Категория «мотив», таким образом, дополняет и конкретизирует категорию «потребность», выражая отношение субъекта к условиям его жизни и деятельности.[11,18]

В мире ценностей происходит усложнение стимулов поведения человека и причин социального действия. На первый план выступает не то, что необходимо, без чего нельзя существовать, так как эта задача решается на уровне потребностей, и не то, что выгодно с точки зрения материальных условий бытия, — это уровень действия интересов, а то, что соответствует представлению о назначении человека и его достоинстве, те моменты мотивации поведения, в которых проявляется самоутверждение и свобода личности. Это и есть ценностные ориентации, которые затрагивают всю личность, структуру самосознания, личностные потребности. Без них не может быть подлинной самореализации личности.[14] Однако личность, деятельность которой определяется только потребностями, не может быть свободной и созидающей новые ценности. Человек должен быть свободен от власти потребностей, уметь преодолевать свое подчинение им. Свобода личности есть уход от власти низменных потребностей, выбор высших ценностей и стремление к их реализации. Ценностные ориентации отражаются в нравственных идеалах, которые являются высшим проявлением целевой детерминации деятельности личности. Идеалы представляют собой предельные цели, высшие ценности мировоззренческих систем. Они завершают многоступенчатый процесс идеализации действительности.[12]

Понимание ценностных ориентаций как нравственного идеала приводит к обострению противоречия между социальным и личным. Из возникшего конфликта выходят, как правило, жертвуя одним ради другого. Однако гуманный человек будет поступать в соответствии с требованиями нравственного идеала. Нравственные идеалы, следовательно, обусловливают достижение такого уровня развития личности, который соответствует гуманистической сущности человека. Они отражают совокупность гуманистических ценностей, соответствующих потребностям развития общества и потребностям развивающейся личности. В них проявляется органичное единство ведущих интересов личности и общества, поскольку они концентрированно выражают социальные функции гуманистического мировоззрения.[22]

Нравственные идеалы не являются раз и навсегда заданными, застывшими. Они развиваются, совершенствуются как образцы, определяющие перспективу развития личности. Развитие является характеристикой гуманистических нравственных идеалов, вот почему они выступают в качестве мотива совершенствования личности. Идеалы связывают исторические эпохи и поколения, устанавливают преемственность лучших гуманистических традиций, и прежде всего в образовании.

Нравственные идеалы являются высшими критериями мотивационно-ценностного отношения личности, которое характеризуется осознанием личностью своего долга, ответственности перед обществом, добровольным принятием решения поступиться своими интересами в пользу другого человека, не требуя ничего взамен.[10,13]

Проявляясь в действиях, поступках и поведении человека в целом, отношения осуществляют взаимосвязь личности и среды и содержательно определяют сущность направленности личности, согласуя и связывая между собой основные феномены субъектности (установки, мотивы, потребности, оценки, эмоции, убеждения, ценностные ориентации и др.).

Однако в отношениях личности отражается не только ее субъектность, но и объективно заданные смыслы, так как в них представлены объективные цели. Объективным моментом отношений личности выступает ее социальное положение, представляющее собой совокупность связей, возникающих в системе референтных межличностных отношений и социально значимой деятельности.[8] гуманистическое воспитание нравственное

В мотивационно-ценностном отношении личности объективное и субъективное представлено в единстве, определяя ее избирательную направленность как на ценности деятельности, так и на процессы самореализации.

Это единство состоит в том, что значимое не оторвано от объективной действительности, не противоречит ей, а возникает на ее основе, отталкивается от реальных возможностей ее изменения, от имеющихся функциональных возможностей человека. Потребности, цели, выходящие за пределы объективных возможностей изменения действительности, выступают как неадекватные побуждения. Мотивационно-ценностное отношение характеризует гуманистическую направленность личности в том случае, если она, являясь субъектом деятельности, реализует в ней свой гуманистический образ жизни, готовность принимать на себя ответственность за других и за будущее общества, поступать независимо от частных обстоятельств и ситуаций, складывающихся в ее жизни, творить их, наполнять гуманистическим содержанием, вырабатывать гуманистическую стратегию и преобразовывать себя как гуманную личность.[19]

Заключение

На сегодняшнем этапе развития общества, переходе к демократии, закреплении прав и свобод человека, особо актуальным представляется построение учебного и воспитательного процесса на основах гуманистической педагогики и гуманистического образования.[5] Гуманистическая педагогика имеет в своей основе гуманистическое мировоззрение, которое признаёт своей главной и незыблемой ценностью человека как такового, ценность его свободы, его выбора и возможностей его развития.[9]

Педагогический процесс, построенный на положениях гуманистической педагогики, опирается на личность учащегося, основывается на конструктивной работе ученика и учителя, в процессе которой учитель старается всемерно развивать инициативу своих подопечных и создать все условия для их личностного и творческого развития посредством методов гуманистического воспитания личности.

Таким образом, чтобы воспитать культурного, интеллигентного, образованного человека, нужно обращаться к гуманистической педагогике, ее методам. Всё вышесказанное позволяет нам отметить, что гуманистическая педагогика в современной методике воспитания занимает одно из самых важных мест, как в становлении личности, так и во всестороннем развитии члена общества.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/istoki-i-vozrojdenie-gumanisticheskoy-pedagogiki/

Берулава М. Н. Состояние и перспективы гуманизмации образования Москва. — 2001, — 11с.

Вахтеров В. П. Избранные педагогические сочинения. М., 2000,-30c.

Гозман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века М., 2004.- 37c.

Золотарёва Е.К. Педагогические условия осознания ребёнком нравственной ценности поступка. М., 1993. — 20 с.

Колесникова И.А. Воспитание человеческих качеств М.,1998, — 61c.

Кудишина А.А. Процедуры гуманистического воспитания М.,2006, — 30с.

Лунина Г. В. Гуманистические идеи русской народной педагогики в воспитании оптимистического мироощущуения у дошкольников. М., 1999. — 21 с.

Лунина Г. В. Гуманистические идеи русской народной педагогики в воспитании оптимистического мироощущуения у дошкольников. М., 2007. — 21 с.

Музальков А. В. Методологические основы в исследовании педагогических проблем. Елец, 2000, -25с.

Мушенок Н. И. Преемственность развития гуманных качеств у детей 6 — 10 лет. М., 1996, — 42с.

Педагогика: учебник /под ред. П.И.Пидкасистого. — М., 2008, -112с.

Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов и педагогических колледжей /Под ред. П. И. Пидкасистого. — М. Российское педагогическое агентство, 1996, — 602 с.

Поддъяков H. Н. Вопросы психологического развития ребёнка. М. МГЛУ, 2000, — 202с.

Рожков И. П. Идеальные и реальные цели воспитания. Смоленск, 1998, -55с.

Розов Н. С. Культура, ценности и развитие образования (Основания реформы гуманитарного образования. М.: Исследовательский центр по проблемам управления качеством подготовки специалистов, 2004, — 154 с.

Романюк Л. В. Гуманистическая традиция как феномен отечественного педагогического наследия второй половины 19 века. М. 2002, — 45с.

Сергеичева Г. Г. Гуманистическое воспитание старших дошкольников. М. Изд-во УРАО, 2003, — 149 с.

Смятских JI. Принцип гуманизма и его реализация в истории развития образования М. 1996, -№ 8. — 120с.

Собкин В. Гуманизация образования М. 1992, — № 9 — 75с.

Ткачёв С. Н. Гуманизация педагогики. М. — 1996. — № 3. — 20с.

Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания М. 1950, — 40с.

Шишлова Е.Э. Индивидуальный подход в процессе воспитания у детей гуманного отношения к сверстникам. М. 1992, — 16 с.

Шиянов Е.Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов-на-Дону, 1995, — 28 с.

Якиманская И. С. Технология личностно-ориентированного образования. М., 2000, — 35 с.

Луначарский А.В. О воспитании и образовании. — М.: Педагогика, 2006. — 640 с.