Характеристика Остапа и Андрия в произведении «Тарас Бульба»

Сочинение

Содержание и виды деятельности учащихся

1. Вводный (организационно-мотивационный) этап

1. Организационный момент.

2. Мотивация к учебной деятельности

— Назовите приёмы, которые использует автор для изображения своих героев и их характеров.

( рассказывает о происхождении героев, о событиях жизни и переживаниях героев; показывает, как в поступках и поведении героя, в его наружности, одежде и речи проявляются основные черты его характера)

3. Формулировка темы урока. Постановка цели, учебных задач.

— записывают свои ожидания от урока и размещают их на

доску (запись на карточке Я узнаю… Я научусь…)

— сопоставляют свои ожидания с реальной целью, делают

вывод.

2. Основной (информационно-аналитический) этап

1. «Открытие нового знания»

синонимов (сопоставить, противопоставить).

  • Сравнивают свое понимание термина с трактовкой понятия из «Толкового словаря» С.И.Ожегова и Словаря литературоведческих терминов

  • Определяют роль сравнения героев

(это способ более глубокого постижения авторского замысла и понимания художественного произведения)

Вступление — определение проблемы, над которой предстоит работать.

Основная часть — параллельное сравнение поступков и действий героев в аналогичных ситуациях или по одним и тем же признакам (сходство и различие героев).

Заключение — вывод по анализу (исследованию) характеров героев.

  1. Следует помнить о том, что Вам нужно продемонстрировать не только умение размышлять, думать и рассуждать. Вам нужно еще пояснить и убедить.

  2. Сочинение-рассуждение имеет четкую структуру (тезис — доказательство — вывод), и ее необходимо строго придерживаться.

    1 стр., 406 слов

    Пётр Гринёв: жизненный путь героя, формирование характера (Пушкин А. С.)

    ... и Петра отпустили. Таким образом, пройдя длинный и сложный путь, из легкомысленного подростка Гринёв превратился в сильного, мудрого и самостоятельного человека. Герой усваивает множество уроков, ... главный из которых - сохранение своей чести и достоинства в любой, даже самой трудной, жизненной ...

  3. Нужно составить план сочинения.

  4. Не забывайте логически разделять части Вашего сочинения.

  5. Чтобы избежать повторений, используйте синонимы.

  6. Не следует забывать и о том, что есть несколько способов для приведения аргументов. Использование цитат и указание нумерации предложений должны быть использованы в сочинении.

  • Обычно сочинение — сравнительная характеристика — это сочинение-рассуждение, основанное на сравнении двух персонажей того или иного художественного произведения

— Теперь давайте более подробно рассмотрим, как правильно писать сочинение–рассуждение.

Части сочинения

Выдвинуть тезис,, Вступление

основной части.

заключение.

  1. Сначала пишем введение.

  2. Далее занимаемся постановкой проблемы.

  3. Пишем комментарий к данной проблеме.

  4. Описываем позицию автора.

  5. Высказываем свою позицию.

  6. Приводим аргументы, опираясь на текст.

  7. Пишем заключение.

2. Закрепление материала.

1. Сопоставление Остапа и Андрия (в таблице)

1. Что общего у героев

(оба вышли из семьи запорожского казака, оба получили одинаковое воспитание в бурсе, оба увлекались боевой жизнью и обычаями запорожской Сечи, оба были молоды, отличались храбростью и ловкостью).

2. Чем отличаются друг от друга

1.Внешность

Остап суровый на вид, мужественный. – Андрий более нежный, красивый.

2.Отношение к учёбе

Остап был способен к учению, но желания учиться не имел. – Андрий учился охотно и без напряжения.

3.Проявление характера

Остап умный, честный, прямодушный, не умел хитрить, никогда не подводил своих товарищей. – Андрий более изобретательный, хитрый, умел увёртываться от наказания.

3. Поведение в бою

Остап хладнокровен и рассудителен. Во время боя он взвешивает положение противника, быстро соображает, какими средствами отбить врага. – Андрий — горячий, неуравновешенный человек. Он не ставит перед собой определённой цели, а действует так, как ему подсказывает чувство, которое преобладает у него над рассудком.

6 стр., 2591 слов

Подготовка к сочинению «Путь чести Петра Гринева» по повести ...

... сочинению «Путь чести Петра Гринева» по повести А.Пушкина «Капитанская дочка» часть 5 ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ «ПУТЬ ЧЕСТИ ... можно наблюдать за тем, как идёт личностное формирование, становление характера необходимого ... по времени, но значительную для развития характера, приобретения опыта на дороге чести, мудрости, ... которое гласило: «береги платье снову, а честь смолоду». Это сильно отпечаталось в ...

4. Отношение к Отечеству

Остап отличался горячей любовью к родине, был готов за неё отдать свою жизнь. – Андрий изменил родине. Любовь к полячке стала ему дороже отчизны.

5. Выдержка, воля

Остап – человек твёрдой воли, большой выдержки – мужественно переносит нечеловеческие мучения, пытки. – Андрий – человек безвольный, не борется со своим чувством, а поддаётся влиянию полячки и врагов.

  1. Отношение автора к своим героям

Н.В.Гоголь осуждает Андрия за измену родине. Герой умирает, по его словам, «бесславно, как подлая собака» (с.199).

Остап вызывает глубокое сочувствие и любовь автора. Писатель изображает его как былинного богатыря, защитника родины, сравнивает со львом, говорит, что ему «на роду был написан битвенный путь и трудное знание вершить ратные дела». Как и в Тарасе Бульбе, в Остапе воплощены лучшие черты русского человека, готового умереть за родину.

(попутно отбирают материал для выборочного цитирования (словосочетания, предложения) и вписывают в таблицу)

2. Коллективное составление вступления.

Своеобразным отражением жизни казаков Запорожья конца XVI и в первой половине XVII века является повесть Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”. В ней решаются вопросы не только исторические, но и глубоко нравственные: об обязанностях казака перед отчизной, товарищами, вопросы долга, чести.

В решении этих проблем особенно важна роль двух героев повести – Остапа и Андрия. Ставя их раз за разом перед серьезным выбором, автор утверждает мысль о том, что дорога чести – это дорога верности долгу перед родиной, дорога чести и глубокого патриотизма (идея сочинения).

3. Заключитель

ный (оценочно-рефлексивный) этап

1. Назовите ключевые слова урока.

2. Анализ сопоставления своих ожиданий с реальной целью,

вывод о реализации цели урока (

3. Оценивание работы на уроке с комментированием

(самооценка, взаимооценка, оценка учителя)

4. Учащиеся выставляют оценки в дневник.

3 стр., 1337 слов

Образ и характеристика Андрия в повести Тарас Бульба Гоголя

... Также читают: Картинка к сочинению Образ и характеристика Андрия в повести Тарас Бульба Популярные сегодня темы Рассказ ... из главных героев - Андрий Бульба – сын атамана Тараса Бульбы. Этот образ сложен и противоречив. Тараса мы смело можем назвать героем, а брата Остапа ... ответственности перед родиной, верой, казацким братством. Читатель впервые знакомится с сыновьями Тараса Бульбы, когда они ...

5. Домашнее задание (написать черновое сочинение

«Сравнительная характеристика Остапа и Андрия»

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/vstuplenie-sochineniya-taras-bulba-sravnitelnaya-harakteristika-tarasa/

Учебник

1 .Литература. 7 кл. учеб.-хрестоматия для общеобразоват.учреждений. В 2 ч. / авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – М.: Просвещение, 2013.

Интернет-источники

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/vstuplenie-sochineniya-taras-bulba-sravnitelnaya-harakteristika-tarasa/

1.

Сочинение-сравнительная характеристика

2. Источник:

Как писать сочинение – рассуждение о литературном герое

3. Сычев Б. П. Характеристика героя литературного произведения // Литература в школе. 2004. № 3. С. 36

4.

Сравнительная характеристика героев. Как писать сочинение? — презентация

5.

Гоголь Н.В.