Тема нравственного падения и возрождения человека в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Скачать сочинение | |||
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения |
Нравственное падение и возрождение в романе Достоевского «Преступление и наказание» происходит с его главным героем – Родионом Раскольниковым. Я попытаюсь проследить за жизнью Раскольникова и понять, почему же все-таки с ним произошло нравственное падение и что помогло его возрождению.
О прошлом Родиона Раскольникова Достоевский сообщает немногое: у него есть мать и сестра, отец и младший брат умерли. Родился и вырос он в крохотном городишке, в Петербурге три года учился на юридическом факультете университета, хотел жениться на дочери хозяйки только из сострадания к несчастной увечной девушке, но не успел, девушка умерла. Учась в университете, нуждаясь сам, поддерживал товарища-студента, больного чахоткой, а после его смерти содержал его отца и похоронил его на свои деньги, спас детей на пожаре. Причем, Достоевский вовсе не стремится дать все эти сведения в начале повествования, кое-что из них он дает даже в эпилоге.
Естественно возникает вопрос – почему писателя совсем не интересует прошлое героя? Объясняется это интересом Достоевского к природе человека. Ее познание, проникновение в ее тайны давало возможность определить пути нравственного возрождения человека. Достоевский раскрывает сознание и характеры своих героев через изображение их драмы, в период наивысшего обострения внутренней борьбы. Формой внутреннего движения его героев является не эволюция, а непрерывные метания между рассудком и влечениями чувства. Достоевского интересует не столько история Раскольникова, сколько его идея.
Главное в идее Раскольникова – его теория, разделение людей на «обыкновенных», которые должны жить в послушании и не имеют права переступать закон, и «необыкновенные», которые имеют права делать всякие преступления и всячески переступать закон.
Как сформировалась идея Раскольникова? Не составляет большого труда установить, что идея героя – это результат наблюдений, его размышлений об окружающей действительности и результат размышлений над ходом мировой истории. Раскольников болезненно ощущал бедность своей семьи, действительность каждый день сталкивала его с людской нищетой, трагедиями. Он не может принять такой мир. Отбросив мечты о переделке мира по законам всеобщего счастья, Раскольников признает «правоту» другого, противоположного, закона.
История убеждает его в том, что существовали всегда две категории людей. При этом великие личности (Ликург, Солон, Магомет, Наполеон) не останавливались перед жертвами, насилием, кровью, если это надо было для достижения каких-то целей. Их считали преступниками только современники. История же оправдывала жертвы законами прогресса. Мир так устроен, что развитие общества всегда совершается путем попрания «тварей дрожащих» людьми сильными. Раскольниковым овладевает мысль сломать ненавистный порядок вещей. Но прежде надо было убедиться в том, что он принадлежит к разряду людей необыкновенных. Раскольников решает убить старуху – процентщицу, чтобы проверить, «тварь ли он дрожащая» или «право имеет».
О мотивах Раскольникова у литературоведов не единого мнения. Они считают главным мотивом мотив искупления одного преступления «сотней», «тысячью добрых дел». Достоевский глубоко проникает во внутренний мир Раскольникова, обнажает его состояние на уровне подсознательного, через сны. Подсознание «напоминает» герою, что он добрый, что же теперь он замышляет?
Сразу после убийства Раскольников понимает отчетливо, что он потерпел поражение, но он еще пытается сопротивляться, доказать себе и другим, что он все-таки не «тварь дрожащая».
Внутреннее состояние Раскольникова после убийства определяется тем, что, с одной стороны, он испытывает страх быть разоблаченным, а с другой стороны, как только опасность разоблачения отступала, начинались душевные муки.
На вопрос о том, в каком направлении должно идти перерождение Раскольникова, можно ответить, проанализировав образ Сони Мармеладовой. Именно ее убеждения принимает Раскольников, ее образом Достоевский решает важнейший для него вопрос: в чем надо видеть источник обновления жизни, что делать для уменьшения зла в реальной жизни.
Соня не отвернулась с презрением и гневом от него, когда он открыл ей свою страшную тайну. Раскольникову мучительно хочется найти ответ на вопрос: что же дает Соне силы жить, сохранить в позоре и унижении чистую душу и любовь? Ответ получает Раскольников во время первой встречи с Соней: «Так ты очень молишься Богу-то, Соня?». На что Соня отвечает: «Что же бы я без Бога-то была?». Так возникает в романе идея Бога как источник нравственной силы.
В словах Сони звучит убежденность в том, что право распоряжаться человеческими жизнями принадлежит не людям – Богу. Раскольников на каторге окончательно принимает правду Сони.
Писатель убежден, что источник обновления жизни – не в изменении внешних условий, но в нравственном совершенствовании личности, умении страдать, в жизни по христианским заповедям.
человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Тема нравственного падения и возрождения человека в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Смотрите также по произведению “Преступление и наказание”:
«Тема нравственного падения и возрождения человека в романе «Преступление и наказание»»
Нравственное падение и возрождение в романе Достоевского «Преступление и наказание» происходит с его главным героем — Родионом Раскольниковым. Я попытаюсь проследить за жизнью Раскольникова и понять, почему же все-таки с ним произошло нравственное падение и что помогло его возрождению.
О прошлом Родиона Раскольникова Достоевский сообщает немногое: у него есть мать и сестра, отец и младший брат умерли. Родился и вырос он в крохотном городишке, в Петербурге три года учился на юридическом факультете университета, хотел жениться на дочери хозяйки только из сострадания к несчастной увечной девушке, но не успел, девушка умерла. Учась в университете, нуждаясь сам, поддерживал товарища-студента, больного чахоткой, а после его смерти содержал его отца и похоронил его на свои деньги, спас детей на пожаре. Причем, Достоевский вовсе не стремится дать все эти сведения в начале повествования, кое-что из них он дает даже в эпилоге.
Естественно возникает вопрос — почему писателя совсем не интересует прошлое героя? Объясняется это интересом Достоевского к природе человека. Ее познание, проникновение в ее тайны давало возможность определить пути нравственного возрождения человека. Достоевский раскрывает сознание и характеры своих героев через изображение их драмы, в период наивысшего обострения внутренней борьбы. Формой внутреннего движения его героев является не эволюция, а непрерывные метания между рассудком и влечениями чувства. Достоевского интересует не столько история Раскольникова, сколько его идея.
Главное в идее Раскольникова — его теория, разделение людей на «обыкновенных», которые должны жить в послушании и не имеют права переступать закон, и «необыкновенные», которые имеют права делать всякие преступления и всячески переступать закон.
Как сформировалась идея Раскольникова? Не составляет большого труда установить, что идея героя — это результат наблюдений, его размышлений об окружающей действительности и результат размышлений над ходом мировой истории. Раскольников болезненно ощущал бедность своей семьи, действительность каждый день сталкивала его с людской нищетой, трагедиями. Он не может принять такой мир. Отбросив мечты о переделке мира по законам всеобщего счастья, Раскольников признает «правоту» другого, противоположного, закона.
История убеждает его в том, что существовали всегда две категории людей. При этом великие личности (Ликург, Солон, Магомет, Наполеон) не останавливались перед жертвами, насилием, кровью, если это надо было для достижения каких-то целей. Их считали преступниками только современники. История же оправдывала жертвы законами прогресса. Мир так устроен, что развитие общества всегда совершается путем попрания «тварей дрожащих» людьми сильными. Раскольниковым овладевает мысль сломать ненавистный порядок вещей. Но прежде надо было убедиться в том, что он принадлежит к разряду людей необыкновенных. Раскольников решает убить старуху — процентщицу, чтобы проверить, «тварь ли он дрожащая» или «право имеет».
О мотивах Раскольникова у литературоведов не единого мнения. Они считают главным мотивом мотив искупления одного преступления «сотней», «тысячью добрых дел». Достоевский глубоко проникает во внутренний мир Раскольникова, обнажает его состояние на уровне подсознательного, через сны. Подсознание «напоминает» герою, что он добрый, что же теперь он замышляет?
Сразу после убийства Раскольников понимает отчетливо, что он потерпел поражение, но он еще пытается сопротивляться, доказать себе и другим, что он все-таки не «тварь дрожащая».
Внутреннее состояние Раскольникова после убийства определяется тем, что, с одной стороны, он испытывает страх быть разоблаченным, а с другой стороны, как только опасность разоблачения отступала, начинались душевные муки.
На вопрос о том, в каком направлении должно идти перерождение Раскольникова, можно ответить, проанализировав образ Сони Мармеладовой. Именно ее убеждения принимает Раскольников, ее образом Достоевский решает важнейший для него вопрос: в чем надо видеть источник обновления жизни, что делать для уменьшения зла в реальной жизни.
Соня не отвернулась с презрением и гневом от него, когда он открыл ей свою страшную тайну. Раскольникову мучительно хочется найти ответ на вопрос: что же дает Соне силы жить, сохранить в позоре и унижении чистую душу и любовь? Ответ получает Раскольников во время первой встречи с Соней: «Так ты очень молишься Богу-то, Соня?». На что Соня отвечает: «Что же бы я без Бога-то была?». Так возникает в романе идея Бога как источник нравственной силы.
В словах Сони звучит убежденность в том, что право распоряжаться человеческими жизнями принадлежит не людям — Богу. Раскольников на каторге окончательно принимает правду Сони.
Писатель убежден, что источник обновления жизни — не в изменении внешних условий, но в нравственном совершенствовании личности, умении страдать, в жизни по христианским заповедям.
Сочинение: Тема падения и духовного возрождения в романе Достоевского Преступление и наказание
Тема падения и духовного возрождения в романе Достоевского “Преступление и наказание”
Достоевский Ф.М.
Любите человека и во грехе его, ибо сие уж подобие божеской любви и есть верх любви на земле…
Федор Михайлович Достоевский – один из величайших писателей 19 века. Многие его произведения вошли в первые ряды русской литературы, став образцом для подражания многих писателей. Одним из таких произведений является роман « Преступление и наказание», остающийся популярным и в настоящее время. Идея для написания романа пришла к Достоевскому во время его душевного кризиса в 1864 году. Этот кризис был вызван смертью первой жены и брата Михаила. Именно благодаря таким волнениям этот этап в творчестве писателя получил название эпохи «великого пятикнижия», пяти идеологических романов. В произведении «Преступление и наказание» автор затрагивает темы, не перестающие волновать современное общество. Но одной из главных тем романа является тема падения человека и его духовного возрождения.
Всем людям свойственно совершать ошибки, попадать под влияние бессмысленных идей и целей. И это не удивительно, ведь именно с таким опытом человек учится познавать себя и окружающий мир. Но особого уважения заслуживает тот, кто сумел не только осознать свои ошибки, но и тот, кто сумел поставить себя на истинный путь. Именно с таким героем знакомит читателей Федор Михайлович в произведении «Преступление и наказание».
Едва только молодой человек, герой романа – Родион Раскольников, предстает перед читателем, как автор, даже не назвав имени героя, спешит сообщить о тайной мечте, проникшей в жизнь молодого человека до такой степени, что «насущными делами своими он совсем перестал и не хотел заниматься». Но немного позже герой сам заговорил о своей мечте. Он явно чувствует, что от мечты ему пора переходить к делу, и разочаровывается, что к этому никак не удается перейти.
Федор Михайлович помогает понять чувства и эмоции героя с помощью образа города на реке Неве – Санкт – Петербурга. С одной стороны, можно восхищаться архитектурными и театральными красотами города, но с другой стороны, можно сходить с ума от ощущения ненужности и одиночества. Именно это и происходит с героями романа Достоевского. «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, – все это неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши», – пишет Достоевский в романе «Преступление и наказание», прослеживая связь между «исступленными мыслями» Раскольникова и «черепашьей скорлупой» его каморки. Эта каморка является своеобразным символом более грандиозной, но столь же душной каморки – большого города. Только в духоте узких улочек, в тесноте ужасных квартир может развернуться драма униженных и оскорбленных, борьба жизни с желанием существовать, жестокий поединок смерти и молодости. Картину тесноты, нравственной подавленности людей, ютящихся «на аршине пространства», дополняет чувство духовного одиночества человека в огромном городе. Люди относятся здесь друг к другу с подозрением и недоверием, их объединяет злорадство и любопытство к несчастью ближнего. Под пьяный хохот и язвительные насмешки посетителей кабака рассказывает Мармеладов страшную историю своей жизни. В романе возникает образ Петербурга мертвого, холодного, равнодушного к судьбе человека: «необычным холодом» веет на Раскольникова «от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна для него эта картина». Именно благодаря такой обстановке в городе, герой начинает размышлять о ценности своей жизни и о жизни других людей.
Родион Раскольников – бывший несостоятельный студент, стремящийся утвердиться в этом мире. Мне кажется, что его нравственное падение начинается не с самой теории о «тварях дрожащих» и «право имеющих». Герой хочет духовной независимости. Его непомерная гордость и высокая амбициозность воплощаются в этой страшной идее об убийстве ненужных людей.
Свою теорию Раскольников создает благодаря взглядам Макса Штирнера, в работе «Единственный и его собственность», трудам Шопенгауэра «Мир как воля и представление», но особенно повлиял труд немецкого философа Фридриха Вильгельма Ницше. В своей книге «Антихрист. Проклятие христианству» он пишет, что «…какой тип человека следует взрастить, какой тип желателен, как более ценный, более достойный жизни, будущности. Этот более ценный тип уже существовал нередко, но лишь как счастливая случайность, как исключение,- и никогда как нечто преднамеренное». Именно опираясь на книгу Ницше, герой моделирует собственную идею. Согласно его теории люди делятся на два «разряда»: большинство, «тварей дрожащих», составляющих «материал» истории, и меньшинство, «сильные личности», «имеющие право» совершать любые деяния, даже идущие вразрез с нравственными ценностями общества. Первые не способны влиять на развитие общества, а вторые, наоборот, существуют ради этой цели.
Главный критерий в делении на группы этих людей, это отношение к нравственности. «Твари дрожащие» повинуются моральному закону, что и лишает их необходимой свободы деятельности. На «право имеющих» этот закон не распространяется. Они могут совершить преступление, потому что в их представлении, это шаг на пути к усовершенствованию, преобразованию жизни. Эта теория незаметно подчиняет себе героя целиком, и он становится её главным исполнителем. Достоевскому важно показать, что, если на путь насилия становится честный и добрый человек, как Раскольников, он неизбежно приносит зло себе и другим.
Интересно то, что стремления Родиона избавить людей от невыносимых мучений и страданий заслуживают похвалы. Но его идея об исконном, естественном разделении людей на две категории антигуманна, так как она нарушает нравственные основы. И недаром, убив ростовщицу, чья жизнь, с его точки зрения, «не более как жизнь вши», Раскольников вынужден убить и ее сестру, безобидную простодушную Лизавету. Я думаю, что это мгновенно доказывает герою, что оправдания его ужасному поступку нет. Лизавета как раз тот человек, за чьи интересы борется герой – беззащитная, руки не поднявшая, чтобы защитить лицо. Именно тогда Раскольников понимает, может быть, еще неосознанно, что, совершено одно преступление, а за ним другое, более жестокое и страшное.
После совершения преступления, героя начинает терзать совесть. Муки совести, леденящий душу страх, который преследует Раскольникова на каждом шагу, осознание бессмысленности совершенного преступления, сознание несостоятельности своей теории. И об этом свидетельствует внутренний монолог героя: «Если действительно все это дело сделано было сознательно, а не по-дурацки, если у тебя действительно была определенная и твердая цель, то каким же образом ты до сих пор даже не заглянул в кошелек и не знаешь, что тебе досталось, из-за чего все муки принял и на такое подлое, гадкое, низкое дело сознательно шел? Да ведь ты в воду его хотел сейчас бросить, кошелек-то, вместе со всеми вещами, которых ты тоже еще не видел…Это как же?»
Родион понимает несостоятельность своей теории «сверхчеловека», она не выдержала проверки жизнью. Герой терпит крах, как всякий человек, связавший себя ложной идеей. Наказание его заключается в самом преступлении, нравственной пытке, нежели каторге или тюрьме. Муки Раскольникова изображены с такой глубиной, что читатель вместе с ним может переживать те чувства, которые испытывает герой.
По-моему, еще одной причиной разубеждения в своей теории главного героя является общение с духовными «двойниками» – Лужиным и Свидригайловым, у которых много общего с Раскольниковым. В частности, их объединяет принцип вседозволенности, который они исповедуют. Родион осознает, что уподобился им, хотя совсем этого не желал. Мне кажется, что хотя они и придерживаются одного принципа, но их мировоззрения и нравственные облики абсолютно разные.
Раскольников объявляет своей целью счастье человеческое, а не личное. Страдание, по словам Раскольникова, нередко является оборотной стороной вседозволенности.
Лужин, напротив, руководствуется в жизни только соображениями своей выгоды. Жених Дуни – бездушный делец, в котором «высокий» наполеонизм Раскольникова сводится к банальной практической выгоде. Как и Раскольников, он готов переступить через человеческое достоинство и право самому решать свою судьбу.
Свидригайлов предстает перед нами человеком порочным, развратным, растлителем малолетних, который при этом выглядит вполне респектабельным господином и является носителем «мировой скорби», присущей «великим людям». Он не скрывает, что большинство его поступков – результат его патологического сладострастия. Мне кажется, что Аркадий Иванович – это человек, в котором борется добро и зло. Его положительные черты меняются чудовищным сладострастием, в котором пародируется любовь Раскольникова к детям. Загробная жизнь видится ему еще более бессмысленной и беспросветной – «одна комнатка, эдак вроде деревенской бани, закоптелая, а по всем углам пауки, и вот и вся вечность». К сожалению, в итоге зло одержало верх и Свидригайлов покончил жизнь самоубийством. Таким образом, мы можем видеть, что Раскольников находится на ложном пути и его теория является ошибочной.
Возрождение главного героя начинается не только благодаря «двойникам». Большое влияние на возрождение души Родиона оказывает Порфирий Петрович. Я думаю, Порфирий Петрович – один из самых ярких и загадочных персонажей, который вступает в отношения противостояния и борьбы. Именно он впервые упоминает о теории Раскольникова и кратко формулирует ее суть: «Все дело в том, что в ихней статье все люди как-то разделяются на «обыкновенных» и «необыкновенных». Обыкновенные должны жить в послушании и не должны переступать закона, потому что они, видите ли, обыкновенные. А необыкновенные имеют право делать всякие преступления и всячески переступать закон, собственно потому, что они необыкновенные». Он единственный из всех догадался, что преступления студента имеют идейный смысл. Следователь убеждает Раскольникова, что для того, чтобы прославиться, не надо принижать других: «…дело в вас самих. Станьте солнцем, вас все и увидят». Страдания для Порфирия Петровича являются главным источником искупления. Лишь выстрадав многое, можно загладить свою вину. Именно беседы со следователем помогают герою действительно осознать свою вину и раскаяться в совершенном преступлении.
По моему мнению, немаловажную роль в произведении «Преступление и наказание» играют мать Родиона, Пульхерия Александровна, и его сестра – Дуня. Одним из мотивов совершения преступления являлось не только его бедственное положение, но и его родственников. Но не только один Родион пытается им помочь. Сестра Родиона Раскольникова Дуня готова выйти замуж за преуспевающего дельца Лужина, не любя его, а значит, сознательно обрекая себя на жизнь, лишенную радости. Она решается на этот шаг, чтобы вытащить семью из нищеты, помочь брату завершить образование в университете. А мать Родиона также терпит всяческие унижения и лишения, чтобы только помочь своему единственному сыну. Мне кажется, что образы «униженных и оскорбленных» в романе Достоевского необходимы, чтобы показать, что люди, у которых не так много денег, способны осилить различные трудности и эти люди способны сохранить в своей душе не только доброту и сострадание, но и безграничную веру в людей и Бога.
На мой взгляд, наибольшее влияние на главного героя оказала Соня Мармеладова, одна из представительниц «униженных и оскорбленных». В романе она является нравственным антиподом Родиона. После того, как ее семья оказалась в бедственном положении, героиня, жертвуя своей духовной и нравственной чистотой, пошла по «желтому билету», чтобы спасти семью от неминуемой смерти. Он увидел в ней родную душу, потому что она тоже много страдала и мучалась. Его тянет к этой несчастной девушке, потому что она единственный человек, который может войти в его ситуацию и понять. Несмотря на то, что общество считает ее изгоем, она не потеряла веру не только в Бога, но и в добро, любовь, счастье. Она избрала иной путь, чем Раскольников, – путь смирения. Смирившись, Соня спасает не только себя, но и Родиона. По моему мнению, сцену чтения Евангелия Достоевский ввел для того, чтобы показать, насколько Раскольников и Соня нравственны. Герой не мог понять, как в Соне позор и низость сочетаются с противоположными им чувствами. Все это объясняется тем, что Соня гораздо сильнее Родиона и она с помощью веры в Бога может преодолеть любые невзгоды и трудности. Раскольников с любопытством всматривался в Соню, как это хрупкое и кроткое существо может так, дрожа от негодования и гнева, быть убеждено в своей вере. Тут он заметил книгу на комоде – Евангелие. Раскольников и сам не мог ожидать от себя то, что он попросит Соню почитать ему ее. Соня колебалась, зачем это неверующему Раскольникову, он настаивал. Мне кажется, что Родион помнил историю про воскрешение Лазаря, потому что его мать, Пульхерия Александровна, сама была верующим человеком, и, возможно, он и сам надеялся на подобное духовное воскрешение. Чтение о Лазаре состоялось через четыре дня после преступления Раскольникова, то есть на четвертый день после его нравственной смерти. Следует добавить, что Лазарь воскрес на четвертый день после своей смерти. Соня начала читать сначала робея, подавляя спазмы горла, когда же дошла до воскресения – голос ее окреп, звенел как металл, вся она дрожала в предвкушении чуда воскресения и чуда, что Раскольников услышит и уверует так же, как верует она. Раскольников с волнением слушал и наблюдал за ней. Соня дочитала, закрыла книгу и отвернулась. Молчание продолжалось пять минут. Вдруг Раскольников с решимостью во взгляде заговорил: «Пойдем вместе. Я пришел к тебе. Мы вместе прокляты, вместе и пойдем!». Смысл процитированного сюжета о воскрешении Лазаря в том, что и четыре дня находившийся в гробе покойник сможет воскреснуть по воле Господней, и даже самому страшному грешнику, у которого нет внутреннего спокойствия, не закрыт путь к покаянию. Именно любовь к Соне открыла ему возможность примирения с жизнью, людьми. Силой своей любви, способностью претерпеть любые муки Соня возвышает Раскольникова до себя, помогает ему превозмочь самого себя и воскреснуть. Эта героиня олицетворяет начало жалости для Раскольникова: «. Он вдруг увидел, что это приниженное существо до того уже принижено, что ему вдруг стало жалко. Когда же она сделала было движение убежать от страха, в нем что-то как бы перевернулось». Достоевский изначально признает абсолютность человеческого «я», духовное достоинство и свободу всякого, даже самого забитого и ничтожного человека. Это достоинство проявляется в смирении перед страданием, посылаемым Богом. «Благодарю тебя, боже, за все, и за гнев твой, и за милость твою!» – восклицает один из героев «Униженных и оскорбленных». Самопожертвование Сони помогло герою сделать первый шаг – отказаться от рационального осмысления жизни. Герой осознал, как нужен он окружающим, и обрел новый смысл жизни, который состоит в милосердии, созидании, гуманизме.
Но сама тема «преступления» и «тема» наказания не открывается перед нами только в этом романе. Так же и в других произведениях Достоевского можно увидеть раскрытие этих волнующих тем. «В Неточке Незвановой» сказано: «Преступление всегда остается преступлением, грех всегда будет грехом, на какую бы степень величия не возносилось порочное чувство». В романе «Идиот» писатель утверждает: «Сказано: «Не убий!», так за то, что он убил, и его убивать? Нет, это нельзя!». Конечно, писатель не пытался в своём творчестве затрагивать темы убийства и нравственно больных людях. Главное для Федора Михайловича – это сама личность человека, её развитие, жизнь, различные стремления и действия.
Таким образом, прочитав роман «Преступление и наказание», я поняла, что Достоевский- это не только талантливый писатель и мастер слова, но и философ. В центре романа — сложившая¬ся уже окончательно в философском и художественном созна¬нии писателя концепция личности. Человек, единый во мно¬жестве, такой, каким он изображен в «Преступлении и наказании», пройдет через все творчество художника; и харак¬терная манера изображения действительности через сознание герой определит собой структуру всех его будущих произведе¬ний. «Общею точкой» сознаний множества людей отзовется сознание одного человека, и в строгом соответствии с этой идеей выстроится система образов в романе Достоевского — в каждом романе после «Преступления и наказания».
Думаю, Достоевский-философ в «Преступлении и наказании» размыш¬лял об онтологической природе человека: что есть в нем смерть и грех, что есть жизнь и воскресение. Через все его дальнейшее творчество пройдет мысль о человеке, несущем бремя первород¬ного греха — все сознавать и творить мир от себя вне Творца, и в то же время о человеке, в котором жива память о непосредствен¬ном чувстве, когда он знал Бога живого. Для Достоевского эта двойственная природа человека составляет самое существо и тай¬ну личности от начала мировой истории и на веки веков.
Итак, как православный мыслитель и писатель, он искал в человеке, прежде всего возможности самосовершенствования и спасения, пути «мертвой» души к воскресению. Эта тема преступления и наказания — одна из важнейших тем русской художественной и философской мысли — ставит роман «Преступление и наказание» в один ряд с «Евгением Онегиным» Пушкина, «Мертвыми душа¬ми» Гоголя, «Войной и миром» Толстого.
“Преступление и наказание” — книга великой боли за человечество
Школьное сочинение
Во всех произведениях Достоевского мы замечали одну общую черту, замеченную во всем, что он писал: это боль о человеке, который сам себя не признает человеком и даже не вправе быть им.
Ф. М. Достоевский — самый беспощадный художник XIX века, который изображал в своих гениальных произведениях суровую правду жизни, был одержим великой любовью к человеку и считал своим долгом открыть “униженным и оскорбленным” глаза и заставить их бороться, искать пути избавления от страданий и социальной несправедливости. Л. Н. Толстой писал: “Самое важное в произведении искусства, чтобы оно имело нечто вроде фокуса, и он должен быть недоступен полному объяснению словами”. Таким фокусом у Достоевского стало изображение крайней нищеты, когда люди не просто гибнут от голода, но и теряют свой человеческий облик и чувство собственного достоинства.
По глубине и тонкости замысла, по мастерству и правдивости отображения реальной действительности роман Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” можно смело назвать вершиной творчества писателя. Ведь в центре внимания автора оказалась страшная картина жизни России середины XIX века, со всей той нищетой, бесправием, угнетением русского народа, который хоть и пытался бунтовать против такой несправедливости, но вместе с тем осознавал свое бессилие в этой борьбе. Для более точного отображения этой действительности писатель старался проникнуть в самую глубину человеческой души, отразить сознание людей, их метания и противоречия.
Роман Достоевского вышел в свет в переломное для страны время, когда русская интеллигенция, ожидавшая возрождения России после реформы 1861 года, вынуждена была познать вместо этого глубокое разочарование и потрясение.
Социальные противоречия не исчезли. Напротив, они еще боль-. те обострились, еще острее стала несправедливость общественного устройства. И все это с талантом настоящего мастера сумел тонко подметить и выразить в своем романе Ф.М. Достоевский. При этом на примере трагедии одного человека автор выделил, вывел на первый план трагедию всего народа, отразил целый мир. Писатель не случайно взял своих героев из среды разорившегося дворянства. Именно в этой среде часто проявлялись в то время по-настоящему неординарные личности, яркие, сильные характеры, болезненные спады и светлые подъемы сознания, оказавшегося в конфликте с самим собой.
Действие романа происходит в Петербурге, в той его части, где жила беднота. Серый, мрачный город, многочисленные пивные, зазывающие народ залить горе; толпы пьяных на улицах; женщины, продающие себя за бесценок, а те, кто не желал этого делать, бросались с моста в воду. Страшное царство нищеты, бесправия, болезней, безысходности — вот те условия, в которых существуют простые русские люди, те условия, при которых в сознании многих рождаются ложные (хотя и вполне понятные) идеи восстановления справедливости.
Описывая жизненный путь Родиона Раскольникова — противоречивой личности, вынужденной в силу социальных причин пойти на преступление, на жестокое убийство, — Достоевский в первую очередь стремился показать гибельность подобного шага.
Но вместе с тем он мечтал показать перерождение, очищение человека путем страданий, переосмысления принципов и в конечном итоге преодоления зла. Да, Раскольников совершил преступление, избрал ошибочный путь в жизни. Но главное здесь — то, что толкнуло героя встать на путь убийства. И пытаясь обосновать такой шаг, Достоевский с первых страниц говорит о социальном положении Родиона. Молодой человек вынужден существовать в комнатке, а точнее “каморке”, которую сам автор сравнивает со шкафом, сундуком, гробом, подчеркивая крайнюю нищету ее обитателя — “задавленного бедностью”, “изуродованного нищетой” “бедного и больного студента”.
Создавая психологический портрет своего героя, писатель на первое место выводит те черты, которые рождены именно общественным положением бедного студента: мнительный, самолюбивый, мрачный, угрюмый. И в этих чертах, в этих характеристиках Родиона Раскольникова отражен обобщенный портрет поколения, показаны особенности психологии многих его современников.
Такие люди, как Раскольниковы, Мармеладовы и подобные им, вынуждены влачить жалкое существование в жестоком и несправедливом мире, где распорядителями и хозяевами являются подлые и низкие свидригайловы и лужины. Потому не осуждение в первую очередь, а страшная, щемящая боль пронизывает страницы романа Достоевского — боль за людей, раздавленных нищетой, таких как Катерина Ивановна Мармеладова, которая сама себя сравнивает с заезженной клячей; как ее несчастный муж, спившийся от горя и бедности; как дочь Соня, вынужденная продавать себя, чтобы поддерживать хоть какое-то существование семьи. Ее образ наиболее трагичен. “Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь. свою”, — говорит ей Родион. А ведь сколько таких же несчастных девушек губили свою жизнь, принося себя в жертву ради близких, ради какого-то призрачного благополучия. Такой же (или почти такой) путь уготован и сестре Раскольникова. Осознание этого, понимание гибельности того поступка, на который готова пойти ради него сестра, выйдя за нелюбимого, к тому же ничтожного человека, зарождает протест в душе главного героя.
Родион не видит другого выхода, как убийство процентщицы. Так он спасет себя, спасет свою семью. И при таких обстоятельствах смерть никому не нужной старухи кажется ему оправданной, в чем еще больше Раскольников убеждается, получив письмо матери, в котором она сообщает о своем плачевном материальном положении. “Ясно, что теперь надо было не тосковать, не страдать пассивно, одними рассуждениями о том, что вопросы неразрешимы, а непременно что-нибудь сделать, и сейчас же, и поскорее. Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь, или. Или отказаться от жизни совсем. “
Да, такая идея могла возникнуть в голове героя, как и в голове другого студента, чей разговор Раскольников как-то услышал в трактире, только под влиянием крайней нищеты, безысходности, несправедливости окружающего мира. “За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения”. Не правда ли — благородный, оправданный выход?!
Единственный выход для множества людей, загнанных жизнью в глухой угол, вынужденных каждый день видеть сотни, тысячи гибнущих жизней, жизней, которые еще можно спасти “от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических заболеваний. “. А всего-то нужно — убить никчемную старушонку и забрать ее деньги! Нет, конечно, Достоевский не оправдывает своего героя. Наоборот, вся суть пути Раскольникова в конечном итоге сводится к пониманию своих ошибок. Мучительному пониманию. Но хотя в романе и есть намек на то, что стремления к лучшей жизни не напрасны, не напрасны попытки прийти к ней другим, правильным путем, — мы понимаем, что, к сожалению, сбыться этим стремлениям суждено не так уж скоро. И многострадальному русскому народу еще через много испытаний придется пройти. Отсюда нескрываемая боль автора за весь народ, за все человечество.
И все же, размышляя о далеком грядущем, Достоевский писал в “Дневнике писателя”: “Я не хочу мыслить и жить иначе, как с верой, что все наши девяносто миллионов русских (или там сколько их тогда народится) будут все когда-нибудь образованны, очеловечены и счастливы”.
Тема падения и духовного возрождения человека в романе Достоевского «Преступление и наказание»
Человеческая душа, ее страдания и мучения, муки совести, нравственное падение, и духовное возрождение человека всегда интересовали Ф. М. Достоевского. В его произведениях встречается много персонажей, наделенных поистине трепетным и чутким сердцем, людей, добрых по природе, но по тем или иным причинам оказавшихся на нравственном дне, потерявших уважение к себе как личности или опустивших свою душу в моральном плане. Некоторые из этих героев так никогда и не поднимаются на прежний уровень, а становятся настоящими негодяями. Другим же героям предстоит пройти трудный и тяжелый путь воскрешения своей души, возвращения ей человеческого облика. К одним из таких персонажей относится и Родион Раскольников, главный герой романа «Преступление и наказание».
Уже с первых страниц романа становится понятно, что Раскольников погружен в болезненное состояние, порабощен философской идеей, допускающей «кровь по совести». Размышляя над отечественной и всемирной историей, наблюдая современную российскую действительность, Родион приходит к выводу, исторический процесс и любое изменение, происходящее в обществе, осуществляются только за счет чьих‑либо страданий, человеческих жертв и крови. Поэтому все люди делятся на две категории: «тварей дрожащих», которые безропотно принимают любой порядок вещей, и «право имеющих» – людей, которые нарушают моральные нормы и общественный порядок. Последние являются творцами истории, поэтому имеют право не останавливаться перед насилием, кровью, если это приведет их к осуществлению их идей. А развитие общества совершается как раз за счет попрания такими людьми «тварей дрожащих». Вынашивая свою идею о «сверхчеловеке», Раскольников мечтал о роли властелина и спасителя одновременно. Его настолько увлекает эта антихристианская идея, что он идет на убийство старухи и полностью погружает свою душу в пропасть, из которой, казалось бы, нет никакого выхода.
Пойдя на убийство беззащитной старухи, Раскольников надеялся, что сможет возвысить себя до уровня «сверхчеловека», но оказалось, что, напротив, опустился в нравственном отношении, стал похожим на таких негодяев, как Лужин и Свидригайлов. Единственное, что отличает его от них, так это муки совести. В какой‑то мере они становятся отправным пунктом на пути к духовному возрождению героя. Ведь если не было их, не стал бы Раскольников так анализировать свое преступление, не стал бы рваться к Соне, не принял бы от нее христианский крестик.
Родион чувствует, что в нравственном плане Соня намного выше его, так как не позволяет себе попирать людей, а испытывает к ним большую любовь. Христианская мораль Сони и заставляет Раскольникова по‑другому посмотреть на людей, увидеть, что его теория расходится с жизнью. Он слушает библейские рассказы Сони, пытается понять ее отношение к жизни и к людям, видит ее чистоту и душевную невинность. Это и заставляет его признаться в своем преступлении.
Однако раскаяние приходит к нему значительно позже, уже на каторге. Раскольников не признает себя виновным перед юридическими постановлениями и законами, ведь «они сами миллионами людей изводят». Свою вину он ощущает перед людьми. В конечном итоге он понимает, что ничем не отличается от других людей, от каторжников, с которыми ему приходится жить. Благодаря Соне он приходит к христианскому пониманию жизни, ее законов, приходит к Богу, и его душа возрождается для новой жизни. Пусть для многих людей он будет преступником, убийцей. Это клеймо он никогда не сможет смыть со своего имени. Но он смыл грязь со своей души, он искренне раскаялся в содеянном, и благодаря этому раскаянию сможет жить рядом с другими людьми и для других людей. Таким образом, духовное возрождение Раскольникова происходит не в момент его признания в преступлении, а в момент искреннего раскаяния в том, что он совершил, в момент полного отказа от его антигуманной теории и прихода к истинной вере, без которой не может жить человек.
46. Тема падения и духовного возрождения человека в произведениях Ф. М. Достоевского (по одному из романов: «Преступление и наказание» или «Идиот»)
46. Тема падения и духовного возрождения человека в произведениях Ф. М. Достоевского (по одному из романов: «Преступление и наказание» или «Идиот»)
Человеческая душа, ее страдания и мучения, муки совести, нравственное падение, и духовное возрождение человека всегда интересовали Ф. М. Достоевского. В его произведениях встречается много персонажей, наделенных поистине трепетным и чутким сердцем, людей, добрых по природе, но по тем или иным причинам оказавшихся на нравственном дне, потерявших уважение к себе как личности или опустивших свою душу в моральном плане. Некоторые из этих героев так никогда и не поднимаются на прежний уровень, а становятся настоящими негодяями. Другим же героям предстоит пройти трудный и тяжелый путь воскрешения своей души, возвращения ей человеческого облика. К одним из таких персонажей относится и Родион Раскольников, главный герой романа «Преступление и наказание».
Уже с первых страниц романа становится понятно, что Раскольников погружен в болезненное состояние, порабощен философской идеей, допускающей «кровь по совести». Размышляя над отечественной и всемирной историей, наблюдая современную российскую действительность, Родион приходит к выводу, исторический процесс и любое изменение, происходящее в обществе, осуществляются только за счет чьих-либо страданий, человеческих жертв и крови. Поэтому все люди делятся на две категории: «тварей дрожащих», которые безропотно принимают любой порядок вещей, и «право имеющих» – людей, которые нарушают моральные нормы и общественный порядок. Последние являются творцами истории, поэтому имеют право не останавливаться перед насилием, кровью, если это приведет их к осуществлению их идей. А развитие общества совершается как раз за счет попрания такими людьми «тварей дрожащих». Вынашивая свою идею о «сверхчеловеке», Раскольников мечтал о роли властелина и спасителя одновременно. Его настолько увлекает эта антихристианская идея, что он идет на убийство старухи и полностью погружает свою душу в пропасть, из которой, казалось бы, нет никакого выхода.
Пойдя на убийство беззащитной старухи, Раскольников надеялся, что сможет возвысить себя до уровня «сверхчеловека», но оказалось, что, напротив, опустился в нравственном отношении, стал похожим на таких негодяев, как Лужин и Свидригайлов. Единственное, что отличает его от них, так это муки совести. В какой-то мере они становятся отправным пунктом на пути к духовному возрождению героя. Ведь если не было их, не стал бы Раскольников так анализировать свое преступление, не стал бы рваться к Соне, не принял бы от нее христианский крестик.
Родион чувствует, что в нравственном плане Соня намного выше его, так как не позволяет себе попирать людей, а испытывает к ним большую любовь. Христианская мораль Сони и заставляет Раскольникова по-другому посмотреть на людей, увидеть, что его теория расходится с жизнью. Он слушает библейские рассказы Сони, пытается понять ее отношение к жизни и к людям, видит ее чистоту и душевную невинность. Это и заставляет его признаться в своем преступлении.
Однако раскаяние приходит к нему значительно позже, уже на каторге. Раскольников не признает себя виновным перед юридическими постановлениями и законами, ведь «они сами миллионами людей изводят». Свою вину он ощущает перед людьми. В конечном итоге он понимает, что ничем не отличается от других людей, от каторжников, с которыми ему приходится жить. Благодаря Соне он приходит к христианскому пониманию жизни, ее законов, приходит к Богу, и его душа возрождается для новой жизни. Пусть для многих людей он будет преступником, убийцей. Это клеймо он никогда не сможет смыть со своего имени. Но он смыл грязь со своей души, он искренне раскаялся в содеянном, и благодаря этому раскаянию сможет жить рядом с другими людьми и для других людей. Таким образом, духовное возрождение Раскольникова происходит не в момент его признания в преступлении, а в момент искреннего раскаяния в том, что он совершил, в момент полного отказа от его антигуманной теории и прихода к истинной вере, без которой не может жить человек.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Ссылка на основную публикацию
Название: Тема падения и духовного возрождения в романе Достоевского Преступление и наказание
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/vozrojdenie-raskolnikova/ Тип: сочинение Добавлен 06:23:07 24 февраля 2011 Похожие работы Просмотров: 928 Комментариев: 16 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать |