Мои духовные ориентиры

Эссе

Каждый день и каждую минуту мы совершаем различные действия, мы реагируем на окружающее нас, людей, поступки — кто-то совершает подвиги ради любимых, а кто-то грубит прохожим на улице.

В жизни нам нередко приходится принимать сложные, иногда рискованные решения. Человек всегда стоит перед выбором, но порой самый, казалось бы, верный выбор бывает сделать крайне трудно. И каждое наше действие имеет мотивацию, каждое наше решение обосновано.

Все люди рано или поздно задают себе вопрос: зачем и почему я это сделал? Ответ на этот вопрос очень важен для того, чтобы разобраться в самом себе. И это нормальное желание человека — понять свою сущность. Я давно определилась с некоторыми аспектами жизни, которые направляют лично меня.

Издавна определяющим жизнь аспектом считалась вера. Каждому из нас нужно во что-то верить — это как рефлекс, оберегающий нас. Некоторые вещи невозможно доказать или объяснить, в них нужно просто поверить. Вера дает стимул двигаться, объясняет необъяснимое и позволяет быть уверенным в том, в чем сомневаешься. Итак, в первую очередь, мной движет именно вера, живущая внутри. Это может быть вера в человека, в поступок, в себя, во что бы там ни было, но это вера.

Немаловажным фактором, влияющим на мое поведение и поступки, являются эмоции. Если я что-либо делаю, я отдаю себя этому целиком и полностью, я тону в чувствах и эмоциях, теряю способность мыслить разумно, но мне это безмерно нравится. Однако если все рушится из-за наивности моих действий и намерений, мне становится так же невероятно больно, как было хорошо.

Осознавая все это, я все равно стою на том, что для меня лучше чувствовать эти взлеты и падения, переживать и радости, и горести, чем подчиняться всем правилам, избегать риска, опасностей и быть тихой серой мышкой.

Любые чувства, хорошие или плохие, влияют на мои поступки. Ведь все самые прекрасные и самые ужасные вещи были созданы под властью эмоций. Именно эмоции позволяют нам почувствовать счастье.

А что такое счастье? Этот вопрос каждый из нас задавал себе не раз. Человек, оценивая свою жизнь, может ошибочно считать себя счастливым или несчастным, но ведь счастье — это понятие краткосрочное. Невозможно быть всегда абсолютно счастливым.

Когда в твоей жизни произошло нечто хорошее, приятное, радостное, ты чувствуешь удовлетворение. Возможно, это и есть счастье, или это просто эмоции? Мне кажется, я бываю счастлива достаточно часто, так как стараюсь радоваться каждой мелочи в жизни.

74 стр., 36757 слов

Научная работа: Сопоставление понимания смысла и счастья жизни ...

... изучение рассказов Бориса Екимова. 2. Выявление раскрытия темы и смысла жизни в этих произведениях. 3. Изучение критической литературы по творчеству Бориса Екимова. 4. Анализ, осмысление решения проблемы счастья и смысла жизни героями рассказов Бориса Екимова. 5. ...

Третьим указателем по жизни мне служат отношения. Они бывают разные: родственные, дружеские, любовные, отношения с коллегами, соседями, домашними любимцами и многие другие. У каждого из нас они есть, но зачем они нам нужны?

Человек нуждается в поддержке и общении. Каждому из нас необходим хотя бы один понимающий человек, дорожащий этими отношениями, для того чтобы не формировалось чувство одиночества. Мы живем в социуме, и чтобы выжить, нам нужно поддерживать связь друг с другом. В одиночку каждый из нас — никто!

Общество, формировавшееся веками, определяет особенности поколения, личности каждого из нас, а не наоборот. Идти против всех — глупо, нужно уметь подстраиваться под окружающую среду таким образом, чтобы было удобно тебе.

Залог жизненного успеха состоит в том, чтобы ставить перед собой цели и добиваться их. Но все они должны быть разумны и мотивированы. В детстве, когда дети еще несамостоятельны, «мотиваторами» для них являются родители.

Ребенок знает, что если он выучит стихотворение, получит хорошую отметку, выиграет соревнования, им будут гордиться, его похвалят, возможно, подарят ему что-то. Так и во взрослой жизни, каждое действие должно иметь отдачу.

Если человек долгое время пытается чего-то достичь, достигает, затем ставит новые цели и вновь добивается успеха, но за отсутствием поддержки не видит в этом смысла, он в конце концов сдается. Мне важно быть уверенной в том, что мои старания не бессмысленны, что я, мои поступки и действия нужны кому-то, и я живу не просто так.

В подростковом возрасте очень тяжело выбрать нужные приоритеты. Перед нами много вопросов, дать ответы на которые можем лишь мы сами, но из-за неопытности порой совершаем ошибки. В ходе взросления и развития наши ценности кардинально меняются, но на всех этапах жизни нужно чтить общепризнанные нормы — они определены в обществе не просто так.

Я, как и другие подростки, пытаюсь открыть себя и понять суть своего существования здесь. Я точно знаю, что все, происходящее вокруг меня, имеет глубокий смысл, каждое действие мотивировано, ничего не происходит случайно. Мне важно, чтобы меня ценили, уважали и считались с моим мнением, чтобы в нужный момент меня похвалили, и я могла бы с легкостью идти дальше.

Я не люблю ставить перед собой границы, ведь они все условны, предпочитаю не бояться рис­ковать. Мы сами выбираем, как нам жить, в какую сторону двигаться и подчиняться или нет правилам.

Я не жалею ни об одной секунде в своей жизни. Ведь все мои взлеты и падения сформировали меня такой, какая я есть сейчас. Я буду идти дальше и развиваться, а окружающие меня доб­ро и зло будут огранять мою душу, словно бриллиант, создавая острые углы и плоские грани, и, надеюсь, я стану хорошим человеком.

Источник: rus.postimees.ee

Привет, Мария! Этот <a rel=»nofollow» href=»https://vk.com/im?sel=265475702″ target=»_blank»>http://vk.com/id290980</a> человек явно пидарас 12-и летний.

ы тоже так думаешь? Напиши ему в лс, узнай реакцию! Ещё он делал собственное ЦП с одной 16-и леткой. Говорят, он сосёт член. ____________________________________ . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . .

16 стр., 7956 слов

«Ценность человеческой жизни. “Ценность человеческой жизни”

... Жизненные ценности определяют сущность человека. А блага, выстраиваясь в иерархию этих ценностей, таким образом, являются «мерилами человеческого счастья». Лично я, выбирая ориентиры своей жизни, стараюсь следовать цитате Лихачёва: «Самая большая ценность – жизнь!» И ...

Источник: touch.otvet.mail.ru

ДУХОВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ КАК ВАЖНАЯ ЧАСТЬ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВА ОБЩЕСТВА.

Максакова Ю.Н.

Чуева И.И.

SPIRITUAL VALUES ARE THE MAIN PART OF PEOPLE`S LIFE AND THE BASIS OF SOCIETY

Maksakova U.N.

Chueva I.I.

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме воспитания духовных ценностей как важной части жизни человека и основы общества.

Abstrakt. The article is devoted to the actual problem of spiritual values`s education, which is the main part of people`s life and the basis of society.

Ключевые слова: духовные ориентиры, мораль, идеал, ценности.

Keywords: spiritual values, moral, ideal, values.

Духовные ориентиры являются очень важной частью жизни человека и основой общества во все времена. Они зародились ещё в древнейшие времена. Проходило много времени и духовные ориентиры личности никогда не теряли своей значимости. Во все времена людьми ценились такие качества как честность, справедливость, милосердие, любовь к матери, своей Родине, доброта, а ложь, лицемерие, предательство, — считались качествами, недостойными “настоящих людей”.

В состав духовных ориентиров личности входят важнейшие понятия, основные из которых мораль, ценности и идеал. Мораль — это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов. Мораль включает в себя идеалы, ценности. Идеал – это совершенство, высшая цель того, к чему стремится человек. Ценности – это то, что наиболее дорого для человека и человечества. Виды ценностей можно разделить на 6 групп. Ценности бывают правовыми, нравственными, политическими, профессиональными, религиозными и художественными [1].

Духовные ориентиры личности очень важны в жизни общества. Ведь к духовным ориентирам личности относятся патриотизм, совесть, ответственность и другие важнейшие черты личности.

Понятия ценностей довольно обширны, каждый человек что-то ценит. Не всегда ценности людей совпадают друг с другом. Благодаря морали люди стараются прилично держать себя в обществе, но некоторым людям не близки такие понятия и поэтому в нашем обществе все чаще совершаются различные преступления. Но большинству людям близки мораль, ценности и идеалы, так как они являются неотъемлемой частью нашей жизни. Без них не было бы многого и мы, люди, были бы совсем другими, нам были бы чужды многие понятия и жизнь была бы полностью другой.

Л.Н. Толстой говорил: «Чем больше живешь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот»[2].

Я думаю, смысл высказывания Л.Н.Толстого заключается в том, что человек может построить свою судьбу «своими руками», только если он сам будет развивать свой духовный мир.

4 стр., 1608 слов

Ценности в жизни человека

... человек сам выбирает, какие ценности ему присущи. Некоторым вообще нравится или приходится заниматься беспределом. У таких людей все ценности жизни ... из них тоже достойных людей! Ценности в жизни человека Несколько интересных сочинений Интеллигентность общества заключается не ... лежат ориентиры, имеющие нравственную основу, то они называются ценностями. Наиболее распространенными примерами ценностей ...

Я соглашусь с данным высказыванием. Тот, кто развивает себя не только физически, но и духовно, способен ставить себе правильные цели, достигать их, стремиться к лучшему, искать свой «идеал». Каждый духовно развитый человек должен знать, что морали, ценности и идеалы – это духовные ориентиры личности, должен всегда и следовать им. Тогда в нем сформируется нравственное начало, и он сможет «своими руками» построить свою судьбу.

Еще Р. Декарт говорил, что хромой с фонарем быстрее достигнет цели, чем всадник, блуждающий в темноте. То есть личность, стремящаяся к духовной жизни, способная к самоконтролю и саморазвитию, сможет найти правильные ориентиры в жизни. Это подтверждает слова Толстого.

И наоборот, если человек не будет духовно развиваться, его существование станет обыденным и скучным. У него не будет целей в жизни и он не сможет найти в ней свой смысл. Поэтому так важно, чтобы человек развивал в себе добрые качества, мораль, нравственность, и тогда вся его деятельность, вся его жизнь обретёт смысл.

Нравственные чувства начинают формироваться еще в дошкольном возрасте. У малышей уже третьего года жизни могут проявляться такие свойства личности, как общительность или застенчивость, самостоятельность или неуверенность в себе, эгоизм или доброжелательность. Развитие чувств у ребенка во многом зависит от средств и методов воспитания, от условий, в которых он находится. При целенаправленном воспитании чувства у ребенка становятся гораздо богаче, разнообразнее и проявляются раньше, чем у детей, не получивших «правильного» воспитания. Как говорил А.С. Пушкин: “Отсутствие воспитания есть корень всякого зла”[3].

Нравственные чувства формируются у детей в процессе взаимоотношений их с взрослыми и сверстниками. Задача воспитания у детей нравственных чувств решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. “Все педагоги нашего времени сходятся на том, что в деле воспитания самое главное приобрести доверие и любовь ребенка и что любовь завоевывается преимущественно любовью же”[4].

Доверие взрослых, их постоянная забота, поддержка способствуют положительному эмоциональному развитию ребенка: он охотно и легко общается со сверстниками, делится с взрослыми своими радостями и огорчениями.

Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств ребенка является создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг ребенка. Никогда не надо гасить детскую радость. В атмосфере радости легко зарождаются такие ценные душевные качества как доброжелательность, готовность помочь и т.д. Очень важно, чтобы взрослые правильно оценили душевное состояние ребенка, разделили с ним его радость.

Как и всякое другое чувство, радость у детей зависит от взаимоотношений в семье, так как они являются свидетелями и участниками этих взаимоотношений. Как отметил русский писатель и педагог А.Н. Острогорский: “Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что впечатление ее постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы живы”. [5]

5 стр., 2202 слов

Здоровье человека как общественная ценность

... Здоровье человека как общественная ценность Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и ...

Развитие нравственности в человеке начинается в семье и имеет своё продолжение в детском саду и школе. В последнем институте оно становится более целенаправленным. Поэтому заботиться о нравственном воспитании детей должны не только педагоги и воспитатели, но и родители.

В начальной школе ребенок начинает приобретать определенные знания. В нём уже сформированы некоторые черты характера, которые нужно развивать дальше и направлять в нужное русло. Именно в школе продолжает закладываться нравственный облик личности.

Перед взрослыми возникает задача научить детей не только внешне выглядеть воспитанными, но и быть таковыми, обладать добрыми человеческими качествами. Чтобы поступки личности соответствовали нормам и правилам, принятым в обществе, необходимо, чтобы общечеловеческие нравственно-духовные нормы были пережиты самим воспитанником, чтобы среда, в которой он живет, предполагала постоянную ориентацию личности на общечеловеческие ценности. И только взрослый человек может быть этим ориентиром для ребенка, примером правильного поведения, подражания.

В наше время нравственное воспитание становится необходимостью, так как мир наполнен жестокостью, грубостью и развратом. Семья и школа оказывают определённое влияние на понимание ребёнка о том, как правильно себя вести, что можно делать, а что нельзя. И, конечно же, ведущая роль принадлежит семье. Следовательно, именно родители должны не только воспитывать и прививать нравственные качества, но и развивать все грани личности своего ребёнка. Как сказал Филипп Лобстейн – «задача нравственного воспитания – воссоздание человека изнутри, вручную, причём начинать следует с себя».

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/esse/duhovnyie-orientiryi-lichnosti-moego-lyubimogo-personaja/

  1. Обществознание 10 класса Л.Н. Боголюбов — М.: 2014. — 351с.
  2. http://mirkultura.ru Нравственное учение Льва Толстого.
  3. nsportal.ru Педагогические взгляды А.С. Пушкина
  4. mama66/ru Нравственное воспитание детей в семье, в детском саду и школе.
  5. Журнал «Известия Пензенского государственного университета им. В.Г. Белинского». Выпуск 28, 2012г. Грицай Л.А. «А.Н. Острогорский об основных приоритетах родительского воспитания детей в семье».
  6. Лобстейн Ф.Уроки раздумья: педагогика нравственного развития. пер. с ф. Н. Малевич. М. Библейско-Богословский институт св. апостоля Андрея. 2000. 84с C.79

Источник: nsportal.ru

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что такое духовно-нравственные ориентиры человека, какова их роль в его деятельности?

Духовно-нравственные ориентиры человека – это то, к чему стремиться человек в духовном и нравственном плане. Их роль в деятельности человека очень велика, т.к. его поступки, действия будут напрямую зависеть от духовно-нравственных ориентиров. Человек, у которого развита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством: его духовность означает стремление к высоте идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности, поэтому некоторые исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека.

6 стр., 2905 слов

Язык человека это его мировоззрение и его поведение лихачев

... Язык человека отражает его мировоззрение и поведение. Если вы хотите быть интеллигентным, культурным человеком, то говорите правильно, точно, экономно. (72 слова) Популярные сочинения Самая большая ценность народа – язык, на котором он пишет, говорит и думает. Это ...

Напротив, человек, у которого духовная жизнь не развита, бездуховен, не способен увидеть и почувствовать всё многообразие и красоту окружающего мира.

2. Какова сущность категорического императива?

Категорический императив — это безусловное принудительное требование (повеление), не допускающее возражений, обязательное для всех людей, независимо от их происхождения, положения, обстоятельств. И как утверждал Кант есть только один категорический императив: «поступай всегда согласно такой максиме, всеобщности которой в качестве закона ты в то же время можешь желать» (максима — высший принцип, высшее правило).

Категорический императив утверждает личную ответственность человека за совершённые им деяния, учит не делать другому того, чего не желаешь себе. Следовательно, эти положения, как и нравственность в целом, по своей природе гуманистичны, ибо «другой» выступает как Друг. В этом и заключается сущность категорического императива.

3. Что такое моральные ценности? Охарактеризуйте их.

Моральные ценности — это важнейшие нравственные ценности, то, что дорого человеку в себе и в других: жизнь, честь.

4. Почему становление нравственных качеств человека невозможно без самовоспитания?

Если у человека отсутствует самовоспитание (самоконтроль), то он не сможет получить «опыт добрых дел», следовательно, стать нравственно богатым.

5. В чём состоит сущность мировоззрения? Почему мировоззрение нередко называют стержнем духовного мира личности?

Сущность мировоззрения состоит в совокупности взглядов человека на мир, который его окружает, поэтому его нередко называют стержнем духовного мира личности. Мировоззрение – это основа духовности человека.

6. Какие типы мировоззрения выделяет наука? Чем характеризуется каждый из них?

Наука выделяет следующие типы мировоззрения: 1. обыденное — построенное на собственном опыте, сформировавшиеся стихийно; 2. религиозное — основой этого мировоззрения является религия и 3. научное — опирается на достижения науки.

7. Что общего в понятиях «мораль» и «мировоззрение»? В чём их различие?

Общее — и мораль и мировоззрение являются совокупностью и системой. А различие — мировоззрения разных людей может быть различными, а мораль — едина.

8. В чём состоит значение мировоззрения для деятельности человека?

Опираясь на мировоззрение человек может действовать так или иначе, т.к. он исходит из своих взглядов.

ЗАДАНИЯ

1. Как вы думаете, мораль принуждает человека действовать определённым образом или она даёт свободу? Аргументируйте свой ответ.

Мораль всегда выступает как умеренность, способность к самоограничению; во все времена и у всех народов ассоциировалась со сдержанностью, близка к аскетичности (аскетичность – способность человека ограничить себя, наложить в случае необходимости запрет на свои природные желания).

Из данного понятия видим, что мораль принуждает человека действовать определённым образом.

2. Учёные утверждают, что ценностные ориентации определяют жизненные цели человека, «генеральную линию индивида». Согласны ли вы с этим утверждением? Свою позицию аргументируйте.

Да, я согласна с данным мнением, действительно ценностные ориентации определяют жизненные цели человека, т.к., ценностные ориентации – это стержень человека, те ориентиры, которые направляют деятельность человека.

43 стр., 21130 слов

Лирика большой личности всегда приобретает характер всеобщности

... личности определенные ценности, черты характера и особенности поведения. Общество влияет на человека и прививает личности определенные ценности, черты характера ... личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения ... обращения с людьми и извращенное понимание морали. Он пресытился ... некоторых людей? Тема #10 . Почему люди не понимают друг друга? Тема #11 . Всегда ...

3. Английский мыслитель Адам Смит отмечал важность мудрого и созидательного образа действий, сочетания благоразумия с доблестью, с любовью к человечеству, со священным уважением к справедливости, с геройством. «Это благоразумие, — говорил Адам Смит, — предполагает соединение превосходной головы с превосходным сердцем». Как вы понимаете тезис автора о «соединении превосходной головы с превосходным сердцем»? В чём, на ваш взгляд, состоит связь этого положения с моральными ценностями?

У хорошего человека должно быть всё превосходно и ум и сердце. Любой человек прежде чем что-то делать должен думать головой и слушать сердце. С моральной стороны, если человек будет прислушиваться к своему сердцу он не будет поступать жестоко и своекорыстно.

4. Академик Б. В. Раушенбах писал: «Не тревожно ли, что характеристики «удачливый бизнесмен», «хороший организатор производства» оказываются порой важнее, чем оценка «порядочный человек»?» Согласны ли вы с мнением учёного? Аргументируйте свою позицию. Попробуйте сформулировать своё определение понятия «порядочность».

Порядочность — это моральное качество человека, который всегда стремится выполнять свои обещания и не наносит умышленного вреда окружающим. Не всегда характеристики «удачливый бизнесмен», «хороший организатор производства» оказываются важнее, чем оценка «порядочный человек», т.к. и бизнесмен, и организатор производства также могут быть и порядочными людьми. Конечно в современном обществе очень важно, чтобы люди, которые занимали определённые должности были порядочными.

5. Российскими социологами было проведено исследование ценностей студентов. Наиболее для себя важными в жизни студенты назвали следующие ценностные ориентации: получить хорошее образование — 29% из числа опрошенных; иметь интересную работу — 34 %; получить престижную работу — 26 %; достичь материального достатка — 42 %; иметь хорошее здоровье — 50 %; моя семья — 70 %; получать от жизни удовольствие — 26%. Назвали что-либо другое или затруднились ответить — 5% опрошенных студентов. Как вы относитесь к этим результатам? Какие ценности из приведённого списка вы считаете наиболее важными для себя? Что бы вы добавили к этому списку?

Из данного списка ценностей на первое место выступает семья; второе место занимает – здоровье, третье – материальный достаток.

Для себя я бы так же сохранила такую последовательность. Очень важно, что в современном обществе ценна семья и духовные ценности, а материальные блага уходят на третий план.

Источник: resheba.me

 в чём состоит значение мировоззрения для деятельности человека  1

Духовные ориентиры личности

Духовные ориентиры личности включают нормы морали, всеобщие ценности и идеалы. Указанные выше правила являются необходимым условием для выживания человечества, сохранения целостности общества, постоянности его развития, также нормы защищают интересы и достоинство каждого отдельно взятого индивида. Мораль есть основа установленных порядков, она регулирует общественное поведение. На вопрос о том, откуда исходят нормы морали, существует несколько точек зрения. Нормы морали берут свое начало из заповедей учителей человечества, общим для всех религий является правило говорящее о том, что к любому человеку следует относиться как к самому себе, это является свидетельством зарождающегося фундамента моральных норм. Возможно и другое понимание данного вопроса: мораль сформировалась историческим путем, в течение житейского опыта, например не убивать, помогать ближнему, не лгать. Важной частью моральных устоев личности является категорический императив, который был сформулирован И. Кантом. Категорический императив – это не допускающее возражений и обязательное для всех людей требование. Не менее важными являются идеал, т.е. высшая духовная цель, и ценности, важные для человечества вцелом.

1 стр., 387 слов

Внеобщественный человек не может иметь морали» — (Вольтер)

... определяется учеными как процесс становления личности, приобщение индивида к существующим правилам, нормам и образцам поведения. По мнению автора, без социализации человек не сможет освоить нормы морали. Подтвердить высказывание Вольтера можно, ...

По-моему мнению, каждый человек должен соблюдать нормы и правила морали, это залог правильно и динамично развивающегося общества, но на данный момент времени такое остается утопией. К важнейшим ценностным ориентирам относится патриотизм, именно эту проблему затрагивает Л.Н.Толстой в романе «Война и мир», его излюбленные герои не говорят высоких слов о родине, они доказывают свою любовь и преданность делом. Вопрос взаимоотношения людей поднимает А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин», главный герой, равнодушный эгоист, и сам не может жить и другим мешает.

Духовные ориентиры личности 1

Безусловно, развитие человека было бы невозможно без развития духовных ориентиров личности, в результате умозаключений великих мыслителей или как элемент развития истории появилась мораль, но она есть, и без нее невозможен полноценный прогресс, поэтому каждый индивид обязан соблюдать предписания, известные с древних времен, чтобы человечество продолжало жить.

Источник: ege-obchestvoznanie.ru