ЭССЕ
«Разрешите представиться! Я – преподаватель литературы!»
Я, Скрипка Анна Викторовна, родилась 28 августа 1989 г. на Донбассе. Работаю в ГПОУ «Харцызский технологический техникум ДонНТУ» преподавателем филологических дисциплин 1 квалификационной категории, классным руководителем группы 1 курса специальности «Сварочное производство».
Окончила Шахтёрское педагогическое училище (2008 г.) по специальности «Начальное обучение»; квалификация учителя начальных классов, учителя английского языка в начальных классах; Славянский государственный педагогический университет (2011 г.) по направлению подготовки «Педагогическое образование» и квалификациями «Преподаватель украинского языка и литературы в ВУЗе» и «Учитель зарубежной литературы и украиноведения» (заочной формы обучения — магистр); Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования ДПО «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования» (2019 г.) переподготовка по программе «Языкознание и литературоведение. «Филология» (Русский язык и литература) (заочная форма обучения).
В педагогической деятельности ценю и следую таким педагогическим качествам как гуманность, способность к самосовершенствованию, целеустремлённость, наблюдательность, стойкость, организованность и креативность; не терплю ложь, несправедливость, вульгарность и невоспитанность.
Работаю в сфере образования 12-й год. Среди которых работа в школе и в техникуме. Так сложились обстоятельства, что в ХТТ работала с 2011 по 2014 годы, и с 2018 года по настоящее время преподаю учебные дисциплины «Литература» и «Русский язык».
За это время подготовила студентов к участию
— Территориальном конкурсе чтецов «Души прекрасные порывы» для студентов СПО;
— Литературно-музыкальном вечере «Любовная лирика поэтов серебряного века», проведённого в рамках Года русского языка в ДНР в городе Харцызске ;
Студентов «Колледж моего сердца»
... невероятную возможность своим студентам, и в плане полученных знаний, и в плане дальнейшего трудоустройства. Сейчас я учусь на четвертом курсе на специальности учителя русского языка и литературы. Когда я поступала в данный колледж, я хотела быть ...
— Открытом заседании литературного клуба «Поэтическая ценность русского языка» с докладом на тему «Любовь в лирике А.А. Блока»;
— Республиканском Конкурсе совместно с МОО «Русское Космическое Общество» литературного эссе «Отечественная космонавтика: вчера-сегодня-завтра»;
— Республиканском конкурсе детского художественного творчества, сочинений и научных работ «Безопасность Республики – забота общая!», номинация – сочинение «Щит и меч государства»;
— Литературно-медийном онлайн-конкурсе от ОО «Молодая Республика» «Лига ораторов» на тему «Красота языка в поэзии».
Мною опубликованы авторские статьи в сборниках материалов
С интересом работая со студентами, участвую в общественной жизни техникума, ответственно занимаюсь подготовкой внеклассных воспитательных мероприятий. Особенно удачными получились:
— открытый классный час — урок мужества «Живая память» ко Дню Неизвестного солдата
— занятие с элементами тренинга «Гендерная идентичность»(для студентов 1-4 курса);
— турнир по русскому языку «Слова имеют свою собственную душу»;
— Тотальный диктант «Проверь свою грамотность – Харцызский диктант» 2019 г.,
— Олимпиада по русскому языку.
— конкурсная программа «Литературный марафон» среди студентов 1 курса всех специальностей.
Являюсь активным участником деятельности проекта «» (имеется персональный сайт, личная методическая библиотека), публикую авторские материалы на сайте проекта «Инфоурок», прошла курс видеолекций «Формирование навыков успешного публичного выступления», «Изучение художественного текста на уроках литературы: восприятие, анализ, виды и формы работы с текстами разных родов».
В нашей работе много студентов, которым не хватает родительской ласки, внимания, любви и даже общения. Современный преподаватель должен создать для таких детей прекрасную атмосферу, чтобы его студенты ценили то, что делается для них. Одним словом, преподаватель должен быть настоящим другом, с которым можно было бы поделиться с мечтами, проблемами, самым сокровенным, что у тебя накопилось. Как и врачи, учителя должны уметь хранить молчание и тайны. Очень точно и метко о преподавателях написал С. Л. Соловейчик: «Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он — скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела».
Личности студента и преподавателя
... язык означает усердно работающий, занимающийся, т.е. овладевающий знаниями. Студент как человек определенного возраста и как личность может характеризоваться с трех сторон: 1) с психологической, ... в научной психологии термином «личность». Личность является не только предметом психологии, но и предметом философского, общественно – исторического познания. Личность, по Леонтьеву - это психологическое ...
Как известно, в последние годы в техникум приходят студенты, у большинства которых слабо развита мотивация к обучению, уровень интеллектуального развития не всегда отвечает требованиям и, порой, ниже среднего. Иногда студенты затрудняются излагать свои мысли. В своей педагогической практике использую фрагменты проблемного обучения на занятиях литературы, так как считаю их наиболее эффективными для достижения наших целей. В полной мере согласна со словами Николая Алексеевича Некрасова: «Литература не должна наклоняться в уровень с обществом в его темных или сомнительных явлениях. Во что бы то ни стало, при каких бы обстоятельствах ни было, она не должна ни на шаг отступать от своей цели — возвысить общество до своего идеала — идеала добра, света и истины». Главный предмет познания литературы — ЧЕЛОВЕК, его внутренний мир, его отношение к другим людям, к обществу и природе, к действительности вообще.
Между тем, сама книга уходит с урока литературы. Конечно, здесь дело не только в занятиях. По статистике, сегодня 52% жителей нашей планеты не покупают книг, 34% вообще не держат их дома, а 37% их не читают. Вот в такой атмосфере живут наши обучающиеся. Преподавание литературы сплошь и рядом подменяется усвоением информации о литературе, непродуманной, непрочувствованной, о литературе, все чаще даже непрочитанной, а в литературе важен процесс понимания смысла, личное сопереживание, восприятие написанного вчера как явления современной жизни, к тебе лично имеющего самое непосредственное отношение, — такой формализации не поддается. А ведь сегодня особенно важно на первый план вывести то, что духовно близко студентам, вызывает у них интерес, а не заниматься холодной академической проверкой усвоенных ими сведений и полученной информации. По словам А.Н. Леонтьева, «избыток информации ведет к оскуднению души».
Опрос на занятиях литературы не только и не столько средство проверки знаний, сколько средство познания нового… Анализируя произведение на занятии, я не заставляю студента запоминать готовые выводы и положения, а учу внимательно вчитываться в произведение, идти вслед за автором, следить за поступками и переживаниями персонажей постоянно, на каждом занятии заставляю самостоятельно думать, сопоставлять, исследовать. Это анализ текста. Это изучение литературы. Это приобретение новых знаний. И вместе с тем это одновременно воспитание в студентах достойных личностных качеств, привитие умения вести себя в обществе, осознанно оценивать поступки свои и товарищей. В тоже время это опрос. Идеальным экзаменом по литературе служат не тесты и не темы, к которым заранее нужно выучивать готовые решения, а вопросы для размышления, познания, творчества.
Работа со студентами для меня — это настоящее счастье, удовольствие, творчество и самовыражение. Но одновременно с этим — огромная ответственность и труд, умноженные на терпение и взаимоуважение. Когда-то я мечтала стать хорошим педагогом, настоящим другом для своих студентов. Судя по нашим взаимоотношениям, вижу, что моя мечта сбылась!
Литература как источник информации
... познания, а во вторичных - результаты аналитико-синтетической переработки информации, содержащейся в первичных документах. Однако исторически сложившаяся система научных документов такова, что многие из них содержат одновременно ... письменности и печати, часто употребляемому в гуманитарных науках. литература издание книжный публикация Произведением письменности считается результат целенаправленной ...