Объект исследования
Творчество Владимира Маяковского как объект исследования представляет собой популярную тему для изучения среди исследователей. Связанное с авангардизмом XX века, его творчество является предметом увлечения и вызывает интерес для более глубокого изучения и анализа.
Предмет исследования
Предметом исследования является специфика советской рекламы в период с 1920 по 1930 годы, особенности рекламной деятельности Владимира Маяковского и его вклад в развитие рекламного дела в России.
Степень научной разработанности темы
Работы Харджиева Н.И. «Статьи об авангарде» и Бюргера П. являются значимыми в работе с данной темой. Также интерес вызывают работы, посвященные деятельности Маяковского как рекламиста, такие как труды Козленкова В.А., Соколовой М.А., и статья Сафроновой Е.Ю. Биографические исследования Владимира Маяковского проведены в работах Сарнова Б.М, Кациса Л.Ф., Лавута П.И., Чернышевой О.В., и монографии Катаняна В.А.
Для достижения цели исследования были поставлены задачи, включающие в себя рассмотрение жанров, методов и техник рекламной деятельности Маяковского, анализ стилистических особенностей политических плакатов «Окна РОСТА», изучение социокультурной и политической направленности его агитационного творчества, и оценка его вклада в развитие рекламного дела в России.
Исследование включает использование различных методов научного исследования, таких как сравнительный метод, классификация, изучение публикаций и статей, аналитический метод и обобщение. Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования, изложенными во введении, трех главах и заключении.
Глава III. Практическое исследование
В третьей главе нашей работы мы представляем практическое исследование, проведенное автором, по поставленной проблеме. В этой главе рассматриваются различные методы и техники, примененные в конкретном авторском исследовании, а также представлены прогнозы и развитие исследуемого предмета.
В заключительной части главы представлено логическое изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении работы. Здесь описываются результаты исследования автора и краткое изложение выводов по поставленной теме.
III.1 Методы и техники исследования
Для проведения практического исследования автором были использованы различные методы и техники, позволяющие получить достоверные и объективные данные. Среди них:
Критерии оценивания работ учащихся по предмету «Английский язык» ...
... с поставленной задачей и требованиям данного года обучения языку); 5. Произношение (правильное произнесение звуков английского языка, правильная постановка ударения в словах, а также соблюдение ... ответов (монологические высказывания, пересказы, диалоги, проектные работы, в т.ч. в группах) Устные ответы оцениваются по пяти критериям: 1. Содержание (соблюдение объема высказывания, соответствие ...
- Анализ существующих источников и литературы по теме исследования;
- Проведение опросов и интервью с экспертами в области рекламы;
- Анализ статистических данных и отчетов;
- Наблюдение и анализ практики советской рекламы;
- Сравнительный анализ советской рекламы с зарубежными примерами.
Эти методы и техники были выбраны автором с учетом особенностей исследуемого предмета и позволили получить полную и объективную картину развития советской рекламы в начале XX века.
III.2 Результаты исследования
В результате проведенного исследования автором были выявлены основные особенности и специфика советской рекламы 1920-1930-х годов. Были проанализированы плакаты того времени, а также рассмотрены «Окна РОСТА» — один из основных инструментов советской рекламы.
Исследование позволило установить, что советская реклама того времени не только выполняла прикладные задачи, но и транслировала социалистические мысли и идеи простому гражданину. Реклама стала важным инструментом пропаганды и мобилизации населения в условиях, когда страна только начинала восстанавливаться после Первой Мировой войны и Гражданской войны.
III.3 Выводы
В ходе нашего исследования мы пришли к следующим выводам:
Сущность и значение рекламы в период Новой экономической политики
В период НЭПа в СССР, проводимого с 1921 года, реклама играла важную роль в экономической и социальной жизни страны. Имея целью освещение преимуществ НЭПа и привлечение капитала в сферу торговли и промышленности, государство активно использовало рекламу для пропаганды новой политики.
Наиболее значимой формой рекламы в то время были плакаты. Благодаря своей яркой визуальной форме и доступному для понимания содержанию, плакаты стали мощным инструментом проникновения информации о НЭПе к широкой массе населения. Размещение плакатов на улицах и в общественных местах обеспечивало их видимость и охватывало большое количество людей, что способствовало массовому информированию оцелевых направлениях политики.
Роль рекламы в конкуренции по продвижению продукции
С одной стороны, НЭП предоставил возможность существования иностранным и частным компаниям, а с другой — государственным предприятиям, конкурирующим за клиентов. В такой ситуации, реклама стала неотъемлемой составляющей борьбы за внимание и предпочтение потребителей. Она не только информировала о новых услугах и продукции, но и оказывала влияние на предпочтения и покупательское поведение массового потребителя.
В контексте НЭПа, реклама приобрела не только экономическое, но и политическое значение. Согласно высказыванию В. Маяковского, использование рекламы было важным инструментом для привлечения внимания к продукции и организациям, вовлеченным в новую экономическую политику.
Таким образом, в период НЭПа, реклама стала неотъемлемым элементом информационного и пропагандистского обеспечения проводимых реформ, влияя на экономическое развитие, конкуренцию и восприятие новой политики среди населения.
Восприятие социальной рекламы в современном обществе
... социальной рекламы 5. Определить вариативность степени эффективности социальной рекламы в зависимости от тематических направлений Гипотеза исследования: Большинство жителей г.Москвы верят социальной рекламе. Глава 1. Социальная реклама в современном обществе 1.1. Сущность понятия социальной рекламы в контексте социальной науки Социальная реклама История социальной рекламы начинается в ...
Отличия двух рекламных школ в Советском союзе
Исследование проведенное в рамках данного анализа показывает, что в Советском союзе в начале 1920-х годов существовали две различные рекламные школы, каждая из которых имела свои уникальные подходы к созданию и представлению рекламы.
Первая школа: графическая реклама
Первая школа рекламы в Советском Союзе сосредотачивалась на создании графических плакатов. Основным средством в таких плакатах был текст, яркие и краткие лозунги, запоминающиеся и проникающие в сознание. Александр Родченко в своей работе следовал принципу «минимум средств, максимум целесообразности», используя различные графические приемы, включая знаки препинания, стрелки и резкие линии. Фотографии также играли важную роль, создавая документальный облик рекламных плакатов и делая их уникальными по сравнению с рекламой в других странах.
Вторая школа: живописная реклама
Вторая школа рекламы в Советском союзе продолжала дореволюционные традиции, представляя собой живописные плакаты, целью которых было показать товар «в лицо». Примерами такой рекламы являются плакаты, демонстрирующие товары крупным планом, а также использование юмористических персонажей для пропаганды товаров.
Таким образом, художественные подходы и методы рекламы в Советском союзе разделялись на две различные школы, каждая из которых имела свои уникальные особенности и подходы к созданию рекламы.
Основным преимуществом второй школы рекламы было демонстрирование богатства ассортимента советских государственных фирм, что помогало соперничать с частным капиталом.
Объединение рекламных школ
Несмотря на различия в подходах, обе рекламные школы в Советском союзе объединялись общей задачей — воспитанием потребительских ценностей и продвижением товаров, созданных государством. Даже в условиях товарного голода, реклама играла важную роль в подчеркивании значимости таких товаров.
Таким образом, особенности и подходы обеих рекламных школ способствовали формированию уникального стиля советской рекламы, которая отличалась от западной рекламы.
Введение
Реклама является неотъемлемой частью современного общества и средством коммуникации, обратившимся к нам на каждом шагу. За последние десятилетия, вместе с развитием технологий и информационного пространства, роль рекламы значительно выросла. В современных капиталистических странах ее конечной целью является двигать торговлю и служить орудием конкуренции.
Весьма интересно осмыслить, что в 20-е годы прошлого века в Советском Союзе, в эпоху революционных перемен и Новой Экономической Политики (НЭП), реклама имела иное конечное назначение. В это время главной целью рекламы было не только оживление товарооборота и повышение конкурентоспособности товаров и услуг, но и поднятие культурного уровня советского общества через пробуждение и воспитание потребности в новейших технологиях, улучшенных методах потребления и повышенном качестве жизни.
Цель исследования
Целью данной работы является анализ рекламы в Советском Союзе в 20-е годы XX века в контексте Новой Экономической Политики и ее влияния на формирование современного сознания и поведения советской аудитории.
Живопись 30-40 годов в Советском Союзе. Социалистический реализм
... и график. Один из виднейших представителей социалистического реализма в живописи. Родился в 1878 году в Киеве. С 10 лет начал рисовать, в 1904 году окончил Киевское художественное ... Социалистический реализм в СССР был официально одобренным (с 1932 года) партийными органами художественным методом в литературе и искусстве. История возникновения и развития Термин впервые появился в советской печати в ...
Методология исследования
Для достижения поставленной цели проведен анализ первоисточников, включающий изучение отчетов и примеров рекламы советского периода, а также использование вторичных источников для изучения контекста и связей между рекламой и политикой НЭП.
Теоретический обзор
Реклама является формой массовой коммуникации, которая воздействует на сознание и поведение аудитории. В капиталистических странах ее основной целью является стимулирование продаж и увеличение прибыли. Однако, в условиях НЭП в Советском Союзе реклама получила иной смысл и назначение.
Роль рекламы в формировании сознания в Советском Союзе
В период НЭП реклама играла ключевую роль в процессе формирования сознания и культурного уровня населения Советского Союза. Основное внимание уделялось не только информированию о товарах и услугах, но и пробуждению новых потребностей, воспитанию потребления и внедрению современных технологий в сознание советской аудитории.
Пропаганда современного образа жизни через рекламу
В московской рекламе времен НЭП активно пропагандировались сельскохозяйственные машины, радиоприемники, гигиенические принадлежности, электролампочки и даже воздушный транспорт. Однако, основное внимание уделялось не только продвижению конкретных товаров, но и внедрению идей современного образа жизни и новейших технологий в сознание советской аудитории.
Реклама как инструмент агитации и пропаганды
Особенностью советской рекламы в 20-е годы было использование средств агитации и пропаганды. Она не только информировала о товаре, но и пропагандировала улучшенные методы потребления, соблюдение гигиены и дисциплины на рабочих местах. Примеры лозунгов и рекламных сообщений того времени ярко демонстрируют эти идеи, такие как: «Товарищи, мылом и водой мойте руки перед едой!» и «Горят электрические машины и провода. Засыпь песком! Вредна вода».
Выводы
Реклама в Советском Союзе в 20-е годы XX века принимала совершенно иное значение, по сравнению с капиталистическими странами. В эпоху НЭП, реклама не только способствовала развитию товарооборота, но и пробуждала новые потребности, воспитывала потребление и влияла на культурный уровень населения. Она стала средством агитации и пропаганды, формируя новые ценности и идеалы советского общества.
История плакатного искусства в 1920-х годах
Плакаты 1920-х годов были созданы для ознакомления людей с новой страной, новыми порядками и новой жизнью. Дизайнеры и художники того времени стремились в каждом плакате отразить все новшества того периода. В эти годы начало зарождаться конструктивистское плакатное искусство, которое отличалось броскостью и четким соотношением изображения и шрифта.
Особенностью русского авангарда того времени было то, что советский плакат приобрел свой неповторимый облик, выделяющийся среди западноевропейского плакатного искусства. Задачей советского плаката было не только информирование, агитирование и просвещение граждан, но и перестройка их сознания с помощью художественных средств.
Со временем плакаты стали уходить от мягкости и иллюстративности к геометрическим, резким и конструктивистским формам. Рукописные шрифты были заменены рублеными и резкими. В конструктивистских плакатах преобладала динамика, которая достигалась с помощью применения диагоналей.
Культура и искусство России
... в искусстве прослеживаются в творчестве таких художников, как А.П. Рябушкин, Б.М. Кустодиев и В. М. Нестеров. В самом конце 1890-х годов в России формируется новое художественное общество “Мир искусства” ... вокзалах. Помимо печатных плакатов в годы гражданской войны возникли плакаты, рисованные от руки и размножающиеся с помощью трафарета. Это “Окна сатиры РОСТА”. “Окна сатиры” дополняли газеты, ...
Художники, создавая плакаты, искали особые элементы художественной формы и протестовали против традиционного реалистического изображения объектов. Основной задачей художников было художественное оформление новых форм общественной активности масс, таких как политические шествия и уличные празднества. Конструктивизм был создан для агитации, используя минимум слов и изображений, но большую вкрадчивость. Такие плакаты призывали к действию.
В советское время плакат являлся одним из самых распространенных и популярных средств пропаганды и агитации. Многие художники предпочитали работать именно в этом прикладном виде искусства. Среди мастеров плакатного искусства 1920-х годов были Б. Ефимов, Л. Лисицкий, С. Маршак, В. Степанова, А. Мандрусов, М. Черемных и, конечно же, В.В. Маяковский.
В то время было много художников, занимающихся исключительно рекламными плакатами. Среди них можно вспомнить М. Буланова и Д. Кравченко.
Плакатному искусству уделяли внимание в специализированных учебных заведениях, таких как МОССХ, Полиграфический институт и Государственная академия искусств.
Развитие конструктивистских плакатов в 1920-х годах
1920-е годы стали временем зарождения конструктивистских плакатов, которые имели свои отличительные особенности. Одними из них были броскость и четкое сопоставление изображения и шрифта. Этот жанр искусства был поднят до высокого уровня именно русскими авангардистами, которые придали советскому плакату неповторимый облик, выделив его среди западноевропейского плакатного искусства. Важной задачей советского плаката было не только информирование, агитирование и просвещение граждан, но и перестраивание сознания с помощью художественных средств.
Особое место в истории конструктивистских плакатов занимали «Окна РОСТА». Возникшие в 1919 году как «Окна Сатиры» Российского телеграфного агентства, они представляли собой плакаты с красочными рисунками, сопровождаемые либо частушкой, либо стихотворным текстом.
Важно отметить, что советская реклама 1920-х годов была тесно связана с русским авангардизмом начала XX века. Понятие «авангард» не только названием литературно-художественного направления, но и обозначает радикальный сдвиг, преобразование в самом искусстве и его связи с жизнью. Авангард стремится выйти за пределы искусства и слиться с жизнью, создавая новые формы и ценности.
Из этого следует вывод, что «Леф» с его режимными установками, с его программой «производственного искусства» и стал теоретической базой агитационной поэзии Маяковского и даже его рекламы и плакатов.
Прослеживая истоки возникновения советской коммерческой и социальной рекламы, мы обязательно должны обратить внимание на важный этап в творчестве Владимира Маяковского — создание политических плакатов. Принципы монтажа стихотворных слоганов и изображения, компоновки рекламного поля были разработаны в большей мере на приеме образцов политической рекламы. Поэтому исследование политических плакатов «Окна РОСТА» считаем необходимым.
1.2 «Окна РОСТА» как новый эффективный метод политической агитации в начале XX века
«Это протокольная запись крупнейшего трехлетия революционной борьбы, переданная пятнами красок и звоном лозунгов… Это телеграфные вести, моментально переданные в плакат, это декреты, сейчас же распубликованные на частушки, это новая форма, выведенная непосредственно жизнью, это те плакаты, которые перед боем смотрели красноармейцы, идущие в атаку, идущие не с молитвой, а с распевом частушек» Маяковский В.В. Грозный смех.Окна Роста.-М-Лен, Государственное Изд-во Художественной Литературы, 1932 г,стр.7
Тема поэта и поэзии в лирике Маяковского
... и политическому строю. Отсюда и глубочайшая уверенность в правоте коммунистических идей во всей послеоктябрьской поэзии Маяковского. Это также определяет принципиально новый, по сравнению со всей поэзией прошлого, характер творчества ... из грязи". По убеждению Маяковского, искусство должно войти в жизнь, поэт — стать необходимым и полезным людям. Отразить современность в поэзии — это не значит ...
Так написал в посмертно изданном сборнике стихотворений «Громкий смех. Окна Роста» Владимир Маяковский об одном из самых ярких периодов в его жизни, а также в истории отечественного и мирового искусства, литературы и поэзии.
«Окна РОСТА», а первоначально «ОКНА САТИРЫ РОСТА» представляли собой плакаты на политические, хозяйственные и военные темы дня. Выпускались они с осени 1919 года по январь 1922 года- сначала Российским телеграфным агентством (РОСТА), а затем Главполитпросветом- Главным управлением политико-просветительных учреждений Наркомпроса РСФСР. Козлёнков В. А. Рекламно-агитационные стратегии Владимира Маяковского на рубеже 1910-х 20-х годов: «Окна РОСТА» // Вестник Костромского государственного университета. №17,2011,стр.36-37
Первоначально «Окна РОСТА» вывешивали в витрины (окна) пустовавших магазинов. Отсюда и называние плакатов, которые в виде заголовка были написаны крупным шрифтом над рисунками — «ОКНО САТИРЫ РОСТА». Советский писатель Виктор Шкловский писал: «Нужно было, чтoб улица нe молчaла. Oкна магазинoв были слeпы и пусты. В них надо было вытaращить мысль». Маяковский без глянца; (сост. П. Фокина, Д. Тимофеева; вступ. ст. П. Фокина).-СПб.Амфора,ТИД Анфора,2008, стр. 478
Если посмотреть на заголовок «ОКНО САТИРЫ РОСТА», можно подумать, что темы плакатов были только сатирическими. Но это не так, поэтому со временем «сатира» исчезает с заголовка, а сам заголовок заменяется пометкой «РОСТА» и номером плаката. С февраля 1921 года вместо этой пометки ставится «Главполитпросвет».
Развертывание «Окон РОСТА»
Первые «Окна РОСТА», изначально известные как «ОКНА САТИРЫ РОСТА», были созданы в период с осени 1919 года по январь 1922 года. Эти плакаты были изначально задуманы для размещения в магазинных витринах, которые стояли пустыми и безразличными.
Появление «Окон РОСТА» было обусловлено необходимостью активизации агитационной работы и информирования населения о важных политических, экономических и военных событиях. В то время большинство населения не имело возможности читать газеты, поэтому использование пустующих магазинных витрин как места для размещения плакатов было важным шагом в обеспечении доступа людей к информации.
Название «ОКНА САТИРЫ РОСТА» отражало задачу плакатов вызывать смех и иронию у людей, несмотря на сложность и серьезность политической обстановки. Плакаты должны были содержать сатирические элементы и быть выполнены в ярком привлекательном стиле с крупными буквами и рисунками.
Заголовки и содержание плакатов
Особенностью «Окон РОСТА» были их заголовки, которые являлись надписями на плакатах и выделялись крупным шрифтом над рисунками. Первоначально на заголовках было указано название «ОКНО САТИРЫ РОСТА», что должно было указывать на сатирический контекст плакатов. Однако со временем сатира исчезает из заголовков, а остается только пометка «РОСТА» и номер плаката. В дальнейшем, с февраля 1921 года, вместо пометки «РОСТА» была использована пометка «Главполитпросвет».
В. Маяковский о времени и о себе в поэме «Во весь голос»
... много времени на раздумья и сомнения?! Владимир Маяковский жил именно в такое время, когда ... Маяковского» — сочинение Теория учит нас тому, что есть два пути развития – эволюция и революция. Первый постепенен и ... на подвиги. Она многолика и разнообразна: О, звериная! О, детская! О, копеечная! О, великая! Каким названьем тебя ... увидеть в Маяковском Мужчину, который настойчиво сам пробивает себе путь per ...
Содержание «Окон РОСТА» было разнообразным и охватывало политические, хозяйственные и военные темы. Плакаты передавали важные события и декреты, звонкие лозунги и ход происходившей тогда новой формы жизни. Они были протокольной записью трехлетней революционной борьбы и становились глазками, через которые красноармейцы видели мир перед боем. Важно отметить, что «Окна РОСТА» являлись значимым историческим и культурным явлением, которое оказало значительное влияние на отечественное и мировое искусство, литературу и поэзию, а также стало ослышанным подтверждением фразеологизма «смех Маяковского».
Уникальность плакатов «Окна РОСТА»
«Окна РОСТА» — это серия плакатов, которые обладают рядом устойчивых признаков, позволяющих их легко отличить от других видов плакатов. Структура каждого плаката состоит из нескольких самостоятельных рисунков, расположенных в логической последовательности, и сопровождаются злободневными короткими текстами, которые раскрывают единую тему. Однако, такая композиция не сразу стала типичной для «Окон РОСТА».
В начале своей работы «Окна РОСТА» были довольно разнообразными. Некоторые плакаты состояли из одного большого рисунка, другие включали стихотворения, не связанные с рисунком, а также были многотемные плакаты. Однако, в начале 1920 года «Окна РОСТА» приняли строгое композиционное единообразие.
Исследование показало, что уникальность плакатов проекта «Окна РОСТА» обусловлена их ручным исполнением. Каждый плакат создавался вручную и изначально был единственным экземпляром, предназначенным для конкретной витрины магазина. Затем были созданы копии, сначала вручную, а затем с использованием техники сведения контуров через копирку с использованием трафаретов, промасленной бумаги и картона. Это позволяло оперативно размножать плакаты.
Ручные плакаты отличались особой актуальностью и реагировали на текущие события быстрее, чем печатные плакаты. Они могли быть созданы и вывешены практически мгновенно, что позволяло оперативно передавать информацию населению. Это было особенно важно в условиях войны и разрухи, когда печатный станок не мог удовлетворить потребности в оперативной агитации и пропаганде.
Таким образом, рукописные плакаты проекта «Окна РОСТА», созданные вручную художниками, стали неотъемлемой частью повседневной жизни. Их многокрасочное исполнение и яркая актуальность привлекали внимание прохожих и делали их эффективным средством передачи информации и агитации.
Исследование выпущенных плакатов РОСТА и Главполитпросвета
Спрос на плакаты РОСТА увеличивался, и темп создания новых «Окон» заметно ускорялся. Самое рекордное количество выпустившихся плакатов колеблется от 200-250 номеров в октябре 1920 года. Самый последний выпуск «Окна» под маркой «РОСТА» вышел в начале 1921 года под номером 944, следующие выпуски плакатов были выпущены уже под маркой Главполитпросвета.
Ввиду того, что в Москве шло постепенное открытие магазинов, число пустых витрин со временем заметно уменьшалось, но это не остановило рост выпуска плакатов. «Окна Роста» начали отправляться в провинцию в большом количестве.
НЕОЛОГИЗМЫ В РАННЕМ ТВОРЧЕСТВЕ ВЛАДИМИРА МАЯКОВСКОГО
... языкового материала. Задачи курсовой работы: Изучить понятие «авторский неологизм». Анализировать и классифицировать неологизмы, использованные В. Маяковским в его раннем поэтическом творчестве. Исследовать особенности словообразовательной структуры авторских неологизмов. Определить морфологические особенности неологизмов В. Маяковского. Проанализировать внешнюю форму ...
Эввентов И.С. отмечает, что если сравнивать 1920 и 1921 года по числу номеров плакатов, то выпуск «Окон» в 1921 сократился вдвое по отношению к предыдущему году. Но темп работы и общий объем были прежними, поскольку с весны 1921 года «Окна» становятся многорисуночными и имеют очень большой формат. Текст, например, в этих плакатах мог составлять от 30-40 стихотворных строк.
Последние пронумерованные «Окна» под маркой Главполитпросвет имеют № 453 (по отношению в январю 1922 года).
Следовательно, можно посчитать примерное количество выпущенных плакатов РОСТА и Главполитпросвета вместе -1397 (если сложить последние номера телеграфного агентства и главного управления политико-просветительских учреждений Наркомпросса РСФСР).
Маяковский, Черемных и Малютин: творческое сотрудничество в РОСТА
Проведенные вычисления показывают, что коллектив художников выпустил около 250 тысяч плакатов и более двух миллионов отдельных плакатов-рисунков. Основной художественный отдел РОСТА состоял из трех человек — Маяковского, Черемных и Малютина, совместно создавших свыше 1300 плакатов. Малютина отличал более детальный подход к созданию плакатов, что сделало его менее «плодовитым» по сравнению с коллегами. Однако, работая в тесном сотрудничестве, художники сформировали общий фирменный стиль, ставший их общим достоянием.
Маяковский и РОСТА: поддержка революционных идей
В начале 1920-х годов Владимир Маяковский присоединился к коллективу РОСТА — организации, созданной для организации визуальной агитации в борьбе за осуществление коммунистической революции. Через свои плакаты и агитационные материалы Маяковский выражал революционные идеи, пропагандировал изменения в общественной жизни и призывал к преображению мира и стремлению к массовому коммунизму.
Будучи значимым художником РОСТА, Маяковский также играл ключевую роль в коллективе как литературный и политический лидер. Он заботился о своих товарищах и коллегах, но был требователен в дисциплине и качестве работы.
Сотрудничество Маяковского и Черемныха
В РОСТА Маяковский тесно сотрудничал с Михаилом Черемных. Они заимствовали друг у друга приемы и идеи. Один из них первым решал новую задачу, другие пользовались полученным решением в своей работе. Маяковский даже использовал достижения других авторов для создания своих работ. Так, он придумал посадить на трубу разрушенного паровоза ворону, что стало очень выразительным, и все стали рисовать таких ворон при изображении разрухи. Прием изображения дыма спиралью, как рисуют дым маленькие дети, он заимствовал у Маяковского.
Михаил Черемных отмечал дружную атмосферу в РОСТА, что способствовало их совместной работе.
Лидерство Маяковского в коллективе РОСТА
Коллектив творческих людей в РОСТА был своего рода сообществом творческих умов. По отношению к коллективу РОСТА Владимир Маяковский выступал как литературный и политический руководитель.
Художественным отделом РОСТА заведовал Михаил Черемных, а Владимир Маяковский взял на себя организационную работу в коллективе и стал политическим руководителем. Они с Черемным часто выполняли задачи коллективно и с взаимным уважением. Однако, в решении вопросов Маяковский высказывал резкие и откровенные слова, что ни в коей мере не умаляло его значимости как лидера.
Маяковский, Владимир Владимирович
... для РОСТА агитационно-сатирические плакаты («Окна РОСТА»). В 1919 году вышло первое собрание сочинений поэта — «Всё сочинённое Владимиром Маяковским. 1909 ... и в такой же степени безобразно ». В Москве Маяковский познакомился с революционно настроенными студентами, начал увлекаться марксистской ... «Красная нива» и др. Работал в агитке и рекламе, за что подвергался критике Б. Пастернака, В. Катаева, М. ...
Все члены коллектива РОСТА полагались на работу и руководство Маяковского, который бескомпромиссно требовал от всех дисциплины и отдавал приоритет выполнению политически значимых задач.
Влияние Маяковского на содержание «Окон РОСТА»
Литературно-тематическая часть «Окон РОСТА» в значительной мере определялась введением, написанным Маяковским. От его слов зависела вся работа коллектива как по содержанию, так и по сути. Художники не выбирали темы для плакатов самостоятельно. Тематика рисунка всегда происходила из текста на плакате, который писал Маяковский. В случаях, когда текстом занимался другой художник, Маяковский одобрял его или наоборот, отвергал по своему усмотрению.
Стоит отметить, что текст для плаката не только определял тему «Окон», но и являлся предпосылкой для создания изображения. Идея стихов направляла и подсказывала художникам, какой образ лучше всего сделать на плакате. Безусловно, в создании «Окон РОСТА» участвовали талантливые художники, но руководствующим и определяющим лицом в этой работе был поэт.
Политическая значимость творчества в «Окнах РОСТА»
Определение темы плаката и ее выражение в тексте было не только литературной задачей, но и, конечно, политической. Это требовало хорошего понимания политики, политического чутья, разбирательства в сложных вопросах и осознания того, что на творческом коллективе лежит большая ответственность.
Основным источником тем для плакатов были газеты. Ежедневно Маяковский изучал такие издания, как «Известия», «Правда», «Стенная газета РОСТА», «Гудок», «Экономическая жизнь». Он также считал важными материалами для плакатов телеграммы, статьи, лозунги.
Исследование литературной биографии Владимира Маяковского на примере плакатов «Окна РОСТА»
Работа над плакатами «Окна РОСТА» была для Владимира Маяковского очень важным этапом в его литературной биографии. Плакаты, которые были созданы в период гражданской войны, имели прямой политический смысл и призывали к действию население страны.
Исторический контекст создания плакатов
Бои вокруг Орла являются одним из самых напряженных моментов в гражданской войне. Белые войска овладели всей Украиной, взяли Орел и подходили к Туле, которая снабжала советскую армию важными ресурсами. К концу октября 1919 года белые приближались к Москве, что наносило серьезный ущерб Советской республике. Политическая партия забила тревогу и призвала народ к отпору. В этом контексте началась работа над плакатами «Окна РОСТА».
Ключевые задачи Маяковского над плакатами
Для Маяковского работа над плакатами «Окна РОСТА» была очень плодотворной, так как он стремился сделать свои слова максимально действенными и активными. В работе над плакатами его главной задачей было призывать население к требуемым действиям. Маяковский понимал всю ответственность за создание таких плакатов и стремился сделать их как можно более эффективными в политическом плане.
Влияние плакатов на гражданскую войну
Плакаты «Окна РОСТА» имели огромное влияние на народ в период гражданской войны. Они стали одним из главных пропагандистских средств, которые помогли укрепить власть Советской республики. Важность этих плакатов заключалась в их заразительности и эффективности в качестве пропагандистского средства. Они производили сильное впечатление на тех, кто их видел, поэтому Маяковский имел огромный стимул сделать свои слова максимально яркими и запоминающимися.
Выводы
Таким образом, изучение работ Владимира Маяковского над плакатами «Окна РОСТА» позволяет сделать вывод о том, что данное творчество стало важным моментом в его литературной биографии. Плакаты имели большое политическое значение в период гражданской войны, укрепляя позиции Советской власти. Они также представляли собой важный этап в истории литературы и искусства, став одним из главных свидетелей того времени.
«Окна РОСТА» и их агитационная функция
Исследование плакатов «Окна РОСТА» показывает, что они имели разнообразные художественные элементы, такие как сарказм, ирония и пафос. Они были созданы с целью агитации и убеждения, с призывом простых людей присоединиться к новой власти. Плакаты представляли собой своеобразную «советскую азбуку», объясняющую курс и призывающую действовать в конкретной ситуации.
Анализ работы «Окон РОСТА» показывает, что Маяковский и его творческий коллектив сталкивались с трудными политическими задачами и ограниченным временем. Однако их усилия увеличили серьезность и силу умений, повысили качество плакатного искусства и агитации. Творения «Окон РОСТА», хотя изначально задумывались на один день, стали в последствии признанными произведениями искусства.
Исследование также подчеркивает необходимость новых литературных решений, требовавших от поэта применения нового художественного метода, отличного от книжной поэзии. Сочетание политических стихов и рисунков в «Окнах РОСТА» стало ярким примером такой необходимости.
ГЛАВА II. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЛАДИМИРА МАЯКОВСКОГО КАК РЕКЛАМИСТА
Маяковский, известный как выдающийся поэт и драматург, также проявил себя как талантливый рекламист. Его деятельность в области рекламы имела свои особенности и значительное влияние на развитие рекламной графики начала XX века.
Одной из важных страниц в предпосылках создания советских рекламных плакатов было создание политических плакатов под названием «Окна РОСТА». Эти плакаты были своего рода летописью своего времени и играли важную роль в политическом просвещении народа. Маяковский шаг за шагом разъяснял массам трудящихся важнейшие положения большевизма и тактические лозунги партии. Тексты «Окон РОСТА» написанные тридцать лет назад, до сих пор остаются политически острыми и актуальными.
Принципы монтажа стихотворных слоганов и изображений в плакатах «Окна РОСТА» и компоновки рекламного поля использовались Маяковским в его последующей работе в социальной и коммерческой рекламе. Это свидетельствует о том, что политические плакаты и реклама начала XX века стали мощным фундаментом для современной мировой рекламы.
Можно с уверенностью сказать, что советские плакаты того времени, созданные Маяковским, являются шедеврами мировой рекламной графики. Их яркость, выразительность и контрастность отражали дух новой эпохи и помогали передать важные политические и социальные послания народу.
Выразительность рекламных образов, текстов Маяковского, облаченных в поэтическую форму, остались уникальным явлением в советской рекламе. Его работы являются еще одной интересной страницей в рекламной деятельности. Почти все они стали классикой, а их автор остался в истории советской рекламы самым талантливым копирайтером, а вклад поэта в развитие рекламного дела в СССР является неоспоримым.
В этой главе мы выделим основные признаки универсальной рекламы, выдвинутые Владимиром Маяковским, обозначим новые рекламные жанры, созданные им, а также проанализируем совместную рекламную работу поэта с известным советским конструктивистом Александром Родченко.
2.1 Концепция рекламной деятельности Владимира Маяковского как отражение требований времени
Сегодня, когда реклама стала частью жизни современных людей, которая проникла во все сферы общества, стала мощнейшей индустрией, то довольно непросто представить то время, когда она была не столь всесильна. Тем более во времена НЭПа «рекламный взлет» был кратковременным, и ушел вместе с Экономической Политикой, ведь реклама является «дитем» конкуренции и рынка, а когда в стране присутствует дефицит и низкий уровень жизни, то власти она нужна только в ограниченном виде. Савельева О. О. Советская реклама 20-х годов как средство агитации и пропаганды // Человек № 2-3, 2006,стр.146-147 Но можно с уверенность сказать, что в период кратковременного расцвета рекламы вначале двадцатого столетия именно Владимир Владимирович Маяковский был «знаковой» фигурой на этом поприще. Его творчество в рекламе было недолгим (1919-1930), но за эти одиннадцать лет поэт успел внести вклад в отечественную рекламу. Целый том из двенадцатитомного собрания сочинений Маяковского посвящен рекламе, лозунгам и агитплакатам. Эта книга является своеобразным учебником по рекламе, подробно описывающим события советской России 20-30-х годов ХХ века. Маяковскому удивительным образом удавалось находить ту грань между поэзией, агитацией и рекламой, которая впоследствии и стала его фирменным почерком поэта-рекламиста. В статье «О разных Маяковских» поэт пишет: «Я — циник, от одного взгляда которого на платье у оглядываемых надолго остаются сальные пятна величиною приблизительно в десертную тарелку.
Я — рекламист
Я — …
Так вот, господа пишущие и говорящие обо мне, надеюсь, после такого признания вам уже незачем доказывать ни в публичных диспутах, ни в проникновенных статьях высокообразованной критики, что я так мало привлекателен. Таков вот есть Владимир Владимирович Маяковский, молодой человек двадцати двух лет…». Маяковский В.В. Полное собрание сочинений в двенадцати томах. Том 1. 1912-1917.-М.:Правда,1978, стр.71 «Я — рекламист»,- эти слова Владимира Маяковского убеждают нас в том, что поэт высоко оценивает работу в данной сфере деятельности, в каждой газете хочет видеть своё имя. Ответственность за свои действия, за своё творчество свойственна Маяковскому еще с юношеских лет.
2.1.1 Новые рекламные жанры Маяковского
Самый яркий образец советской рекламы — плакаты Родченко с текстами Маяковского. Маяковский создал тысячи рекламных текстов, весьма неоднозначных. Рекламное наследие «лучшего и талантливейшего» советского поэта разделилось на несколько самостоятельных групп.
Тексты, в которых поэт представляет себя, подчёркивает свою уникальность. Они входят в творческое наследие поэта и представляют собой род имиджевого продвижения собственного бренда.
Политические агитки
Наиболее известные из них приходятся на период агитационно-пропагандистской деятельности Маяковского в «Окнах РОСТА». Политический плакат и политическая реклама, у истоков которой стояли Владимир Маяковский, Михаил Черемных, Демьян Бедный, Сергей Малютин под эгидой Главполитпросвета заменила рекламу коммерческую. Симптоматично, что плакаты РОСТА выставлялись в пустующих витринах прежде шикарных магазинов на Кузнецком мосту, на Тверской и Сретенке.
Хозяйственные агитки
Они отражают работу поэта по заказам государственных торговых организаций 1920-х годов: Моссельпрома, Москвошвеи, Резинотреста и др. Это была полноценная деятельность настоящего копирайтера. Но заказчиком выступали государственные предприятия, коммерческий интерес которых не был полностью рыночным. Частный коммерческий интерес в чистом виде был, пожалуй, у самого автора рекламных стихов.
В.И. Ленин называл радиовещание «газетой без бумаги и без расстояния» и оценил огромные возможности радио, принял меры к дальнейшему развитию и совершенствованию этого нового инструмента воздействия на широкие народные массы. Маяковский сразу же оценивает огромные агитационные и культурно-просветительские возможности советского радиовещания. В первомайские праздники 1925 года он принимает участие в одном из первых радиоконцертов, выступает с чтением своих новых стихов. Тогда же начинается особенно интенсивная работа его в радиогазете. Поэт пишет стихотворение «Радио-агитатор», рекламирующее радио как могучее орудие пропаганды и агитации. Он подготавливает специально для радиогазеты большой цикл стихотворных агиток, рекламировавший очередной крестьянский выигрышный заем. Этот цикл, как и цикл займовых агиток, был в значительной мере сориентирован на крестьянскую массу.
Также, особую популярность в 20-е годы XX века приобрели радиоверсии рекламных текстов Маяковского, которыми охотно пользовались центральные магазины столицы: ЦУМ и ГУМ. «Современники вспоминают о столпотворениях вокруг выставленных в людных местах репродукторов, из которых временами можно было услышать голос самого автора стихотворных строк» Ученова В. В. История отечественной рекламы. 1917-1990.-М.: Юнити-дана, 2004,стр.187.
Нет места сомнению и думе —
Все для женщины
Только в Гуме.» Маяковский В.В. собрание сочинений в двенадцати томах. Том 8. Агитплакаты, лозунги, реклама. 1919-1930.-М.: Правда,1978, стр.163
Тексты, сочинённые Маяковским, соответствовали стилистике времени. Автор обращается к собеседнику исключительно на «ты», употребляет призывы «даёшь!», «давай!», его рекомендации императивны, похожи на приказ .
2.1.2 Государственно- управленческая реклама
основополагающие функции рекламы
Маяковский выделил и сформулировал признаки универсальной рекламы:
- a) иcпoльзуeтся плакaтом любoго фoрмата и размeра;
- b) клише для газет и журналов любого вида;
- c) печатается на блокнотах и тетрадях;
- d) делается этикетками для бутылeй чернила и клея.
2. Реклама вечна, так как, состоя из отдeльных плакатиков, она в случаe новой рекламной линии обновляeтся простой перемeной того или иного рисунка к двуcтишию.
3. Реклама наиболее действенна, так как легко запоминается и фиксирует внимание на постоянной форме. Эта реклама дает экономию, уменьшая размер и количество объявлений за счет качества, и должна дать доход, «сама собой являясь интересной демонстрацией для заказчиков объявлений на фонарях…».
Владимир Маяковский в статье «Собирайте историю» 1923 г. рассуждал о необходимости «собирать вс?, имеющее отношение к нашей борьбе, и сдавать в музеи и прочие учреждения, обязанные следить за историей». Маяковский В.В. Полное собрание сочинений в двенадати томах. Том 11. Статьи, заметки и выступления. Ноябрь 1917-1930.-М.:1978, стр.163-164 Соглашусь с тем, что Маяковский не был первым копирайтером, как принято сейчас говорить о нем в рекламной среде. Но он был первым копирайтером с именем и собственным неповторимым стилем. Справедливости ради, конечно, необходимо сказать, что реклама ни в коем случае не было его основным видом деятельности. И собственно имя и стиль его сложились вне рекламы, но то, что такой талантливый человек имел прямое отношение к рекламе и являлся частью ее истории, дает рекламистам право гордиться и порой стремиться к той простоте, наглядности, которые отличали рекламные работы Владимира Маяковского.