Темой данной работы «Бизнес или дорога к успеху». Актуальность данной темы в современных условиях подчеркивается, тем, что проблема привлечения инвестиций, способных создать мощный импульс для развития, волнует сегодня большинство коммерческих организаций. Организациям приходится в полной мере учитывать условия, на которых они получают инвестиции. В противном случае они рискуют понести убытки, а в ряде случаев и стать банкротами. Того же, кто предоставляет денежные средства, инвестора интересует прибыль, которую он может получить. Важнейшим элементом организации предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики является бизнес-план, который в мировой практике представляет собой основу для оценки перспективности вновь создаваемых коммерческих предприятий или намеченных ими для реализации проектов выпуска новой продукции. В российской практике бизнес-план получил распространение, начиная с 90-х годов, когда переход к рыночному механизму инвестирования потребовал изменения принципов финансирования капитальных вложений. Развитие новой модели инвестиционного планирования было вызвано, с одной стороны, сокращением государственных инвестиций, обусловившим необходимость поиска альтернативных источников финансирования, причем на возвратных началах; с другой стороны — задачами достижения соответствия разрабатываемых проектов международным нормам. Целью данной дипломной работы является показать важность и значимость разработки бизнес-плана для создания и ведения коммерческой деятельности в современных условиях ведения бизнеса, так как бизнес-план является необходимым инструментом проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка со сложившейся на сегодняшний день экономической ситуацией.
Задачами данной дипломной работы будут являться следующее:
- изучить теоретические аспекты разработки бизнес-плана
- выявить сущность и задачи бизнес-планирования;
- изучить классификацию бизнес-планов;
- изучить структуру и содержание бизнес-плана;
- Теоретические аспекты бизнес-плана
1.1 Сущность и задачи бизнес-плана
Бизнес-план — это план осуществления бизнес операций, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности. Бизнес-план представляет собой результат исследований и организационной работы, имеющей целью изучение конкретного направления деятельности фирмы (продукта или услуг) на определенном рынке в сложившихся организационно-экономических условиях.
Доклад: Бизнес-план частной музыкальной школы ООО «Скрипичный ключ»
... музыкальных школ, 1 частная музыкальная школа «Цветы у ручья». В таблице 1 представлен конкурентный анализ организуемой частной школы «Скрипичный ключ»: услуга рынок музыкальный план ... 2016 г. предполагается расширить географию бизнеса, создавая новые филиалы школы в различных районах г. ... освоения музыкальной грамоты, прошедший многолетнюю апробацию и доказавший свою высокую эффективность в работе с ...
Он опирается на:
1. конкретный проект оказания новых услуг (особенности удовлетворения потребностей и т.д.);
2. всесторонний анализ производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности, целью которого является выделение его сильных и слабых сторон, специфики и отличий от других аналогичных фирм;
3. изучение конкретных финансовых, технико-экономических и организационных механизмов, используемых в экономике для реализации конкретных задач.
Существует две формы бизнес-планирования деятельности фирмы:
1. планирование деятельности фирмы на рынке;
2. внутрифирменное планирование.
Как правило, эти аспекты планирования взаимосвязаны.
Необходимо отметить, что по-настоящему планирование может быть рациональным только тогда, когда отношения фирмы с контрагентами на рынке носят не случайный и разовый характер, а приобретают устойчивый и долговременный характер.
Цель разработки бизнес-плана — спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдаленный периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.
Задачами бизнес-плана являются:
- сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения;
- определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;
- выбрать ассортимент и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям;
- оценить производственные и непроизводственные издержки;
- определить состав маркетинговых мероприятий по изучению рынка, стимулированию продаж, ценообразованию и т.п.;
- оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей и т.д.
Бизнес-план выполняет следующие основные функции:
- является инструментом, с помощью которого организация может спрогнозировать и оценить фактические результаты деятельности за определенный период;
- используется для разработки концепции бизнеса в перспективе;
- является инструментом обоснования эффективности инвестиций;
- представляет собой инструмент реализации стратегии предприятия.
Бизнес-план является не только внутренним документом фирмы, но и может быть использован для привлечения инвесторов и кредиторов.
Бизнес-план Открытие школы вокала
... влияние на обоснованность данных суждений. Исполнитель не несет ответственности за какие-либо убытки или ущерб, понесенные третьей стороной в результате использования информации данного бизнес-плана. 4 5 1. Резюме ...
1.2 Последовательность разработки бизнес-плана
Не существует жесткого регламентированной формы и структуры бизнес-плана. Структура и состав зависят от сути того чем будет заниматься компания: инвестиционный проект (лизинговые операции) или планирование деятельности при создании или бизнес-план под реализацию одного из проектов компании с привлечением заемных средств.
1. Резюме
2. Основная идея проекта;
3. План маркетинга
4. Обоснование ресурсов
5. Юридический план
6. Финансовый план
7. Анализ рисков
Необходимо отметить, что при разработке бизнес-плана на каждом шаге производят анализ и определение возможностей сокращения риска, затрат и сроков реализации проекта. Непосредственно начать разработку необходимо с описания продукции. Затем разрабатываются разделы маркетинга и продаж с определением рынка и объемов сбыта. Эти разделы являются ключевыми. Необходимо уделить достаточное количество времени на первичный сбор и анализ информации. Также очень важно учитывать эффективность реализации проекта, возможные риски и гарантии возврата инвестиций.
1.3 Структура и содержание бизнес-плана
Единой универсальной структуры бизнес-плана не существует. Однако выделяют все же основные разделы бизнес-плана, которые содержат информацию, направленную на реализацию целей бизнес-планирования.
Основными элементами бизнес-плана являются:
1.вводная часть (резюме);
2.содержательный раздел (описание, сущность проекта);
3. разделы внутрифирменного планирования (деятельность и структура компании, маркетинг, планирование отделов и персонала, технологии, товарооборот и т.п.)
4.финаново-аналитический раздел (планирование финансовых показателей их анализ и оценка);
5. оценка рисков бизнес-плана.
Теперь рассмотрим данные элементы бизнес-плана подробно.
Резюме — это сжатый, быстро читаемый обзор информации о намечаемом бизнесе и целях, которые ставит перед собой предприятие, начиная свое дело или развивая имеющееся. По сути, резюме является сокращенной версией самого бизнес-плана.
В резюме могут быть отражены следующие основные моменты, например, как в бизнес-плане компании ЗАО «Стройпрогресс» рассматриваемом в данной дипломной работе :
1. возможности для бизнеса;
2. привлекательность бизнеса;
3. необходимые финансовые ресурсы (собственные или заемные);
Бизнес-план типографии
... работе представлена общая характеристика предприятия и проекта, анализ рынка и план маркетинга, план производства и финансовый план деятельности предприятия. ... от реализации проекта. Правильно составленный бизнес-план, в конечном ... 1488 Необходимо учесть, что в инвестиционном проекте ... типографией. За основу плана сбыта взяты усредненные данные по шести существующим типографиям анализируемого предприятия. ...
4. условия инвестирования;
5. ожидаемая прибыль и ее распределение и т.д.
Порядок изложения резюме является достаточно свободным, однако его необходимо начинать с главной цели предлагаемого бизнеса (как правило, получение прибыли) и назначения разрабатываемого бизнес-плана. Резюме составляется в конце написания бизнес-плана, однако находится в начале документа.
Концепция бизнеса — это раздел, в котором излагается вид деятельности, способы получения прибыли, направленность бизнеса. Также здесь необходимо отметить, важность товара для потребителей, его уникальность. Желательно охарактеризовать функциональные возможности и особенности продукции. Завершает раздел, основная идея проекта, которые должны определить успех предлагаемого бизнеса.
Описание предприятия.
В этом разделе необходимо охарактеризовать предприятие, обратив внимание на его отличия от других компаний, присутствующих на рынке. Далее в сжатой форме приводится основная информация о предприятии организационно-правовая форма, учредители, юридический адрес и т.п. Производственный план отражает производственный процесс. Если отдельные операции поручаются субподрядчику, то это должно быть указано. Целесообразно представить производственный процесс с указанием его структуры по трудоемкости. Необходимо отразить потребность в производственных помещениях и их площадь, а также производственную площадь предприятия. Необходимо указать потребность в дополнительном оборудовании и материальных ресурсах. По возможности здесь описывается система охраны окружающей среды, утилизации отходов, обеспечения безопасности жизнедеятельности. Раздел заканчивается расчетом издержек производства и себестоимости производимой продукции. План маркетинга — это план мероприятий по достижению намечаемого объема продаж и получению максимальной прибыли путем удовлетворения рыночных потребностей. В этом разделе необходимо отразить маркетинговую стратегию развития предприятия. Разрабатывая эту стратегию, целесообразно учесть влияние внешнего окружения (тенденции изменения технологий, запросов и мотивации потребителей и т.д.) в целях адаптации предприятия к меняющимся рыночным условиям путем разработки комплекса маркетинга, включающего товарную, ценовую, сбытовую политику и сервисное обслуживание. Финансовый план является важной частью практически любого бизнес-плана. Цель финансового плана определить эффективность предлагаемого бизнеса. Этот раздел бизнес-плана должен дать возможность оценить способность проекта обеспечивать поступление денежных средств в объеме, достаточном для обслуживания долга (или выплаты дивидендов, когда речь идет об инвестициях).
Следует подробным образом описать потребность в финансовых ресурсах, предполагаемые источники и схемы финансирования, ответственность заемщиков и систему гарантий. Особое значение следует уделить описанию текущего и прогнозируемого состояния окружающей экономической среды. Должны быть отражены трудно прогнозируемые факторы, их альтернативные значения для различных вариантов развития событий. Требуется четкая разбивка расходов по проекту и использования средств. Должны быть описаны условия всех остальных относящихся к проекту или уже находящихся на балансе кредитов. Необходимо четко показать, как и кем (самим предприятием или независимым подрядчиком) составлялась смета расходов, предполагаемая степень четкости сметы. Должны быть описаны условия, оценки и предположения, базируясь на которых, рассчитывались финансовые результаты проекта.
Разработка бизнес-плана для открытия школы танцев
В бизнес-плане показана высокая эффективность открытия такой танцевальной школы. Инвестиционная привлекательность данного ... танца за небольшую цену. Таблица 3 Анализ сильный и слабых сторон конкурентов Конкурент, адресные данные, вид деятельности ... регистрация в Реестре печатей не обязательна) Название и адрес предприятия (индивидуального предпринимателя) ООО «Paradise dance» Организационно-правовая ...
В данном разделе необходимо отразить:
1. общую потребность в инвестициях;
3. план доходов и расходов;
4. баланс денежных расходов и поступлений;
5. потребность в оборотном капитале;
6. срок окупаемости проекта;
7. отчет по прибыли;
8. расчет точки безубыточности, а также необходимые финансовые показатели.
Если разрабатывается план финансового оздоровления, то в этом разделе необходимо рассчитать показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Раздел, описывающий потенциальные риски особенно важен, так как фактор риска оказывает большое влияние на финансово-хозяйственную деятельность предприятия.
Следует учитывать, как минимум, следующие виды рисков:
1. производственные — связанные с различными нарушениями в производственном процессе или процессе поставок сырья, материалов и комплектующих;
2. коммерческие — связанные с реализацией продукции на рынке не в полном объеме;
3. финансовые риски — которые вызываются инфляционными процессами, неплатежами, колебаниями валютных курсов и т.п.;
4. риски, связанные с форс-мажорными обстоятельствами, которые могут быть вызваны непредвиденными обстоятельствами (от смены политического курса до стихийных бедствий).
Методы снижения влияния рисков различны, однако наиболее действенным является коммерческое страхования, создание резервного фонда и функционирование предприятия с большим запасом финансовой прочности.
Ключевые моменты бизнес-планирования — это оценка инициаторами проекта:
1.возможности, необходимости и объема выпуска продукции (услуг);
2.потенциальных потребителей;
3.конкурентоспособности продукта на внутреннем и внешнем рынках;
своего сегмента рынка;
4.показателей различных видов эффективности (коммерческой, региональной, бюджетной);
5.достаточности капитала у инициатора бизнес- идеи и возможных источников финансирования.
Из перечисленного выше можно сделать вывод, что бизнес-план — это:
1.изложение системы доказательств, убеждающих инвестора в выгодности проекта;
2.определение степени жизнеспособности и будущей устойчивости предприятия;
3.предвидение рисков предпринимательской деятельности.
- Пути повышения эффективности бизнес-проектов
2.1 Организация как система
Топик 1354. (C). Работа как главный фактор стресса
... упражнениями). Сочинение на английском языке Стресс/ Stress с переводом на русский язык бесплатно Представлено сочинение на английском языке Стресс/ Stress с переводом на русский ... собственного достоинства. Работа может быть весьма полезной. Тем не менее, многие люди в настоящее время ... Это не только изнурение на работе и отсутствие времени для отдыха. К факторам стресса также относятся опасные ...
В настоящее время возникает необходимость проведения анализа бизнес-планов, маркетинговых исследований, возможностей производства и сбыта, внутренних и внешнеэкономических ситуаций, влияющих на производство и сбыт, соотношения спроса и предложения, конкретных потребителей и поставщиков, затрат живого и овеществленного труда с необходимой их детализацией. Анализ эффективности деятельности организации необходим не только его руководителю для оценки финансового положения, но и ряду лиц, которые принимают непосредственное участие в хозяйственной практике:
1) инвесторам, которым необходимо принять решение о формировании портфеля ценных бумаг предприятия;
2) кредиторам, которые должны выдать при необходимости кредиты предприятию и быть уверенными, что их кредиты вернут вместе с процентами, раньше, чем предприятие обанкротится;
3) аудиторам, которым необходимо проверить отчетность и хозяйственную деятельность организации и дать соответствующие рекомендации по ведению бухгалтерского учета;
5) руководителям маркетинговых и рекламных отделов, которые на основе этой информации создают стратегию продвижения товара на рынки.
Кроме того, в настоящее время, экономический анализ получил новую форму представления форму рекламного характера. Публикация результатов финансового анализа в виде отчетов показывает инвесторам и акционерам результаты работы предприятия за отчетный период времени, тенденции роста прибыли и развития предприятия на следующий год, и служит хорошим рекламным материалом для привлечения новых инвестиций.
Современная экономика, с ее постоянно ужесточающейся конкуренцией, требует от руководителей и менеджеров предприятий, фирм и ассоциаций постоянного повышения эффективности использования экономического потенциала, оптимальных форм хозяйствования, достижения наилучших результатов при наименьших затратах труда и средств. Следовательно, необходимо развитие теории и практика анализа хозяйственной деятельности как одного из основных методов научного управления экономикой. В условиях рыночного механизма хозяйствования анализ должен не только давать объективную оценку выполнению планов и динамике производственно-торговой, финансово-хозяйственной и другой деятельности предприятий, но и выявлять, изучать и мобилизовывать резервы (особенно прогнозные) экономического и социального развития, помогать принимать оптимальные тактические и стратегические управленческие решения.
Существует необходимость дальнейшего совершенствования теории и практики анализа экономической эффективности деятельности предприятий.
Повышение эффективности деятельности и, как следствие, конкурентоспособности компаний задача, от решения которой зависит успех развития в условиях рыночной экономики. Измерение и анализ эффективности важны для принятия обоснованных управленческих решений на всех уровнях экономики.
2.2 Факторы эффективности
Эффективность является мерой как экономичности, так и результативности использования ресурсов труда, капитала, земли, материалов, энергии, времени, информации и т.д. при производстве товаров и услуг, удовлетворяющих запросам и требованиям потребителей. Ее измерение может стимулировать улучшение текущей деятельности компании, внедрение и функционирование могут повысить производительность труда на 5-10% без внедрения дополнительных организационных изменений. Показатели эффективности помогают устанавливать реалистичные цели и контрольные точки для диагностики деятельности в процессе развития организации.
Менеджмент как деятельность, наука и искусство
... источников, добиваясь повышения эффективности производства - получения максимально возможного результата при минимальных затратах. Изменения в содержании хозяйственной деятельности фирмы связаны прежде всего с изменениями в характере собственности и с процессами ...
Все компании имеют структуру, отражающую различные функции, виды продукции или направления специализации. Целевая специализации показывает, кто именно и какая часть организации могут эффективно воздействовать на каждый ресурс. С целью принятия обоснованных управленческих решений в области повышения эффективности деятельности крайне важно классифицировать все факторы эффективности на группы и подгруппы. Это позволит выяснить «вес» и приоритетность каждого из них, а также определить ответственных лиц и организационные подразделения в компании.
Современные организации могут иметь много аспектные задачи и стратегии их реализации, значит, и классификация факторов эффективности производства также должна быть много аспектной и максимально соответствовать структуре организации и/или циклу изготовления продукции. Это соответствие может быть достигнуто: за счет более точной классификации факторов и за счет изменения структур организации в целях лучшего использования этих факторов. В теории менеджмента существуют разные модели классификации факторов эффективности.
Одна из моделей классификации факторов эффективности помогает разделить факторы на внешние: с точки зрения обслуживания потребителей и удовлетворения спроса, а также внутренние повышение эффективности и производительности компании.
Внутренние факторы эффективности
1) Факторы, связанные с процессом производства
Производственный процесс комплексная система. Повышение эффективности зависит от того, насколько успешно мы определяем и используем основные факторы системы.
На основании модели «входов–выходов» основными логически последовательными элементами любого производственного процесса являются факторы эффективности производства, которые могут быть разбиты на четыре группы:
- вход в процесс (факторы, связанные с исходными ресурсами);
- процесс (преобразование исходных ресурсов в готовую продукцию);
- результат (продукция и услуги, предназначенные для продажи);
- обратная связь (измерение результатов).
Эти группы факторов должны быть хорошо сбалансированы и скоординированы. Обратная связь (измерение и анализ эффективности) дает наилучшие критерии оценки сбалансированности и скоординированности факторов, воздействующих на процесс и его результаты.
Системный анализ эффективности и прибыльности деятельности компании позволяет отследить динамику прибыли компании в зависимости от изменений эффективности ее деятельности.
Константин Хабенский: Я занимаюсь не бизнесом, а благотворительностью
... будет. F: Константин, вы человек известный, к вам прислушиваются и коллеги, и общество. Как считаете, ваша благотворительная деятельность подтолкнула к этому ... помощь, не только покупка медикаментов для больниц, не только повышение квалификации врачей, но и решение проблем, связанных с ... чем это связано? - Это связано с нормальным построением бизнес-плана, с размышлениями о том, что и чем мы ...
При этом задача руководства компании состоит в том, чтобы оценить те факторы, которые влияют на эффективность деятельности и принять соответствующие меры для их использования с выгодой для себя.
2) Факторы, связанные с исходными ресурсами
Эта группа факторов особенно важна, поскольку наиболее полно соответствует частным показателям эффективности производства, таким как производительность труда и капиталоотдача. Анализ соотношения капитал/труд и эффективности дает важную информацию для принятия управленческих решений в области улучшения качества и возможного сочетания ресурсов, а также методов их использования.
Повышение показателей эффективности деятельности компаний в значительной степени зависит от оптимального выбора сырья и материалов для производства собственной продукции. Материалоотдача (выход продукции на единицу потребляемых сырьевых ресурсов или энергоносителей) зависит от их правильного выбора, включает такие показатели, как количество, ассортимент, качество, рыночная цена, а также требует постоянного внимания к оптимизации складских запасов, сокращения накладных расходов и экономии энергоресурсов. Технологические нововведения представляют важнейший источник роста эффективности производства. Повышение уровня автоматизации и применение информационных технологий помогут компании добиться прозрачности бизнеса для руководителей и собственников компаний, повысить эффективность принятия управленческих решений, увеличить объем выпуска товаров и услуг, повысить качество, внедрить новые методы маркетинга и т.д. Человеческий фактор является ведущим ресурсом с точки зрения повышения эффективности деятельности компании. Следовательно, компании заинтересованы в найме хорошо образованной, квалифицированной и профессионально подготовленной рабочей силы, что позволит минимизировать издержки на внутрифирменное обучение.
3) Факторы, связанные с выпуском продукции
В данном случае продукцию рассматриваем с точки зрения потребительской стоимости для покупателей. Сочетание научных исследований, маркетинга и сбыта становится важнейшим фактором эффективности: наличие продукта в нужном месте, в нужное время и по разумной цене определяет его ценность для потребителя.
Важнейшие факторы эффективности на стадии выпуска продукции должны учитываться руководством компании, в особенности при проектировании маркетинга и сбыта, в целях более активного проникновения на рынок и совершенствования продвижения продукции к потребителю.
4) Другие полезные факторы
Во многих случаях полезными являются другие возможные классификации факторов эффективности производства, например:
факторы, положительно влияющие на эффективность;
факторы, отрицательно влияющие на эффективность (их зачастую называют барьерами на пути повышения эффективности).
Управленческие решения менеджмента нацелены на усиление воздействия позитивных факторов (таких, как заинтересованность, энтузиазм, наличие технологий и т. п.) и ликвидацию или уменьшение воздействия барьеров на пути роста эффективности (например, сопротивление переменам, риски в области безопасности, низкая мотивация персонала, нехватка квалифицированной рабочей силы и т. п.).
Бизнес без прибыли такой же бизнес как соленый огурец конфета
... выручки производители ищут новые способа производства, производят новые идеи, обеспечивают людей рабочими местами. «Бизнес без прибыли – такой же бизнес, как соленый огурец – конфета» (Ч.Ф. Аббот) (ЕГЭ обществознание) ... интенсивный рост производства, а значит и более высокую прибыль. В подтверждение мысли о увеличении прибыли бизнеса путем повышения эффективности производства приведу пример ...
Этот процесс нередко начинается с мозгового штурма и составления перечня барьеров и проблем на пути роста эффективности деятельности .
Внешние факторы эффективности
Внешние факторы эффективности — это макроэкономические факторы эффективности, которые либо ускоряют ее рост, либо препятствуют ему. Хорошо известно, что эффективность работы компании в значительной степени зависит от внешних экономических, социальных, политических и других, связанных с инфраструктурой условий, которые оказывают влияние на эффективность и процесс принятия решений руководством предприятия. Внешние факторы должны осознаваться и приниматься во внимание руководством компаний при принятии им стратегических и оперативных решений.
3.3 Пути повышения экономической эффективности в современный период .
Переход к рыночным отношениям требует глубоких сдвигов в экономике решающей сфере человеческой деятельности. Необходимо осуществить крутой поворот к интенсификации производства, переориентировать каждое предприятие, организацию, фирму на полное и первоочередное использование качественных факторов экономического роста. Должен быть обеспечен переход к экономике высшей организации и эффективности с всесторонне развитыми производительными силами и производственными отношениями, хорошо отлаженным хозяйственным механизмом. В значительной степени необходимые условия для этого создает рыночная экономика. При обосновании и анализе всех показателей экономической эффективности учитываются факторы повышения эффективности производства по основным направлениям развития и совершенствования производства. Эти направления охватывают комплексы технических, организационных и социально-экономических мер, на основе которых достигается экономия живого труда, затрат и ресурсов, повышение качества и конкурентоспособности продукции.
Важнейшими факторами повышения эффективности производства здесь выступают:
- ускорение научно-технического прогресса, повышение технического уровня производства, производимой и осваиваемой продукции (повышение ее качества), инновационная политика;
- структурная перестройка экономики, ее ориентация на производство товаров народного потребления, конверсия оборонных предприятий и отраслей, совершенствование воспроизводственной структуры капитальных вложений (приоритет реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий), ускоренное развитие наукоемких, высокотехнологичных отраслей;
- совершенствование развития диверсификации, специализации и кооперирования, комбинирования и территориальной организации производства, совершенствование организации производства и труда на предприятиях и в объединениях;
- разгосударствление и приватизация экономики, совершенствование государственного регулирования, хозяйственного расчета и системы мотивации к труду;
- усиление социально-психологических факторов, активизация человеческого фактора на основе демократизации и децентрализации управления, повышения ответственности и творческой инициативы работников, всестороннего развития личности, усиления социальной направленности в развитии производства (повышение общеобразовательного и профессионального уровня работников, улучшение условий труда и техники безопасности, повышение культуры производства, улучшение экологии).
Среди всех факторов повышения эффективности и усиления интенсификации производства решающее место принадлежит разгосударствлению и приватизации экономики, научно- техническому прогрессу и активизации человеческой деятельности, усилению личностного фактора (коммуникации, сотрудничество, координация, приверженность делу), повышению роли людей в производственном процессе. Все другие факторы находятся во взаимозависимости от этих решающих факторов. В зависимости от места и сферы реализации пути повышения эффективности подразделяются на общенациональные (государственные), отраслевые, территориальные и внутрипроизводственные. В экономической науке стран с развитыми рыночными отношениями эти пути подразделяются на две группы: внутрипроизводственные и внешние или факторы, воздействующие на изменение прибыли и контролируемые со стороны фирмы и неконтролируемые факторы, к которым фирма может только подстроиться.
Вторая группа факторов- это конкретные рыночные условия, цены на продукцию, сырье, материалы, энергию, курсы валют, банковский процент, система госзаказов, налогообложение, льготы по налогам и т.д. Наиболее многообразна группа внутрипроизводственных факторов в масштабе предприятия, объединения, фирмы. Их количество и содержание специфичны для каждого предприятия в зависимости от его специализации, структуры, времени функционирования, текущих и перспективных задач. Они не могут быть унифицированы и едины для всех предприятий. Количественная оценка внутрипроизводственных факторов дается в плане технического и организационного совершенствования производства снижение трудоемкости и рост производительности труда, уменьшение материалоемкости и экономия материальных ресурсов, экономия от снижения издержек производства и прирост прибыли и рентабельности, прирост производственных мощностей и выпуска продукции, экономический эффект от реализации мероприятий, а также конкретные размеры капитальных затрат и сроки реализации мероприятий.
Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, приведем все основные пути повышения эффективности:
Важнейшим фактором повышения эффективности общественного производства, обеспечение высокой его эффективности был и остается научно-технический прогресс. До последнего времени НТП проистекал эволюционно. Преимущество отдавалось совершенствованию уже существующих технологий, частичной модернизации машин и оборудования. Такие меры давали определенную, но незначительную отдачу. Недостаточны были стимулы разработки и внедрения мероприятий по новой технике. В современных условиях формирования рыночных отношений нужны революционные, качественные изменения, переход к принципиально новым технологиям, к технике последующих поколений — коренное перевооружение всех отраслей народного хозяйства на основе новейших достижений науки и техники. Важнейшие направления НТП: широкое освоение прогрессивных технологий автоматизация производства создание использование новых видов материалов. В условиях перехода к рыночной экономике, ее начального этапа очень важны мероприятия научно-технического характера. Коллективы предприятий, их руководители главное внимание уделяют материальному стимулированию труда.
Большая часть прибыли после уплаты налогов направляется в фонд потребления.
Такое положение ненормально. Очевидно, по мере развития рыночных отношений предприятия начнут уделять должное внимание развитию производства на перспективу и будут направлять необходимые средства на новую технику, обновление производства, на освоение и выпуск новой продукции. Помимо того, необходимо создать организационные предпосылки, экономические и социальные мотивации для творческого труда ученых, конструкторов, инженеров, рабочих. Коренные преобразования в технике и технологии, мобилизация всех, не только технических, но и организационных, экономических и социальных факторов создадут предпосылки для значительного повышения производительности труда. Предстоит обеспечивать внедрение новейшей техники и технологии, широко применять на производстве прогрессивные формы научной организации труда, совершенствовать его нормирование, добиваться роста культуры производства, укрепление порядка и дисциплины, стабильность трудовых коллективов. Хотя, все выше сказанное крайне важно и необходимо для современных предприятий, но нужно учитывать реалии сегодняшней жизни. Подобные меры смогут внедрить, наверное, очень нескоро и очень немногие предприятия из-за сложившегося и недавно обострившегося экономического, социального кризиса. Одним из важных факторов интенсификации и повышения эффективности производства является режим экономии. Ресурсосбережение должно превратиться в решающий источник удовлетворения растущей потребности в топливе, энергии, сырье и материалах. В решении всех этих вопросов важная роль принадлежит промышленности. Предстоит создать и оснастить народное хозяйство машинами, оборудованием, обеспечивающую высокую эффективность использования конструкционных и других материалов, сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, создание и применение высокоэффективных малоотходных и безотходных технологических процессов. Поэтому так необходима модернизация отечественного машиностроения — решающее условие ускорения НТП, реконструкции всего народного хозяйства. Нельзя забывать и об использовании вторичных ресурсов.
В условиях перехода от командно-административной к рыночной экономике основными направлениями повышения экономической эффективности производства остаются разгосударствление и приватизация. Рыночная экономика не совместима с преобладанием одной государственной формы собственности. Она требует множественности субъектов и форм собственности. В государственной экономике ни один производитель не имеет права полновластно распоряжаться средствами производства и готовым продуктом. Рыночная экономика требует того, чтобы предприятия как самостоятельные субъекты хозяйствования несли полную ответственность за конечные результаты деятельности. В государственной же экономике фиктивному праву владения имуществом соответствует фиктивная ответственность. Поэтому результаты убыточной работы перекладываются на общество. Кроме того, рыночная и государственная экономика базируется на разных мотивах и стимулах деятельности. В первом случае движущим мотивом являются экономические интересы субъектов, реализующиеся через механизмы конкуренции и ценообразования. Во втором — собственность функционирует через административное принуждение приказными методами.
Заключение
Применение бизнес-планирования для компаний высоко конкурентного рынка не только необходимо, но и является стратегическим вопросом выживания и роста предприятия. Грамотное использование методов бизнес — анализа и прогноза дает руководителям и менеджерам компаний уверенность в завтрашнем дне, и, как следствие, ведет к повышению организованности и цивилизованности на рынке в целом.
Разработанный бизнес-план развития предприятия направлен на:
1. понимание общего состояния дел на данный момент;
2. представление того уровня, который вы собираетесь достичь;
3. планирование процесса перехода из одного состояния в другое.
Бизнес-план позволяет решить эти проблемы. Он включает разработку цели и задач, которые ставятся перед предприятием на ближайшую и дальнюю перспективу, оценку текущего состояния экономики компании, путем анализа основных показателей ее работы и сопоставление их с показателями по бизнес-плану, а также выявление сильных и слабых сторон производства, анализ рынка и информации о клиентах. В нем дается оценка ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей в условиях конкуренции.
Бизнес-план дает возможность продумать свои действия, помогает предупредить и достойно встретить многие неизбежные проблемы в развитии бизнеса. Он является инструментом, с помощью которого возможен контроль и управление производством. Бизнес-план позволяет управлять по предварительному плану, а не просто реагировать на события.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/biznes-plan/po-obschestvoznaniyu-klass-3/
1 Алан Д. Орр. «Управление проектами: руководство по ключевым процессам, моделям и методам.» -Днепропетровск.: «Баланс Бизнес Букс», 2006.-216с.
2 Анискин Ю.П., Павлова А.М. «Планирование и контроллинг»: Учебник.-М.:Омега — Л, 2005.-280с.
3 Артеменко В.Г., Беллендир М.В. «Финансовый анализ». — М.: Издательство «ДИС», 2006.-310с.
4 Арустамов Э.А., Пахомкин А.Н., Платонов А.П., Рыкова И.В. «Организация предпринимательства»: Учебное пособие. М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», МУПК, 2004.-355с.
5 Бернстайн Л.А. 2Анализ финансовой отчетности.» М.: Финансы и статистика, 2006. -210с.
6 Бринк И.Ю., Савельева Н.А. «Бизнес-план предприятия. Теория и практика» / Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н / Д: Феникс, 2003.-278с.
7 Буров В.П., Морошкин О.К. «Бизнес-план. Методика составления реальный пример» — М: ЦИПКК, 2005. — 201с.
8 Зигель Э.С. Шульц Л.А. «Составление бизнес-плана» М: Финансы и статистика, 2006.-632ч.
9 Ковалев В.В. «Финансовый анализ: методы и процедуры. Финансы и статистика.» — М.: Финансы и статистика, 2004.-361с.
10 Котлер Ф. «Основы маркетинга» М: Прогресс, 2005.- 301с.
11 Краюхина Г.А. «Экономика предприятия. Ч.6.Экономическая деятельность предприятия»: Учебное пособие. СПб.:СПбГИЭУ, 2007.-255 с.
12 Липсиц И.В. «Бизнес-план — основы успеха»: Практическое пособие — М: Машиностроение, 2005. — 300с.
13 Миронова И.А. «Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий.» — Спб: ПрофиКС, 2006.-108с.
14 Богатко А.Н. «Основы экономического анализа хозяйствующего субъекта» — М.: Финансы и статистика, 2004г.-364с.
15 Пелих А.С. «Бизнес-план или как организовать собственный бизнес»- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: «Ось-89», 2004.-362с.
16 Савицкая Г.В. «Анализ хозяйственной деятельности» Учебник. М.: