Глава I. Социальный и исторический контекст представлений Григория Назианзина о культуре и образовании

Дипломная работа

Григорий из Назианза

Григорий из Назианза или, в церковной традиции, святой Григорий Богослов — фигура во многом знаковая для позднеантичного периода: своего рода совершенное воплощение идеи христианского интеллектуала, олицетворенный синтез греко-римской культуры и христианства.

Григорий в полной мере был сыном своей эпохи, но, вместе с тем, архитектором принципиально нового этапа развития европейской цивилизации. Как справедливо отмечает один из крупнейших исследователей его творчества, профессор Дж. Э. Мак-Гакин, «он завещал зарождавшейся Византии идею христианского эллинизма. Византийское христианство было, в сущности, шедевром, вышедшим из рук Григория, творением его ума; отчасти он создавал его сознательно, отчасти дело было в том, что в позднейшие века он воспринимался в Византии одновременно как последний из “древних” и первый из “современных” авторов»[1].

Впрочем, не только в Византии он воспринимался в таком качестве. Уже в XVII веке Мильтон, оправдывая свое обращение к драматургии перед судом пуританского благочестия, использует в качестве прецедента для своей защиты творчество Григория: «Григорий Назианзин, отец Церкви, не счел ниже своего святого достоинства написать трагедию под заглавием “Христос Страждущий”. Мы упоминаем об этом, дабы защитить трагедию от неуважения, вернее сказать, от осуждения, которого в наши дни она, по мнению многих, заслуживает наравне с обычными театральными представлениями, чему виной поэты, примешивающие комическое к великому, высокому и трагическому или выводящие на сцену персонажей банальных и заурядных, что люди здравомыслящие находят нелепым и объясняют лишь желанием угодить извращенному вкусу толпы»[2].

наследники и эллинского, и библейского культа школы

Введение

В данной статье мы рассмотрим фигуру Григория, интеллектуала IV века, автора дидактической поэзии и богослова, который выделяется своим вниманием к проблемам воспитания и культуры. В сравнении с другими христианскими интеллектуалами того времени, такими как Василий Кесарийский и Григорий Нисский, Григорий представляет собой уникальную фигуру.

Тело статьи

Григорий, будучи носителем традиционной греческой культуры, был типичным интеллектуалом IV века. Он был автором «школьной» дидактической поэзии и оратором в стиле второй софистики. Однако, несмотря на это, он также был безупречным богословом.

Интересно отметить, что Григорий обращал внимание не только на богословские вопросы, но и на проблемы воспитания и культуры. В его сочинениях мы можем увидеть его осмысление роли христианина в обществе. Он формулировал правила христианской общественной деятельности и политики, определяя предназначение епископа вести истинную философскую жизнь и активно вмешиваться в дела политики для блага римской Ойкумены, которая стала христианской.

4 стр., 1606 слов

Музыкальная культура России XIX века

... русской и европейских культур, создание синтетических жанров. Во 2-ой четверти 19-го века русская музыка вступила в период своего расцвета. Основоположником русской классической музыки ... их возглавляли братья Рубинштейны — Антон Григорьевич в Петербурге и Николай Григорьевич в Москве. Артистический кружок — общественная ... Ю. Давыдов и А. В. Вержбилович, певцы О. А. Петров, Ф. И. Стравинский, И. А. ...

Таким образом, Григорий выделяется среди других интеллектуалов своего времени своим вниманием к вопросам воспитания и культуры, а также своим пониманием роли христианина в обществе.

Заключение

Исследование фигуры Григория позволяет нам увидеть, что он был типичным интеллектуалом своего времени, но в то же время уникальным своим вниманием к проблемам воспитания и культуры. Он формулировал правила христианской общественной деятельности и политики, определяя предназначение епископа. Таким образом, Григорий оставил свой след не только в богословии, но и в области воспитания и культуры.

Как мы увидим по ходу работы, наш автор способен рассматривать пайдейю не только с точки зрения христианского богослова и подвижника. В отличие от многих христианских писателей, подходивших к культуре сугубо утилитарно, с точки зрения аскетики (и тогда культура оказывалась ненужной) или же теологии, Григорий видит в культуре и образовании важный компонент универсального единства греко-римского мира, необходимый фактор существования самого цивилизованного общества (τὸ κοινόν).

Пайдейя — это не только вспомогательный инструмент для христианской мысли, ancilla theologiae, но и некая общность между людьми, которая, при всем различии их убеждений, делает возможным любое взаимодействие, диалог и даже проповедь. Культура и образование как совокупность искусств предстают в сочинениях Григория как Божий дар, а не сугубо человеческое изобретение; такое понятие о культуре позволяет Григорию осмыслить ее не только с практической точки зрения, но и подняться до подлинной философии (или даже богословия) пайдейи. Рассмотрению этой философии образования мы и хотим посвятить настоящее исследование.

Предмет

Предмет нашего рассмотрения — представление Григория о месте культуры и образования в жизни христианина; здесь мы попытаемся исследовать вопрос в трех аспектах:

  1. Мы рассмотрим социально-исторический контекст, в котором формировалась концепция пайдейи Григория, и попробуем ответить на вопрос о мере и степени его практической вовлеченности в культурную жизнь эпохи.
  2. Проанализируем собственно состав педагогической программы, которую Григорий считал необходимым усвоить, чтобы считаться ἀνὴρ πεπαιδευμένος, культурным человеком, в сравнении с учебной программой его великого предшественника — Оригена.
  3. Приблизительно очертим круг философских представлений Григория о значении культуры, искусства и образования в деле христианского «любомудрия».

Наш автор не создавал трактатов; все его наследие составляют письма, проповеди («Слова») и стихотворения, и потому объектом настоящего исследования по преимуществу станет стихотворное послание «От Никобула-сына — отцу»: этот текст единственный у Григория посвящен всецело образовательной проблематике. Также мы будем опираться на другие связанные с философией образования труды Григория, в частности, на «Инвективы против Юлиана» и «Похвальное слово Василию Великому». Важные замечания, которые расширяют и углубляют наше понятие о философии культуры Григория, также рассеяны по многим его автобиографическим сочинениям и письмам, к которым мы будем обращаться по мере необходимости. Немаловажное значение для последней части нашей работы будут играть стихотворения Григория. Для сопоставления мы также будем привлекать сочинения иных авторов, касающиеся интересующей нас темы (как, например, «Похвальное слово Оригену» Григория Неокесарийского, которое включает в себя описание образовательной программы в училище, которое возглавлял Ориген).

7 стр., 3436 слов

Художественное образование как явление художественной культуры

... для их образования и творческого развития. [12] .3 Содержание и основные методологические принципы художественного образования Содержание и методологические принципы художественного образования должны ... Существенное значение для изучения процессов художественного образования имеют работы, посвященные общим вопросам художественной культуры, ее содержания, структуры, социальных функций, ...

Ориген был, несомненно, наиболее авторитетным для Григория представителем предшествующей традиции осмысления соотношений христианства и «внешней» культуры[6], поэтому мы считаем нужным сопоставить состав образовательной программы Оригена с тем, который предлагает Григорий: это поможет нам осознать, до какой степени философия пайдейи каппадокийского епископа является плодом его личной интеллектуальной работы.

Цель нашей работы на данном этапе — описать философию пайдейи, которая присутствует в сочинениях Григория, комплексно во всех ее аспектах.

Актуальность

В силу некоторой неудовлетворительности существующих (часто архаичных и местами неточных) переводов творений отцов Церкви мы старались давать все значимые цитаты из Григория в собственном переводе (кроме оговоренных специально).

Научные работы на иностранных языках цитируются также в переводе автора данного исследования.

Глава I. Социальный и исторический контекст представлений Григория Назианзина о культуре и образовании

Обзор исторического контекста формирования представлений Григория Назианзина о культуре и образовании

Для дальнейшего исследования представляется необходимым представить обзор исторического контекста, в котором формировались представления Григория Назианзина о культуре и образовании. Исследуемый объем должен быть существенным и определен в соответствии с целями нашей работы[7].

Одним из важных аспектов является институциональный аспект существования позднеантичного образования и его роль в обществе. Поэтому мы уделим некоторое внимание этому аспекту, чтобы лучше понять контекст формирования представлений Григория Назианзина.

Также важным аспектом является проблема наследования классической культуры социально значимыми христианами. Рассмотрим эту проблему сперва «крупным планом», чтобы построить более широкую рамку понимания, а затем сосредоточимся на жизни и творчестве Григория, чтобы увидеть, как он наследовал и использовал классическую культуру в своих сочинениях.

5 стр., 2073 слов

Ивная работа : «Понятия воспитания и образования в трактовке Л.Н. Толстого»

... способна разгораться или тухнуть, смотря по обстоятельствам, и в особенности сообразно тем влияниям, которые окружают человека в детстве и в юности. Дельное воспитание должно бороться с таким достойным сожаления направлением ... химера. Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни. Чем богаче человек, тем образование его должно ...