Проблема истины в романе «Мастер и Маргарита» ( )

Сочинение

Всем известно: абсолютной истины не существует. Мир, в котором существуют половые, расовые, социальные, религиозные различия, породил множество истин, претендующих на безусловность. Однако истина должна объединять людей. На деле же мы отчуждены друг от друга.

Главные герои романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» находят свою истину. Для мастера это свобода. Он свободен от влияния Идеи, поработившей всех, а потому и творит как истинный художник. По-человечески мастер не лишён малодушия, а потому наказан свыше: отказавшись от своего творения, он заслужил не Свет, а Покой.

Мастера спасает любовь Маргариты, и это её истина. Счастье любимого — её счастье. Маргарита, как и мастер, свободна от догм и условностей, готова стать ведьмой и становится ею ради спасения возлюбленного.

Добро — истина Иешуа Га-Ноцри. «Юный бродячий юродивый» уверен, что «злых людей нет на свете». Свирепый палач Марк Крысобой в глазах Иешуа видится добрым, но несчастливым человеком: «С тех пор как добрые люди изуродовали его, он стал жесток и чёрств». Безжалостный прокуратор Иудеи Понтий Пилат, по мнению Иешуа, тоже добр, а его жестокое поведение бродячий философ объясняет тем, что он просто болен, «слишком замкнут и окончательно потерял веру в людей». Добрыми людьми для Га-Ноцри являются и разбойники, осуждённые на казнь вместе с ним, поэтому он «ласково и убедительно» просит палачей дать им пить… Иешуа Га-Ноцри выбирает добро, встаёт на его сторону и готов нести ответственность за свой выбор. Он проповедует свою истину всем, в том числе и прокуратору, рабу кесаря. И от своих убеждений Иешуа не отрекается даже ради спасения жизни: «Правду говорить легко и приятно».

Кому-то может показаться, что слишком слабым и беззащитным изображён Иешуа, а потому весьма хрупкой представляется его идея абсолютного добра. Честно говоря, мне тоже так казалось. Хотелось при чтении пропустить ершалаимские главы, чтобы поскорей перейти к московским. Не потому, что они казались скучнее, нет. Просто личность Иешуа проецируется на образ Христа, которого видеть жалким, заискивающим перед прокуратором было больно. И только потом ко мне пришло понимание того, зачем Булгаков изобразил Мессию по-человечески слабым. Вспомним евангельский сюжет: Фома не поверил в воскресение Христа, пока не дотронулся до его ран, оставшихся на теле после казни.

15 стр., 7256 слов

М.А. Булгаков и его роман «Мастер и Маргарита»

... «Мастера и Маргариту» в том идеологическом философском ключе, который предлагает автор. Конечно, чтобы вникнуть, понять все подробности романа, человек должен обладать высокой культурной подготовленностью и ... сложных истин и глубинного смысла произведения, он принимает то, что способно заставить работать воображение и фантазию ребенка. Пытаясь объяснить «загадки» «Мастера и Маргариты», критическая ...

Булгаков, на мой взгляд, сознательно придал Иешуа такие личностные черты. Это не говорит о беззащитности идеи добра. Человек, по мысли автора, должен вставать на её сторону бескорыстно, не соблазняясь чудесами, исцелениями, воскрешениями и обещаниями. Да, были и такие, кто шёл за Иисусом только ради этого. Но были и другие — как Левий Матвей в романе Булгакова.

Иисус в Библии — сын Бога. Он силён силой Отца, силой своего совершенства. Иешуа в романе — человек. Да, он слаб. Но он и силён своей верой в добро. Наградой ему стало бессмертие. Оно же стало наказанием для Понтия Пилата.

Прокуратор Иудеи — раб, невольник кесаря, карьеры, богатства, боли, страха… Отдать жизнь за истину, как Иешуа, Пилат не может. В чём вообще заключается для него истина? В силе? Сила физическая не равна силе внутренней. Тщету всего, что прельщает его в этом мире, понимает прокуратор. Он не отдаст за это жизнь. Но не отдаст он её и за истину добра, услышанную от Иешуа. Почему?

Понтий Пилат могуществен, но слаб душой. Совесть и малодушие борются в нём. Трусость побеждает, и он отправляет на казнь невинного человека — Мессию. Понтию Пилату нет оправдания, даже организованная им смерть Иуды не снимает с него нравственной ответственности.

Непонятная тоска преследует его: «Показалось смутно прокуратору, что он чего-то недоговорил с осуждённым, а может быть, чего-то недослушал». Пилат «недослушал» слово истины. Не был готов к ней, не обладал внутренней свободой.

Добро, любовь, свобода, проповедуемые главными героями романа Булгакова, — это непреходящие, абсолютные истины. Выбирая их в качестве жизненного ориентира, человек платит иногда очень дорого. Но наградой ему становится Свет.

Источник: Школьные сочинения на «пятерку». Для школьников и абитуриентов. — М.: ООО «Мир книги», 2004