Задай вопрос учителю!

Сочинение

(1)Одно желание было у Бориса: скорей уйти из этого разбитого хутора подальше и увести с собою остатки взвода.

(2)Но не всё ещё перевидел он сегодня.

(3)Из оврага выбрался солдат в маскхалате, измазанном глиной. (4)Лицо у него было будто из чугуна отлито: чёрное, костлявое, с воспалёнными глазами. (5)Он стремительно шёл улицей, не меняя шага, свернул в огород, где сидели вокруг подожжённого сарая пленные немцы, жевали что-то и грелись.

— (6)Греетесь, живодёры! — глухо произнёс солдат и начал срывать через голову ремень автомата. (7)Сбил шапку на снег, автомат запутался в башлыке маскхалата, он рванул его, расцарапав пряжкой ухо.

— (8)Я вас нагрею! (9)Сейчас, сейчас… — (10)Солдат срывающимися пальцами поднимал затвор автомата.

(11)Борис кинулся к нему и не успел. (12)Брызнули пули по снегу, один простреленный немец забился у костра, а другой рухнул в огонь. (13)Вспугнутым вороньём загорготали пленные, бросаясь врассыпную. (14)Солдат в маскхалате подпрыгивал так, будто подбрасывало его самой землёю, скаля зубы, что-то дико орал и слепо жарил куда попало очередями.

— (15)Ложись! — (16)Борис упал на одного из пленных, вдавил его в снег. (17)Патроны в диске кончились. (18)Солдат всё давил и давил на спуск, не переставая кричать и подпрыгивать. (19)Пленные бежали из дома, лезли в хлев, падали, проваливаясь в снегу. (20)Борис вырвал из рук солдата автомат, схватился с ним, оба упали. (21)Солдат шарил по поясу, искал гранату — не нашёл, разодрал маскхалат на груди.

— (22)Маришку сожгли-и-и! (23)Селян всех… (24)Всех загнали в церковь. (25)Всех сожгли-и-и! (26)Мамку! (27)Крёстную! (28)Всех!.. (29)Всю деревню… (30)Я их тыщу… (31)Тыщу кончу! (32)Резать буду, грызть!..

— (33)Тихо, друг, тихо! — (34)Солдат перестал биться, сел на снегу, озираясь, сверкал глазами, всё ещё накалёнными. (35)Он разжал кулаки, так сильно стиснутые, что от ногтей остались красные вмятины на ладонях, облизал искусанные губы, схватился за голову, уткнулся лицом в снег и зашёлся в беззвучном плаче.

(36)А в ближней полуразбитой хате военный врач с засученными рукавами бурого халата перевязывал раненых, не спрашивая и не глядя: свой это или чужой.

(37)И лежали раненые вповалку: и наши, и чужие, стонали, вскрикивали, иные курили, ожидая отправки. (38)Старший сержант с наискось перевязанным лицом и наплывающими под глаза синяками послюнявил цигарку, прижёг и засунул её в рот недвижно глядевшему в пробитый потолок пожилому немцу.

7 стр., 3014 слов

Урок в 4-м класе : «Развитие речи. Обучающее по картине ...

... тихий принакрылась снегом спокойный блестящий переливающийся (Данный материал распечатан на карточках и выдаётся слабоуспевающим учащимся во время работы над сочинением ... подумаем: от чьего имени можно написать сочинение? (Дети: от имени автора, от себя, от лица девочки ( ... тихо. Падает, ложится И под утро снегом Поле забелело, Точно пеленою Всё его одело. (И. Суриков. Приложение 1 - слайд № 4) ...

— (39)Как теперь работать-то будешь, голова? — невнятно бубнил старший сержант, кивая на руки немца, замотанные бинтами и портянками. — (40)Поморозился весь! (41)Кто кормить-то будет семью твою? (42)Фюрер? (43)Фюреры, они накормят!..

(44)А бойца в маскхалате увели. (45)Брёл он, спотыкаясь, вниз опустив голову, и всё так же затяжно, беззвучно плакал.

(46)Санитар, помогавший врачу, не успевал раздевать раненых, пластать на них одежду, подавать бинты и инструмент. (47)Легко раненный немец, должно быть, из военных медиков, услужливо и сноровисто начал обихаживать раненых.

(48)Врач молча протягивал руку за инструментом, нетерпеливо сжимал и разжимал пальцы, если ему не успевали подать нужное, и одинаково угрюмо бросал раненому: «(49)Не ори! (50)Не дергайся! (51)Ладом сиди! (52)Кому я сказал, ладом!»

(53)И раненые, хоть наши, хоть чужие, понимали его, слушались, замирали, сносили боль, закусывая губы.

(54)Время от времени врач прекращал работу, вытирал руки о бязевую портянку, висевшую у припечка, делал козью ножку из легкого табака. (55)Он выкуривал её над деревянным стиральным корытом, полным потемневших бинтов, клочков одежды, осколков и пуль. (56)В корыте смешалась и загустела кровь разных людей.

1. Формулируем проблему.

Предлагаю несколько вариантов формулировки проблемы. Выберите то, что считаете нужным, или сформулируйте по-своему.

Проблема нравственного выбора человека в страшных условиях войны.

Проблема отношения к пленным во время войны.

Проблема гуманизма в условиях военного времени.

Почему война является преступлением против человечности?

Можно ли на войне остаться человеком?

Какова сущность войны?

Можно ли найти оправдание жестокости?

2. Комментируем проблему.

Война разрушает систему представлений человека о добре и зле, о том, что правильно и что неправильно. Она может ожесточить сердце. Читая отрывок из повести В.П. Астафьева, мы становимся свидетелями чего? В одном предложении опишите поступок обезумевшего от горя солдата и ответьте на вопрос, можно ли понять жестокость этого человека, расстрелявшего пленных. Затем скажите о том, что автор не случайно рассказывает и о тех, кто не разучился сострадать на войне (см. предложения 16, 36).

Избегайте пересказа! Если цитируете автора, не забывайте о кавычках.

3. Определяем позицию автора.

Здесь должен быть ответ на вопрос, который вы поставили в первой части сочинения., Можно использовать такие фразы:, Автор не делает прямых выводов, но убедительно показывает, что…

или

Писатель всем ходом повествования доказывает, что…

4. Выражаем свою точку зрения.

2 стр., 783 слов

Петя Ростов в партизанском отряде (Война и мир)

... молодые люди, делающие первые самостоятельные шаги в жизни. ` Петя Ростов в партизанском отряде (Война и мир) ... и бессмысленности войны, ведь последствиями всего этого являются люди, а точнее, их гибель. Сочинение 2 Детство Пети Ростова прошло в кругу семьи, ... юношу в его патриотических порывах и он все также восхищенно относиться ко всему окружающему. На партизан и на офицеров молодой ...

Прочитав текст В.П. Астафьева, я пришёл (пришла) к выводу, что война…

5. Приводим первый аргумент, доказывая свою точку зрения.

Примеры см. ниже.

6. Приводим второй аргумент, доказывая свою точку зрения.

См. ниже отрывок из повести В.Кондратьева «Сашка».

7. Делаем вывод-заключение.

  • Подводя итог, хочется сказать…
  • Обобщая сказанное, можно сказать, что…
  • Этот текст убедил меня в том, что…

Аргументируйте!, Эпизоды из романа Л.Н. Толстого «Война и мир»

Том III , часть 1, гл. XV . Ростов берет в плен французского офицера

С чувством, с которым он несся наперерез волку, Ростов, выпустив во весь мах своего донца, скакал наперерез расстроенным рядам французских драгун. Один улан остановился, один пеший припал к земле, чтобы его не раздавили, одна лошадь без седока замешалась с гусарами. Почти все французские драгуны скакали назад. Ростов, выбрав себе одного из них на серой лошади, пустился за ним. По дороге он налетел на куст; добрая лошадь перенесла его через него, и, едва справясь на седле, Николай увидал, что он через несколько мгновений догонит того неприятеля, которого он выбрал своей целью. Француз этот, вероятно, офицер — по его мундиру, согнувшись, скакал на своей серой лошади, саблей подгоняя ее. Через мгновенье лошадь Ростова ударила грудью в зад лошади офицера, чуть не сбила ее с ног, и в то же мгновенье Ростов, сам не зная зачем, поднял саблю и ударил ею по французу.

В то же мгновение, как он сделал это, все оживление Ростова вдруг исчезло. Офицер упал не столько от удара саблей, который только слегка разрезал ему руку выше локтя, сколько от толчка лошади и от страха. Ростов, сдержав лошадь, отыскивал глазами своего врага, чтобы увидать, кого он победил. Драгунский французский офицер одной ногой прыгал на земле, другой зацепился в стремени. Он, испуганно щурясь, как будто ожидая всякую секунду нового удара, сморщившись, с выражением ужаса взглянул снизу вверх на Ростова. Лицо его, бледное и забрызганное грязью, белокурое, молодое, с дырочкой на подбородке и светлыми голубыми глазами, было самое не для поля сражения, не вражеское лицо, а самое простое комнатное лицо. Еще прежде, чем Ростов решил, что он с ним будет делать, офицер закричал: «Je me rends![46] Он, торопясь, хотел и не мог выпутать из стремени ногу и, не спуская испуганных голубых глаз, смотрел на Ростова. Подскочившие гусары выпростали ему ногу и посадили его на седло. Гусары с разных сторон возились с драгунами: один был ранен, но, с лицом в крови, не давал своей лошади; другой, обняв гусара, сидел на крупе его лошади; третий взлезал, поддерживаемый гусаром, на его лошадь. Впереди бежала, стреляя, французская пехота. Гусары торопливо поскакали назад с своими пленными. Ростов скакал назад с другими, испытывая какое-то неприятное чувство, сжимавшее ему сердце. Что-то неясное, запутанное, чего он никак не мог объяснить себе, открылось ему взятием в плен этого офицера и тем ударом, который он нанес ему.

18 стр., 8890 слов

Толстой: Война и мир. Том

... и начинает читать вслух. Пьер приходит в бешенство, кричит: «Не смейте брать!» — вызывает Долохова на дуэль. Тот относится к вызову легко, заверяет Ростова, что намерен убить Пьера. ... тому не везет в картах — ведь Соня влюблена в Николая. Ростов приходит в бешенство и ... сына. Часть 2 После своего объяснения с женой Пьер Безухов ... противостоять злу, царящему в мире. Пьера приводят в масонское общество, ...

Том III , часть 1, гл. I

… началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие.

Том III , часть 2, гл. XXV . Князь Андрей накануне Бородинского сражения. Свидание с Пьером.

  • Так вы думаете, что завтрашнее сражение будет выиграно? — сказал Пьер.

— Да, да, — рассеянно сказал князь Андрей. — Одно, что бы я сделал, ежели бы имел власть, — начал он опять, — я не брал бы пленных. Что такое пленные? Это рыцарство. Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, и оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои, они преступники все, по моим понятиям. И так же думает Тимохин и вся армия. Надо их казнить. …

— Не брать пленных, — продолжал князь Андрей. — Это одно изменило бы всю войну и сделало бы ее менее жестокой. А то мы играли в войну — вот что скверно, мы великодушничаем и тому подобное. Это великодушничанье и чувствительность — вроде великодушия и чувствительности барыни, с которой делается дурнота, когда она видит убиваемого теленка; она так добра, что не может видеть кровь, но она с аппетитом кушает этого теленка под соусом. Нам толкуют о правах войны, о рыцарстве, о парламентерстве, щадить несчастных и так далее. Все вздор. Я видел в 1805 году рыцарство, парламентерство: нас надули, мы надули. Грабят чужие дома, пускают фальшивые ассигнации, да хуже всего — убивают моих детей, моего отца и говорят о правилах войны и великодушии к врагам. Не брать пленных, а убивать и идти на смерть! Кто дошел до этого так, как я, теми же страданиями…

Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. Надо принимать строго и серьезно эту страшную необходимость. Всё в этом: откинуть ложь, и война так война, а не игрушка. А то война — это любимая забава праздных и легкомысленных людей… Военное сословие самое почетное. А что такое война, что нужно для успеха в военном деле, какие нравы военного общества? Цель войны — убийство, орудия войны — шпионство, измена и поощрение ее, разорение жителей, ограбление их или воровство для продовольствия армии; обман и ложь, называемые военными хитростями; нравы военного сословия — отсутствие свободы, то есть дисциплина, праздность, невежество, жестокость, разврат, пьянство.

Том III , часть 2, гл. XXXII . Пьер на батарее Раевского

Пьер, не помня себя от страха, вскочил и побежал назад на батарею, как на единственное убежище от всех ужасов, окружавших его.

В то время как Пьер входил в окоп, он заметил, что на батарее выстрелов не слышно было, но какие-то люди что-то делали там. Пьер не успел понять того, какие это были люди. Он увидел старшего полковника, задом к нему лежащего на валу, как будто рассматривающего что-то внизу, и видел одного, замеченною им, солдата, который, порываясь вперед от людей, державших его за руку, кричал: «Братцы!» — и видел еще что-то странное.

2 стр., 848 слов

Проблема влияния войны на жизнь человека

... Ведь именно это спасает человека. Добавил : 32321 человек просмотрели эту страницу. или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. Смотрите также по произведению "Горячий снег": ... Писатели не раз обращались к этому вопросу. Так и в данном для анализа тексте Ю.Бондарёв раскрывает проблему влияния войны на жизнь человека. Можно сказать, что эта проблема нравственного ...

Но он не успел еще сообразить того, что полковник был убит, что кричавший «братцы!» был пленный, что в глазах его был заколон штыком в спину другой солдат. Едва он вбежал в окоп, как худощавый, желтый, с потным лицом человек, в синем мундире, со шпагой в руке, набежал на него, крича что-то. Пьер, инстинктивно обороняясь от толчка, так как они, не видав, разбежались друг против друга, выставил руки и схватил этого человека (это был французский офицер) одной рукой за плечо, другой за горло. Офицер, выпустив шпагу, схватил Пьера за шиворот.

Несколько секунд они оба испуганными глазами смотрели на чуждые друг другу лица, и оба были в недоумении о том, что они сделали и что им делать. «Я ли взят в плен, или он взят в плен мною?» — думал каждый из них. Но, очевидно, французский офицер более склонялся к мысли, что в плен взят он, потому что сильная рука Пьера, движимая невольным страхом, все крепче и крепче сжимала его горло. Француз что-то хотел сказать, как вдруг над самой головой их низко и страшно просвистело ядро, и Пьеру показалось, что голова французского офицера оторвана: так быстро он согнул ее.

Пьер тоже нагнул голову и отпустил руки. Не думая более о том, кто кого взял в плен, француз побежал назад на батарею, а Пьер под гору, спотыкаясь на убитых и раненых, которые, казалось ему, ловят его за ноги.

Том III , часть II , гл. XXXIX

Бородинское поле после сражения

Несколько десятков тысяч человек лежало мертвыми в разных положениях и

мундирах на полях и лугах, принадлежавших господам Давыдовым и казенным

крестьянам, на тех полях и лугах, на которых сотни лет одновременно сбирали

урожаи и пасли скот крестьяне деревень Бородина, Горок, Шевардина и

Семеновского. На перевязочных пунктах на десятину места трава и земля были

пропитаны кровью. Толпы раненых и нераненых разных команд людей, с

испуганными лицами, с одной стороны брели назад к Можайску, с другой стороны

  • назад к Валуеву. Другие толпы, измученные и голодные, ведомые

начальниками, шли вперед. Третьи стояли на местах и продолжали стрелять.

Над всем полем, прежде столь весело-красивым, с его блестками штыков и

дымами в утреннем солнце, стояла теперь мгла сырости и дыма и пахло странной

кислотой селитры и крови. Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на

убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся

людей. Как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте…

Опомнитесь. Что вы делаете?», Измученным, без пищи и без отдыха, людям той и другой стороны начинало

одинаково приходить сомнение о том, следует ли им еще истреблять друг друга,

и на всех лицах было заметно колебанье, и в каждой душе одинаково поднимался

вопрос: «Зачем, для кого мне убивать и быть убитому? Убивайте, кого хотите,

делайте, что хотите, а я не хочу больше!» Мысль эта к вечеру одинаково

10 стр., 4781 слов

Проблема «страшной войны» и «сохраненной человечности» ...

... о войне, о своих товарищах, которые сложили голову в стоивших нашей стране больших жертв боях под Ржевом. [9, 23c.] Писатель считал своим долгом донести горькую военную правду до читателей. Повесть В. Кондратьева «Сашка» ... Настоящая правда о войне писалась в 60-80-е годы, когда в литературу пришли те, кто сам воевал, сидел в окопах, командовал батареей, бился за «пядь земли», побывал в плену. ...

созрела в душе каждого. Всякую минуту могли все эти люди ужаснуться того,

что они делали, бросить всё и побежать куда попало.

Том IV , часть 4, гл. VI

Кутузов под Красным. Речь к войску ( отрывок, о милости к побежденному противнику).

Пока кричали солдаты, Кутузов, согнувшись на седле, склонил голову и глаз его засветился кротким, как будто насмешливым блеском.

  • Вот что, братцы, — сказал он, когда замолкли голоса…

И вдруг голос и выражение лица его изменились: перестал говорить главнокомандующий, а заговорил простой, старый человек, очевидно, что-то самое нужное желавший сообщить теперь своим товарищам.

В толпе офицеров и в рядах солдат произошло движение, чтобы яснее слышать то, что он скажет теперь.

— А вот что, братцы. Я знаю, трудно вам, да что же делать! Потерпите; недолго осталось. Выпроводим гостей, отдохнем тогда. За службу вашу вас царь не забудет. Вам трудно, да все же вы дома; а они — видите, до чего они дошли, — сказал он, указывая на пленных. — Хуже нищих последних. Пока они были сильны, мы себя не жалели, а теперь их и пожалеть можно. Тоже и они люди. Так, ребята?

Он смотрел вокруг себя, и в упорных, почтительно недоумевающих, устремленных на него взглядах он читал сочувствие своим словам: лицо его становилось все светлее и светлее от старческой кроткой улыбки, звездами морщившейся в углах губ и глаз. Он помолчал и как бы в недоумении опустил голову.

— А и то сказать, кто же их к нам звал? Поделом им, м… и… в г…. — вдруг сказал он, подняв голову. И, взмахнув нагайкой, он галопом, в первый раз во всю кампанию, поехал прочь от радостно хохотавших и ревевших ура, расстроивавших ряды солдат.

Слова, сказанные Кутузовым, едва ли были поняты войсками. Никто не сумел бы передать содержания сначала торжественной и под конец простодушно-стариковской речи фельдмаршала; но сердечный смысл этой речи не только был понят, но то самое, то самое чувство величественного торжества в соединении с жалостью к врагам и сознанием своей правоты, выраженное этим, именно этим стариковским, добродушным ругательством, — это самое чувство лежало в душе каждого солдата и выразилось радостным, долго не умолкавшим криком.

Эпизод из повести В. Л. Кондратьева «Сашка»

1)Идя к дальнему лесу, Сашка ещё не решил, что делать и как быть. (2) Разные мысли метались в голове с того момента, как услышал он слова командира батальона, которые тот выдавил через силу:

  • (3)Немца – расстрелять.

(4)Может, встретится кто из начальства или комиссар вернётся, и тогда всё в порядке будет – непременно отменят приказ этот…

(5)Немец всю дорогу слюну глотал часто, и дёргался у него кадык, и у Сашки тоже в горле комок давит, дышать мешает. (6)Понимает он, что немец сейчас испытывает, какую тяготу несёт. (7)И завёл с ним Сашка мысленный разговор: «(8)Понимаешь, какую задачу ты мне задал? (9)Из-за тебя, язвы, приказ не выполняю. (10)И что мне за это будет, не знаю: может, трибунал, а может, комбат сгоряча прихлопнет? (11)Есть у него такое право – война же!»

8 стр., 3968 слов

Проблема внутреннего противоборства в характере героя повести ...

... приказ комбата отменит(по уставу последнее приказание выполняется), может, комиссар и начштаба вернутся, тогда всё в порядке будет - отменит комиссар приказ этот непременно...Может, обойти это разорище, что ... выдавил: "Немца - в расход" У Сашки потемнело в глазах и поплыло всё вокруг.." "Сашка утёрт ... письменных высказываний. Анализ характера героя, работа над проблемой. Работа в малых группах. 5 ...

(12)Впервые за всю службу в армии, за месяцы фронта столкнулись у Сашки в отчаянном, мучительном противоречии привычка подчиняться беспрекословно и страшное сомнение в справедливости и нужности того, что ему приказали. (13)И ещё третье есть, что сплелось с остальным: не может он беззащитного убивать. (14)Не может, и всё! (15)В бою фашист – враг, а здесь – пленный!

(16)И тут послышался позади какой-то крик. (17)Обернулся Сашка и обмер: маячила вдалеке высокая фигура комбата, шедшего ровным, неспешным шагом прямиком к ним.

(18)Побледнел Сашка, съёжился, облило тело ледяным потом, сдавилось сердце – идёт комбат, конечно, проверять, исполнен ли приказ его! (19)И что будет-то?..

(20)И верно, раздул капитан ноздри своего чуть кривоватого с горбинкой носа, но не закричал, не затопал, к кобуре с пистолетом руку не потянул, а глядел на Сашку хоть и сурово, но без злобы, очень серьёзно и вроде раздумчиво, – может, отошёл малость, одумался…

(21)Это дало Сашке надежду, и смотрел он на комбата без дерзости, но твёрдо, хотя и колотилось сердце, как бешеное, отзываясь болью в висках.

(22)Уже на ходу, на миг остановившись, комбат повернулся к Сашке и бросил:

  • (23)Немца отвести в штаб бригады. (24)Я отменяю свое приказание.

(25)Сашка вздохнул радостно, полной грудью, снял каску, обтёр со лба пот, провёл рукой по ёжику волос. (26)Он окинул взором всё окрест – и удаляющегося комбата, и пустынную дорогу, и церкву разрушенную, которую и не примечал прежде, и синеющий бор за полем, и нешибко голубое небо, словно впервые за этот день увиденное, и немца, из-за которого вся эта история вышла. (27)И подумал тогда Сашка, что коли живой останется, то из всего, им на переднем краю пережитого, будет для него случай этот самым памятным, самым незабывным…

(По В. Кондратьеву, повесть «Сашка»)