Статья — рассуждение «Должно ли обучение зависеть от мнений и пожеланий учащихся?» статья

Эссе

Обучение и мнения учащихся

Обсуждая тему «Должно ли обучение зависеть от мнений и пожеланий учащихся», мы не можем не признать, что ответ на этот вопрос однозначен — да, обучение должно зависеть от мнений и пожеланий учащихся. Школа, подобно маленькому государству, должна предоставить своим «гражданам» право на высказывание мнения и активное участие в процессе обучения.

Модель образования, которая стремится к активному взаимодействию между учителями и учениками, сравнивается с «союзом» или «моделью активного взаимодействия». Такой подход позволяет учителям реагировать на настроения и потребности учеников, вовлекать их в образовательный процесс и создавать атмосферу взаимопонимания и сотрудничества.

Экспериментирование на уроках

Один из способов внедрения модели активного взаимодействия — это экспериментирование на уроках. С учетом постоянных изменений в образовательных стандартах, учебниках и требованиях к выпускникам, учителя должны искать новые способы обучения, и это можно сделать только в сотрудничестве с учениками.

На примере истории видно, как можно проводить исторические параллели и организовывать дискуссии на уроках. Урок-дискуссия позволяет ученикам выражать свои мнения и аргументировать их. Этот формат также дает возможность ученикам влиять на выбор темы урока и рассмотрение актуальных проблем, что делает обучение более интересным и актуальным.

Роль дальновидных учителей

Для успешной реализации модели активного взаимодействия необходимы дальновидные и уверенные в себе учителя. Они не боятся выходить за рамки учебной программы и искать новые способы преподавания, избегая стереотипов. Примером может служить преподавание английского языка, где уроки становятся праздниками, викторинами и играми.

Сотрудничество с учениками включает в себя обсуждение плана урока и даже возможность учеников предлагать варианты хода урока. Важно, чтобы урок был структурирован и имел четкие дидактические цели, но при этом оставался гибким и адаптированным к потребностям учащихся.

В итоге, обучение, зависящее от мнений и пожеланий учащихся, становится более эффективным и интересным, а учителя, следящие за потребностями своих учеников и готовые к экспериментам, играют ключевую роль в достижении этой цели.

26 стр., 12600 слов

Особенности обучения учащихся изложению и сочинению в начальных классах

... учителей начальных классов. Этапы . Изучение литературы по написанию сочинений и изложений разных видов (методической, научной). . Разработка и проведение уроков по написанию сочинений и изложений. . Обобщение материала. Структура 1. Психолого-педагогические основы обучения сочинению и изложению в начальной школе .1 Характеристика жанров сочинений и изложений Сочинения как ...

Учебные методики, направленные на вовлечение учеников

Ученики могут также влиять на ход уроков, где планируется провести контроль по определенной теме. Так, им можно предложить два варианта контроля по теме на выбор. Например, в этом году мною был введен новый вид развития навыков аудирования. Теперь наряду с заполнением пропусков в упражнениях теми словами, которые они слышат, и ответов на стандартные вопросы, мои воспитанники рисуют то, что слышат. Критерием оценки таких работ является наличие деталей прослушанного текста, а не общей картины происходящего. Прежде чем ввести такой вид контроля, данный тип аудирования был апробирован на ребятах с их предварительного одобрения.

Развитие объективной оценки и толерантности учеников

Стоит отметить, что критерии оценивания того или иного задания можно также разработать при участии детей. Это учит их объективной оценке себя и окружающих, самокритике, толерантному отношению к членам классного коллектива, помогает избегать резкости и категоричности суждений.

Демократичные отношения между учителем и учеником

Демократичные отношения сближают учителя и учеников. Учитель не ставит себя выше учеников, но и держит дистанцию, так как он «судья», а ученики — «присяжные заседатели». Учащиеся традиционной школы это знают и не переходят границы дозволенного. Они не делают этого не только потому, что боятся наказания (не все боятся), а потому, что учитель изначально занял их сторону, принял их позицию, увидел мир их глазами. В таком типе отношений очень нуждаются «недолюбленные» дети. А разве можно выступать против того, кто любит тебя?

Дети и их влияние на учебный процесс

Учитель должен быть ровным со своими учениками, доверять их мнениям и позволять им примерять на себя роль учителя. Дети, в свою очередь, уважают и любят такого учителя, что в конечном итоге положительно влияет на учебный процесс. Одним из показательных примеров взаимодействия учеников и учителя является разработка группами учеников сценария классного мероприятия, где классный руководитель выступает в роли наставника и друга. Он направляет, координирует их действия, оценивает результат.

Инициатива, исходящая от школьников при проведении мероприятий, учит их самоорганизации и самоконтролю. Таким образом, внеурочная деятельность может быть эффективным инструментом взаимодействия ученика и учителя. Если учитель не доверяет детям, он рискует быть непринятым детским сообществом и застрять в рамках своих собственных взглядов, что может ограничивать его возможности и внести неуверенность в его профессиональную деятельность.

Таким образом, важно, чтобы учитель доверял и умел работать с инициативой учеников, чтобы создать атмосферу уважения и взаимодействия в классе и повысить интерес к учебному процессу.

18 стр., 8856 слов

Личность учителя глазами младшего школьника (на примере сочинения ...

... «сочинение в жанре портретной зарисовки учителя», его жанровые признаки; выявить степень готовности учеников к оценке личности учителя и созданию портретной зарисовки учителя ( ... проблемы обучения младших школьников жанру портретной зарисовке. Актуальность темы исследования вызвана следующим. Во-первых, личность учителя занимает огромное место в сознании ребенка. Его оценки, отношение к ребенку, ...