Характеристика Остапа и Андрия в произведении «Тарас Бульба»

Сочинение

Содержание и виды деятельности учащихся

1. Вводный (организационно-мотивационный) этап

1. Организационный момент.

2. Мотивация к учебной деятельности

— Назовите приёмы, которые использует автор для изображения своих героев и их характеров.

( рассказывает о происхождении героев, о событиях жизни и переживаниях героев; показывает, как в поступках и поведении героя, в его наружности, одежде и речи проявляются основные черты его характера)

3. Формулировка темы урока. Постановка цели, учебных задач.

— записывают свои ожидания от урока и размещают их на

доску (запись на карточке Я узнаю… Я научусь…)

— сопоставляют свои ожидания с реальной целью, делают

вывод.

2. Основной (информационно-аналитический) этап

1. «Открытие нового знания»

синонимов (сопоставить, противопоставить).

  • Сравнивают свое понимание термина с трактовкой понятия из «Толкового словаря» С.И.Ожегова и Словаря литературоведческих терминов

  • Определяют роль сравнения героев

(это способ более глубокого постижения авторского замысла и понимания художественного произведения)

Вступление — определение проблемы, над которой предстоит работать.

Основная часть — параллельное сравнение поступков и действий героев в аналогичных ситуациях или по одним и тем же признакам (сходство и различие героев).

Заключение — вывод по анализу (исследованию) характеров героев.

  1. Следует помнить о том, что Вам нужно продемонстрировать не только умение размышлять, думать и рассуждать. Вам нужно еще пояснить и убедить.

  2. Сочинение-рассуждение имеет четкую структуру (тезис — доказательство — вывод), и ее необходимо строго придерживаться.

    1 стр., 406 слов

    Пётр Гринёв: жизненный путь героя, формирование характера (Пушкин А. С.)

    ... и Петра отпустили. Таким образом, пройдя длинный и сложный путь, из легкомысленного подростка Гринёв превратился в сильного, мудрого и самостоятельного человека. Герой усваивает множество уроков, главный ... из которых - сохранение своей чести и достоинства в любой, даже самой трудной, жизненной ситуации.

  3. Нужно составить план сочинения.

  4. Не забывайте логически разделять части Вашего сочинения.

  5. Чтобы избежать повторений, используйте синонимы.

  6. Не следует забывать и о том, что есть несколько способов для приведения аргументов. Использование цитат и указание нумерации предложений должны быть использованы в сочинении.

  • Обычно сочинение — сравнительная характеристика — это сочинение-рассуждение, основанное на сравнении двух персонажей того или иного художественного произведения

— Теперь давайте более подробно рассмотрим, как правильно писать сочинение–рассуждение.

Части сочинения

Выдвинуть тезис,, Вступление

основной части.

заключение.

  1. Сначала пишем введение.

  2. Далее занимаемся постановкой проблемы.

  3. Пишем комментарий к данной проблеме.

  4. Описываем позицию автора.

  5. Высказываем свою позицию.

  6. Приводим аргументы, опираясь на текст.

  7. Пишем заключение.

2. Закрепление материала.

1. Сопоставление Остапа и Андрия (в таблице)

1. Что общего у героев

(оба вышли из семьи запорожского казака, оба получили одинаковое воспитание в бурсе, оба увлекались боевой жизнью и обычаями запорожской Сечи, оба были молоды, отличались храбростью и ловкостью).

2. Чем отличаются друг от друга

1.Внешность

Остап суровый на вид, мужественный. – Андрий более нежный, красивый.

2.Отношение к учёбе

Остап был способен к учению, но желания учиться не имел. – Андрий учился охотно и без напряжения.

3.Проявление характера

Остап умный, честный, прямодушный, не умел хитрить, никогда не подводил своих товарищей. – Андрий более изобретательный, хитрый, умел увёртываться от наказания.

3. Поведение в бою

Остап хладнокровен и рассудителен. Во время боя он взвешивает положение противника, быстро соображает, какими средствами отбить врага. – Андрий — горячий, неуравновешенный человек. Он не ставит перед собой определённой цели, а действует так, как ему подсказывает чувство, которое преобладает у него над рассудком.

6 стр., 2591 слов

Подготовка к сочинению «Путь чести Петра Гринева» по повести ...

... Подготовка к сочинению «Путь чести Петра Гринева» по повести А.Пушкина «Капитанская дочка» часть 5 ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ «ПУТЬ ЧЕСТИ ПЕТРА ГРИН ... Гринёва, небольшую по времени, но значительную для развития характера, приобретения опыта на дороге чести, мудрости, благородства. «Чудные ... главное правило, которое гласило: «береги платье снову, а честь смолоду». Это сильно отпечаталось в душе юноши, и ...

4. Отношение к Отечеству

Остап отличался горячей любовью к родине, был готов за неё отдать свою жизнь. – Андрий изменил родине. Любовь к полячке стала ему дороже отчизны.

5. Выдержка, воля

Остап – человек твёрдой воли, большой выдержки – мужественно переносит нечеловеческие мучения, пытки. – Андрий – человек безвольный, не борется со своим чувством, а поддаётся влиянию полячки и врагов.

  1. Отношение автора к своим героям

Н.В.Гоголь осуждает Андрия за измену родине. Герой умирает, по его словам, «бесславно, как подлая собака» (с.199).

Остап вызывает глубокое сочувствие и любовь автора. Писатель изображает его как былинного богатыря, защитника родины, сравнивает со львом, говорит, что ему «на роду был написан битвенный путь и трудное знание вершить ратные дела». Как и в Тарасе Бульбе, в Остапе воплощены лучшие черты русского человека, готового умереть за родину.

(попутно отбирают материал для выборочного цитирования (словосочетания, предложения) и вписывают в таблицу)

2. Коллективное составление вступления.

Своеобразным отражением жизни казаков Запорожья конца XVI и в первой половине XVII века является повесть Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”. В ней решаются вопросы не только исторические, но и глубоко нравственные: об обязанностях казака перед отчизной, товарищами, вопросы долга, чести.

В решении этих проблем особенно важна роль двух героев повести – Остапа и Андрия. Ставя их раз за разом перед серьезным выбором, автор утверждает мысль о том, что дорога чести – это дорога верности долгу перед родиной, дорога чести и глубокого патриотизма (идея сочинения).

3. Заключитель

ный (оценочно-рефлексивный) этап

1. Назовите ключевые слова урока.

2. Анализ сопоставления своих ожиданий с реальной целью,

вывод о реализации цели урока (

3. Оценивание работы на уроке с комментированием

(самооценка, взаимооценка, оценка учителя)

4. Учащиеся выставляют оценки в дневник.

3 стр., 1337 слов

Образ и характеристика Андрия в повести Тарас Бульба Гоголя

... возможность. Также читают: Картинка к сочинению Образ и характеристика Андрия в повести Тарас Бульба Популярные сегодня темы Рассказ Куприна ... из главных героев - Андрий Бульба – сын атамана Тараса Бульбы. Этот образ сложен и противоречив. Тараса мы смело можем назвать героем, а брата Остапа ... натуру Андрия. Как же мечтал Тарас Бульба, чтобы сыновья продолжили его дело и стали служить Родине и ...

5. Домашнее задание (написать черновое сочинение

«Сравнительная характеристика Остапа и Андрия»

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/vstuplenie-sochineniya-taras-bulba-sravnitelnaya-harakteristika-tarasa/

Учебник

1 .Литература. 7 кл. учеб.-хрестоматия для общеобразоват.учреждений. В 2 ч. / авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – М.: Просвещение, 2013.

Интернет-источники

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/vstuplenie-sochineniya-taras-bulba-sravnitelnaya-harakteristika-tarasa/

1.

Сочинение-сравнительная характеристика

2. Источник:

Как писать сочинение – рассуждение о литературном герое

3. Сычев Б. П. Характеристика героя литературного произведения // Литература в школе. 2004. № 3. С. 36

4.

Сравнительная характеристика героев. Как писать сочинение? — презентация

5.

Гоголь Н.В.