Что такое школьное сочинение? Отметим, что в методической литературе нет единого и ясного понимания жанров ученического сочинения. Понятие «жанр» подменяется понятием «содержание сочинения», «форма», «тип», «вид». Опыт показывает, что терминология (жанр рассказа; жанр заметки и т.д.) вызывает затруднение в понимании цели как у обучающихся, так и у учителей. Давая определение (возможно, не совсем полное) школьному сочинению, отметим, что это итоговый вид работы, литературное творчество ребёнка, результат всего того, чего школьник, изучая литературу, достиг: его знания, приобретённые на уроках, при самостоятельном чтении, посещении музеев и др. Сочинение свидетельствует о знании текста художественного произведения, о котором пишет обучающийся; умении его анализировать; зрелости суждении; широте кругозора; умении воплощать мысли и чувства в словесную форму; позволяет ему выразить себя как личность.
Сочинение — это письменное высказывание на тему, пишется оно автором самостоятельно, создаётся определённый текст (содержание сочинения).
Школьное сочинение, как и любой текст, может существовать только в опредёленном жанре. Калганова Т.А. выделяет следующие жанры:
-
литературно-критическая статья;
-
рецензия;
-
эссе;
-
очерк;
-
дневник;
-
эпистолярный жанр.
Каковы же основные требования, предъявляемые к школьным сочинениям любого жанра? Они могут быть сведены к следующему: последовательное н полное освещение темы в совокупности главных вопросов, которые в неё входят; умение не выходить за пределы темы. Сочинение должно представлять собой самостоятельную работу, стилистически, орфографически и пунктуационно грамотно оформленную.
Часто полемизируется вопрос: «Надо ли учить писать сочинение?» Безусловно, написанию сочинений обучать необходимо, причём кропотливо, последовательно н систематически. Что значит научить школьника справляться с темой? Это значит научить вдумываться в тему, подчинять своё сочинение главной мысли, точно отбирать и систематизировать материал, строить сочинение в определённой композиционной форме, правильно выражать свои мысли, исправлять, переделывать, улучшать написанное.
Сочинение чему научил меня рассказ
... таки учительница французского оказала существенную помощь ребенку. Думается, в первую очередь данный рассказ научил меня смотреть на все жизненные ситуации проще, спокойнее. Человеку не стоит быть слишком ... всячески поддерживая и показывая свою заинтересованность. Конечно, это произведение может многому научить. Меня оно научило тому, что я описал в предыдущих абзацах, кого-то другого он научится ...
Подготовку к любому сочинению необходимо начинать с глубокого осмысления темы. Обучающийся должен чётко представлять то, о чём он будет писать. Чётко сформулированная тема даёт обучающемуся направление в работе. Л.Н.Толстой подчёркивал: «Главное искусство учителя при изучении языка и главное упражнение с этой целью в руководстве детей к сочинениям стоит в задавании тем и не столько в задавании, сколько в представлении большого выбора, в указании размера сочинения, показе первоначальных приёмов».
Учителю необходимо иметь в виду н некоторые специфические возрастные особенности мышления школьников. Подход к обучающемуся как к «участнику педагогического процесса» поможет учителю строить работу по изучению программного материала, по обучению сочинениям, поможет отобрать из множества вопросов н тем наиболее приемлемые для данного класса, для конкретного ученика.
Условием успешного обучения написанию сочинений следует считать планомерную систематическую работу.
Работа над конкретным сочинением условно может быть разделена на три этапа: подготовительная работа, написание сочинения, анализ написанного.
Огромное внимание следует уделить подготовительной работе обучающихся и умению анализировать написанное.
В чём же суть подготовительной работы? Схематически она может быть представлена так:
-
глубокое осмысление темы и расширение круга впечатлений по ней;
-
составление плана;
-
сбор чернового материала, словарно-фразеологическая работа, подбор цитат;
-
проведение устных сочинений;
-
самостоятельное написание сочинения (или части его), редактирование с помощью учителя (на уроке или на индивидуальной консультации).
В методической и научной литературе встречаются различные классификации сочинений. Одна из них следующая: на литературные темы; по картине; на основе жизненных впечатлений обучающихся. Все эти виды сочинений правомерно называть творческими.
На всех этапах обучения следует проводить сочинения всех указанных типов.
Сочинения на основе жизненных впечатлений, по картине и на литературные темы отличаются по характеру чернового материала Необходимо научить школьников избирательно относиться к фактам, которые могут быть использованы ими в сочинении.
Психологический портрет сочинение описание 8 класс
... или письменным. III. Самостоятельная творческая работа. — Вы прочитали и послушали несколько описаний портретов, теперь вы должны будете сами написать сочинение, в котором дадите психологический портрет изображенного на нем героя. для ...
сочинения — описания.
Творческое воображение обучающихся развивается в такой работе, как «портрет писателя». Демонстрация портрета писателя на уроках литературы — дело обычное. К сожалению, учитель не всегда доводит эту работу до логического завершения, зачастую сводя её к простому показу портрета. На самом деле портрет должен знакомить не только с внешним обликом писателя, но и способствовать проникновению в мир его мыслей, чувств, уяснению важных сторон его творчества В связи с этим полезно проводить небольшие письменные работы на такие, к примеру, темы, как «Портрет А.С. Пушкина (И.С. Тургенева)», «Каким я представляю себе Л.Н. Толстого (В.В. Маяковского)» и т.д Работа эта не простая, она требует от обучающихся умения синтезировать свои наблюдения. В то же время она способствует интенсивному развитию творческого воображения.
Письменной работе должна предшествовать планомерная, систематическая устная подготовка, которую схематично можно изложить так: рассказ учителя, устные описания обучающихся, письменная работа
Рассказ учителя необходимо сделать доступным, интересным, выполняющим познавательные и воспитательные задачи. Он должен содержать отрывки из произведений писателя (поэта), нз воспоминаний о нём его современников, сведения о художнике — авторе портрета писателя. Демонстрацию портрета следует сопровождать историко-литературными комментариями, но они должны быть лаконичными, выразительными, целенаправленными, не отвлекать от главного — раскрытия идейно-художественного содержания портрета. В некоторых случаях полезно показать ряд портретов, относящихся к различными периодам жизни писателя, созданных несколькими художниками.
Рекомендую вопросы, которые могут помочь научить школьников «читать» портрет, понимать его своеобразие:
-
Опишите внешность писателя: выражение лица, позу, костюм.
-
Объясните значение колорита, фона, отдельных деталей портрета
-
Раскройте основной замысел художника (какую особенность личности писателя хотел выразить художник).
Как же развивать творческое воображение обучающихся на таких уроках? Как накапливать материал к сочинениям данного вида?
Один из путей — ознакомление обучающихся с литературными портретами, созданными писателями. Например: «Орест Кипренский» К.Паустовского, «Горький», «Маяковский» К.Чуковского, «Лев Толстой», «Чехов» М. Горького, «Маяковский — сам» Л. Кассиля.
Фрагменты урока по те
Перов «портрет достоевского» описание картины, анализ,
... писателя. Колорит портрета строится на градациях серого и коричневого тонов, оживляемых красными полосками черного галстука. По глубине психологического анализа, живописному мастерству портрет Достоевского ... строгой выразительностью силуэта, придает портрету монументальность. 1872 – портреты А.Н.Майкова, И.С.Тургенева, В.И.Даля, М.П.Погодина, Ф.М.Достоевского (писатель показан целиком погруженным в ...
Ф.М. Достоевский — писатель чрезвычайно индивидуальный. М. Горький сказал: «Гениальность Достоевского неоспорима, по силе изобразительности его талант равен, быть может, только Шекспиру’». У писателя свое, отличное от других классиков русской литературы открытие мира, отбор жизненного материала, его интерпретация, композиционное и словесное выражение.
Творчество Достоевского — новый этап в развитии критического реализма Его собственная судьба изобиловала драмами. Сложный внутренний мир писателя сумел отразить в своей картине известный художник — передвижник В. Перов.
— Обратимся к портрету кисти Перова. Опишите свои впечатления, используя тезис: «Рассматривая портрет Фёдора Михайловича Достоевского кисти Перова, я особое внимание обращаю… (я представляю…)».
Сочинение — миниатюра обучающихся
Рассматривая портрет Ф.М. Достоевского кисти Перова, я представляю ту нелёгкую задачу, которую поставил перед собой художник — создать образ человека со сложным противоречивым психическим складом. Первое, что поражает в облике писателя, — удивительная сосредоточенность. Его мучают «проклятые вопросы». Весь он как бы ушёл в себя. Наклон головы с высоким лбом; руки, напряжённо сомкнутые у колен; тонкие, нервные пальцы. Серый, из мягкого сукна костюм оттеняет болезненно желтый цвет лица. Мне кажется, что это один из лучших портретов кисти Перова.
Слово учителя
«В произведениях Достоевского мы находим одну общую черту, более или менее заметную во всём, что он писал: это боль о человеке, который признаёт себя не в силах или, наконец, даже не вправе быть человеком настоящим, полным, самостоятельным… Каждый человек должен быть человеком н относиться к другому, как человек к человеку — вот идеал, сложившийся в душе автора…» — писал Н.А. Добролюбов.
Портрет Фёдора Михайловича Достоевского кисти Перова, появившийся на выставке передвижников в 1872 г., выражал эту скорбную мысль о загнанных и забитых, но сохранивших в себе «живую душу и вечное, неисторжимое никакими муками сознание своего человеческого права на жизнь и счастье». Во внешнем облике нет ни малейших признаков какого-либо драматизма. Достоевский сидит вполоборота, чуть сгорбившись, положив спокойно руки на колени, задумался. Естественность в выражении лица и позы, сдержанность и скромность колорита. Неопределённый зеленовато-коричневый цвет костюма, рыжеватость волос и бороды, светлость чуть желтоватого оттенка лица н рук, всё окружающее — тень. Нет «говорящих» аксессуаров и деталей — только сам человек. Облик писателя поражает достоверностью, и это особенная достоверность, раз мы, его не знавшие, ей абсолютно верим.
Эта жизненность и одухотворённость лежат в основе портретного искусства передвижников. При этом живописная манера так скромна, как будто они не считали нужным и даже, более того, стыдились привносить в портреты что-то с целью «оживить», «усилить», «выделить», «украсить» их. Казалось бы, что созданные таким образом портреты должны страдать известной монотонностью. Напротив. В целомудренном следовании правде художники умели проникнуть в сущность человека, н правда внутреннего содержания оказывалась всегда нова, неожиданна и убедительна».
» У тех людей лица хороши, кто в ладах с совестью своей ...
... тему натолкнули меня на банально простой вывод. Оказывается, сохранить человеческий облик можно в любых условиях, даже от тебя не зависящих. Главное – жить «в ладах с совестью своей»! ... Человек воюет с лагерем, ибо тот отнимает свободу жить для себя, быть собою. Вопреки унизительной системе номеров, люди упорно называют друг друга по именам, отчествам, фамилиям. Перед нами лица, ...
Сочинения – описания – одно из важнейших направлений развития творческих способностей обучающихся на уроках литературы.