Астрономия древнейшая из наук

Эссе

Из книги О. Жанайдарова «Тенгрианство: мифы и легенды древних тюрков», некоторые обычаи и поверья казахов, связанные с конем. Астрономия — самая древнейшая из наук. В частности, есть веские основания считать что имя самого популярного в Северном полушарии созвездия «Большой Медведицы» было дано ему, по крайней мере, 100 тысяч лет тому назад. Дело в том, что семь ярких звёзд созвездия в настоящее время более похожи на ковш, на «Аспан Кайыгы» (Небесная ладья»), а не на медведицу. А вот 100 тысяч лет тому назад звёзды созвездия были весьма похожи на очертания медведицы. Звёзды, хотя и медленно, но перемещаются по небу, поскольку каждая звезда движется в мироздании своим маршрутом, соответственно за десятки и сотни тысяч лет меняются и очертания созвездий. То обстоятельство, что древние люди 100 тысяч лет тому назад уже умели говорить и даже обозначали небесные объекты, давали названия звёздам и созвездиям, свидетельствует о том, что человек обрёл речь и разум очень давно. Тем более, что никто сейчас не может сказать точно, когда у человека появилась речь. В казахских сказках Большую Медведицу называют «Жети каракши»(«Семь разбойников») или «Аспан Кайыгы»(«Небесная лодка-ладья»).

Причём привязаны эти «семь разбойников» каждый со своим конем к Полярной Звезде, которую казахи называют «Темир казык»(«Железный кол»), вокруг которого вращаются все остальные звезды и созвездия. Каждый крупный небесный объект имеет казахский аналог названия. Это не только «Темир казык» «Аспан Кайыгы», но и «Уркер» — («Плеяды»), «Арай»- («Марс»), «Шолпан» -(«Венера»), «Босага»- («Близнецы»), «Ушархар Таразы»- («Орион»), «Камбар»-(«Лев»), «Каракурт»- («Кассиопея»), «Сумбуле»- («Сириус»).

Геродот в своей «Истории» пишет о верованиях скифов следующее:

  • Скифы почитают Зевса, Гею, Гестию — богиню огня, Ареса, Афродиту, Уранию… У них не принято воздвигать ни изображений, ни алтарей, ни храмов никому из богов, кроме Ареса. Ему же они воздвигают.

Зевсом у скифов служил сам Тенгри, Гея — Умайшеше, шумерский вариант — Инанна, греческий Арес — это тюрко-казахский Арай — латинский Марс. Можно продолжить ряд до его окончания. В греческом же написании имя Зевса звучит, как Папай. То есть тюркское Бабай (Ата-Баба).

Папай считался прородителем скифов. Гея — у Геродотовых скифов — Апи, то есть Апай. Как мы помним, союз Неба и Земли — Зевса и Геи — союз Папая и Апай.

3 стр., 1443 слов

На английском языке Семь чудес света/ Seven Wonders of The World ...

... чудо света приходится регулярно реставрировать при помощи камня, специально оставленного от первоначального строительства монумента. Тем не менее посмотреть на огромную статую Христа-Искупителя ежегодно съезжаются тысячи ... Приветствие: Почетное место среди семи чудес света занимает относительно молодой ... чудом света по праву считается Петра. Невероятный город, высеченный из камня более 2000 лет назад, ...

Гестию — богиню судьбы скифы звали вовсе по-казахски — Табити, то есть Таубе (Тауба) — судьба, рок.

Большинство ученых сходится во мнении, что впервые названия созвездиям были даны в Междуречье и прилегающих к нему территориях.У шумер, вавилонян и ассирийцев была очень развитая астрономия и математика, легшая в основу других древних естественных наук.

Названия созвездий и звезд, взятые из быта кочевника-животновода и охотника, украшающие звездную карту, лучше любого другого документа говорят о своем степном происхождении: Заяц, Лев, Волк, Лебедь, Конь, Большой и Малый гончие псы, Овен (Баран), Телец (Бык-Огуз), Козерог, Стрелец-Мерген — Кентавр — всадник, скачущий на коне и стреляющий из лука, Пегас-Тулпар — крылатый конь.

В современных турецких книгах о звездах созвездия Пегаса называют «Ат жулдызы» — «Звезда Коня». У созвездия Ориона, характерного тремя яркими звездами, есть точное казахское название «Уш архар таразы» — (Три архара, Три оленя).

Небо — отражение людских деяний на земле, и в названиях звезд, планет и созвездий наши предки интерпретировали важнейшие события своей жизни. Небо было ориентиром и помощником в труде и повседневной жизни земледельцев и кочевников. Они передавали на небо важные реалии своей жизни, чтобы фиксировать историю народа.

Тюркская астрономия, включая казахскую, не отличается от европейской, индийской или китайской, потому что все народы Евразии, живущие под созвездиями Млечного пути, имеют общий опыт. Ученые средневекового Востока, такие как Аль Фараби, Бируни, Ибн-Сина, были тюрками и их достижения принадлежат всем тюркским народам, включая казахов. Кочевникам часто отказывают в признании их научных достижений, но знания передавались от народа к народу через древнюю казахскую землю, по которой проходил Великий Шелковый путь. Отказывать одному народу в умении наблюдать ночное небо неправомерно, также как и отказывать ученым одного народа в математических или философских способностях перед учеными другого народа. Аль-Фараби из Отрара, кипчак, живший в 10 веке, оставил нам трактат «Наука о звездах» среди множества своих работ.

Астрономия – молодая самостоятельная наука, которая до эпохи Возрождения была неотъемлемой составной частью астрологии. Древние люди заметили взаимосвязь движения небесных светил по небосводу и периодических изменений погоды, что привело к возникновению астрологии. Астрономия же, как наука, отделилась от астрологии только в эпоху Возрождения и ее выделение заняло долгое время. Однако даже в древности астрономия была изучена и использовалась в различных областях, включая астрологию. Так, древнегреческий астроном Клавдий Птолемей оставил после себя книгу «Аль-Магест», которая была подвергнута критическому анализу астрономом и философом Аль-Фараби в его капитальном труде «Комментарии к Аль-Магесту». Аль-Фараби также создал трактат «Наука о звездах», в котором отделил астрономию от астрологии, называя последнюю наукой о звездных приговорах. Еще один известный ученый, математик и астроном – тюрок Улугбек – построил в Самарканде обсерваторию и измерял на собственном секстанте расстояния до звезд.

Многие современные астрономы считают астрологию лженаукой. Однако, даже современные ученые, исследовавшие древние города, удивились точности астрономических измерений в древности.

Русский астролог Павел Александрович Волынкин предлагает рассмотреть астрологию с точки зрения ее возможного обмана. Но если астрология действительно была бы лженаукой, то как объяснить то, что ее изучали и применяли в жизни такие великие ученые, как Н. Коперник, Авиценна, Г. Галилей, Аристотель, Дж. Бруно, Гиппократ, И. Кеплер, Г. Лейбниц, И. Ньютон, Парацельс, Пифагор, Птолемей, И. Гете, К. Циолковский, А. Чижевский.

Астрология имеет долгую историю, и она была широко применялась в древности. Астрологи составляли гороскопы и прогнозировали будущее не только для простых людей, но и для знатных вельмож, вплоть до шахов, эмиров, ханов, королей, царей и императоров. Работа астролога при дворе была связана с максимальным риском для его жизни, и даже малейшая ошибка могла стоить ему головы. Такой жестокий естественный отбор, который продолжался веками, указывает на то, что связь между положениями небесных объектов и судьбой человека все-таки существует.

Неужели и они тоже безграмотны и в науке ничего не понимали? Но может все эти ученые были не достаточно образованы с точки зрения современной науки? Но тогда почему же в самых технически и наукоразвитых странах современного мира, например, в Японии уже давно в крупнейших корпорациях работают целые отделы астрологов, занимающиеся подбором кадров, выбором дат для принятия удачных решений фирм… Такой подход помогает Японии лидировать в наиболее перспективных областях науки и техники: в микроэлектронике, компьютерных и телекоммуникационных технологиях и других высокотехнологичных сферах.»

«Астрология: мифы и реальность» zoroastrian.ru/node/419

Подробнее о том, какова история астрономии с точки зрения современной науки, можно узнать, прочитав статью: » История астрономии» https://ru.wikipedia.org/wiki/История_астрономии

Эссе астрономия древнейшая из наук

Источник: otvet.mail.ru

Доисторическая астрономия

Астрономия

Наиболее ранние свидетельства астрономической деятельности древних людей были найдены в письменных источниках, датированных III—I тысячелетиями до н. э. Эти источники относятся к периоду существования древнейших цивилизаций Междуречья, Малой Азии, Индии, Китая и Средиземноморья.

Археологи находят косвенные доказательства более ранних астрономических изысканий IV тысячелетия до н. э. Научный интерес представляют также наскальные рисунки первобытных художников, на которых можно увидеть изображения небесных светил — «солярные знаки».

«Солярные знаки» — наскальные рисунки первобытных художников

Особое место среди артефактов занимают мегалитические сооружения — огромные каменные столбы и глыбы, расставленные в определенном астрономическом порядке, совпадающем с точками восхода Солнца, с перемещениями Луны в определенные периоды года. Самым знаменитым из подобных мегалитов считается найденный в Англии Стоунхендж. Эти сооружения встречаются в разных местах и также являются объектом исследований археологов и археоастрономов.

Все эти археологические памятники относятся к доисторическим. С этим же периодом связан и астрономический фольклор — астрономические мотивы, встречающиеся в сказках, мифах, песнях и танцах с ритуальным смыслом. Например,— поклонение Солнцу как божеству (славянский обряд масленицы); обрядовые песни и танцы народов Прибалтийских стран, в текстах которых можно встретить описание небесных явлений (комет), а также метеорологические приметы, связанные с Луной и Солнцем. Для сказок и мифов народов Китая, Индии и Африки в большей степени характерны космогонические мотивы.

Из истории вам известно, что в древние времена основными занятиями большинства народов были земледелие и скотоводство. В Египте, Вавилоне и Индии скотоводство и земледелие регулировались погодными условиями и явлениями (наступление периода дождей, разливы больших рек, смена тёплой и холодной погоды, выпадение снега и т.п.).

Поэтому ещё в далёкой древности были заложены основы календаря, где основными единицами стали сутки, месяц и год. Календарь был необходим для расчета времени начала полевых работ. Для уточнения календаря древние люди вынуждены были постоянно наблюдать за небом и за земными явлениями.

Осознание людьми своей зависимости от Вселенной и своего в ней места способствовало поиску объяснений происходящих явлений. В глубокой древности люди пытались воздействовать на окружавший мир путем поклонений и жертвоприношений. Древние китайцы и индейцы майя были убеждены, что нарушение порядка жертвоприношений может сдвинуть порядок смены времен года.

Взаимосвязь с Вселенной люди могли ощутить и при помощи увиденных «небесных указаний». Например, восход одних и тех же звезд или планет, предшествующий восходу Солнца, указывал на то, что наступает теплый сезон. У египтян такой звездой был Сириус, а у майя — планета Венера. Подобные небесные указатели (метки) человек использовал в своих занятиях скотоводством, охотой, собирательством.

Пытаясь найти и объяснить причины всех небесных явлений, древние люди ориентировались только на то, что происходит вокруг них. Страх перед необъяснимыми явлениями (гром, молния, метеоры) делал людей суеверными, заставлял преклониться перед ними. Древние считали небо могучим божеством, и это, в свою очередь, вызывало почитание на Земле племенных владык как «сыновей неба». Так астрономия с давних пор формировала религиозное общественное мировоззрение и социальное сознание.

Задания для обсуждения с учителем (можно на форуме или в видеокомнате)

Приведите примеры суеверий, корни которых уходят в глубокую древность. Объясните, как связано появление календаря у древних людей и наблюдения за небесными светилами.

Развитие астрономии в Древнем мире

В местах зарождения древнейших цивилизаций сохранились письменные документы, исследование которых показало, что астрономия начала развиваться одновременно с появлением письменности. Именно письменность позволила надежнее фиксировать и сохранять наблюдения древних астрономов и их знания об окружающем мире. История письменной астрономии берет начало в III—II тысячелетиях до н. э.

Поначалу развивалась наблюдательная астрономия. Для того чтобы получать более точные сведения о передвижениях небесных тел, человек придумал гномон и астрономический календарь. К древнейшим астрономическим инструментам также относятся устройства типа отвеса с подвижней линейкой, которые направляли на Солнце для определения углового расстояния от зенита.

Накопление наблюдений и сведений о закономерностях небесных явлений привело к развитию новой науки — астрономии, причем в разных странах обращали внимание на различные астрономические явления. На развитие астрономии в разных странах большое влияние оказало географическое положение и социально-экономический уклад страны. Не смотря на то, что древние астрономы решали одни и те же задачи и описывали движения небесных светил, уровень развития науки в целом и астрономии в частности, существенно отличался в разных странах. Например, благодаря развитым торговым и государственным связям между крупными государствами (Вавилон, Египет, Китай), уже в те далёкие времена существовало взаимное влияние в научных областях. В то время как Япония развивалась изолированно, что сказалось и на формировании науки и культуры этой страны.

Вавилония

Вавилония была известна своими достижениями в астрономии и математике. Вавилоняне разработали лунный календарь, состоящий из 12 лунных месяцев, каждый из которых длился 29 или 30 дней. Год в этом календаре составлял 354 дня, и для его согласования с солнечным годом, вставлялся 13-й месяц при необходимости.

Египет.

Государство Египет, как полагают историки, существовало уже в IV тысячелетии до н. э. Побудительным мотивом интереса египтян к изучению неба стало, скорее всего, сельское хозяйство, которое полностью зависело от разливов Нила. Разливы происходили строго периодично, в определенный сезон, связь которых с полуденной высотой Солнца подметили египтяне. Поэтому они и стали поклоняться Солнцу как главному богу Ра.

Египетские фараоны, которых простые люди обожествляли, учредили должность придворного астронома и тщательно следили за развитием этой науки, которая имела не только прикладные (хозяйственные и социально-политические) цели. Кроме этого, астрономией занимались жрецы и специальные чиновники, которые вели записи.

Согласно египетскому мифу, Солнце возникло из цветка лотоса, который, в свою очередь, появился из первичного водяного хаоса. Практически с самого начала зарождения цивилизации у египтян существовала религиозно-мифологическая картина мира, имеющая астрономическую основу. По их мнению, Земля является центром Вселенной, вокруг которого вращаются все светила. А Меркурий и Венера обращаются еще и вокруг Солнца.

Египет

Древними египтянами был создан календарь, происхождение которого связано со звездой Сириус, появление которой на небосводе совпадало с летним солнцестоянием и предшествовало разливу Нилу. Однако продолжительность года в Египте составляла 365 дней. Год делился на 3 сезона, включал 12 месяцев по 30 дней, а 5 дней прибавлялось в конце последнего месяца года. Високосных лет не было.

Только через 1460 лет все возвращалось на день восхода Сириуса. Этот цикл получил название Сотис, а год возвращения — Великий год Сотиса.

Китай

Астрономия как наука была известна и в древнем Китае. Примерно во II—I тысячелетии до н. э. китайскими астрономами небо было разделено на 28 участков-созвездий, в которых двигались Солнце, Луна и планеты. Самый ранний звездный каталог, включающий свыше 800 звезд, был составлен Гань Гуном и Ши Шэнем приблизительно в 355 году до н. э.

В III веке до н. э. в Китае пользовались солнечными и водяными часами. Все астрономические наблюдения велись со специальных площадок-обсерваторий.

Изначально китайцы верили, что Китайская империя является центром мира. Их представления о Вселенной имели мифологическую основу. В хрониках ранних династий сохранилась история космогонических представлений древних китайцев. Они разработали учение о пяти земных первоэлементах-стихиях: вода, огонь, металл, дерево и земля. Число стихий связано с делением на пять сторон света и соответствует числу планет. Кроме того, был еще шестой элемент — ци, который представлял собой воздух или эфир.

В VIII-VII веках до н.э. возникла идея всеобщего изменения в природе и зарождения самой Вселенной. Согласно этой идее, Вселенная возникла в результате борьбы двух противоположных начал — ян (положительное, светлое, активное, мужское) и инь (отрицательное, темное, пассивное, женское).

Однако, с течением времени Китай стал замкнутой страной, что привело к затормаживанию развития наук, в том числе астрономии.

Индия. Самыми древними источниками, рассказывающими об астрономических занятиях древних индийцев, считаются печати с изображениями на космогонические мифологические темы. Документов об астрономических наблюдениях периода индуской культуры сохранилось очень немного, но по ним все же можно понять, как складывались представления древних индусов о Вселенной. Первыми объектами исследования были Солнце и Луна. Как и у других древних народов, астрономическими изысканиями занимались жрецы, которые и составили впоследствии календарь. В названиях дней семидневной недели были использованы имена семи небесных светил: первый день — Луна, второй — Марс, третий — Меркурий, четвертый — Юпитер, пятый — Венера, шестой — Сатурн, седьмой — Солнце. Некоторое сходство с египетским календарем придавало деление месяца на две половины. В древнеиндийской астрономии это были светлая и темная половины.

Древняя Греция. На представление древних греков о Вселенной большое влияние оказали более ранние культуры: египетская, щумеро-вавилонская и, вероятно, древнеиндийская. Астрономическими наблюдениями занимались многие греческие философы и астрономы. Из поэм Гесиода и Гомера известно, что древним грекам были знакомы многие созвездия. Они даже создали практически о каждом из них свою легенду.

Исследование Солнечной системы. О планетах — «блуждающих звездах» — человечество знало уже в глубокой древности.

Самые первые попытки отыскать определенные закономерности в движении планет восходят к достижениям астрономии и геометрии в Древней Греции и странах Востока — Китае, Индии, Египте. Согласно космологии Аристотеля (IV в. до н. э.), опиравшейся на еще более раннюю планетную теорию Евдокса Книдского, наблюдаемые движения планет объяснялись равномерным несоосным вращением друг относительно друга концентрических полых сфер, к внутренним поверхностям которых прикреплена каждая планета, а в центре находится Земля. Значительно более строгое обоснование геоцентрической системы мира было дано в трудах выдающегося древнегреческого астронома и географа Клавдия Птолемея, издавшего во II в. н. э. свое знаменитое сочинение «Альмагест», в котором были подведены итоги многовековых астрономических наблюдений и систематизирована вся совокупность знаний того периода. В этом же сочинении были изложены установленные К. Птолемеем законы наблюдаемого движения планет, позволявшие предвычислять их положения. Однако геометрические построения были очень сложными, что объяснялось ошибочностью исходных предпосылок о геоцентричности мира. Труды К. Птолемея имели большое прогрессивное значение для развития астрономии, особенно велика была их практическая ценность для мореплавания и определения географических координат.

Астрономические наблюдения звездного неба имеют древнюю историю и были важным инструментом для изучения космоса еще в древности. Однако, подлинно научные основы современной астрономии были заложены только приблизительно 15 веков спустя трудами великого польского ученого Николая Коперника.

Он заменил геоцентрическую систему Птолемея гелиоцентрической системой мира, которая убедительно и просто объясняла видимое движение планет. Изданный в 1543 г. выдающийся труд Н. Коперника «О вращении небесных сфер» стал революционным шагом в астрономии, определившим все последующее развитие науки.

В настоящее время астрономические наблюдения проводятся при помощи специальных телескопов и оборудования. С их помощью изучаются состав и структура космических объектов, в том числе звезд, планет, галактик и черных дыр. Эти наблюдения позволяют уточнять наши представления об устройстве Вселенной и ее происхождении.

Николай Коперник и его учение о гелиоцентрической системе

Николай Коперник (1473—1543) был одним из первых, кто предложил новую модель Вселенной, где Солнце было в центре, а планеты вращались вокруг него. Это был революционный акт в научной мысли, так как ранее считалось, что Земля находится в центре Вселенной и все остальное вращается вокруг нее.

Сопротивление коперниканской модели Вселенной

Однако, коперниканская модель сразу не была принята на вооружение научным сообществом того времени, так как она противоречила существующим представлениям и учениям церкви. И только много лет спустя научное мировоззрение изменилось благодаря открытиям таких ученых, как Иоганн Кеплер (1571—1630), Галилео Галилей (1564—1642) и Исаак Ньютон (1643—1727).

Успех коперниканской модели Вселенной

Астрономические наблюдения Галилея, теория движения планет, сформулированная и математически обоснованная И. Кеплером, переход к динамическому объяснению движений в Солнечной системе благодаря открытию закона всемирного тяготения И. Ньютоном — все это дало новое подтверждение и триумф коперниковского учения.

Астрономический «салон» середина ХVIII века

Работы Коперника практически совпали по времени с началом эпохи великих географических открытий, когда невиданно быстрыми темпами стали расширяться представления о мире за ограниченными пределами европейского континента. Благодаря морским экспедициям, предпринятым несколькими поколениями отважных мореплавателей, была окончательно доказана сферичность Земли (упоминавшаяся еще в учении пифагорейской школы в VI в. до н. э.), открыты новые земли и целые континенты, европейцы узнали об уникальных и порой экзотических регионах, приобщились к культуре населяющих их народов. Этот бурный процесс открытий и затем освоения новых обширных территорий фактически продолжался вплоть до нынешнего столетия, когда на нашей планете по существу уже не осталось «белых пятен».

Посмотрите видеофрагмент «Самая древняя наука» об истории развития астрономии от древних времен до Г. Галилея, И. Кеплера и И. Ньютона.

Нажмите на значок

Джованни Вирджинио Скиапарелли (1835—1910),

итальянский астроном

Василий Яковлевич Струве (1793—1864),

российский немецкий астроном

Фридрих Вильгельм Бессель (1784—1846),

немецкий математик и астроном

Начало XX века символизирует новые научные открытия в области теоретической физики, космологии, астрономии и космонавтики: К.Э. Циолковский издаёт первое в мировой науке научное сочинение по космонавтике «Исследование мировых пространств реактивными приборами» (1903—1914); В 1905 г. А. Эйнштейн создаёт специальную (1905 г.) и общую (1907–1916 гг.) теорию относительности, что позволило объяснить имеющиеся противоречия между существовавшей физической теорией и практикой, дало импульс для разгадки тайны энергии звёзд, стимулировало развитие космологических теорий: в частности, разработка в 1922 г. А.А. Фридманом модели нестационарной Вселенной).

В 1923 г. Э. Хаббл доказал существование других звёздных систем галактик, а в 1929 г. он же открыл закон «красного смещения» в спектрах галактик.

К.Э. Циолковский за работой. Фотография из

экспозиции мемориального музея в Фойхте

(Республика Бавария, Германия)

Альберт Эйнштейн во время чтения

лекции, 1921 (Вена, Австрия)

А.А. Фридман Эдвин Хаббл

Дальнейшее развитие астрономии в ХХ веке шло как по пути увеличения мощности оптических телескопов, так и по освоению других участков спектра электромагнитных волн. Радиоастрономия возникла в 30-х годах XX века вместе с появлением больших радиоантенн. В 1948 г. запуски ракет в высокие слои атмосферы (США) позволили обнаружить рентгеновское излучение солнечной короны. Эти методы дали возможность астрономам начать изучение физической природы небесных тел и значительно расширить границы исследуемого пространства. Астрофизика стала ведущим разделом астрономии, она получила особенно большое развитие в XX в. и продолжающая бурно развиваться в наши дни.

4 октября 1957 г. в СССР был запущен первый искусственный спутник Земли, что явилось одним из самых крупнейших свершений человечества. Над его созданием работала большая группа советских ученых (М.В. Келдыш, М.К. Тихонравов, Н.С. Лидоренко, Г.Ю. Максимов, В.И. Лапко, Б.С. Чекунов, А.В. Бухтияров и многие другие).

Возглавлял эту группу основоположник советской практической космонавтики Сергей Павлович Королев. Этот день является началом космической эры человечества. В России его отмечают как памятный день Космических войск. Велико значение запуска первого искусственного спутника Земли не только для развития астрономии, но и для наук о Земле, для повседневной хозяйственной деятельности людей, для культуры и социологии.

Сергей Павлович Королёв

(1906 —1966)

Спутники и космические аппараты обеспечили возможность всестороннего изучения других ближайших небесных тел — соседей Земли по Солнечной системе; проведения ранее недоступные исследований многообразных процессов и явлений, происходящих в ближайших окрестностях Земли в их взаимосвязи с активностью Солнца. Спутники и космические аппаратов обеспечили принципиально новые подходы в получении сведений о физической природе планет, особенно там, где наземные средства наблюдений недостаточно эффективны или попросту бессильны.

Первый советский искусственный спутник Земли

Использование космических аппаратов открыло новые возможности для проведения наблюдений, значительно повысило их эффективность и расширило диапазон проводимых наблюдений, что в целом способствовало развитию планетарной астрономии. Стало возможным проведение физических экспериментов непосредственно на небесных телах. Использование спутников и космических аппаратов расширило и экспериментальные возможности геофизики, так как позволило изучение внеземного вещества в земных лабораториях.

Это интересно

Звук сигнала первого спутника Земли.

Источник: do2.rcokoit.ru

Из книги О. Жанайдарова «Тенгрианство: мифы и легенды древних тюрков», некоторые обычаи и поверья казахов, связанные с конем

Астрономия — самая древнейшая из наук. В частности, есть веские основания считать что имя самого популярного в Северном полушарии созвездия «Большой Медведицы» было дано ему, по крайней мере, 100 тысяч лет тому назад. Дело в том, что семь ярких звёзд созвездия в настоящее время более похожи на ковш, на «Аспан Кайыгы» (Небесная ладья»), а не на медведицу. А вот 100 тысяч лет тому назад звёзды созвездия были весьма похожи на очертания медведицы. Звёзды, хотя и медленно, но перемещаются по небу, поскольку каждая звезда движется в мироздании своим маршрутом, соответственно за десятки и сотни тысяч лет меняются и очертания созвездий. То обстоятельство, что древние люди 100 тысяч лет тому назад уже умели говорить и даже обозначали небесные объекты, давали названия звёздам и созвездиям, свидетельствует о том, что человек обрёл речь и разум очень давно. Тем более, что никто сейчас не может сказать точно, когда у человека появилась речь.

В казахских сказках Большую Медведицу называют «Жети каракши»(«Семь разбойников») или «Аспан Кайыгы»(«Небесная лодка-ладья»).

Причём привязаны эти «семь разбойников» каждый со своим конем к Полярной Звезде, которую казахи называют «Темир казык»(«Железный кол»), вокруг которого вращаются все остальные звезды и созвездия.

Каждый крупный небесный объект имеет казахский аналог названия. Это не только «Темир казык» «Аспан Кайыгы», но и «Уркер» — («Плеяды»), «Арай»- («Марс»), «Шолпан» -(«Венера»), «Босага»- («Близнецы»), «Ушархар Таразы»- («Орион»), «Камбар»-(«Лев»), «Каракурт»- («Кассиопея»), «Сумбуле»- («Сириус»).

Геродот в своей «Истории» пишет о верованиях скифов следующее: «Скифы почитают Зевса, Гею, Гестию — богиню огня, Ареса, Афродиту, Уранию… У них не принято воздвигать ни изображений, ни алтарей, ни храмов никому из богов, кроме Ареса. Ему же они воздвигают.

Зевсом у скифов служил сам Тенгри, Гея — Умайшеше, шумерский вариант — Инанна, греческий Арес — это тюрко-казахский Арай — латинский Марс. Можно продолжить ряд до его окончания. В греческом же написании имя Зевса звучит, как Папай. То есть тюркское Бабай (Ата-Баба).

Папай считался прородителем скифов. Гея — у Геродотовых скифов — Апи, то есть Апай. Как мы помним, союз Неба и Земли — Зевса и Геи — союз Папая и Апай.

Гестию — богиню судьбы скифы звали вовсе по-казахски — Табити, то есть Таубе (Тауба) — судьба, рок.

Большинство ученых сходится во мнении, что впервые названия созвездиям были даны в Междуречье и прилегающих к нему территориях.У шумер, вавилонян и ассирийцев была очень развитая астрономия и математика, легшая в основу других древних естественных наук. Но названия созвездий и звезд, взятые из быта кочевника-животновода и охотника, украшающие звездную карту, лучше любого другого документа говорят о своем степном происхождении: Заяц, Лев, Волк, Лебедь, Конь, Большой и Малый гончие псы, Овен (Баран), Телец (Бык-Огуз), Козерог, Стрелец-Мерген — Кентавр — всадник, скачущий на коне и стреляющий из лука, Пегас-Тулпар — крылатый конь.

В современных турецких книгах о звездах созвездия Пегаса называют «Ат жулдызы» — «Звезда Коня». У созвездия Ориона, характерного тремя яркими звездами, есть точное казахское название «Уш архар таразы» — (Три архара, Три оленя).

Поскольку Небо — отражение людских деяний на земле, то и в названиях звезд, планет и созвездий нашими предками интерпретировались важнейшие события их жизни. Небо имело практическое значение не только как ориентир в бескрайних степных просторах, в кочевом пути, но и как свидетель и судья, как помощник и спаситель.

Земледелец видел в небе отражение своих тяжких трудов и быта.

Кочевник видел в звездном небе отражение и отображение своей нелегкой походной жизни. Люди переносили на небо важнейшие реалии своей жизни, тем самым фиксируя в памяти народа свою историю.

Я не отделяю тюркскую астрономию (в том числе казахскую) от европейской, индийской или китайской потому, что Северное Полушарие Земли общее для всех народов Евразии, живущих под созвездиями Млечного пути.

Вообще, когда говорят о восточном ренессансе, то почему-то не вспоминают, что Аль Фараби, Бируни, Ибн-Сина и другие ученые средневекового Востока были тюрками, жили на земле Туркестана до монгольского нашествия, и их достижения являются общим достоянием тюркских народов, и тем более казахского, одного из основных тюркских народов. Доходит до того, что кочевникам отказывают во всем, в наличии не только древнейшей письменности и литературы, но и наук, математики, геометрии, метафизики, философии.

Знания же кочевали от одного народа к другому, по древней казахской земле, через которую с Востока на Запад пролегали трассы Великого Шелкового пути, и было бы неправомерным отказывать одному народу перед другим в элементарном умении наблюдать ночное звездное небо… Точно так же неперспективно отказывать ученым одного народа в математических или натурфилософских способностях перед учеными какого-либо другого народа. Кипчак Аль-Фараби из Отрара жил в 10 веке, и среди сотен своих основательных трудов оставил нам в наследие трактат «Наука о звездах».

Это кроме капитального труда «Комментарии к Аль-Магесту»,то есть действительного и основательного критического анализа книги «Аль-Магест» древнегреческого астронома, теоретика геоцентрической системы вселенной Клавдия Птолемея. В другом трактате «Метафизика» Аль-Фараби делает поправки к некоторым положениям Аристотеля.

В трактате «Наука о звездах» Аль-Фараби отделяет астрономию — математическую науку о звездах, от астрологии, называя ее наукой о звездных приговорах, как бы подчеркивая некоторую «некорректность» астрологии, как науки.

Еще один тюрок Улугбек, потомок Тимура, как известно, был ученым, математиком и астрономом, писавшим научные трактаты и измерявшим на собственном секстанте расстояния до звезд. Именно Улугбек построил в Самарканде обсерваторию, прослужившую ему и науке немало лет. Хотя казахи могут гордиться и собственной древней обсерваторией в Малайсары.

Источник: e-history.kz