Астрономия древнейшая из наук

Эссе

www.sdamna5.ru

Из книги О. Жанайдарова «Тенгрианство: мифы и легенды древних тюрков», некоторые обычаи и поверья казахов, связанные с конем

Астрономия — самая древнейшая из наук. В частности, есть веские основания считать что имя самого популярного в Северном полушарии созвездия «Большой Медведицы» было дано ему, по крайней мере, 100 тысяч лет тому назад. Дело в том, что семь ярких звёзд созвездия в настоящее время более похожи на ковш, на «Аспан Кайыгы» (Небесная ладья»), а не на медведицу. А вот 100 тысяч лет тому назад звёзды созвездия были весьма похожи на очертания медведицы. Звёзды, хотя и медленно, но перемещаются по небу, поскольку каждая звезда движется в мироздании своим маршрутом, соответственно за десятки и сотни тысяч лет меняются и очертания созвездий. То обстоятельство, что древние люди 100 тысяч лет тому назад уже умели говорить и даже обозначали небесные объекты, давали названия звёздам и созвездиям, свидетельствует о том, что человек обрёл речь и разум очень давно. Тем более, что никто сейчас не может сказать точно, когда у человека появилась речь.

В казахских сказках Большую Медведицу называют «Жети каракши»(«Семь разбойников») или «Аспан Кайыгы»(«Небесная лодка-ладья»).

Причём привязаны эти «семь разбойников» каждый со своим конем к Полярной Звезде, которую казахи называют «Темир казык»(«Железный кол»), вокруг которого вращаются все остальные звезды и созвездия.

Каждый крупный небесный объект имеет казахский аналог названия. Это не только «Темир казык» «Аспан Кайыгы», но и «Уркер» — («Плеяды»), «Арай»- («Марс»), «Шолпан» -(«Венера»), «Босага»- («Близнецы»), «Ушархар Таразы»- («Орион»), «Камбар»-(«Лев»), «Каракурт»- («Кассиопея»), «Сумбуле»- («Сириус»).

Геродот в своей «Истории» пишет о верованиях скифов следующее: «Скифы почитают Зевса, Гею, Гестию — богиню огня, Ареса, Афродиту, Уранию… У них не принято воздвигать ни изображений, ни алтарей, ни храмов никому из богов, кроме Ареса. Ему же они воздвигают.

Зевсом у скифов служил сам Тенгри, Гея — Умайшеше, шумерский вариант — Инанна, греческий Арес — это тюрко-казахский Арай — латинский Марс. Можно продолжить ряд до его окончания. В греческом же написании имя Зевса звучит, как Папай. То есть тюркское Бабай (Ата-Баба).

Папай считался прородителем скифов. Гея — у Геродотовых скифов — Апи, то есть Апай. Как мы помним, союз Неба и Земли — Зевса и Геи — союз Папая и Апай.

9 стр., 4255 слов

Составить рассказ звездное небо. «Описание звездного неба» . ...

... звездного неба сочинение Вы можете написать используя предоставленный вариант. Это художественное описание звездного неба. Описание ночного неба Ночь — самый таинственный период времени. Мир людей засыпает и на ... Звездное небо всегда дарило покой, равновесие. Оно было вестником нового дня. По созвездиям ориентировались в пути, и учились гадать на будущее. Вид звездного неба ... звездного неба. Тысячи ...

Гестию — богиню судьбы скифы звали вовсе по-казахски — Табити, то есть Таубе (Тауба) — судьба, рок.

Большинство ученых сходится во мнении, что впервые названия созвездиям были даны в Междуречье и прилегающих к нему территориях.У шумер, вавилонян и ассирийцев была очень развитая астрономия и математика, легшая в основу других древних естественных наук.

названия созвездий и звезд, взятые из быта кочевника-животновода и охотника, украшающие звездную карту, лучше любого другого документа говорят о своем степном происхождении: Заяц, Лев, Волк, Лебедь, Конь, Большой и Малый гончие псы, Овен (Баран), Телец (Бык-Огуз), Козерог, Стрелец-Мерген — Кентавр — всадник, скачущий на коне и стреляющий из лука, Пегас-Тулпар — крылатый конь.

В современных турецких книгах о звездах созвездия Пегаса называют «Ат жулдызы» — «Звезда Коня». У созвездия Ориона, характерного тремя яркими звездами, есть точное казахское название «Уш архар таразы» — (Три архара, Три оленя).

Поскольку Небо — отражение людских деяний на земле, то и в названиях звезд, планет и созвездий нашими предками интерпретировались важнейшие события их жизни. Небо имело практическое значение не только как ориентир в бескрайних степных просторах, в кочевом пути, но и как свидетель и судья, как помощник и спаситель.

Земледелец видел в небе отражение своих тяжких трудов и быта.

Кочевник видел в звездном небе отражение и отображение своей нелегкой походной жизни. Люди переносили на небо важнейшие реалии своей жизни, тем самым фиксируя в памяти народа свою историю.

Я не отделяю тюркскую астрономию (в том числе казахскую) от европейской, индийской или китайской потому, что Северное Полушарие Земли общее для всех народов Евразии, живущих под созвездиями Млечного пути.

Вообще, когда говорят о восточном ренессансе, то почему-то не вспоминают, что Аль Фараби, Бируни, Ибн-Сина и другие ученые средневекового Востока были тюрками, жили на земле Туркестана до монгольского нашествия, и их достижения являются общим достоянием тюркских народов, и тем более казахского, одного из основных тюркских народов. Доходит до того, что кочевникам отказывают во всем, в наличии не только древнейшей письменности и литературы, но и наук, математики, геометрии, метафизики, философии.

Знания же кочевали от одного народа к другому, по древней казахской земле, через которую с Востока на Запад пролегали трассы Великого Шелкового пути, и было бы неправомерным отказывать одному народу перед другим в элементарном умении наблюдать ночное звездное небо… Точно так же неперспективно отказывать ученым одного народа в математических или натурфилософских способностях перед учеными какого-либо другого народа. Кипчак Аль-Фараби из Отрара жил в 10 веке, и среди сотен своих основательных трудов оставил нам в наследие трактат «Наука о звездах».

Это кроме капитального труда «Комментарии к Аль-Магесту»,то есть действительного и основательного критического анализа книги «Аль-Магест» древнегреческого астронома, теоретика геоцентрической системы вселенной Клавдия Птолемея. В другом трактате «Метафизика» Аль-Фараби делает поправки к некоторым положениям Аристотеля.

7 стр., 3350 слов

Творческий путь и своеобразие мастерства С. Есенина

... до объема земли, а Млечный Путь стал «дугою» в его упряжи: Пой, зови и требуй, Скрытые брега;, Не сорвется с неба, Звездная дуга! Поэтическое слово таит в ... Радуясь, свирепствуя и мучась,, Хорошо живется на Руси. 2 Космос Сергея Есенина Мир Сергея Есенина существует в первозданном значении этого слова, противостоящем обычному понятию «космос». В ...

В трактате «Наука о звездах» Аль-Фараби отделяет астрономию — математическую науку о звездах, от астрологии, называя ее наукой о звездных приговорах, как бы подчеркивая некоторую «некорректность» астрологии, как науки.

Еще один тюрок Улугбек, потомок Тимура, как известно, был ученым, математиком и астрономом, писавшим научные трактаты и измерявшим на собственном секстанте расстояния до звезд. Именно Улугбек построил в Самарканде обсерваторию, прослужившую ему и науке немало лет. Хотя казахи могут гордиться и собственной древней обсерваторией в Малайсары.

Источник: e-history.kz

Как самостоятельная наука, астрономия весьма молода. Раньше астрономия была неотъемлемой составной частью астрологии:

» С тех пор как на Земле существуют люди, их всегда интересовало то, что они видели на небе. Ещё в …древности они заметили взаимосвязь движения небесных светил по небосводу и периодических изменений погоды. Астрономия тогда была основательно перемешана с астрологией. Окончательное выделение научной астрономии произошло в эпоху Возрождения и заняло долгое время.»

https://ru.wikipedia.org/wiki/Астрономия

А так как астрология — одна из древнейших наук, то и астрономия, в её составе, тоже. Астрология, как наука. входила составной частью в Авесту — одну из древнейших священных книг человечества. Авестийские астрологи прекрасно знали астрономию. Павел Павлович Глоба пишет об Аркаиме (праславянском городе — обсерватории):

» Современных ученых, исследовавших город, поразила удивительная точность астрономических измерений в древности».

Много современных астрономов считают астрологию лженаукой. Об этом интересно пишет русский астролог Павел Александрович Волынкин:

» Давайте представим на минуту, что астрология и правда лженаука, и не имеет никакой научной базы, что это лишь обман доверчивых… простаков, своего рода духовный «лохотрон». Тогда посмотрим с этой точки зрения на всю историю астрологии, которая исчисляется веками и тысячелетиями. Кому составляли астрологи древности гороскопы? Кому прогнозировали будущее? Простым сапожникам, ремесленникам, земледельцам? Возможно и им.

Но главным образом, астролог был всегда одним из главных экспертов при дворе самых знатных вельмож вплоть до шаха, эмира, хана, короля, царя и императора… Любая малейшая ошибка придворного астролога могла стоить ему головы. Это был самый жесточайший естественный отбор. Эта была профессия максимального риска для жизни. И, тем не менее, в нее шли и шли веками люди. Если бы астрология оказалась мистификацией и надувательством, то разве выдержала бы она такие испытания тысячелетиями? Таким образом, элементарный многовековой эксперимент (один из научных методов) по естественному отбору показывает, что связь между положениями небесных объектов и судьбой человека все же есть.

… допустим …что астрология — это обман простых, безграмотных… граждан. Но тогда как же можно объяснить, что астрологию изучали и применяли в жизни такие «гиганты» мировой науки как: Н. Коперник, Авиценна, Г. Галилей, Аристотель, Дж. Бруно, Гиппократ. И. Кеплер, Г. Лейбниц, И. Ньютон, Парацельс, Пифагор, Птолемей, И. Гете, К. Циолковский, А. Чижевский.

Неужели и они тоже безграмотны и в науке ничего не понимали? Но может все эти ученые были не достаточно образованы с точки зрения современной науки? Но тогда почему же в самых технически и наукоразвитых странах современного мира, например, в Японии уже давно в крупнейших корпорациях работают целые отделы астрологов, занимающиеся подбором кадров, выбором дат для принятия удачных решений фирм… Такой подход помогает Японии лидировать в наиболее перспективных областях науки и техники: в микроэлектронике, компьютерных и телекоммуникационных технологиях и других высокотехнологичных сферах.»

«Астрология: мифы и реальность» zoroastrian.ru/node/419

Подробнее о том, какова история астрономии с точки зрения современной науки, можно узнать, прочитав статью: » История астрономии» https://ru.wikipedia.org/wiki/История_астрономии

Эссе астрономия древнейшая из наук

Источник: otvet.mail.ru

Доисторическая астрономия

Представления древних о Вселенной

Астрономия

Наиболее ранние свидетельства астрономической деятельности древних людей были найдены в письменных источниках, датированных III—I тысячелетиями до н. э. Эти источники относятся к периоду существования древнейших цивилизаций Междуречья, Малой Азии, Индии, Китая и Средиземноморья. Археологи находят косвенные доказательства более ранних астрономических изысканий IV тысячелетия до н. э. Научный интерес представляют также наскальные рисунки первобытных художников, на которых можно увидеть изображения небесных светил — «солярные знаки».

«Солярные знаки» — наскальные рисунки первобытных художников

Особое место среди артефактов занимают мегалитические сооружения — огромные каменные столбы и глыбы, расставленные в определенном астрономическом порядке, совпадающем с точками восхода Солнца, с перемещениями Луны в определенные периоды года. Самым знаменитым из подобных мегалитов считается найденный в Англии Стоунхендж. Эти сооружения встречаются в разных местах и также являются объектом исследований археологов и археоастрономов.

Стоунхендж

Все эти археологические памятники относятся к доисторическим. С этим же периодом связан и астрономический фольклор — астрономические мотивы, встречающиеся в сказках, мифах, песнях и танцах с ритуальным смыслом. Например,— поклонение Солнцу как божеству (славянский обряд масленицы); обрядовые песни и танцы народов Прибалтийских стран, в текстах которых можно встретить описание небесных явлений (комет), а также метеорологические приметы, связанные с Луной и Солнцем. Для сказок и мифов народов Китая, Индии и Африки в большей степени характерны космогонические мотивы.

Из истории вам известно, что в древние времена основными занятиями большинства народов были земледелие и скотоводство. В Египте, Вавилоне и Индии скотоводство и земледелие регулировались погодными условиями и явлениями (наступление периода дождей, разливы больших рек, смена тёплой и холодной погоды, выпадение снега и т.п.).

Поэтому ещё в далёкой древности были заложены основы календаря, где основными единицами стали сутки, месяц и год. Календарь был необходим для расчета времени начала полевых работ. Для уточнения календаря древние люди вынуждены были постоянно наблюдать за небом и за земными явлениями.

Осознание людьми своей зависимости от Вселенной и своего в ней места способствовало поиску объяснений происходящих явлений. В глубокой древности люди пытались воздействовать на окружавший мир путем поклонений и жертвоприношений. Древние китайцы и индейцы майя были убеждены, что нарушение порядка жертвоприношений может сдвинуть порядок смены времен года.

Взаимосвязь с Вселенной люди могли ощутить и при помощи увиденных «небесных указаний». Например, восход одних и тех же звезд или планет, предшествующий восходу Солнца, указывал на то, что наступает теплый сезон. У египтян такой звездой был Сириус, а у майя — планета Венера. Подобные небесные указатели (метки) человек использовал в своих занятиях скотоводством, охотой, собирательством.

Пытаясь найти и объяснить причины всех небесных явлений, древние люди ориентировались только на то, что происходит вокруг них: наблюдали животный мир, причинные связи в своем племени и переносили на небо познания о социальных взаимоотношениях, о силе различных живых существ. Именно поэтому древние люди одушевляли Солнце, Луну, звезды и другие небесные тела. Постепенно картина мира становилась мифологизированной.

Страх перед необъяснимыми явлениями (гром, молния, метеоры) делал людей суеверными, заставлял преклониться перед ними. Древние считали небо могучим божеством, и это, в свою очередь, вызывало почитание на Земле племенных владык как «сыновей неба». Так астрономия с давних пор формировала религиозное общественное мировоззрение и социальное сознание.

Задания для обсуждения с учителем (можно на форуме или в видеокомнате)

Приведите примеры суеверий, корни которых уходят в глубокую древность. Объясните, как связано появление календаря у древних людей и наблюдения за небесными светилами.

Развитие астрономии в Древнем мире

В местах зарождения древнейших цивилизаций сохранились письменные документы, исследование которых показало, что астрономия начала развиваться одновременно с появлением письменности. Именно письменность позволила надежнее фиксировать и сохранять наблюдения древних астрономов и их знания об окружающем мире. История письменной астрономии берет начало в III—II тысячелетиях до н. э.

Поначалу развивалась наблюдательная астрономия. Для того чтобы получать более точные сведения о передвижениях небесных тел, человек придумал гномон и астрономический календарь. К древнейшим астрономическим инструментам также относятся устройства типа отвеса с подвижней линейкой, которые направляли на Солнце для определения углового расстояния от зенита.

Гномон
Астрономический календарь

Накопление наблюдений и сведений о закономерностях небесных явлений привело к развитию новой науки — астрономии, причем в разных странах обращали внимание на различные астрономические явления. На развитие астрономии в разных странах большое влияние оказало географическое положение и социально-экономический уклад страны. Не смотря на то, что древние астрономы решали одни и те же задачи и описывали движения небесных светил, уровень развития науки в целом и астрономии в частности, существенно отличался в разных странах. Например, благодаря развитым торговым и государственным связям между крупными государствами (Вавилон, Египет, Китай), уже в те далёкие времена существовало взаимное влияние в научных областях. В то время как Япония развивалась изолированно, что сказалось и на формировании науки и культуры этой страны.

Вавилония.

Вавилонский лунный календарь

Систематизировав все астрономические записи, вавилоняне изобрели лунный календарь. Немного позднее он был усовершенствован. В календаре было 12 синодических лунных месяцев по 29 и 30 дней поровну, год равнялся 354 дням. Вавилонянам был известен и солнечный год. Для того чтобы согласовать с этим годом лунный календарь, они от случая к случаю делали вставки 13-го месяца.

Начиная с 763 года до н. э. вавилоняне составили практически полный список затмений. Впоследствии эти записи использовал Птолемей. Вставки в календарь, предсказание затмений и другие нужды — все это потребовало развития математики. Достижения вавилонян в математике были очень высокими. Они были знакомы со стереометрией, задолго до греков сформулировали теорему, которая сейчас называется «теорема Пифагора». В IV веке до н. э. в Вавилоне была изобретена эклиптическая система небесных координат. Там же астрономы составили таблицы лунных эфемерид, точно показывавших положение Луны.

Клавдий Птолемей

(ок. 100 — ок. 170)

Египет. Государство Египет, как полагают историки, существовало уже в IV тысячелетии до н. э. Побудительным мотивом интереса египтян к изучению неба стало, скорее всего, сельское хозяйство, которое полностью зависело от разливов Нила. Разливы происходили строго периодично, в определенный сезон, связь которых с полуденной высотой Солнца подметили египтяне. Поэтому они и стали поклоняться Солнцу как главному богу Ра.

Египетские фараоны, которых простые люди обожествляли, учредили должность придворного астронома и тщательно следили за развитием этой науки, которая имела не только прикладные (хозяйственные и социально-политические) цели. Кроме этого, астрономией занимались жрецы и специальные чиновники, которые вели записи.

Согласно египетскому мифу, Солнце возникло из цветка лотоса, который, в свою очередь, появился из первичного водяного хаоса. Практически с самого начала зарождения цивилизации у египтян существовала религиозно-мифологическая картина мира, имеющая астрономическую основу. По их мнению, Земля является центром Вселенной, вокруг которого вращаются все светила. А Меркурий и Венера обращаются еще и вокруг Солнца.

Древними египтянами был создан календарь, происхождение которого связано со звездой Сириус, появление которой на небосводе совпадало с летним солнцестоянием и предшествовало разливу Нилу. Это было подмечено древними египтянами благодаря многолетним наблюдениям за небесными светилами. Период между двумя гелиактическими восхождениями Сириуса составлял 365,25 суток. Однако продолжительность года в Египте составляла 365 дней. Год делился на 3 сезона, включал 12 месяцев по 30 дней, а 5 дней прибавлялось в конце последнего месяца года. Високосных лет не было, поэтому сезонные явления и египетский Новый год каждые 4 года отставали на 1 сутки. Только через 1460 лет все возвращалось на день восхода Сириуса. Этот цикл получил название Сотис, а год возвращения – Великий год Сотиса. Вопрос о совпадении времени разлива Нила и восхода Сириуса на небосводе является одной из проблем, обсуждаемых учеными до настоящего времени. Однако можно предположить, что на момент ввода календаря эти явления совпали.

Китай. Астрономия как наука была известна и в древнем Китае. Примерно во II—I тысячелетии до н. э. китайскими астрономами небо было разделено на 28 участков-созвездий, в которых двигались Солнце, Луна и планеты. Потом они выделили Млечный Путь, назвав его явлением неизвестной природы. Самый ранний звездный каталог, включающий свыше 800 звезд, был составлен Гань Гуном и Ши Шэнем приблизительно в 355 году до н. э. Это примерно на сто лет раньше Тимохариса и Аристилла в Греции. Немного позднее знаменитый китайский астроном Чжан Хэн поделил небо на 124 созвездия и зафиксировал около 2,5 тысячи видимых звезд.

С III века до н. э. в Китае пользовались солнечными и водяными часами. Все астрономические наблюдения велись со специальных площадок-обсерваторий.

Как и у других народов древности, общие представления китайцев о Вселенной имели мифологическую основу. Центром мира у них считалась Китайская империя («Поднебесная, или Серединная, империя»).

Вообще, история космогонических представлений древних китайцев дошла до настоящего времени в хрониках ранних династий. В это время было создано учение о пяти земных первоэлементах-стихиях. Это вода, огонь, металл, дерево, земля. Число стихий связано с древним делением на пять сторон света, а также соответствует числу подвижных звезд-планет. Символически это можно представить в сочетаниях: вода — Меркурий — север, огонь — Марс — юг, металл — Венера — запад, дерево — Юпитер — восток, земля — Сатурн — центр. Кроме этого, существовал еще и шестой элемент — ци (воздух, эфир).

В VIII—VII веках до н. э. возникла идея всеобщего изменения в природе и зарождения самой Вселенной. Считалось, что она появилась в результате борьбы двух противоположных начал — положительного, светлого, активного, мужского (ян) и отрицательного, темного, пассивного, женского (инь).

Со временем Китай стал замкнутой страной, поэтому развитие наук, в том числе и астрономии, затормозилось.

Индия. Самыми древними источниками, рассказывающими об астрономических занятиях древних индийцев, считаются печати с изображениями на космогонические мифологические темы. Документов об астрономических наблюдениях периода индуской культуры сохранилось очень немного, но по ним все же можно понять, как складывались представления древних индусов о Вселенной. Первыми объектами исследования были Солнце и Луна. Как и у других древних народов, астрономическими изысканиями занимались жрецы, которые и составили впоследствии календарь. В названиях дней семидневной недели были использованы имена семи небесных светил: первый день — Луна, второй — Марс, третий — Меркурий, четвертый — Юпитер, пятый — Венера, шестой — Сатурн, седьмой — Солнце. Некоторое сходство с египетским календарем придавало деление месяца на две половины. В древнеиндийской астрономии это были светлая и темная половины.

Шумерский атлас звездного неба

Древняя Греция. На представление древних греков о Вселенной большое влияние оказали более ранние культуры: египетская, щумеро-вавилонская и, вероятно, древнеиндийская.

Астрономическими наблюдениями занимались многие греческие философы и астрономы. Из поэм Гесиода и Гомера известно, что древним грекам были знакомы многие созвездия. Они даже создали практически о каждом из них свею легенду.

Исследование Солнечной системы

О планетах — «блуждающих звездах» — человечество знало уже в глубокой древности.

Астрономы и звездочеты древности

Самые первые попытки отыскать определенные закономерности в движении планет восходят к достижениям астрономии и геометрии в Древней Греции и странах Востока — Китае, Индии, Египте. Согласно космологии Аристотеля (IV в. до н. э.), опиравшейся на еще более раннюю планетную теорию Евдокса Книдского, наблюдаемые движения планет объяснялись равномерным несоосным вращением друг относительно друга концентрических полых сфер, к внутренним поверхностям которых прикреплена каждая планета, а в центре находится Земля. Значительно более строгое обоснование геоцентрической системы мира было дано в трудах выдающегося древнегреческого астронома и географа Клавдия Птолемея, издавшего во II в. н. э. свое знаменитое сочинение «Альмагест», в котором были подведены итоги многовековых астрономических наблюдений и систематизирована вся совокупность знаний того периода. В этом же сочинении были изложены установленные К. Птолемеем законы наблюдаемого движения планет, позволявшие предвычислять их положения. Однако геометрические построения были очень сложными, что объяснялось ошибочностью исходных предпосылок о геоцентричности мира. Труды К. Птолемея имели большое прогрессивное значение для развития астрономии, особенно велика была их практическая ценность для мореплавания и определения географических координат.

Астрономические наблюдения звездного неба

Это интересно

Что общего между луковицей и геоцентрической системой мира? Об этом и многом другом в программе Радио России «Хочу все знать» «Космические сферы пирамиды Хеопса».

Подлинно научные основы современной астрономии были заложены только приблизительно 15 веков спустя трудами великого польского ученого Николая Коперника, который заменил геоцентрическую систему Птолемея гелиоцентрической системой мира (система с Солнцем в центре и обращающимися вокруг него планетами), которая убедительно и просто объясняла их видимое движение. Изданный в 1543 г. выдающийся труд Н. Коперника «О вращении небесных сфер» стал поистине революционным шагом, определившим все последующее развитие астрономической науки.

Николай Коперник (1473—1543)

Справедливости ради следует отметить, что потребовалось еще много лет, прежде чем на смену устоявшимся догмам средневековой схоластики, освященным церковью, пришло действительно научное мировоззрение. Астрономические наблюдения Г. Галилея (1564—1642) с помощью построенного им простейшего телескопа, теория движения планет, сформулированная и математически обоснованная И. Кеплером (1672—1630), переход от кинематического объяснения движений в Солнечной системе к динамическому благодаря открытию И. Ньютоном (1643—1727) закона всемирного тяготения — все это явилось блестящим подтверждением и подлинным триумфом коперниковского учения. Между тем запрет, наложенный инквизицией на исторический труд Н. Коперника, официально был снят лишь в 1835 году, т.е. почти 300 лет спустя после его издания.

Неизвестный художник.

Портрет Иоганна Кеплера, 1610

Дж. Бертини. Галилей показывает телескоп

венецианскому дожу. Фреска

Г. Кнеллер. Портрет Иссака Ньютона, 1689,

Институт математических наук

Кембриджского университета (Великобритания)

Астрономический «салон» середина ХVIII века

Работы Коперника практически совпали по времени с началом эпохи великих географических открытий, когда невиданно быстрыми темпами стали расширяться представления о мире за ограниченными пределами европейского континента. Благодаря морским экспедициям, предпринятым несколькими поколениями отважных мореплавателей, была окончательно доказана сферичность Земли (упоминавшаяся еще в учении пифагорейской школы в VI в. до н. э.), открыты новые земли и целые континенты, европейцы узнали об уникальных и порой экзотических регионах, приобщились к культуре населяющих их народов. Этот бурный процесс открытий и затем освоения новых обширных территорий фактически продолжался вплоть до нынешнего столетия, когда на нашей планете по существу уже не осталось «белых пятен».

Посмотрите видеофрагмент «Самая древняя наука» об истории развития астрономии от древних времен до Г. Галилея, И. Кеплера и И. Ньютона.

Нажмите на значок

Развитие науки в ХIХ-ом веке (прежде всего физики и химии), появление новых технологий дал толчок к развитию астрофизики. Внедрение в астрономию фотографии позволило получить фотоснимки солнечной короны и поверхности Луны, начать исследования спектров звёзд, туманностей, планет. Прогресс в оптике и телескопостроении позволил открыть спутники Марса, описать поверхность Марса по наблюдениям его в противостоянии (Д. Скиапарелли), а повышение точности астрометрических наблюдений позволило измерить годичный параллакс звёзд (В.Я. Струве, Ф.В. Бессель, 1838 г.) открыть движение земных полюсов.

Джованни Вирджинио Скиапарелли (1835—1910),

итальянский астроном

Василий Яковлевич Струве (1793—1864),

российский немецкий астроном

Фридрих Вильгельм Бессель (1784—1846),

немецкий математик и астроном

Начало XX века символизирует новые научные открытия в области теоретической физики, космологии, астрономии и космонавтики: К.Э. Циолковский издаёт первое в мировой науке научное сочинение по космонавтике «Исследование мировых пространств реактивными приборами» (1903—1914); В 1905 г. А. Эйнштейн создаёт специальную (1905 г.) и общую (1907–1916 гг.) теорию относительности, что позволило объяснить имеющиеся противоречия между существовавшей физической теорией и практикой, дало импульс для разгадки тайны энергии звёзд, стимулировало развитие космологических теорий: в частности, разработка в 1922 г. А.А. Фридманом модели нестационарной Вселенной).

В 1923 г. Э. Хаббл доказал существование других звёздных систем галактик, а в 1929 г. он же открыл закон «красного смещения» в спектрах галактик.

К.Э. Циолковский за работой. Фотография из

экспозиции мемориального музея в Фойхте

(Республика Бавария, Германия)

Альберт Эйнштейн во время чтения

лекции, 1921 (Вена, Австрия)

А.А. Фридман
Эдвин Хаббл

Дальнейшее развитие астрономии в ХХ веке шло как по пути увеличения мощности оптических телескопов, так и по освоению других участков спектра электромагнитных волн. Радиоастрономия возникла в 30-х годах XX века вместе с появлением больших радиоантенн. В 1948 г. запуски ракет в высокие слои атмосферы (США) позволили обнаружить рентгеновское излучение солнечной короны. Эти методы дали возможность астрономам начать изучение физической природы небесных тел и значительно расширить границы исследуемого пространства. Астрофизика стала ведущим разделом астрономии, она получила особенно большое развитие в XX в. и продолжающая бурно развиваться в наши дни.

4 октября 1957 г. в СССР был запущен первый искусственный спутник Земли, что явилось одним из самых крупнейших свершений человечества. Над его созданием работала большая группа советских ученых (М.В. Келдыш, М.К. Тихонравов, Н.С. Лидоренко, Г.Ю. Максимов, В.И. Лапко, Б.С. Чекунов, А.В. Бухтияров и многие другие).

Возглавлял эту группу основоположник советской практической космонавтики Сергей Павлович Королев. Этот день является началом космической эры человечества. В России его отмечают как памятный день Космических войск. Велико значение запуска первого искусственного спутника Земли не только для развития астрономии, но и для наук о Земле, для повседневной хозяйственной деятельности людей, для культуры и социологии.

Сергей Павлович Королёв

(1906 —1966)

Спутники и космические аппараты обеспечили возможность всестороннего изучения других ближайших небесных тел — соседей Земли по Солнечной системе; проведения ранее недоступные исследований многообразных процессов и явлений, происходящих в ближайших окрестностях Земли в их взаимосвязи с активностью Солнца. Спутники и космические аппаратов обеспечили принципиально новые подходы в получении сведений о физической природе планет, особенно там, где наземные средства наблюдений недостаточно эффективны или попросту бессильны.

Первый советский искусственный спутник Земли

Использование космических аппаратов открыло новые возможности для проведения наблюдений, значительно повысило их эффективность и расширило диапазон проводимых наблюдений, что в целом способствовало развитию планетарной астрономии. Стало возможным проведение физических экспериментов непосредственно на небесных телах. Использование спутников и космических аппаратов расширило и экспериментальные возможности геофизики, так как позволило изучение внеземного вещества в земных лабораториях.

Это интересно

Звук сигнала первого спутника Земли.

Источник: do2.rcokoit.ru

Из книги О. Жанайдарова «Тенгрианство: мифы и легенды древних тюрков», некоторые обычаи и поверья казахов, связанные с конем

Астрономия — самая древнейшая из наук. В частности, есть веские основания считать что имя самого популярного в Северном полушарии созвездия «Большой Медведицы» было дано ему, по крайней мере, 100 тысяч лет тому назад. Дело в том, что семь ярких звёзд созвездия в настоящее время более похожи на ковш, на «Аспан Кайыгы» (Небесная ладья»), а не на медведицу. А вот 100 тысяч лет тому назад звёзды созвездия были весьма похожи на очертания медведицы. Звёзды, хотя и медленно, но перемещаются по небу, поскольку каждая звезда движется в мироздании своим маршрутом, соответственно за десятки и сотни тысяч лет меняются и очертания созвездий. То обстоятельство, что древние люди 100 тысяч лет тому назад уже умели говорить и даже обозначали небесные объекты, давали названия звёздам и созвездиям, свидетельствует о том, что человек обрёл речь и разум очень давно. Тем более, что никто сейчас не может сказать точно, когда у человека появилась речь.

В казахских сказках Большую Медведицу называют «Жети каракши»(«Семь разбойников») или «Аспан Кайыгы»(«Небесная лодка-ладья»).

Причём привязаны эти «семь разбойников» каждый со своим конем к Полярной Звезде, которую казахи называют «Темир казык»(«Железный кол»), вокруг которого вращаются все остальные звезды и созвездия.

Каждый крупный небесный объект имеет казахский аналог названия. Это не только «Темир казык» «Аспан Кайыгы», но и «Уркер» — («Плеяды»), «Арай»- («Марс»), «Шолпан» -(«Венера»), «Босага»- («Близнецы»), «Ушархар Таразы»- («Орион»), «Камбар»-(«Лев»), «Каракурт»- («Кассиопея»), «Сумбуле»- («Сириус»).

Геродот в своей «Истории» пишет о верованиях скифов следующее: «Скифы почитают Зевса, Гею, Гестию — богиню огня, Ареса, Афродиту, Уранию… У них не принято воздвигать ни изображений, ни алтарей, ни храмов никому из богов, кроме Ареса. Ему же они воздвигают.

Зевсом у скифов служил сам Тенгри, Гея — Умайшеше, шумерский вариант — Инанна, греческий Арес — это тюрко-казахский Арай — латинский Марс. Можно продолжить ряд до его окончания. В греческом же написании имя Зевса звучит, как Папай. То есть тюркское Бабай (Ата-Баба).

Папай считался прородителем скифов. Гея — у Геродотовых скифов — Апи, то есть Апай. Как мы помним, союз Неба и Земли — Зевса и Геи — союз Папая и Апай.

Гестию — богиню судьбы скифы звали вовсе по-казахски — Табити, то есть Таубе (Тауба) — судьба, рок.

Большинство ученых сходится во мнении, что впервые названия созвездиям были даны в Междуречье и прилегающих к нему территориях.У шумер, вавилонян и ассирийцев была очень развитая астрономия и математика, легшая в основу других древних естественных наук. Но названия созвездий и звезд, взятые из быта кочевника-животновода и охотника, украшающие звездную карту, лучше любого другого документа говорят о своем степном происхождении: Заяц, Лев, Волк, Лебедь, Конь, Большой и Малый гончие псы, Овен (Баран), Телец (Бык-Огуз), Козерог, Стрелец-Мерген — Кентавр — всадник, скачущий на коне и стреляющий из лука, Пегас-Тулпар — крылатый конь.

В современных турецких книгах о звездах созвездия Пегаса называют «Ат жулдызы» — «Звезда Коня». У созвездия Ориона, характерного тремя яркими звездами, есть точное казахское название «Уш архар таразы» — (Три архара, Три оленя).

Поскольку Небо — отражение людских деяний на земле, то и в названиях звезд, планет и созвездий нашими предками интерпретировались важнейшие события их жизни. Небо имело практическое значение не только как ориентир в бескрайних степных просторах, в кочевом пути, но и как свидетель и судья, как помощник и спаситель.

Земледелец видел в небе отражение своих тяжких трудов и быта.

Кочевник видел в звездном небе отражение и отображение своей нелегкой походной жизни. Люди переносили на небо важнейшие реалии своей жизни, тем самым фиксируя в памяти народа свою историю.

Я не отделяю тюркскую астрономию (в том числе казахскую) от европейской, индийской или китайской потому, что Северное Полушарие Земли общее для всех народов Евразии, живущих под созвездиями Млечного пути.

Вообще, когда говорят о восточном ренессансе, то почему-то не вспоминают, что Аль Фараби, Бируни, Ибн-Сина и другие ученые средневекового Востока были тюрками, жили на земле Туркестана до монгольского нашествия, и их достижения являются общим достоянием тюркских народов, и тем более казахского, одного из основных тюркских народов. Доходит до того, что кочевникам отказывают во всем, в наличии не только древнейшей письменности и литературы, но и наук, математики, геометрии, метафизики, философии.

Знания же кочевали от одного народа к другому, по древней казахской земле, через которую с Востока на Запад пролегали трассы Великого Шелкового пути, и было бы неправомерным отказывать одному народу перед другим в элементарном умении наблюдать ночное звездное небо… Точно так же неперспективно отказывать ученым одного народа в математических или натурфилософских способностях перед учеными какого-либо другого народа. Кипчак Аль-Фараби из Отрара жил в 10 веке, и среди сотен своих основательных трудов оставил нам в наследие трактат «Наука о звездах».

Это кроме капитального труда «Комментарии к Аль-Магесту»,то есть действительного и основательного критического анализа книги «Аль-Магест» древнегреческого астронома, теоретика геоцентрической системы вселенной Клавдия Птолемея. В другом трактате «Метафизика» Аль-Фараби делает поправки к некоторым положениям Аристотеля.

В трактате «Наука о звездах» Аль-Фараби отделяет астрономию — математическую науку о звездах, от астрологии, называя ее наукой о звездных приговорах, как бы подчеркивая некоторую «некорректность» астрологии, как науки.

Еще один тюрок Улугбек, потомок Тимура, как известно, был ученым, математиком и астрономом, писавшим научные трактаты и измерявшим на собственном секстанте расстояния до звезд. Именно Улугбек построил в Самарканде обсерваторию, прослужившую ему и науке немало лет. Хотя казахи могут гордиться и собственной древней обсерваторией в Малайсары.

Источник: e-history.kz