Вступление, Основная часть
народа …».
1. «Глаголом жечь сердца людей …» — чтобы стать пророком, нужно отрешиться от трепетности чувств, от сомнений и страха (А.С.Пушкин «Пророк»).
2. «И ризу влажную мою сушу на солнце под скалою …» — поэт оказывается лицом неприкосновенным, он защищён от бурь и ветров (А.С.Пушкин «Арион»).
3. «Поэзия как ангел-утешитель» не раз спасала Пушкина (А.С.Пушкин «Вновь я посетил …»).
4. Поэт – это эхо, которое откликается на всякий призывный звук жизни (А.С.Пушкин «Эхо»).
5. С Пушкиным Лермонтов не был знаком, но стихотворение «Смерть поэта» сделало его наследником и продолжателем пушкинских традиций в русской литературе.
6. Назначение стихотворца сродни назначению кинжала (М.Ю.Лермонтов «Поэт»).
7. Лермонтовский «Пророк» выходит в мир злобы и вражды (М.Ю.Лермонтов «Пророк»).
8. «Нет, я не Байрон, я другой» — размышление над своим местом среди людей и предсказание творческого и жизненного пути.
Заключение., Где не погибло слово,
там и дело ещё не погибло.
А.И. Герцен
Осмысление роли литературы, искусства в жизни общества — это, наверное, один из самых важных вопросов, стоящих перед писателями и поэтами. Каждый большой художник рано или поздно задумывается о том, что он оставит людям, каким целям служило его творчество, какова вообще роль поэзии в жизни народа. Эти вопросы не могли не волновать Александра Сергеевича Пушкина и Михаила Юрьевича Лермонтова. Их размышления на эту тему нашли полное и глубокое отражение в их лирике.
О лирике Пушкина говорить и трудно, и легко. Трудно, потому что это разносторонний поэт. Легко, потому что это необычайно талантливый поэт. Вспомним, как он определил сущность поэзии:
Свободен, вновь ищу союза, Волшебных звуков, чувств и дум.
Я обратила внимание на то, что непременным условием творчества поэт считает свободу. Пушкин уже к семнадцати годам был вполне сложившимся поэтом, способным соперничать с таким маститым поэтом, как Державин. Поэтические строки Пушкина в отличие от громоздких строф Державина обрели ясность, изящество и красоту. Обновление русского языка, столь методично начатое Ломоносовым и Карамзиным, завершил Пушкин. Его новаторство нам потому и кажется незаметным, что мы сами говорим на этом языке. Бывают поэты «от ума». Их творчество холодно и тенденциозно. Другие слишком много внимания уделяют форме. А вот лирике Пушкина присуща гармоничность. Там всё в норме: ритм, форма, содержание.
Поэт и поэзия в лирике А. Ахматовой
... в лирике Ахматовой. Тема поэта и поэзии в лирике Ахматовой. (Ахматова Анна) Тема поэта и поэзии занимает важное место в творчестве великой поэтессы Ахматовой. В цикле «Тайны ремесла» рассматривается тема поэта и поэзии. В своих стихотворениях она рассматривает такие вопросы, как роль поэта в жизни общества, предназначение поэта ...
Пушкин, как никто, умел радоваться красоте и гармонии мира, природы, человеческих отношений.
Поэзия Пушкина обладает удивительным даром. Она как живительный бальзам воздействует на человека. Стихотворения Пушкина мы знаем с юных лет, но только через какое-то время, иногда много лет спустя, мы открываем для себя заново сказочный мир его поэзии и не устаем поражаться её кристальной чистоте, ясности, одухотворенности. Поэзия Пушкина вечна, ибо она обращена ко всему прекрасному в человеке.
Для каждого большого поэта вопрос о назначении поэта и поэзии не просто одна из традиционных поэтических тем, это вопрос о смысле жизни, о своём предназначении. И все поэты решают его по-разному, потому что по-разному понимают саму природу поэзии, потому что их творческий путь приходится на разные исторические эпохи. Пушкина мы привыкли связывать с эпохой декабризма, а его поэзию считать поэтическим выражением декабристских идей. И действительно, идеалы, выраженные в ранней лирике Пушкина, во многом сходны с идеалами его друзей, поднявших восстание 14 декабря. Вдохновляемый идеей гражданского служения, поэт стремится посвятить свою поэзию делу освобождения родины.
«свободы гордая певица»
Но и после разгрома декабрьского восстания Пушкин остаётся верен тем же идеалам. Пушкин верит, что силой поэтического слова можно заставить рабов стать свободными людьми, а самодержцев подчинить закону. Но очень скоро приходит понимание того, что никакая политическая свобода невозможна без свободы внутренней и что только духовная гармония даст человеку почувствовать себя независимым. Меняется и пушкинское понимание поэзии.
Своё представление об идеальном образе поэта Пушкин воплотил в хрестоматийном стихотворении «Пророк» (1826), в иносказательной форме отражающем раздумья поэта о своём назначении, о возможности продолжать служить на благо Отечества. Это была тяжёлая для Пушкина пора духовного кризиса, вызванного известием о казни декабристов.
Написанию этого стихотворения предшествовали события, имевшие большое значение в жизни поэта. В ночь с 3 на 4 сентября 1826 года в Михайловское прибыл фельдъегерь, посланный с предписанием Пушкину срочно прибыть в Псков, дабы затем немедленно отправиться в Москву по повелению государя.
Прибытие поздней ночью офицера с бумагой от псковского губернатора произвело в Михайловском эффект разорвавшейся бомбы. Пушкин сжигает «Михайловскую тетрадь» — там автобиографические записки, какие-то стихи, черновики «Бориса Годунова» с недостаточно, быть может, «завуалированными» намеками на Александра 1 (впрочем, и в окончательном варианте их окажется более чем достаточно).
Пушкина легко понять: ещё свежа в памяти казнь декабристов… В пятом часу поэт уезжает. Четыре дня он в дороге. Наконец, в первой половине дня 8 сентября еле живой от пережитых волнений и утомительного пути, томимый самыми чёрными предчувствиями, Пушкин предстал перед государем.
Более восьми часов длилась их беседа в Чудовом дворце. Без свидетелей. Тем не менее, многое об их разговоре известно. Император остался весьма доволен беседой: в тот же вечер на балу он сказал Дмитрию Николаевичу Блудову (так, чтобы слышали и другие): «Я нынче говорил с умнейшим человеком в России». Довольным остался и Пушкин: царь объявил, что поэт свободен от ссылки, от обычной цензуры, и что читать его произведения он будет самолично.
Белинский. Сочинения Александра Пушкина Статья пятая
... и определить сущность этой особности, значит найти ключ к тайне личности и поэзии поэта. В чем же должно искать этого ключа? Каждое поэтическое произведение есть плод ... ведь это так просто и легко! Сочинения, в которых люди ничего не узнают своего и в которых все принадлежит поэту, не заслуживают никакого внимания, как пустяки. ...
духовной жаждою томим»
«грешного»
И он к устам моим приник
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный, и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
«бога глас»
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
Стихотворение имеет аллегорический смысл. Изображенный в нем процесс преображения человека есть не что иное, как рождение поэта. Таким образом, поэзия в представлении Пушкина существует не для услаждения избранных, она является могучим средством преобразования общества, ибо несет людям идеалы добра, справедливости и любви.
«Я гимны прежние пою»
«чувства добрые лирой пробуждал»
Творческий процесс, по Пушкину, невозможен без вдохновения, именно оно способно пробудить в душе человека поэзию. Эта мысль символически воплощена в стихотворении «Поэт» (1827):
Пока не требует поэта, К священной жертве Аполлон,, В заботах суетного света, Он малодушно погружен…
«божественный глагол»
«сладостным даром»
Высокой целью своей поэзии Пушкин считал служение России, защиту передовых идей своего времени, поэтому во многих его стихотворениях присутствует образ поэта-гражданина. В процессе его творческого роста и изменения конкретных общественно-исторических условий образ поэта претерпевал определённую эволюцию. В литературоведении стало общим местом противопоставление «чистой поэзии» и поэзии гражданской. Если исходить из этого, то получается, что Пушкин изменил гражданским идеалам юности и встал на путь «искусства для искусства». Но по отношению к Пушкину такое противопоставление неуместно. Для него гражданственность не в служении конъюнктуре, а в служении вечным ценностям: добру, свободе и милосердию.
Об этом он напишет в стихотворении, ставшем своеобразным итогом творчества Пушкина, его поэтическим завещанием, «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836).
Поэт пишет о своей непокорности существующему строю:
Вознесся выше он главою непокорной, Александрийского столпа.
«не зарастет народная тропа»
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,, И назовет меня всяк сущий в ней язык,, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой, Тунгус, и друг степей калмык.
Свой «нерукотворный памятник», свою будущую посмертную славу Пушкин связывает с существованием поэзии:
Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
«чувства добрые».
Что чувства добрые я лирой пробуждал,, Что в свой жестокий век восславил я Свободу, И милость к падшим призывал.
«послушна»
Можно с уверенностью сказать, что А. С. Пушкин внес достойный вклад в развитие русской классической литературы. С одной стороны, он органически впитал в себя и глубоко переработал достижения предшествовавшей ему литературы, а с другой – явился гениальным художником-новатором. Такого поэта, наследника всего литературного прошлого и последовавшей за ним русской литературы, не могли не волновать вопросы происхождения и назначения поэтического дара; взаимоотношения поэта и общества, вдохновения, славы и бессмертия.
Предназначение поэта в поэзии, анализ стихотворения «Поэт» ...
... своему чувству. В 1827 году Пушкин пишет стихотворение «Поэт». Небольшое, но исполненное глубоким смыслом, размышлениями стихотворение показывает отношение автора к собратьям по перу. В стихотворении «Поэт» Пушкин проводит параллель между состоянием ... стремятся ее превратить в алмаз. Поэтому так важно, чтобы мы знали настоящую поэзию, чтобы мы ее понимали. Именно тогда мы будем понимать, почему наш ...
Не менее ярким и удивительным явлением в литературе был и Михаил Юрьевич Лермонтов. Он погиб, не дожив до 27 лет, но создал такие шедевры, которые дали ему право войти в число великих писателей.
«строгостью судьи и гражданина».
В чём суть завещания будущему поколению людей таких поэтов как Лермонтов? Прежде всего в том, что их творчество служило передовым идеям своего времени, добру, справедливости, свободе и борьбе за счастье людей. А это всегда остаётся главной миссией поэта. Разве Пушкин завещал не то же самое поэтам в своём знаменитом «Памятнике»? «Как и всякий настоящий, а тем более великий поэт, — писал И. Андроников, — Лермонтов исповедовался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека».
Настоящий большой поэт не может создавать произведения просто ради самого процесса стихосложения. Он невольно задумывается о том, в чём смысл и назначение его творчества, о чём он хочет поведать людям, какова вообще роль поэзии в жизни общества. Эти вопросы глубоко волновали Лермонтова. Взгляды его на поэта и поэзию постепенно менялись, приобретая зрелость и глубину.
С Пушкиным Лермонтов знаком не был и не входил в его окружение. Но его стихотворение «Смерть поэта» (1837), написанное сразу после получения известия о гибели Пушкина на дуэли, сделало молодого поэта как бы наследником и продолжателем пушкинских традиций в русской литературе. Лермонтов говорил о Пушкине как бы от лица всего поколения, исполненного скорби о национальном гении и негодования, направленного против его врагов. Стихотворение «Смерть поэта» мгновенно распространилось в списках и принесла Лермонтову широчайшую известность, в том числе и в литературном окружении Пушкина.
Автор гневно обличает общество, не сумевшее уберечь светоч русской поэзии. Заключительные строки стихотворения были направлены против царских палачей, которые также виновны в гибели Пушкина, они были восприняты в высшем обществе как вызов:
И вы не смоете всей вашей черной кровью, Поэта праведную кровь!
Главное даже не в том, насколько удалось Лермонтову изобразить великого русского поэта, а в том, что он сумел постичь вечные проблемы. Ведь в «Смерти поэта» – трагическая судьба не только Пушкина, но и каждого гения с его ранимостью, непонятной для других душой. А появление убийцы и человека, который лишь смеялся над чужой культурой, — следствие существования любого бездуховного общества. А именно в таком обществе, презирающем человеческие ценности и законы морали, жил поэт:
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда – все молчи!..
ЛЕРМОНТОВ И ПУШКИН
... оружии. На этой странице искали : сочинение на тему пушкин и лермонтов лермонтов и пушкин сравнение пушкин и лермонтов сравнение пушкин и лермонтов кто мне ближе сравнение лермонтова и пушкина Сохрани к себе на стену! ... монтов. По мнению обоих авторов, творчеству чужда корысть. Поэт должен творить, «не требуя наград за подвиг благородный», убежден Пушкин. Голос поэта, продолжает мысль Лермонтов, ...
Великий русский поэт С.Есенин говорил, что только один Лермонтов смог научиться поэзии у Пушкина и является единственным его наследником.
Лермонтову довелось испытать горечь непонимания, и голос его иногда звучал как глас вопиющего в пустыне. Поэт-пророк не всегда был понятен окружающим в своих пророчествах, и его поэзия вызывала в определённый момент вопрос: «Какая польза нам от неё?».
Лермонтов-поэт изведал не только одиночество и непонимание. Он – фигура отчётливо трагическая. Гибель поэта в мире зла неминуема. Это подсказала Лермонтову и судьба его гениального предшественника. Стихотворение «Смерть поэта» было написано по горячим следам событий и под непосредственным впечатлением от них. Хотя речь идёт о трагической судьбе конкретного человека, Лермонтов трактует происшедшее как проявление вечной борьбы добра и света со злом и жестокостью. Поэт гибнет от рук ничтожных людей. Поэт – гордое, независимое существо, дивный гений, явление небывалое и поэтому чужеродное в среде, живущей завистью, наветом, занятой погоней за счастьем, понимаемым как чины, богатство, положение в обществе. Столкнулось небесное и земное, высокое и низкое.
гордого чела»
«простой и гордый»
Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк!
Иль никогда, на голос мщенья,
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья?..
«всеведеньем»,
«старцам»
Лермонтов в своём стихотворении намечает путь, которым должен идти тот, кто получил божественный дар. Поэт показывает нам отдалённые последствия этого пути. Он точно знает, как род людской воспринимает пророчество высоких истин. Стихотворение «Пророк» — одна из вершин лермонтовской лирики. Каждая фраза стихотворения опирается прямо или косвенно на библейское сказание и одновременно имеет острый злободневный смысл, поэтически точна, конкретна и вместе с тем символически многозначна. Стихотворение порождает конфликт с окружающим миром.
Лермонтова волнует судьба своего поколения, народа и родины. Его внимание привлекают уже не столько необычные явления жизни, романтические герои-индивидуалисты, сколько реальные люди, кровно связанные с народом. Зрелому Лермонтову свойственно чувство высокой ответственности перед читателями. В них заключены редкая энергия и мужественная сила:
Бывало, мерный звук твоих могучих слов, Воспламенял бойца для битвы,
Он нужен был толпе, как чаша для пиров,