Сочинение на ЕГЭ: как готовиться и что нужно знать
В этом году первый и второй день ЕГЭ стартовали 1 июня. Одним из важных этапов экзамена является написание сочинения. О том, как готовиться к этому этапу и что нужно знать перед написанием, рассказывает эксперт по русскому языку и литературе Алексей Федоров.
Открытые направления ЕГЭ
В этом году ЕГЭ включает в себя пять открытых направлений: «Забвению не подлежит», «Я и другие», «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения», «Время перемен» и «Разговор с собой». Эти направления являются общими «указателями», а конкретные темы упражнений ученики узнают за 15 минут до начала сочинения в каждом регионе.
Важность аргументации и подтверждения своих мыслей
Важным моментом при написании сочинения является способность выпускника рассуждать и предлагать свои ответы на философские вопросы, а также выражать и аргументировать свою точку зрения. Сочинение — это не просто написание мыслей на заданную тему, а подтверждение их опираясь на литературный источник. Источник может быть любым, что есть у выпускника в «читательском активе», включая художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, философские и научно-популярные трактаты. Однако, опыт показывает, что в 90% случаев студенты обращаются к произведениям школьной программы.
Формальные требования к сочинению
В сочинении должен быть не менее 250 слов (в зачет идут все слова, включая предлоги и другие «служебные» слова), рекомендуемый объем — от 350 слов. Предлагается начать с написания черновика, который потом можно перечитать и пересчитать слова, а затем переписать текст. Нужно следить за временем: на все про все — 3 часа 55 минут.
Важность избегания плагиата
Работу нужно писать самому, без использования плагиата, шпаргалок, заученных текстов и схем. Если присутствуют чужие мысли, нужно указывать источник. Объем цитирования не должен превышать объем вашего текста. Также важно, чтобы сочинение соответствовало теме и аргументировалось литературными источниками.
Часто сочинения выглядят так: первый абзац — короткое мнение, тезис по теме, основная часть — подробный пересказ какого-то произведения. В конце повторяется тезис из вступления. Но так делать не надо! Не нужно подменять собственное рассуждение пересказом, — говорит Алексей Федоров. — Другая крайность: школьник не помнит, о чем произведение, и начинает импровизировать, искажает его до неузнаваемости. За такое тоже незачет.
Сочинения | Сочинения 7 класс. Любимое произведение, изучаемое в 7 классе
... Она - гордый человек, ценящий свое человеческое достоинство. И в произведениях Чехова мы часто встречаем таких людей. Пусть они кажутся ... - несмотря на кажущуюся пошлость и отсутствие красоты в их жизни, они все-таки имеют какие-то идеалы, и в некотором смысле ... малопривлекательны. Но вместе с тем приходится признать, что и "эти маленькие" люди также имеют право на существование. Они также живут ...
Правильная композиция и логика — без них никуда. А вот без речевых и лексических ошибок лучше обойтись.
Фактические ошибки тоже могут повлиять на итоговую оценку. Но чтобы был незачет, их количество должно быть критическим, — говорит Алексей Федоров. — А вот за грамотность, точнее — ее отсутствие, довольно много ребят получают незачет. Допустимое количество ошибок не более пяти на 100 слов. Причем учитываются орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки.
Если приведен пример только из одного произведения, то могут ли поставить незачет из-за этого?
Ответ: Нет, не могут.
Нужен ли подробный анализ произведений, которые привлекаются при аргументации?
Ответ: Вы можете их анализировать, если это поможет в работе, но вы не обязаны этого делать.
Имеет ли право участник на собственную оригинальную интерпретацию произведения?
Ответ: Да, имеет. Важно, чтобы вы могли доказать свою точку зрения с опорой на литературный материал.
Я увлекаюсь искусством. Можно ли при аргументации опираться на описание архитектурных памятников, картин, скульптур?
Ответ: Можно, но не вместо литературного материала.
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/v-sochinenii-po-literature-byila-dopuschena-fakticheskaya-oshibka/
Исследование о чтении среди российских школьников
В рамках исследования, проведенного Российским движением школьников, были опрошены более двух тысяч учеников с целью выяснить их предпочтения в чтении. Оказалось, что почти 20 процентов респондентов назвали Александра Пушкина одним из самых любимых писателей. Это объясняется его «поэтичным слогом», «наполненными сюжетами» и «легкостью восприятия смысла» его произведений. Более 22 процентов ребят также отметили, что произведения Пушкина, такие как «Капитанская дочка», «Дубровский» и «Евгений Онегин», оказали на них сильное впечатление.
Вторым по популярности среди школьников оказалась британская писательница Джоан Роулинг, автор серии книг о Гарри Поттере. С некоторым отставанием замыкает тройку лидеров американский писатель Рей Брэдбери.
Желания изменить учебную программу
В результате исследования также было выявлено, что 22 процента российских школьников хотели бы сократить обязательный набор русской классики в учебной программе и дополнить ее изучением зарубежной литературы. Более 10 процентов опрошенных были за то, чтобы в программу включить книги о приключениях Гарри Поттера, а также произведения Рея Брэдбери и Стивена Кинга.
Чтение среди школьников
Более 49 процентов российских школьников заявили, что читают каждый или почти каждый день. 33,4 процента регулярно читают несколько раз в неделю. Кроме того, 51,4 процента учеников постоянно пользуются услугами школьной библиотеки, а 22 процента посещают ее время от времени.
ПО КАРТИНЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ...
... школьников написанию сочинения по картине и формирование у них речевых умений являются одними из ведущих задач в развитии речи и мышления младших школьников. Нами Мы уделили внимание особенностям работы над сочинением по картине в начальной ...
Интересно, что 45 процентов школьников отмечают, что в период пандемии начали читать больше.
Популярные жанры
Среди школьников популярными жанрами чтения оказались фантастика и фэнтези (54 процента), классическая литература (40,4 процента), детективы и триллеры (39 процентов), художественная проза (33,3 процента) и любовные романы (32,5 процента).
Популярные книги
Среди прочитанных вне школы произведений, который школьники упоминали чаще всего, были «Гарри Поттер», «Мастер и Маргарита», «451 градус по Фаренгейту», «Портрет Дориана Грея» и «Виноваты звезды».
Исследование предпочтений школьных библиотекарей и их учеников в выборе книг
Исследование мнения российских школьных библиотекарей позволило выявить интересные тенденции в предпочтениях учеников при выборе книг. Оказалось, что наиболее популярным жанром среди школьников является фэнтези. Библиотекари отмечают, что после «Гарри Поттера» наибольшей популярностью пользуются произведения Холли Вебб, британской писательницы. Ее книги, как отмечают библиотекари, пользуются огромным спросом и практически не задерживаются в библиотеке.
Третье место в предпочтениях школьников делят между собой несколько писателей. Особую популярность у детей младшего школьного возраста имеют сказки Александра Пушкина. Также упоминаются книги Тамары Крюковой, которые также пользуются спросом среди учеников.
Возрастные предпочтения в чтении
Интересно, что «самым читающим возрастом» у школьников, по мнению библиотекарей, является период 9-10 лет. В этом возрасте чтению уделяется больше внимания, и 72,6 процента школьников показывают интерес к книгам. Немного отстают дети в возрасте 6-8 лет, среди которых 52,1 процента проявляют интерес к чтению. Также замечено, что доля школьников в возрасте 16-18 лет, проявляющих интерес к чтению, составляет 32,9 процента. Однако, ученики 8 классов, по мнению респондентов, читают меньше всего.